Между любовью к своим и чужим не существует «разделения труда»



 

О религиозном идеале любви к ближнему говорится много громких слов, но фактически наши взаимоотношения в лучшем случае определяются принципом справедливости. Принцип «Я даю тебе столько же, сколько ты даешь мне» - как в материальных благах, так и в любви является преобладающим принципом в капиталистическом обществе. Можно даже сказать, что развитие этики справедливости – заслуга капиталистического общества. И золотое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7:12) – можно истолковать в смысле «Будет честным в обмене с другими». На самом же деле этот принцип первоначально был сформулирован как общедоступный вариант заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». В действительности иудео-христианские нормы братской любви коренным образом отличаются от этики справедливости.

 

Практика любви начинается с осознания разницы между справедливостью и любовью.

 

Здесь возникает важный вопрос. Если наш общественный строй и вся наша экономика основаны на взаимовыгодном обмене, на том, что каждый действует в первую очередь так, как выгодно ему, стараясь по возможности не нарушать этический принцип справедливости, то, как может человек заниматься своими делами, в рамках существующего строя и одновременно любить по-настоящему?

Есть люди, которые ответили на этот вопрос решительно, отказавшись от всех мирских интересов и разделив жизнь бедных. Это Лев Николаевич Толстой, Альберт Швейцер и Симона Вей.

Есть люди, разделяющие мнение о принципиальной несовместимости любви с обычной мирской жизнью, они полагают, что говорить о любви сегодня – значит лишь участвовать во всеобщем обмане; они заявляют, что в современном мире любить может только мученик или сумасшедший, а значит и весь разговор о любви не более чем проповедь. Их разумная и заслуживающая уважения точка зрения объясняет цинизм, как нечто вынужденное и рациональное. Средний человек, придерживающийся таких взглядов, говорит: «Я не против быть хорошим христианином, но если бы я относился к этому серьезно, то мне пришлось бы самому голодать». Правда в том, что рассуждая таким образом, люди могут далеко отойти от своих способностей любить. И те из них, которые все же понимают это, стараются объяснить этот факт «исторической необходимостью», в то время как остальные этого не понимают вовсе.

Даже признав, что принцип капиталистического общества несовместим с принципом любви, стоит признать, что капитализм представляет собой достаточно сложную и постоянно меняющуюся структуру, все же оставляющую достаточно места для «нонконформизма» и свободы личности. Это не значит, что существующий порядок должен продолжаться вечно до тех пор, пока осуществление любви к ближнему не станет реальностью. На самом деле

 

Люди способные любить в современном обществе, хотя и как исключения, но все же встречаются.

 

Тот кто искренне желает, чтобы любовь из явления редкого, сугубо индивидуального, стала явлением массовым-социальным, должен понимать, что без радикальных реформ общества не обойтись.

В рамках этой книги можно указать лишь общее направление таких изменений. Так, если человек способен любить, то он должен занять свое верховое место. Не он должен служить экономической машине, а она ему. Он должен быть наделен способностью разделять скорее переживание и труд, нежели в лучшем случае прибыль. «Любящая» природа человека должна стать неотъемлемой частью его жизни в новом обществе.

Если верно, что любовь, как я попытался показать, есть единственное здравое решение проблемы человеческого существования, то всякое общество, которое ограничивает любовь, рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы.


[1] Пророчество Ионы, IV, 10,11.

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!