Самоделки из листового металла



Вертолет "муха"

Для работы используют белую жесть. В качестве дополнительного материала берут пустую катушку для ниток, нитки, гвоздики.


Вертолет 'муха' (рис. 25)

Вначале на листе бумаги делают разметку пропеллера. Чтобы пропеллер был симметричен, лист бумаги складывают пополам, со стороны сгиба делают разметку по половинному изображению. Вырезав шаблон, накладывают его на жесть, обводят чертилкой и вырезают заготовку ножницами по металлу (рис. 25, а).

В катушку забивают два маленьких гвоздика без шляпок (рис. 25, б). На пропеллере размечают места для отверстий, в которые войдут гвоздики, и пробивают кернером отверстия. Если нет кернера, отверстия прокалывают шилом, положив заготовку на доску. Образовавшиеся заусенцы спиливают напильником.

На катушку наматывают толстую нить длиной до 1 м. Чтобы катушка легко вращалась, делают специальную круглую палочку-держатель, верхняя часть которой должна быть тоньше, чем отверстие в катушке (рис. 25, в). Лопасти пропеллера слегка сгибают в противоположные стороны, надевают на гвоздики, резко раскручивают нить на катушке, поднятой над головой. Пропеллер поднимается в воздух (рис. 25, г).

Свисток

Для работы используют белую жесть. Отрезают две полоски жести (рис. 26, а, б). Из большей заготовки делают основу в виде трубочки с ручкой, которая будет служить мундштуком в свистке. Трубочку делают на круглой деревянной палочке или металлическом прутике, зажатом в тисках. Между концом трубочки и началом мундштука должен быть зазор. Сверху накладывают вторую заготовку (рис. 26, в) и сгибают концы полоски на нижнюю сторону мундштука. Конец мундштука сгибают так, чтобы он закрепил эту полоску (рис. 26, г). В трубочку кладут маленький пенопластовый шарик диаметром 6-7 мм, закрывают края пальцами. Когда дуют в свисток, шарик колеблется и раздается трель.


Свисток (рис. 26)

Поделку используют для судейства в спортивных играх.

Поделки из полосок

Для работы используют тонкий алюминий.


Поделки из полосок (рис. 27)

Этот прием широко применяется в оформительских работах. Так можно выполнить заголовки школьных уголков, стендов, сделать эмблемы, контурные изображения зверей, птиц и т. п.

Вначале нарезают узкие размером 5-10 мм полоски алюминия, затем сгибают отдельные детали по заранее подготовленному рисунку и приклеивают на жесткую основу быстросохнущим клеем, лучше всего ПВА.

Чеканка

Художественная обработка листового металла - чеканка - известна давно. Это один из увлекательных видов работы. В технике чеканки выполняют миниатюрные ювелирные изделия и создают большие настенные панно.

Однако младшим школьникам, особенно на первых порах, когда еще нет навыков работы, трудно сделать хорошие поделки. Поэтому для учебных целей можно предложить несколько упрощенный, доступный младшему школьному возрасту вариант чеканки с соблюдением всех особенностей, принципов и техники работы.

Как показывает практика, дети с большим удовольствием выполняют этот вид работы, познавая азы технологии обработки металла. У ребят появляется интерес к совершенствованию умений и навыков чеканки.

Чеканить можно на тонком листе меди, алюминия, латуни. Для младших школьников лучше рекомендовать алюминий. Для работы можно использовать фольгу, которой закрывают молочные бутылки. Хороший материал для работы - тюбики из-под зубной пасты, вазелина, питательного крема. У пустых тюбиков отрезают верхние и нижние части, трубочку разрезают вдоль, выравнивают и таким способом получают пластинку для чеканки. Материалы также можно приобрести в магазине "Юный техник".

Инструменты и приспособления

Инструменты для чеканки называются чеканами. У хорошего чеканщика их несколько десятков. Этот инструмент делают из стали в виде стержня с заточенной определенным способом нижней (рабочей) частью. От формы рабочей части группы чеканов получают свое название и назначение.

Так как младшие школьники обрабатывают тонкий и мягкий листовой материал, то в металлических чеканах нет необходимости. Их можно сделать из твердых или средней твердости пород древесины: бука, ясеня, дуба, березы. Такие чеканы могут сделать сами учащиеся в школьной мастерской. Чеканы делают из реек сечением 10Х 10 мм, длиной 100-120 мм. Рабочую часть сначала затачивают перочинным ножом или рубанком, потом напильником и шлифуют наждачной шкуркой.

Форма рабочей части может быть различной (рис. 28). Чекан, заточенный на конус и слегка притупленный, называют канфарником (а); инструмент, по форме напоминающий отвертку, - расходником (б); инструмент, имеющий закругленную рабочую часть, называют пурошником (в); рабочая часть чекана под названием утюжок (г) узкая, слегка изогнутая; инструмент с квадратным основанием называют лощатником (д). Остальные виды носят названия сугубо терминологические и в обиходе именуются просто чеканами.


Форма рабочей части может быть различной (рис. 28)

Выполняют чеканку на различных подкладках: смоле, войлоке, мешке с песком. Тонкий листовой металл можно чеканить на газетной бумаге, сложенной в несколько слоев.

Технология чеканки

Вначале подготавливают рисунок в натуральную величину, но несколько меньше, чем заготовка металла. Пока нет опыта работы, не следует брать рисунок, где имеется много мелких деталей, так как в технике чеканки их трудно выполнить. Трудно также чеканить лица людей, малейшие искажения приводят к браку в работе. Для первых работ подойдут упрощенные изображения зверей, птиц, рыб, цветов.


Пример чеканки (рис. 29)

Лист металла кладут на несколько слоев газеты, сверху помещают подготовленный рисунок, оставив небольшие поля. Рисунок закрепляют на металле скрепками. Копировальная бумага в работе с тонким металлом не нужна, так как на нем хорошо виден след, продавливаемый инструментом. Переводят рисунок обычно шариковой ручкой без пасты или канфарником. Нажим должен быть слабым. Перед тем как снимать рисунок с заготовки, надо проверить, все ли линии переведены, исправить допущенные пробелы (рис. 29, а).

После этого приступают непосредственно к чеканке. Вначале хорошо прорабатывают контурные линии. Эту операцию выполняют утюжком, что позволяет добиться четкости линий (рис. 29, б). Потом приступают к выполнению рельефа. Металл поворачивают обратной стороной. Берут чекан со сферической рабочей частью (пурошник) и легкими поступательными и вращательными движениями вытягивают металл. Эту операцию называют выколоткой. Поскольку младшие школьники работают с очень тонким материалом, то металл вытягивается даже от незначительных нажимов. Вытяжка рельефа в разных местах неодинакова. Это зависит от рисунка, анатомических или конструктивных особенностей животного или предмета. Ближе к контурным линиям рельеф должен уменьшаться.

После предварительной вытяжки заготовку поворачивают на лицевую сторону, прорабатывают детали и вновь поворачивают на изнаночную для обработки рельефа. Эти операции выполняют несколько раз, пока не достигнут необходимого качества работы (рис. 29, в).

Когда сделан рельеф, приступают к обработке фона. Его можно сделать по-разному: точками, короткими линиями, завитками, оставить гладким. Так как учащимся младших классов не разрешается производить химическую обработку, то фон в чеканке необходим, чтобы подчеркнуть, выделить фактуру рисунка. Фон делают с обеих сторон, но в данной работе лучше делать только с лицевой.

Сначала на небольшом расстоянии от контурных линий с лицевой стороны аккуратно, на равном расстоянии друг от друга наносят точки канфарником (канфарят). После этого рисунок становится четче и рельефнее (рис. 29, г). Потом точки наносят произвольно по всей поверхности листа, оставляя место для рамки (рис. 29, д).

Рамку делают по-разному: прямыми или волнистыми линиями, геометрическими или растительными элементами, выпуклыми крупными точками и т.д. (рис. 29, е).

Готовую поделку оформляют. Если лист металла взяли небольших размеров, то его приклеивают на фанеру или картон быстросохнущим клеем (БФ-2, БФ-6, "Феникс", "Момент-1", нитроцеллюлозный, суперцемент и др.). Если формат чеканки большой, то фанеру берут несколько меньших размеров и загибают края металла на изнаночную сторону. Повторяем, химическая обработка чеканки с младшими школьниками не допускается.

II. Пластмассы

Пластмассы - искусственно созданные материалы, обладающие красивым внешним видом, прочностью, поэтому их часто применяют как заменители металла, древесины и других материалов, встречающихся в природе. Из пластмасс делают детали машин, механизмов, трубы, посуду. Используют пластмассы в строительстве, автомобилестроении, самолетостроении, легкой промышленности.

Все пластмассы делятся на термопластичные и термореактивные. К термопластичным относят полиэтилен, нейлон, полистирол и др. Изделия из таких пластмасс под действием тепла можно вновь размягчить и придать им исходную форму, т. е. они переходят в пластическое состояние. К термореактивным относят текстолит, гетинакс, эбонит, аминопласты. Изделия из таких пластмасс нельзя размягчить, под действием тепла и давления в них происходят необратимые изменения.

Полихлорвинил (искусственная кожа) - эластичный, мягкий, легко обрабатываемый материал. Его используют для изготовления одежды, обуви, обивки мебели. В качестве поделочного материала можно использовать для аппликационных работ. Технология выполнения аппликаций из полихлорвинила такая же, как из бумаги и других материалов. Детали приклеивают на основу клеем ПВА или БФ.

Поролон - пористый, легкий, гибкий, легко обрабатываемый материал. Хорошо окрашивается анилиновыми красителями (красителями для ткани). Из поролона делают игрушки, используют в мебельной промышленности, быту.

Линолеум - гибкий, хорошо обрабатываемый материал, применяемый для покрытия полов. Линолеум легко режется различными резцами. Для линогравюры используют старый, хорошо высушенный линолеум или пластик, который отличается от линолеума тем, что не имеет матерчатой основы.

Пенопласт - легкий, мягкий, пористый, достаточно пластичный материал. Хорошо обрабатывается различными инструментами. Благодаря своим качествам находит широкое применение, особенно в оформительских работах. Из него вырезают отдельные детали и изготавливают большие панно. Пенопласт легко режется, красится, склеивается с другими материалами. Тонкие листы и полоски пенопласта достаточно гибки, что дает возможность изготавливать из него интересные объемные поделки. Необходимо помнить, что не все марки пенопласта обладают такой пластичностью. Наиболее подходящим для работы является пенопласт марки ПС-1 (полистирольный пенопласт).

Инструменты и приспособления

Для обработки поролона используют обыкновенные ножницы, пенопласт режут остро отточенным перочинным ножом, лобзиком. Для резки толстых кусков используют специальное приспособление с раскаленной проволокой, но эту работу выполнять младшим школьникам не рекомендуется. Разрезать такие куски могут старшеклассники под руководством учителя труда в школьной мастерской. Младшие школьники могут работать с листами пенопласта толщиной до 10 мм.


Штихели (рис. 30)

Куски линолеума режут перочинным ножом. Для изготовления линогравюры применяют специальные инструменты - штихели, которые можно купить в магазинах хозяйственных товаров и "Юный техник", а также сделать в школьных мастерских из спиц старого зонтика (рис. 30, а). На рисунке 30, б показаны профили различных штихелей.

Обработку пластмасс производят на подкладной деревянной доске.

 

Самоделки из пластмассы

Вырезание букв

Для работы используют листы пенопласта толщиной до 10 мм. Этот вид труда широко применяют в оформительских работах, делая буквы для заголовков к текстам классного уголка, стендам и т. п.


Вырезание букв (рис. 31)

Разметку букв, используя заранее сделанные шаблоны, производят непосредственно на пенопласте. Нажим карандаша должен быть слабым, чтобы не было вмятин. Когда выполнена разметка, приступают к вырезанию букв. По нанесенным линиям несколько раз проводят перочинным ножом, пока пенопласт не прорежется полностью. Нельзя пытаться разрезать пенопласт за один нажим - по кромке образуются надрывы, а иногда и большие надломы, чем можно испортить материал. Толстые листы, рисунки со сложными контурами и большими изгибами обрабатывают лобзиком.

Пенопласт - красивый материал, но иногда для большей выразительности или в целях имитации его красят или наклеивают на него другие материалы, например цветную фольгу.

Буквы приклеивают к основе столярным, казеиновым, клеем ПВА.

 

Силуэтные поделки

Для работы используют листы пенопласта толщиной до 10 мм. Вначале подготавливают эскиз.


Силуэтные поделки (рис. 32)

Когда найден понравившийся вариант рисунка, его перенося на картон или плотную бумагу, из которых вырезают шаблон Техника вырезания силуэтов такая же, как и букв. Поделки могут состоять как из одного куска, так и из отдельных частей.

Таким способом можно сделать различные эмблемы, елочные игрушки и т. п.

Сборные игрушки

Для работы используют листы пенопласта толщиной до 5 мм.


Сборные игрушки (рис. 33)

Игрушки состоят из отдельных деталей. Чтобы сделать такие игрушки, вначале подготавливают эскизы деталей, каждую переносят на картон и вырезают. Потом по полученным шаблонам вырезают детали из пенопласта и скрепляют их проволокой. Мелкие детали подкрашивают.

Штампы

Для работы используют небольшие толстые кусочки пенопласта. Штампование - интересный, широко распространенный способ изготовления рисунков, орнаментов, узоров. В школьной практике, на внеклассных занятиях штампы делают из различных материалов: резины, линолеума, картона, природных материалов. В производстве штамп - это специальное приспособление, с помощью которого получают не только рисунки, надписи, но и детали машин и механизмов. Такие штампы делают из металла и других прочных материалов.


Штампы (рис. 34)

Штамп применяют в том случае, если надо получить много одинаковых элементов, деталей. Для изготовления штампа вначале подготавливают эскиз. Необходимо помнить, что рисунок выполняют в зеркальном отражении. Техника изготовления штампа проста. На пенопласт переносят рисунок в зеркальном отражении. Те места, которые не должны быть отпечатаны (пробельные элементы), вырезают. Печатающая часть остается несрезанной и находится выше пробельных элементов, но обязательно на одном уровне (рис. 34).


Штампы (цвет. табл. I)

Для печати применяют различную краску. В работе с младшими школьниками обычно используют акварель и темперу. Густую краску растирают мягкой кисточкой на кусочке линолеума или стекла, штамп опускают сначала на краску, а потом на приготовленную бумагу. Штампованный рисунок можно сделать многоцветным. Для этого подготавливают несколько штампов и каждый цвет печатают отдельно.


Штампы (цвет. табл. I)

Штампованием можно украсить стенную газету, уголок, сделать различные сувенирные картинки (цвет. табл. I).


Штампы (цвет. табл. I)

Гнутые поделки

Для работы используют тонкие полоски пенопласта. Пенопласт - материал пластичный. Это качество учитывают в работе при изготовлении гнутых изделий. Поделку выполняют на любой жесткой основе - толстом картоне или фанере.


Кораблик (рис. 35)

В начале подготавливают эскиз контурного рисунка. Плавность линий, мягкие переходы - необходимое требование, предъявляемое к рисунку: в нем не должно быть резких изгибов, малых окружностей (пенопласт при обработке может лопнуть). Подготовленный эскиз переносят на основу. Потом берут полоски пенопласта, сгибают по контурным линиям, оставшиеся части отрезают. Сгибы делают несколько больше, чем нужно, так как пенопласт самопроизвольно разгибается. Подготовленные детали приклеивают на основу быстросохнущим клеем.


Рак (рис. 36)

Таким способом выполняют различные интересные поделки (рис. 35, 36). Готовые работы можно покрасить в нужный цвет.

Цветы из поролона

Для работы используют тонкие (до 5 мм) листы поролона разного цвета. Изготовленные цветы применяют для украшения рабочей комнаты, выставок, маскарадных костюмов, для оформления инсценировок, праздничных колонн демонстрантов и т. п.


Цветы из поролона (рис. 37)

Прежде всего необходимо подобрать материал нужного цвета. Если в наличии нет поролона нужной окраски, то его предварительно красят анилиновыми красителями, сушат, а потом используют для работы.


Цветы из поролона (рис. 38)

Цветы из поролона делать очень легко. Из картона подготавливают шаблоны лепестков и листьев, накладывают их на поролон и вырезают необходимое количество деталей. Лепестки у основания связывают тонкой медной проволокой (рис. 37, 38).


Цветы из поролона (рис. 39)

Красивые цветы получаются из полосок поролона. Материал нарезают узкими полосками, детали складывают вместе, концы с одного края связывают тонкой медной проволокой. Стебель делают из более толстой проволоки, пропуская его через середину цветка. К стеблю прикрепляют несколько листьев, сделанных из поролона или зеленой бумаги (рис. 39).

Цветок из пленки

Для работы используют тонкую цветную пленку. Эта поделка проста по исполнению. Размер в каждом конкретном случае определяют индивидуально. Отрезают полоску пленки, с одной стороны через 2-3 мм делают надрезы (рис. 40, а).


Цветок из пленки (рис. 40)

Затем берут проволоку в зеленой изоляции и наматывают на нее полоску по спирали вниз. Размер цветка зависит от угла наклона. Конец пленки смазывают клеем ПВА, временно связывают ниткой, пока клей подсохнет (рис. 40, б). Из разноцветных полосок пленки можно сделать красивый букет (рис. 40, в).

Линогравюра

Для работы используют обрезки старого, хорошо высохшего линолеума. Графическое изображение, отпечатанное с рисунка, вырезанного на линолеуме, называют линогравюрой. Прежде всего линолеум необходимо подготовить к работе. Отрезают кусок линолеума по размеру несколько больше, чем будет рисунок. На деревянный брусок наматывают мелкую наждачную шкурку и зачищают круговыми движениями линолеум так, чтобы на нем не было царапин и вмятин. Качество работы улучшается, если линолеум немного смочить водой. После этого его вытирают тряпкой и высушивают.

Чтобы рисунок был хорошо виден на заготовке, линолеум грунтуют белилами или гуашью. Рисунку в линогравюре уделяют особое внимание. Необходимо помнить, что отпечаток получается в зеркальном отражении, поэтому надписи, цифры выполняют с учетом этих особенностей. Когда все готово к работе, рисунок переносят на линолеум через копировальную бумагу.

Гравирование также имеет свои особенности. Очень часто допускают ошибку, срезая те места, которые должны быть отпечатаны. Необходимо помнить и четко представлять, что те места, которые срезаны, в линогравюре будут белыми.


Линогравюра (цвет. табл. II)

Срезают линолеум различными резцами. Основной штихель - инструмент с острым углом профиля. Им делают линии, которые могут быть различной насыщенности и направления: параллельными, под углом, перекрещивающимися и т. д. Для срезания больших площадей применяют штихели с округленным профилем. Для печатания используют литографскую, офортную или масляную краску, которую накладывают на стекло и хорошо раскатывают фотографским валиком в различных направлениях. Потом этим же валиком накатывают краску на печатную форму. Краску необходимо нанести равномерным слоем, чтобы печать получилась без жирных пятен и пустых мест.

Затем на печатную форму осторожно накладывают достаточно плотную, хорошо проклеенную бумагу (можно использовать рисовальную или ватман). Сверху бумагу притирают чистым валиком в различных направлениях, чтобы не осталось неотпечатанных мест (цвет. табл. II).


Линогравюра (цвет. табл. II)

Готовую работу окантовывают под стекло или приклеивают на паспарту. Линогравюра может служить украшением классной или рабочей комнаты, подарком друзьям.

Предложенный выше наиболее простой способ выполнения линогравюры с соблюдением всех технологических операций дает полное представление о данном виде работы. Выполнение линогравюры ценно еще и тем, что учащиеся знакомятся с основами полиграфического производства - одним из способов воспроизведения рисунков с клише, т. е. процессом печатания.

III. Древесина

Древесина - широко распространенный строительный и поделочный материал. Из древесины строят дома, мосты, делают мебель, музыкальные инструменты, детали машин, столярно-строительные конструкции, деревянную посуду и многое другое. Используют древесину в химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже все перечислить. Древесина находит применение и в школьной практике, в том числе и в начальных классах.

Древесиной принято называть очищенный от коры и веток используемый в производстве материал. Все породы деревьев делят на две группы: лиственные и хвойные. К лиственным относят дуб, березу, клен, каштан, тополь, яблоню, грушу, акацию, вяз и др., к хвойным - ель, сосну, тис, пихту, кипарис, лиственницу, тую, можжевельник. Породы деревьев имеют твердую или мягкую древесину. К твердым породам относят дуб, бук, граб, ясень, акацию, клен и др., к мягким - тополь, осину, ольху, липу, вербу. Лиственницу, тую относят к более твердым породам, кедр, ель, сосну, можжевельник, пихту - к мягким.

В народном хозяйстве древесина находит различное применение в зависимости от природных свойств и текстуры - рисунка, образующегося при продольном срезе древесины.

Наиболее распространенные и часто встречающиеся породы деревьев необходимо уметь определять по строению, форме листа, коре, текстуре. Младшим школьникам трудно обрабатывать ручными инструментами твердые породы, а некоторые совсем не под силу, такие, например, как граб, дуб, бук.

Липа имеет светлую, желтоватую, мягкую, легкую древесину. Применяется для изготовления мебели, деревянной посуды, игрушек, точения. Легко обрабатывается ручными инструментами. Очень ценна кора липы, из которой получают лыко, луб, делают рогожи, мочало. В школьной практике кору липы можно использовать для плетения, изготовления кистей для столярного клея.

Осина применяется для изготовления спичек, деревянной посуды, бочек, фанеры, точения. Древесина белая, мягкая, легкая, хорошо колется, легко обрабатывается ручными инструментами. Стружка гибкая, прочная, используется как упаковочный материал. В школьной практике из осины можно делать различные поделки.

Верба - небольшое дерево, ветви которого применяются для изготовления плетеной мебели, корзин. Древесина светлая, мягкая, гибкая, легко обрабатывается ручными инструментами. В школьной практике используют прутья вербы для плетения, древесину - для различных поделок.

Ива имеет мягкую, легкую, гибкую древесину. Хороший материал для изготовления деревянной посуды, обручей, дуг, плетения. Легко обрабатывается ручными инструментами. В школе можно использовать для различных поделок.

Сосна - широко распространенное хвойное дерево. Древесина светлая, с отчетливыми годичными слоями. В народном хозяйстве применяется для изготовления мебели, шпал, телеграфных столбов, в качестве строительного материала, в авиа- и автомобилестроении. Из сосны получают сажу, скипидар, канифоль. Легко обрабатывается ручными инструментами. Из древесины сосны можно сделать много различных поделок. В работе с младшими школьниками используют и кору древесины, из которой делают различные игрушки.

Ель имеет светлую, мягкую, смолистую древесину. Легко обрабатывается ручными инструментами. Применяется как строительный материал, в столярном деле, для изготовления музыкальных инструментов, для получения целлюлозы, бумаги. В школе применяется для изготовления различных поделок.

Лиственница применяется в строительстве. Олимпийский велотрек в Москве построен из лиственницы. Древесина плотная, тяжелая, хрупкая, с отчетливыми годичными слоями, устойчива к загниванию. Эти свойства ценны для сооружения объектов, подверженных попаданию влаги. В подводных сооружениях лиственница со временем, приобретает еще большую твердость и становится твердой как камень. Трудно обрабатывается ручными инструментами. Мелкие детали при забивании в них гвоздей трескаются. Хорошо колется. В работах младших школьников находит ограниченное применение.

Береза - широко распространенное дерево, имеющее белую, с желтоватым оттенком древесину средней твердости, неустойчива к загниванию. Ценный поделочный материал. Применяется для изготовления фанеры, лыж, деревянной посуды. Весной из березы в местах ранений вытекает сок, идущий на изготовление напитка - березового сока. Хорошим поделочным материалом является кора березы - береста, которую снимают со спиленных или отживших свой век, засохших деревьев. В работах младших школьников находит ограниченное применение.

Бук применяется для изготовления мебели, фанеры, паркета, столярно-строительных конструкций под отделку лаком. Древесина твердая, светло-бурая, с розовым оттенком, имеет красивую текстуру: по всему фону видны темные черточки или расплывчатые пятна в зависимости от среза древесины. Слабо заметны годичные слои. Трудно обрабатывается ручными инструментами. В работах младших школьников применяется ограниченно.

Дуб имеет твердую, тяжелую, светло-бурую, устойчивую к загниванию древесину с красивой текстурой. Долго пролежавшая в воде, она становится черной, приобретает прочность камня (так называемый мореный дуб). Дуб применяется для изготовления мебели, паркета, столярно-строительных конструкций под отделку лаком. Трудно обрабатывается ручными инструментами. В работе с младшими школьниками применяется ограниченно.

Граб имеет белую, очень твердую и тяжелую древесину. Применяется для изготовления частей музыкальных инструментов, деталей машин, столярного инструмента. Устойчив к износу. Для работы с младшими школьниками непригоден.

Кроме вышеназванных, в школе используют многие другие породы деревьев, широко распространенные на территории нашей страны.

Инструменты и приспособления

Для обработки древесины применяют специальные столярные инструменты (рис. 41). Пиление производят различными по устройству и насечке зубьев пилами. Они бывают для продольного, поперечного и смешанного пиления. Если зубья имеют с обеих сторон одинаковый скос, пила предназначена для поперечного пиления; если одна сторона зубьев находится под прямым углом к полотну, другая скошена под острым, то такая пила предназначена для смешанного пиления; если зубья скошены в одну сторону, то пилу используют для продольного пиления. Младшим школьникам лучше рекомендовать небольшую, с мелкими зубьями ножовку для поперечного или смешанного пиления.


Для обработки древесины применяют специальные столярные инструменты (рис. 41)

Строгание производят различными инструментами. Их тоже много, и предназначены они для разных работ. Для школьников выпускают специальный уменьшенный рубанок (рис. 41, б). Этого инструмента вполне достаточно, чтобы острогать небольшие детали.

Для пиления под различными углами используют специальное приспособление - стусло (рис. 41, в), которое состоит из трех дощечек, сбитых в виде корытца. На вертикальных дощечках сделаны пропилы под нужным углом (чаще под углом 90 и 45°). Такое приспособление легко сделать самим.

Разметку производят столярным угольником (рис. 41, г), линейкой. Для сверления применяют коловорот (рис. 41, д), дрель (рис. 41, е), бурав (рис. 41, ж). Зачищают, шлифуют древесину напильником или наждачной шкуркой.

Самоделки из древесины

Поделки из брусочков

Для работы используют брусочки различной толщины.


Поделки из брусочков (рис. 42)

Из заготовленных брусочков режут по предварительному рисунку детали в стусле ножовкой с мелкими зубьями. Детали соединяют на столярном клее или маленькими гвоздиками.

 

Поделки из цилиндров

Для работы используют деревянные цилиндры различной толщины.


Поделки из цилиндров (рис. 43)

Эти игрушки делают таким же способом, как из брусочков. Детали можно заготавливать из веточек, которые собирают во время обрезки деревьев. Для тонких деталей просверливают отверстия и соединяют их с более крупными деталями на клею.

 

Поделки из разных форм

Для работы используют обрезки древесины. Во время обработки древесины остается много различных обрезков, которые обычно выбрасывают за ненадобностью. Но из них можно сделать интересные игрушки. Особенно любят дети кубики, из которых можно складывать различные сюжетные рисунки или отдельные слова.


Поделки из разных форм (рис. 44)

Поделки очень просты по исполнению. Берут обрезки подходящей формы, зачищают наждачной бумагой и разрисовывают красками или фломастером. На кубики можно наклеить бумагу и после этого выполнить рисунки. Чтобы подвесить игрушку на елку, вверху забивают маленький гвоздик, к которому привязывают нитку.

Подставка

Для работы используют фанеру. Поделку используют в качестве подставки для стакана, чашки, кружки с горячим чаем. Если размеры увеличить, то получится хорошая подставка для кастрюли - полезная и нужная вещь в семье. Подставка имеет форму рыбки.


Подставка (рис. 45)

Сначала определяют величину основы, которая имеет форму квадрата. Затем из фанеры выпиливают квадрат, делают на нем разметку (рис. 45, а). Из уголка оформляют голову рыбки (рис.. 45, б), хвост делают из другого кусочка фанеры (рис. 45, в). Оставшуюся часть квадрата распиливают на отдельные планки.

После этого подготавливают планки для крепления. Самая большая планка, находящаяся на середине рыбки, имеет длину приблизительно 150 мм (рис. 45, г). Длину других планок рассчитывают индивидуально в зависимости от того, на каком расстоянии от средней планки они будут находиться. Подготовленные детали сбивают маленькими гвоздиками или соединяют на клею (рис. 45, д).

Выпиливание

Выпиливание - наиболее известный и распространенный вид работы. Способом выпиливания можно сделать различные силуэтные поделки, объемные изделия из сборных деталей.


Инструменты для выпиливания (рис. 46)

Для выпиливания используют фанеру различных пород деревьев. Фанера состоит из отдельных тонких слоев шпона, склеенных вместе. Таких слоев может быть три, пять и больше. Для выпиливания наиболее пригодна трехслойная фанера.

Основной инструмент для выпиливания - лобзик (рис. 46, а), состоящий из дуги, на концах которой имеются зажимные планки и винты с барашковой гайкой. На одной из планок прикреплена ручка.

Для выпиливания используют специальную лобзиковую пилочку. Если внимательно присмотреться, зубья у пилочки имеют скос: это сделано специально, чтобы было удобнее пилить.

К работе лобзик подготавливают так. Откручивают немного барашковую гайку, вставляют пилочку между зажимной планкой и дугой со стороны ручки и закручивают гайку. Скос зубьев пилочки должен быть направлен вниз, к ручке. Потом зажимают пилочку с другого конца, стянув дугу лобзика руками или упором о край стола. Пилочка должна быть хорошо натянута, иначе она быстро сломается.

Выпиливание производят на специальном приспособлении из толстой фанеры или дощечке с вырезом в виде ласточкиного хвоста (рис. 46, в). Дощечку прикрепляют к рабочему столу струбциной (рис. 46, б).

 

Выпиливание силуэтов

Для выпиливания сначала подготавливают рисунок. На фанеру кладут копирку, сверху рисунок, по углам все закрепляют кнопками. Рисунок обводят карандашом, потом снимают две кнопки, проверяют качество перевода, если нет ошибок, рисунок снимают полностью.

Затем фанеру кладут на приспособление для выпиливания. При работе лобзик должен находиться перпендикулярно к плоскости фанеры. Можно слегка приподнять изогнутую часть дуги. Сидят обычно на таком расстоянии, чтобы дуга лобзика находилась напротив правого плеча и не касалась его.


Выпиливание силуэтов (рис. 47)

Кривые линии выполняют, не останавливая пиления, медленно поворачивая фанеру. Если надо сделать выпиливание внутри фигуры, то сначала в ней прокалывают отверстие шилом. Затем откручивают пилочку с противоположной стороны от ручки, вставляют пилочку в отверстие фигуры, зажимают и производят пиление.

Готовые работы зачищают наждачной шкуркой и делают для них подставки из кусочков фанеры с отверстиями для шипов, которые оставляют на выпиливаемых силуэтах (рис. 47). Детали соединяют быстросохнущим клеем.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!