Операторские разработки систем освещения и приемов съемки



В фильме широко использовалась ручная камера. Съемка с рук – как живое дыхание – требует отдохнувших мышц, расслабленности, свободы. Никаких зажимов, никаких мышечных нагрузок перед съемкой. Не зря йоги учат: "Освободи мускул, сила в покое". Многое возникает из подсознания – оно интуитивно подключает опыт оператора, и он автоматически делает ряд сложных движений.

Иногда в работе ручной камерой приходится принимать чуть ли не акробатические позы. В начале фильма беглый каторжник Родион катает на ветроходе девицу, с которой познакомился в доме Устюжаниных. Снимать этот кадр, признаюсь, было и страшно, и радостно: я стою на небольшом самодельном паруснике на одной ноге, рукой удерживаю прилаженную к плечу камеру, а другой держусь за мачту, чтобы не упасть на крутых поворотах. Такое ощущение, как будто кто-то стоит за моей спиной и направляет меня. С нижнего ракурса, через Родиона и девицу, вижу бегущую нам навстречу группу персонажей. Мы несемся на бешеной скорости, в голове мелькает, что мне нравится мягкое монохромное освещение, которое делает кадр, находящиеся в нем ветроход и костюмы актеров как бы бесцветными. Быстрое движение создает изменение контраста изображения: ветроход то сливается со средой, то вдруг выделяется своей графической силуэтностью. По мере приближения догоняющих нас актеров в живописных зимних одеждах цвет постепенно начинает все заметнее проявляться на нейтральном фоне ледяного поля. Эти приглушенные пастельные тона в атмосфере мягкого света точно отвечали цветовому замыслу фильма, создавая ощущение загадочности, незаконченности.

Кадры эпизода с ветроходом

Этот принцип максимальной монохромности световой и цветовой среды сохранился в начальных сериях фильма. Прошлое представлялось окутанным дымкой времени. В процессе происходящих событий эта пелена начинает незаметно уходить. Изображение очищается, становится более ощутимым, реалистичным. В самом крупном мосфильмовском павильоне площадью 1б50 квадратных метров был построен сложнейший декорационный комплекс деревни Елань, о съемках которого я хотел бы рассказать особо.

Декорации натуры и интерьеров представляли собой всю деревню. Особая сложность заключалась в имитации различных состояний натурного освещения. Здесь, как и прежде, наиболее рациональным и логичным способом оказалось применение специальных рассеивающих материалов перед осветительными приборами, но уже в других масштабах. Надо было только придумать, каким образом осветить всю эту махину. Утешало то, что моя система освещения как раз и требовала свободного пространства, так что теперь от меня зависело, как создать этими средствами атмосферу реальности.

И в этот раз пригодился опыт старых мастеров немого кино, которые затягивали потолки остекленных павильонов тканью, чтобы рассеять солнечный свет. Такой способ дает возможность создавать на объектах съемки мягкую бестеневую световую среду. В нашем случае надо было работать большими, широкими мазками света. Но вместе с тем следовало учитывать, что, увлекаясь бесформенностью рассеянного освещения, можно потерять саму идею выразительности светового рисунка.

Приняли решение разбить всю декорацию на квадраты (10x10 м), то есть на сотки, у которых были свои осветительные леса и свой экран из специального рассеивающего материала. Верхний свет шел от осветительных приборов – "Рингов" (15 киловатт каждый, шесть ламп по 2,5 киловатта), подвешенных над диффузными экранами.

У каждой рассеивающей плоскости 10x10 метров можно было по углам легко отодвигать трехметровые участки с помощью специальных люверсов со шнурами, чтобы частично использовать идущий с лесов и направленный свет. Итак, соединив все большие квадраты-сотки с рассеивателями в единую, цельную систему, я получил огромную искусственную "небесную сферу", насыщенную воздухом и светом, то есть как раз ту живую пространственную среду, которая помогла создать натуру в павильоне. Освещение стало более объемным и пластичным, с богатыми тональными переходами и нюансами.

Управляя со специального пульта каждым светящимся квадратом отдельно, я мог без проблем воспроизводить самые различные эффекты рассеянного освещения без заметных стыков на границах между квадратами. Иными словами, можно было "рисовать" среду не светом, а самим воздухом.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!