ИБН СИ НА Абу Али аль-Хусейн ибн 76 страница



получили воплощение в худож. творчестве Э. Ему удалось создать образы-символы большой впечатляющей силы, к-рые обозначены в самом названии его лучших поэм — «Бесплодная земля» (1922), «Полые люди» (1925). Это поэмы уходящего мира, гибнущей цивилизации. В поздней поэзии Э. на передний план выходят религиозные мотивы («Пепельная среда», 1930; «Четыре квартета», 1943), придающие его худож. произв. оттенок абстрактной назидательности, без к-рого, впрочем, «метафизическая поэзия» вообще вряд ли может обойтись. Зато в этих произв. яснее проступает их мифологическая структура, выражающая особенности эстетического кредо Э. Эту структуру Э. обнаружил в романе «Улисс» ирландского писателя — представителя авангардизма Дж. Джойса сразу по выходе его в свет. В «Четырех квартетах» в основу конструкции положен миф вечного возвращения, космического круговорота бытия (одна из центральных идей Ницше), но в христианской интерпретации, позволяющей увидеть в круговращении рождений и смертей «спираль» духовного освобождения. Так ощущение безысходности, порождаемое «Бесплодной землей», трансформируется у Э. в мистическую идею спасения, к-рая, несмотря на все усилия поэта, остается философским постулатом, не претворенным в образную ткань иск-ва. Бросая вызов времени, Э. объявил себя «англокатоликом и роялистом», ибо поэзия спасения уместна только в «христианском сообществе», в его традиционной политической форме. Эстетика Э., теоретически представленная в статье «Традиция и индивидуальный талант» (1919) и в сборниках критических статей «Дань Джону Драйдену» (1924), «За Ланцелота Эн-дрюса» (1928), «Данте» (1929) и др., перерастает в глубоко консервативную социальную утопию.

ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО (от фр. elite — лучшее, отборное) — искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой худож. восприимчивостью, в силу к-рой они дол-

жны оцениваться как лучшая часть об-ва. его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX в. в русле авангардистски-модернистского иск-ва. Однако предпосылки Э. и., в особенности философско-эстетические, а также отдельные его худож. предвосхищения прослеживаются уже в XIX в. Теория Э. и. сложилась раньше, чем утвердилась соответствующая практика. Осн. элементы эстетической теории Э. и. содержатся в философии Шопенгауэра и Ницше (антропологическое разделение людей на два типа: «люди пользы» и «люди гения», первые не обладают, а вторые обладают особой худож. одаренностью, предопределяющей их к философски-худож. творчеству — у Шопенгауэра; идея «сверхчеловека», наделенного помимо «воли к власти» уникальной эстетической восприимчивостью,— у Ницше). В XX в. эти идеи, определенным образом модифицированные с помощью заимствований как у неокантианцев (Неокантианства эстетика), так и Э. Гуссерля, были резюмированы в концепции Ортеги-и-Гасета, имеющей эстетико-социологический характер. Авангардистски-модернистские тенденции, пробивавшие себе дорогу в западном иск-ве нач. XX в., характеризовались им как элитарные, дающие возможность избранным худож. натурам противостоять аморфной толпе, «массе», а тем самым и «омассовляю-щим» тенденциям в культуре. В дальнейшем теоретики иск-ва стали относить к Э. и. труднодоступные для понимания произв., отмеченные печатью эстетизма и ориентированные на «чистую игру» со способностью худож. восприятия. Однако из-за отсутствия к.-л. четких критериев, позволяющих судить об адекватности их понимания, оказалось невозможным провести водораздел между «элитой» и «массой». Тем более что широкая публика, привыкшая с годами к авангардистским экстравагант-ностям, обнаружила склонность воспринимать их как элемент повседневного быта и перестала демонстрировать свою «невосприимчивость» к «новому иск-ву». Все эти обстоятельства обусло-

вили пересмотр первоначальной идеи Э. и. После безуспешных попыток придать этой идее «леворадикалистский» поворот (художник-авангардист как изгой «позднебуржуазного» об-ва — вариант Адорно; авангардистски-модернистское иск-во как провозвестник «новой чувственности», взрывающей это об-во,— вариант Г. Маркузе) утвердилась размытая ее версия. Согласно ей в каждый данный период в об-ве существуют несколько форм иск-ва, хотя и неравноценных эстетически, но одинаково необходимых функционально. Ибо наряду с эстетически развитой публикой существует публика эстетически неразвитая, к-рая тем не менее хочет иметь «свое» иск-во и непременно найдет его, напр., среди произв., ставших результатом неспособности тех или иных художников создать образцы высокого иск-ва или просто их творческой неудачей. При этом снимается проблема принципиальной недоступности иск-ва для той или иной категории публики. Т. обр., попытки создания Э. и. в точном смысле этого слова, имевшие место в XX в., обнаружили глубокую противоречивость и утопичность самой его идеи. Как правило, то, что получало название Э. и., оказывалось лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Эта форма довольно быстро превращалась в объект эстетического освоения далекими от элиты широкими слоями населения, становилась модной (Мода).

ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (1803—82) —амер. философ-идеалист, поэт, глава литературно-философской группы трансценденталистов, сторонник аболиционизма. Испытал влияние ев-роп. романтиков, Платона, Гёте и Кар-лейля. Мир представлялся Э. «живым» единством природы (материального) и духа, где ведущим началом выступает духовная субстанция («сверхдуша»), к-рая все «проникает и объем-лет», так что в конечном итоге мир являет собой движение души, универсальной и человеческой одновременно. Философия Э. определяет и его роман-

тико-эстетические взгляды: красота, подобно истине и добру,— объективное свойство действительности, явлений космоса (включая и жизнь); человек чувствует и созерцает ее непосредственно, прежде всего в виде внешних «естественных форм», но уже сквозь эти «первичные формы» (звезды, дерево, животное и т. п.) просвечивает духовное начало — сущностное свойство прекрасного. Более полно красота выражается в духовно-нравственных, обычных или героических, деяниях личности. Совершенство, гармоничность, целостность — всеобщие характеристики прекрасного, к-рые мысль человека находит в предметах и явлениях,— коренятся, по мнению Э., во всеобщем разуме, в «сверхдуше». Сознание индивида выступает посредником между природой и сферой идеального, вечного. Любовь к красоте, пишет Э., рождает эстетический вкус, а ее созидание — искусство. В худож. произв. важно изобразить не внешнее сходство с предметами и событиями, а их внутренний смысл, передать особенности культуры, политики, морали своего народа, дух эпохи. Вслед за Карлейлем и Рёскином Э. подчеркивал не только эстетическое (воспитание прекрасного вкуса), но и «нравственное назначение» иск-ва, отмечал единство красоты и пользы. Поскольку реальные, природные объекты, по Э.,— это эмблемы, символы духовного, художник (его интуиция) может выразить задуманное только с помощью символики, принятой в его стране, понятной в его время. Культура личности формируется постепенно — от созерцания и усвоения внешне прекрасного до понимания и наслаждения идеальными формами, «вечными тайнами» абсолютной души. Хотя Э. преувеличивал роль «духовных вождей» человечества в истории (особенно «служителей красоты», считая их пророками, ясновидцами), он справедливо полагал, что худож. гений может плодотворно творить лишь тогда, когда его сердце бьется в унисон со своим народом и временем, когда он опирается на самобытную «почву народной традиции» (принцип «доверия к себе»). Воз-

вышая труд (более всего земледельческий), выступая за справедливое распределение богатства, Э. полагал, что совр. ему об-во, в к-ром «родники таланта и красоты... почти пересохли», а иск-во влачит жизнь «жалкую и низменную», враждебно творческой личности. Эстетика Э. изложена в соч.: «Природа» (1836), «О литературной морали» (1838), «Опыты» (1841, 1844), «Избранники человечества» (1850), «Общество и одиночество» (1870).

ЭМПАТИЯ (греч. empatheia — сопереживание) — способ понимания эмоциональных состояний др. людей, в т. ч. при восприятии объектов и явлений природного мира и произв. иск-ва, посредством вчувствования и сопереживания. Понятие «Э.» введено в 1909 г. амер. психологом Э. Титченером, обобщившим в нем близкие по содержанию идеи философских и этических концепций симпатии и сострадания (Юм, А. Смит, Шопенгауэр и др.) с концепциями вчувствования Р. Фишера, Г. Лотце, Липпса и др. (Вчувствования теории). Способность к вчувствованию понималась при этом либо как особое внутреннее переживание, возникающее при созерцании форм внешнего мира (Р. Фишер), либо как «способ переноса страстей из одной груди в другую» (Бёрк), либо как эстетическое чувство ценности, возникающее при «непосредственном переживании себя самого в чувственном предмете» (Липпс). Данные совр. психологии позволяют выделить в качестве объективной основы эм-патической реакции процесс моторно-кинестетической идентификации — неосознаваемого уподобления мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознаваемого и неполного воспроизведения одним человеком выразительных мимических и кинестетических движений др., так и более сложной предметно-опосредствованной (напр., через произв. иск-ва) эмоциональной связи. Во вто-

ром случае аффекты проецируются в произв. иск-ва его создателем в объек тивированных формах (оттенок слова, экспрессия мазка, линии, настроение цветовой гаммы, выразительность формы, звуковысотного сочетания и т. п.) и могут вызывать аналогичные эмоциональные состояния у субъектов восприятия (реципиентов). Неосознавае-мость механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества и глубины этого переживания преимущественно от индивидуального жизненного опыта субъекта восприятия. Эмпатические реакции человека могут выполнять функции: а) получения эстетического наслаждения при восприятии в результате постижения им общности между собой и объектом восприятия, переживания исходящего от него настроения; б) самопознания в результате объективации своего «Я» в предмете восприятия. Кроме того, эти реакции могут выступать основой альтруистического поведения за счет соучастия субъекта в эмоциональных переживаниях др. людей.

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (1820—95) —друг и соратник Маркса, создавший вместе с ним учение марксизма, вождь и учитель международного пролетариата. Эстетическое воспитание сыграло огромную роль в формировании социально-политических убеждений Э. Несмотря на суровую пиетическую атмосферу, царившую в его семье, он с детства приобщился к высокой лит-ре и поэзии, рано начал пробовать свои силы в иск-ве. Э. пишет рассказы, поэмы, увлеченно музицирует, пробует сочинять хоралы, обнаруживает талант карикатуриста. Уже в 1838 г. он публикует первое стихотворение «Бедуины», а затем все более уверенно выступает на страницах нем. журналов как литературный критик и публицист. Он с увлечением принимает участие в деятельности литературной группы, возникшей под идейным влиянием Гейне и Л. Берне и получившей название «Молодая Германия». Ее членов объединяло стремление превратить лит-ру в боевое оружие преобразования об-ва, в трибуну передовых, бур-

жуазно-демократических взглядов. Вскоре, однако, в литературно-критических статьях Э. обнаруживается критический настрой по отношению к писателям «Молодой Германии». Его не устраивает расплывчатость, неопределенность убеждений, беспринципные распри этих писателей. Данная позиция особенно отчетливо выражена в статье Э. «Современная литературная жизнь» (1840). Молодой литератор дает в своих публикациях удивительно верные, развернутые оценки творчества К. Гуц-кова, К. Бека, К. Л. Иммермана, Л. Берне, 3. М. Арндта (т. 41). Страстность, меткость, образность — отличительные черты литературно-критического творчества Э. Участие в литературной борьбе помогло Э. разобраться в политической ситуации в Германии, занять классовые позиции, выработать стиль революционного публициста. Пройдя школу воспитания иск-вом, Э. стремительно проделал путь к выработке нового диалектико-материали-стического мировоззрения. Эстетические взгляды Э. развивались в русле материалистического понимания истории. Он, как и Маркс, решительно покончил с воззрением на иск-во как на нечто самодовлеющее, само в себе замкнутое. Вопрос заключается в том, считал Э., как развитие иск-ва, его специфические формы и особенности определяются тем или иным способом общественного производства. При этом он, как и Маркс, выступал против вульгарно-одностороннего понимания такого воздействия. Подводя итоги своим и Маркса взглядам, Э. писал: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие» (т. 39, с. 175). Подчеркивая, что в общем и целом иск-во, как и др. виды духовного производства, всегда исторически обусловлено оп-

ределенным этапом общественного развития, Маркс и Э. отмечали и тот парадоксальный факт, что определенные периоды расцвета худож. культуры могут и не находиться в соответствии с общим развитием об-ва. (Античное иск-во остается недосягаемым образцом и для буржуазной эпохи.) Слова Э. о том, что материалистическое понимание истории есть прежде всего руководство к действию, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства, применимы и к марксистской эстетике. «Всю историю,— призывал он,— надо изучать заново, надо исследовать в деталях условия существования различных общественных формаций, прежде чем пытаться вывести из них соответствующие им политические, частноправовые, эстетические, философские, религиозные и т. п. воззрения» (т. 37, с. 371). Осмысление развития иск-ва на основе материалистического понимания истории и материалистической диалектики и соответствующая характеристика его отдельных эпох и периодов; разработка принципов реалистической эстетики в их историческом движении; обоснование общественной (познавательной, культурно-воспитательной и т. д.) ценности худож. явлений и их использование в идейной борьбе с противниками научного коммунизма — таков конкретный вклад Э. в становление и формирование марксистской, социалистической эстетики. В ряде своих статей и писем Э. показал образец конкретного анализа литера-турно-худож. и критических произв. (оценка пьесы Ф. Лассаля «Франц фон Зиккинген», работы Меринга «Легенда о Лессинге» и др.). В одном из писем к англ. писательнице М. Гаркнесс Э. дал классическое определение реализма: «...правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (там же, с. 35). Раскрывая этот тезис, Маркс и Э. высказывались за то, чтобы вожди революции изображались в произв. иск-ва «суровыми рембрандтовскими красками во всей жизненной правде». И сетовали, что «во всех существующих описаниях эти лица никогда не изображаются в их реальном, а лишь

в официальном виде, с котурнами на ногах и с ореолом вокруг головы. В этих восторженно преображенных рафаэлевских портретах пропадает вся правдивость изображения» (т. 7, с. 280). Высоко ценя общественную роль иск-ва, Э. писал, что в будущем коммунистическом об-ве каждый индивид получит возможность для приобщения к науке и иск-ву, сможет полностью развить среди прочих также и свои эстетические способности.

ЭПИГОНСТВО (от греч. epigonoi — ■ родившийся после) — творчески несамостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам к.-л. худож. школы, научного или идейного течения в изменившейся исторической обстановке. В иск-ве Э. проявляется в механическом заимствовании и воспроизведении в произв. актуальных в прошлом сюжетов, конфликтов, формальных технических приемов, выхолащивании революционной, прогрессивной сущности творчества предшественников, что ведет к обеднению и вырождению иск-ва в рамках данного направления (напр., нек-рые представители позднего передвижничества). Э. расцветает чаще всего в периоды политического, идейного и культурного упадка, застоя, когда господствующий класс стремится поддерживать «все отсталое, отмирающее, средневековое» (Ленин). Так, совр. модернисты (Модернизм) нередко выступают эпигонами формалистического худож. метода (Формализм), возникшего в конце XIX — нач. XX в. Творческое освоение классических традиций, изучение наследия прошлого не имеют ничего общего с Э. (Преемственность в искусстве).

ЭПОС (от греч. epos — слово, рассказ, повествование) — 1. Род худож. лит-ры (устной и письменной) наряду с лирикой и драмой, к-рым Э. противостоит как иск-во повествовательное, дающее связный рассказ о событиях, объективированных от личности повествователя. Такое разделение восходит к Аристотелю, базировавшемуся, впрочем, только на жанре героического Э. До статуса родового (Род в искусстве) понятие Э. было углублено и расши-

рено в эстетической традиции Возрождения (Возрождения эстетика) и нового времени. В устной словесности к Э. кроме собственно героического Э. относятся многочисленные жанры и жанровые разновидности народной прозы: сказки, предания, легенды, сказания, былички и др. В письменной лит-ре эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Возникнув на древн. этапе развития устной словесности, эпика постепенно освобождается от своей изначальной функции сообщения о событиях безусловно реальных (напр., эволюция народной сказки). В письменной литре сказка и быличка дают толчок формированию новеллы; на базе исторических преданий складывается историко-героическая хроника; сказка и поздний романический Э., а также новелла подготавливают почву для развития романа — рыцарского, плутовского, бытового, исторического, приключенческого и пр., вплоть до его позднейших разновидностей, а также повести, рассказа, очерка нового и новейшего времени. В лит-ре Э. включает большие и малые жанровые разновидности, бывает поэтическим, прозаическим и прозопоэтическим, смешанным. Примерами его могут служить эпопея Толстого «Война и мир», новеллы И. А. Бунина, поэма «За далью даль» А. Т. Твардовского. Сложившись в рамках худож. лит-ры, эпическая поэтика распространяется на др. виды искусства (музыку, живопись, а позднее — на киноискусство), где она выражается в объективированности содержания, нек-рой его отчужденности от авторского начала и дает целостный взгляд на мир (напр., эпические полотна В. И. Сурикова — в живописи, «Богатырская симфония» А. П. Бородина — в музыке). 2) Героический Э.— жанр фольклора, древн. и средневековой лит-ры, в к-ром в идеализированных образах повествуется о деяниях исторического или квазиисторического прошлого. Наиболее древн. формы Г. э. складываются на базе мифов об очищении земли от чудовищ культурным героем, первобытных быличек о контактах человека с потусторонним миром, отчасти преданий

о межплеменных столкновениях. Будучи связан с формирующимся этническим самосознанием, Г. э. рождается на заре возникновения племенной консолидации и раннегосударственных образований. Различаются два его стадиальных типа: архаический и т. наз. «классический». Архаический Г. э. (карело-финская «Калевала», нартский Э. народов Северного Кавказа, Э. тюркских и монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири и др.) в осн. остается верен мифологической интерпретации событий (отнесение действия к «эпохе первотворения» и условно-обобщенному миру эпического прошлого, сказочно-мифологический облик противников героя), а в его сюжете явственно прослеживаются контуры богатырской сказки с ее биографической канвой. Мотивы деятельности героя объективно совпадают с общеплеменными интересами, со стремлением к гармонизации миропорядка, подавлением хтонических (подземных) и демонических сил, с организацией ряда социальных институтов и т. д. В «классическом» Г. э. происходит демифологизация эпических персонажей (прежде всего относящихся к враждебному миру — их место занимают обобщенные фигуры исторических врагов) и эпического конфликта, в к-ром преломляются воспоминания о действительных исторических событиях (битва на Курукшетре в инд. «Махабхара-те», троянская война в «Илиаде» Гомера и т. п.). Соответственно, наибольшее выражение получает здесь патриотический пафос, а в именах персонажей иногда просвечивают имена подлинных исторических лиц (Владимир в рус. былинах, Марко Кралевич в сербском или Сид в староиспанском Э.). Однако здесь нет точного отражения реальной истории. Жанровыми новообразованиями Г. э. являются исторические песни (баллады), использующие мн. принципы эпической поэтики, но повествующие уже о реальном прошлом, хотя и деформированном народной фантазией. В древн. и средневековой лит-ре возник книжный эпос, отражавший устные традиции и получивший обработку уже в ходе литературного развития («Ма-


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!