ИБН СИ НА Абу Али аль-Хусейн ибн 55 страница



разное» (1880), «Искусство Англии» (1884) и др. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА (от

лат. receptio — принятие, прием) — одно из направлений в совр. западной эстетике, сформировавшееся к концу 60-х гг. Первым текстуальным документом Р. э. принято считать тезисы Г. Р. Яусса (ФРГ), опубликованные в 1967 г. Исходным тезисом Р. э. является положение о том, что иск-во нельзя понять, обращаясь только к худож. произв. и акту его создания. Для понимания худож. смысла необходимо представить и установить его протяженность между двумя началами — худож. произв. и воспринимающим его субъектом (реципиентом), отказавшись от мысли о жесткой и однозначной сращенности худож. смысла и произв. За этим положением стоит многолетняя практика рецептивно-исторических исследований, накопленные в них факты об исторических изменениях восприятия, а также практика социологических исследований чтения, позволившая выявить широкий, внутренне противоречивый диапазон отношения к произв. исктва в пределах одной исторической ситуации. Р. э. возникла как попытка осмыслить и преодолеть трудности, связанные с фактами восприятия иск-ва и подвижности его смысла, с колебаниями и противоречивостью в оценках отдельных худож. произв. Р. э. подвергла критике идею автономности худож. текста и объявила всю традиционную эстетику «имманентной» и тем самым не заслуживающей доверия. Не случайно Г. Р. Яусс связывает Р. э. со сменой парадигмы (системы понятий, модели) в эстетике. Чтобы понять и объяснить, что происходит с худож. произв. при его встрече с реципиентом, в Р. э. вводится несколько представлений, к-рые чаще всего заимствуются у герменевтической теории интерпретации (Герменевтика и искусство). Одним из таких концептуальных представлений является «принцип истории воздействия», согласно к-рому, чтобы понять смысл худож. произв., требуется проанализировать всю историю его вхож-

дения в культуру, проследить все исторические этапы его восприятия, выяснить тенденцию его понимания. При худож. восприятии, утверждает Р. э., встречаются и взаимодействуют hctol рии функционирования произв. и опыта культурного становления реципиента. Их взаимодействие, взаимопроникновение исторически обусловлено, имеет конкретный возможный «горизонт». Т. обр., не материальная структура произв. является носителем худож. значения, а оно, будучи социальным по своей природе, закрепляется в социальном пространстве. Р. э. подчеркнула объективность различий в восприятии иск-ва, справедливо объясняя их исторически культурным функционированием произв. и уровнем духовной подготовки воспринимающего иск-во человека. В то же время идейная платформа Р. э. как направления остается противоречивой. Нацеленная на реальные, злободневные проблемы эстетического исследования, Р. э. не смогла, однако, дать их всестороннего и исчерпывающего анализа. Это объясняется тем, что представители Р. э. компилятивно заимствуют отдельные фрагменты из др. концептуальных построений — герменевтики, структурализма, лингвистики и т. д., к-рые трудно согласуются между собой, а нередко прямо противоречат друг другу. Верно подчеркивая подвижность смысла худож. произв., зависящего от диалога с читателем, Р. э. абсолютизирует эту подвижность, не учитывая устойчивой программы смысла, заложенной в произв., и границ вариативности его прочтения.

РИД (Read) Херберт (1893—1968) — англ. эстетик, искусствовед и худож. критик. В буржуазной эстетике развиваются нек-рые идеи Р. в сфере технической эстетики и дизайна, теории совр. иск-ва и эстетического воспитания. Эклектически сочетая в своем концептуальном поиске идеи Платона и Шиллера, Рёскина и У. Морриса, Юнга и гештальтпсихологии, Р. стремился теоретически обосновать социальную программу действий по восстановлению гармонического развития человечества, нарушенного машинной

цивилизацией,— программу, к-рую он образно именовал «освобождением робота». Гармоническое развитие, к-рое и есть, по Р., эстетическое, призвано остановить растущую дезинтеграцию личности, выраженную в распаде единства мысли и действия, знания и веры, социального и индивидуального. Противоборство человека и машины, считает Р., опредметило в процессе и продукте труда конфликт труда и игры, части и целого, материала и цели, формы и функции. В превращенной форме Р. выявляет действительную связь между условиями совр. капиталистического производства и духовным отчуждением субъекта труда. Но, опираясь на метафизическую методологию, он абсолютизирует эти условия и строит утопическую программу их преодоления как абсолютную деидеологизацию. Идеалом у Р. оказываются эстетическое в иск-ве и предметной среде как абстрактная иррациональная форма, эстетическая деятельность как ритуальное единство чувства и действия, эстетическое воспитание как спонтанное саморазвитие у личности творческого инстинкта к формообразованию. Таков философский тупик исканий Р. Но выявление реальных противоречий совр. буржуазного об-ва, протест против отчуждения личности, защита духовных ценностей индивидуального и общественного развития делают Р. одним из представителей гуманистического направления в западной эстетике, к-рое противостоит дегуманизации искусства. Осн. работы Р. по эстетике: «Значение искусства» (1931), «Искусство и промышленность» (1934), «Искусство и общество» (1936), «Воспитание средствами искусства» (1943), «Философия современного искусства» (1952), «Образ и идея» (1955), «Освобождение робота» (1966).

РИТМ (греч. rhythmos — мерное течение) — одно из средств формообразования в иск-ве, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы. Р. выполняет одновременно функцию расчленения и интеграции эстети-

ческого впечатления. Худож. Р. имеет начало и конец, кульминационный центр (Кульминация) и развитие. Он характеризуется наличием акцентов и пропусков в системе повторяющихся форм и интервалов, активизацией принципа соотношения с целью выразить определенный идейно-худож. замысел, разрушить монотонность и однообразие худож. текста. Категория Р. в иск-ве тесно связана с категорией метра, выражающей упорядоченность, в основе к-рой лежит соблюдение меры. Это язык, схема или худож. норма для любой системы повторов в любом виде иск-ва. Единство нарушений и ненарушений этой нормы и создает определенный Р. В тех видах и жанрах иск-ва, в структуре к-рых прежде всего моделируются человеческие идеалы, чувства, настроения (напр., в архитектуре, орнаменте, музыке, танце, поэзии), сложилась относительно устойчивая, традиционная система Р., осн. ритмических фигур или постоянного ритмического фона. Менее нормативен Р. в киноискусстве, живописи, худож. прозе, хотя и здесь он имеет важное значение как средство выразительности. Худож. Р. ориентирован на ритмические закономерности, существующие в объективном мире, вместе с тем он соотносится с психофизиологической природой человеческого восприятия.

РИТОРИКА (от греч. rhetor — оратор) — сложившаяся в античности и унаследованная последующими эпохами нормативистская теория ораторского иск-ва и — шире — худож. слова вообще. Само существование Р. предполагает развитую литературно-теоретическую и литературно-критическую рефлексию, т. е. осознание худож. лит-рой себя как автономной реальности особого рода, несводимой к реальностям быта, культуре и т. п. В Греции V—IV вв. до н. э. подъему гносеологии и логики соответствовал подъем поэтики и Р. Дорефлективные эпохи (напр., культуры древн. Ближнего Востока или греч. архаика) имели разработанную практику этикета публичной речи, но не имели и не могли иметь Р. С др. стороны, функционирование Р. как универсаль-

ного принципа словесной и вообще гуманитарной культуры предполагает, во-первых, устойчивую концепцию литературного жанра как суммы этикетных норм в контексте противоположения «возвышенного» и «низменного», во-вторых, незыблемость, неизменность идеала, передаваемого из поколения в поколение; в-третьих, господство т. наз. рассудочности, т. е. ограниченного рационализма, не знающего своей диалектической противоположности — того протеста против «рассудочного», к-рый со времен сентиментализма и особенно романтизма свойствен новоевроп. эстетике. Характерный для Р. подход к обобщению действительности ориентирует на разработку «общих мест» по образцу формально-логических, геометрических или юридических правил (Аристотель, Евклид, римское право). Хотя Р. открыла и широко внедрила интерес к индивидуальной манере художника слова (и — шире — вообще художника), общие понятия и правила жанра имеют для нее приоритет перед личностью автора (Авторство в искусстве). Творцу для того и дана его индивидуальность, чтобы вечно участвовать в «состязании» со своими предшественниками в рамках жанрового канона. Эта концепция значима для иск-ва целого ряда эпох — от античности до классицизма: Вергилий «состязается» с Гомером, европ. эпические поэты вплоть до «Генриады» Вольтера и «Россияды» М. М. Хераскова — с Вергилием, Рафаэль — с античными образцами. Фр. живописцы Н. Пуссен и Ж. О. Энгр — с ними же и с Рафаэлем, и т. д. Конец господства Р. как принципа эстетики проявляет себя.в ряде симптомов начиная с XVI—XVII вв. (напр., критика Р. у М. Монтеня и Б. Паскаля, подъем романа, этого «незаконного» с т. зр. Р. жанра). Оспаривается стоявшая за Р. мировоззренческая установка на «рассудочность» (протест Ф. Бэкона против засилья дедукции, вышучивание в романе Л. Стерна «Тристрам Шенди» риторической традиции «утешения» через указание на общую бренность дел человеческих). Сами слова «Р.»,

«общее место» и т. п. приобретают негативный смысл. Хотя элементы Р. продолжают жить в новой и новейшей литре (В. Гюго, Маяковский, М. Цветаева ничуть не менее «риторичны», чем любые поэты предшествовавших эпох), Р. как целостная система подхода к действительности и творчеству уходит из худож. культуры.

РОД в искусстве — первоначально (начиная с «Поэтики» Аристотеля) одна из трех разновидностей словесного худож. творчества: эпос, лирика, драма. В истории эстетики такое членение на Р. в и. обосновывалось по-разному. Обоснование, предложенное Гегелем и разделявшееся Белинским, исходит из предмета изображения в иск-ве: предмет эпического изображения — объективное бытие, лирики — внутренний мир субъекта, драмы — единство объекта и субъекта. На совр. этапе развития эстетической мысли в связи с теорией Р. в и. обсуждаются два вопроса: ограничиваются ли данными тремя Р. возможности отражения жизни в иск-ве слова и свойственно ли родовое членение только лит-ре или его можно обнаружить и в др. видах искусства? Применительно к родовому строению иск-ва слова выдвигается идея о возникновении в литре нового и новейшего времени четвертого Р., в к-ром синтезированы эпос, лирика, драма; таким новым Р. одни ученые считают роман, др.— киносценарий. Правомерность обнаружения родового членения не только в лит-ре усматривается в видоизменении структуры каждого иск-ва под влиянием др. видов иск-ва. В иск-ве слова, согласно этой идее, деление на Р. возникает как результат влияния на него музыки (лирика), театра (драма) и его самоутверждения как уникального способа худож. освоения мира (эпос). Аналогично и в др. областях худож. творчества: в изобразительном искусстве выделение монументально-декоративной живописи, скульптуры, графики есть следствие требований архитектуры, выделение сценографии— плод влияния на них театра, выделение книжной иллюстрации — ответ на потребности литры, а станковая живопись,

графика, скульптура — область самоутверждения этих иск-в, в к-рой раскрываются их собственные, особенные качества. Точно так же музыка, танец, сценическое искусство предстают как системы родов, к-рые порождаются необходимостью каждого иск-ва существенно видоизменяться в процессе взаимодействия иск-в (Синтез искусств), приспосабливаясь к «смежному» иск-ву, и одновременно искать собственный язык, утверждающий самобытность и неповторимость данного вида. Р. в и., в свою очередь, распадается на более или менее широкий спектр жанров: скажем, эпический Р.— на народный эпос, сказку, повесть, роман и т. д., драма — на трагедию, комедию, фарс, водевиль и т. д., лирика — на гражданскую, любовную, пейзажную и т. д. Родовое деление иск-ва, т. обр., соединяет видовое и жанровое членения,свидетельствуя о стремлении человечества худож. воссоздавать жизнь во всем богатстве ее идейно-эмоциональных и эстетических проявлений.

РОК-МУЗЫКА (от англ. rock — качаться, раскачиваться) — тип совр. молодежной музыкальной культуры, сложившийся на основе рок-н-ролла и бит-музыки. Возник в связи со стихийными социально-политическими движениями протеста в среде западной молодежи (хиппи, «новые левые» и др.), но затем был интегрирован коммерческой поп-культурой. Р.-м. ведет также свое происхождение от негритянского городского песенно-танцевального фольклора, ритм-энд-блюза (вокально-инструментальные модификации блюза) и музыки кантри (коммерциализированные формы евроамер. народной музыки). Она представлена множеством стилевых форм и направлений, национальных и региональных разновидностей. Для нее характерны эклектичность стилистики, случайный характер названий мн. направлений, зачастую являющихся не более чем «товарным знаком», «этикеткой». В совр. Р.-м. можно выделить 6 осн. стилевых групп в зависимости от того, к какому из видов музыкального иск-ва они примыкают по своим

социальным функциям и стилистике: мэйнстрим-рок (сохраняющий преемственность с традиционными формами Р.-м.), поп-рок (относящийся к сфере поп-культуры), фольк-рок (опирающийся на фольклорные традиции), джаз-рок (синтез джаза и Р.-м.), арт-рок (нацеленный на сближение с академическим иск-вом) и авангардный рок (экспериментальные направления). Более частные модификации Р.-м. дифференцируются в зависимости от классово-политической программы музыкантов, отношения к официальной культуре, приверженности той или иной идеологической доктрине, обращенности к определенной возрастной категории слушателей, от способа, характера и степени воздействия на эмоциональную и сенсомоторную сферы сознания слушателей, от исполнительских средств и технической оснащенности рок-группы (электро-рок, электронный рок), места возникновения данной разновидности рока или обусловленности ее создания инициативой к.-л. фирмы звукозаписи. Кроме того, существуют специфически индивидуальные, «именные» исполнительские рок-стили (рок-перформенс), связанные с культом «звезд» (т. наз. «старизм»), их манерой держать себя на эстраде (имиджем) и характерными для них стереотипами интерпретации. Р.-м. чрезвычайно разнородна и неравноценна в своих проявлениях. Наряду с социально-прогрессивными, демократичными, творчески активными ее направлениями на Западе существуют политически инертные, коммерческие, бунтарско-анархические, проповедующие идеи отчуждения и бегства от социальной действительности, индивидуализм и религиозный мистицизм, прагматизм и культ силы, сексуальную «свободу» и наркоманию. Эти проявления Р.-м. нередко являются извращенной формой стихийного протеста против фальшивых ценностей, существующих в совр. об-ве эстетических идеалов и моральных норм, против жестокого и антигуманного отношения к человеческой личности. В коммерциализированных формах Р.-м. утрачивает свой нонконформистский, оппозиционный характер,

превращается в разновидность сугубо развлекательного или политически ангажированного иск-ва.

РОКОКО (от фр. rocaille — раковина) — стиль в иск-ве Западной Европы XVIII в., развивавшийся в промежуточный период между барокко и классицизмом. Наиболее полно выразился в архитектуре и декоративном иск-ве (мебель, роспись на фарфоре и тканях, мелкая пластика). Для Р. характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью их внутреннего убранства. В иск-ве Р. господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мей-сонье, Г. Ж- Боффрана, живописцев А. Ватто, Ф. Буше), стиль Р. вплоть до середины XIX в. называли «стилем Людовика XV». Для обозначения и характеристики особенностей этого стиля понятие «Р.» впервые использовано в работах эстетиков школы швейц. историка и философа культуры Я- Бурк-хардта, связавших его с эстетической категорией «изящное» и трактовавших расширительно, не ограничивая только рамками XVIII в. (напр., «эллинистическое Р.»).

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от лат. romanus — римский) — стилевое направление в западноевроп. иск-ве X—XII вв. (в ряде стран также XIII в.), выразившее стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет Римской империи. Р. с. полнее всего выражен в архитектуре и скульптурном декоре крупных соборов, располагавшихся на возвышенностях и благодаря этому господствовавших над местностью. Он характеризуется органическим слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций с высокой экспрессивностью многофигурных скульптурных композиций, в к-рых темы Нового завета

(прежде всего страшный суд), выражены пластическим языком, имеющим мало общего с античными образцами. Программный характер Р. с, пронизанного стремлением отразить пугающее могущество божества, ясно выражен в надписи на портале собора XII в. в Отене (Франция): «Пусть страх поразит здесь всех, кто опутан земными пороками, ибо судьба их явлена в ужасе этих фигур!» Тем не менее элементы мирского мироощущения (напр., изображения животных и растений), гротеска и сатиры проникали в произв. Р. с, что вызывало резкий протест отцов церкви во главе с Бернаром Клервос-ким, писавшим о прихожанах: «Им интереснее разглядывать эти изображения, чем читать священные книги>. Наличие такого рода элементов сближает Р. с. с древнерус. иск-вом Вла-димиро-Суздальской земли (Древнерусская эстетика). Их наследует и развивает иск-во готики. До конца XIX в. Р. с. не выделяли из общего представления об иск-ве раннего средневековья. Интерес к его специфике характерен для исследователей XX в.

РОМАНТИЗМ (фр. romantis-me) — идейное и худож. движение в европ. культуре, охватившее все виды искусства и науку, расцвет к-рого приходится на конец XVIII — начало XIX в. Р. был порожден совокупностью мн. причин, как социально-исторических, так и внутрихудож. Важнейшей среди них было воздействие нового исторического опыта, к-рый принесла с собой Великая фр. революция. Этот опыт требовал осмысления, в т. ч. и худож., и вынуждал пересматривать творческие принципы. Мн. идеи Р. почти за полувековой период его существования претерпели заметную эволюцию, но общие мировоззренческие установки развивались в русле единой эстетической ориентации и находили поддержку у представителей различных его школ. Гл. центром романтического движения стала Германия: именно в произв. немец, поэтов и философов черпали впоследствии свои идеи романтики Англии и Франции, Польши и России. Эпоха Р., пришедшая на смену эпохе


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!