Кадры из фильма. Актеры Евгений Киндинов в роли Сергея и Елена Коренева в роли Тани



Трудно создать эффект дождя в солнце с бликами и рефлексами света на сверкающих стволах и листьях деревьев... Меня увлекала не только пластическая, но и звуковая фраза – шум капели и дождя. Я был весь там, внутри этого мира неповторимых мгновении природы. Важно было найти определенную частоту съемки дождя (48 кадров в секунду), чтобы придать капели ритмическую скорость стекания.

Затем следуют натурные кадры пробега и проезда героев на мотоцикле вдоль забора. Движение было построено и рассчитано таким образом, чтобы получить стробоскопический эффект (эффект мелькания). Это чередование перед камерой светлых и темных участков объекта придавало изображению особую стремительность и напряжение. Для этого забор через определенные расстояния заколотили черными щитами. Эти темные короткие промежутки в изображении (достаточно было даже одного кадрика!) позволяли свободно монтировать из отдельных планов, снятых в различных местах, единые, непрерывные куски актерских пробегов и проездов. Необходимо было найти такой монтажный ритм в изображении, чтобы превратить этот эффект не просто в трюк, а в динамический пластический образ. Съемки велись в основном с рук (объектив 150 мм) с частотой 32 кадра в секунду.

Кадры из фильма. Е. Коренева в роли Тани, Е. Киндинов в роли Сергея

Использование стробоскопического эффекта для съемки пробега героев вдоль забора

Кадры из фильма

Стробоскопический эффект, возникающий помимо воли создателей фильма, является техническим браком. Мы же использовали его в качестве приема драматургической выразительности. Здесь не было никаких открытий. Стробоскопический эффект входит в природу кинематографа. Весь секрет в том, как применить этот удивительный феномен.

Тот же прием стробоскопического эффекта был использован в сцене проводов Сергея в армию. Она заканчивается кадрами прощания Тани с Сергеем во дворе староарбатского дома – Сергей вырывается из ее объятий и садится в автобус. Из автобуса, через узкие стекла дверей мы видим бегущую Таню. Кадр в движении перекрывается темными колоннами. В ограниченном пространстве арбатского двора их было всего две, они и создавали начальные фазы мелькания. Темные участки давали возможность соединить в единую панораму снятые короткими планами отдельные дубли одного и того же кадра. Это было лишь начало монтажной фразы. "Пробег, – комментирует Кончаловский, – переходит затем в проезд через всю страну, все так же прорезаемый вспышками стробоскопического мелькания... Мы подбирали натуру – колонны домов, пролеты моста, мчащиеся навстречу поезду, – и все это придавало движению ощущение разорванности, захлебывающегося ритма. Этот кусок длится на экране всего сорок секунд, а в нем сорок кадров, предельно коротких, клеток по двадцать".

Кадры из фильма


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!