ИБН СИ НА Абу Али аль-Хусейн ибн 30 страница



КОСТЮМ (от фр. costume — отличительная одежда) — один из элементов эстетической культуры, характеризующий обычаи, образ и стиль жизни, вкусы людей. К. отражает господствующие в об-ве представления о прекрасном и безобразном, регламентируется эстетическими идеалами и классовыми различиями, подчиняется осн. закономер-

ностям развития худож. стиля и моды. В истории К. было выработано огромное количество вариантов, отличающихся друг от друга по форме, назначению, использованию материала, украшений. Художники-модельеры, создающие т. наз. «направляющую линию» в К., занимают видное место в развитии декоративно-прикладного искусства. В прошлом нередко бывали случаи, когда К., являясь одним из важнейших элементов оформления празднеств (Праздник), привлекал внимание выдающихся живописцев (напр., А. Дюрер и П. П. Рубенс), а нек-рые из них даже непосредственно создавали эскизы различных К. Так, Рафаэль был автором мундиров стрелков швейцарской гвардии в Ватикане, к-рые по традиции сохраняются до сих пор. Большое значение изображению К. живописцы придавали в портретах и жанровых картинах, используя его как худож. прием создания образа (картина П. А. Федотова «Завтрак аристократа»). Эта традиция сохраняется и развивается всовр. живописи (напр., картины В. Е. Попкова «Шинель отца» или эстонского художника Ю. К. Аррака «Люди с предметами») . В театре, хореографии, киноискусстве К. представляет собой самостоятельную область творчества художников. В нем соединяется достоверность функционально оправданной одежды и условность, необходимая для организации особого типа зрелища, в соответствии с замыслом режиссера, сюжетом, худож. традициями. Кроме того, художники театра и кино учитывают специфику восприятия К. на сцене, при киносъемках, технологию его изготовления. Формирование стиля в К. зависит от сочетания материальных возможностей и духовных потребностей людей. Причем эстетические требования выступают здесь как определяющие и стимулируют прогресс в сфере текстильного производства, различных отраслей легкой промышленности, способствуют расширению товарообмена между народами. Для эстетики К- представляет интерес и фактами заимствования различных его элементов одними народностями у др., появления и распада эстетических норм

в формах К. Так, нек-рые его элементы могут быть стабильными в течение долгого времени и у мн. народов, а др. отличаются краткостью моды и непрерывной изменчивостью. Эволюция форм К. демонстрирует вариации взаимодействия стиля и моды. В XX в. с ростом демократизации в образе жизни людей в К., особенно мужском и молодежном, на первый план выходят общие тенденции развития, подчеркиваются технологические новшества, варианты и серии. В массовом К. сам факт тиражирования однотипных форм и возможностей их сочетания создает основу для формирования интернационального стиля. Стилевые поиски в К-— это разработка как уникальных коллекций, выражающих в подчас очень сложных, выставочных образцах изменения в эстетическом восприятии людьми окружающего мира (т. наз. высокая мода), так и массовой одежды, формы к-рой могут быть и остромодными (т. наз. «джинсовый», молодежный, спортивные стили).

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837—87) — рус. живописец и худож. критик, идейный вождь демократического движения в рус. иск-ве 60— 80-х гг. XIX в., один из создателей и идеологов Товарищества передвижных худож. выставок («передвижники»). Созданная им галерея портретов писателей, деятелей рус. культуры, крестьян воплощает этические представления о значении человека, его душевных качествах и внутреннем мире. Религиозные сюжеты («Христос в пустыне», 1872) К. трактовал в морально-философском плане, как раздумья над современностью. Эстетические воззрения К- выражены в статьях и письмах, посвященных проблемам развития реалистического иск-ва. Эти проблемы автор рассматривает, опираясь на идеи Белинского и Чернышевского. Задача иск-ва, по К., заключается не в поисках отвлеченной «вечной красоты», а в «любви к людям», в служении интересам народа, в осуществлении важных воспитательных функций. В соответствии с этой установкой К. настаивал на нераздельности формы и содержания худож. про-.

изв., отмечая, что в живописи, напр., эстетическую ценность несут в себе не только «краски», но и идеи, концепции, умение «говорить с миром на языке, понятном народам». Согласно К., идеал иск-ва — в постижении действительности, внутреннего мира человека, в анализе «исторического момента в теперешней жизни людей». К- придавал большое значение национальным особенностям и традициям в худож. творчестве, внимательно следил за развитием совр. иск-ва. Поддерживая художников-передвижников, он критиковал «за безыдейность» представителей импрессионизма. Развитие реализма К. тесно связывал с мечтой о лучшем, совершенном об-ве. Мысли К. оказали глубокое воздействие на его друзей-художников, на формирование личности и эстетических взглядов Стасова, на развитие теории реализма, утверждение принципов рус. демократического иск-ва.

КРАСИВОЕ — эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты (этимологически «прекрасное» — «очень К») как во внешнем проявлении, так и во внутреннем выражении, то К. эстетически характеризует только внешнюю и формальную сторону явлений. Поэтому мы называем К., но не прекрасными черты внешности человека, части его лица, тела и т. п. В качестве К- выступают внешние проявления нек-рых закономерностей — правильность, симметрия, пропорциональность (пропорции), ритм, целесообразность, гармоничность, определенные цветовые и светотеневые сочетания. В том удовольствии, к-рое доставляет восприятие этих закономерных отношений, играет свою роль физиология органов зрения и слуха, поскольку в процессе биологической эволюции органы чувств формировались в приспособлении к восприятию закономерных отношений в природе. Однако только нормальным, комфортным функционированием органов чувств нельзя объяснить эстетическое переживание

при восприятии К- Закономерности, образующие красоту внешнего облика явлений, стали обладать эстетической значимостью, т. к. в них закрепилось утверждение человека в действительности, ибо через познание и использование закономерного человек материально и духовно утверждает себя в мире. Т. обр., К. как формальная красота, как «внешняя красота абстрактной формы» (Гегель) не бессодержательна, но ее содержание может не совпадать с содержанием и сущностью самих явлений, внешне выступающих как К. Отсюда возможно противоречие между красивой внешностью, формой, с одной стороны, и содержанием явления, его нравственной и эстетической сущностью — с др. Поэтому и существует своего рода эстетический парадокс: человек может быть красив, но не прекрасен, прекрасен, но не красив. (Ср., напр., Феба и Квазимодо — персонажей романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери»). Относительная самостоятельность К. как формальной красоты дает возможность реакционным течениям в иск-ве эстетизировать безобразное, представляя безобразное по своей сущности явление в виде К- (напр., кинообраз супершпиона Джеймса Бонда, роль к-рого играет красивый актер). Формалистическое иск-во абсолютизирует формально К. (Формализм), превращает его в самоцель, игнорируя сущностные (содержательные) эстетические характеристики. Однако К., противопоставленное содержательной стороне явления, вырождается в бездушную красивость. К. проявляется в таких разновидностях, как грациозное — красота движения, изящное — красота очертаний, отточенность формы предметов и явлений.

КРАСОТА — одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и (или) внутренние качества, к-рые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение. Высшей степенью К., выражением ее сущностного эстетического начала является прекрасное. В отличие от прекрасного как

эстетического идеала восприятие К. в обыденной жизни чаще всего не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, а служит эмоционально-эстетическим продолжением общей картины, воссоздаваемой человеку его органами чувств. Очеловеченная природа, материальные и духовные произв., прежде всего искусство,— все оценивается им исходя из законов целесообразности и К. Даже в тех случаях, когда эти законы нарушаются, и тогда отправным, прямым или косвенным, критерием эстетической оценки явлений — вплоть до крайности отталкивающего безобразия (Безобразное) — служит понятие К. Без способности переживания К. природы и искусственно созданного, а также суждений о К- и оценки ее проявлений невозможно полноценное существование человека как личности в окружающей естественной и предметной среде. Несмотря на различие объектов эстетического восприятия — физического предмета, поступка, мысли, события, общественного явления, их К. заключена и обнаруживает себя в определенной гармонической взаимосвязи, выступающей объективным источником субъективного восприятия К. Эта эстетическая закономерность бытия К. находит наиболее полное воплощение в худож. образе. Конкретно-образное выражение К.— результат акта творческой (эстетической) познанности реального мира. В своей жизнедеятельности, в труде человек творит как по законам потребностей, пользы, так и, что подчеркивал Маркс, по законам К. Последняя, наряду с добротой, благородством, достоинством,— понятие вечное, хотя в разные времена и в разных этнических регионах в нее вкладывалось свое толкование. Но субъективность такого толкования не носит абсолютного характера, т. к. не порывает связей с объективной действительностью, поскольку содержание К., сами законы чувствования ее, как и эстетического мышления в целом, представляют собой своеобразную форму отражения внешнего мира. Восприятие К. (и многочисленных ее разновидностей — красивого, изящного, грациозного, идилличе-

ского и т. д.) свободно от корыстных соображений: она доставляет наслаждение самостоятельной ценностью освоенного предмета, чувственной выразительностью его внешнего вида и внутренней жизни. Независимо от субъективных приоритетов при восприятии К- формы, цвета или звука характер эстетического ощущения определяется взаимоотношением различных компонентов явлений, их пропорциями, ритмом, взаимосвязью частей и целого. Ощущение гармонии доставляет светлую радость переживания К. Человека эстетически волнует также организованность как преодоление дезорганизованности не завершенных еще до конца и требующих творческого вмешательства процессов. Взаимосвязь частей и целого определяет и К. действий человека, его поступков. В К. общественных отношений в наибольшей мере проявляется социальная сущность этого ключевого эстетического понятия: она обусловливается в значительной степени национальными, классовыми, историческими, нравственными, политическими устоями и идеалами.

КРИТИКА художественная (от греч. kritike — искусство разбирать, судить) — вид литературного творчества, состоящий в истолковании и оценке худож. явлений; по образному определению Пушкина, К.— это «наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений». К. х. может быть литературной, музыкальной, театральной и т. д. или же совмещающей освещение тенденций развития взаимодействующих видов худож. творчества (напр., литературно-театральная К.). К. х. соотносится с научными дисциплинами, изучающими различные виды худож. деятельности, прежде всего с искусствознанием и литературоведением. Однако в толковании характера этой связи мнения существенно расходятся: одни считают, что, напр., литературная К- явля-

ется частью литературоведения (наряду с историей и теорией лит-ры); др. рассматривают ее как явление, в известном смысле автономное по отношению к науке. Эти разногласия отражают реальную сложность статуса К- х., к-рый исторически менялся и сохраняет высокую подвижность по сей день. К. разнообразна и по своей установке — от нарочитого субъективизма до стремления к максимальной точности осмысления материала, и по форме, стилю — от подчеркнутой эссеистичности до тяготения к логически последовательной, доказательной манере изложения. Совр. К. разнообразна по жанрам — это и рецензия, и библиографическая заметка, и проблемная статья, и обзор, и литературный портрет, и памфлет, и полемическая реплика и т. д. «Двуадресность» К. х.,  ее обращенность как к автору произв., лит-ре и иск-ву в целом, так и к читателю, зрителю, слушателю, способность быть проводником глубоких и плодотворных идей, в т. ч. социальных и политических, а также отражать личные, человеческие качества пишущего (образ автора) — все это приравнивает К. х. в высших ее проявлениях к лит-ре и иск-ву как таковым. «...Критика, основанная на глубоком вкусе и уме, критика высокого таланта имеет равное достоинство со всяким оригинальным творением: в ней виден разбираемый писатель, в ней виден еще более сам разбирающий» (Гоголь). В России облик совр. литературной К. сложился в первое десятилетие XIX в., когда благодаря усилиям Карамзина, Н. А. Полевого, Н. И. Надеждина и особенно Белинского она стала систематической. Усилились научные тенденции К- В деятельности Белинского требование научности К. х. приобрело философскую окраску, ибо любые литературные суждения и оценки рассматривались им как производные от общей философской концепции мира. «Задача истинной критики,— писал он,— отыскать в созданиях поэта общее, а не частное; человеческое, а не людское; вечное, а не временное; необходимое, а не случайное,— и определить, на основании общего, т. е. идеи, цену, достоинство, место и важность по-

эта». Философичность К. х., в свою очередь, вела к тому, что последняя развивалась не только как суждение о лит-ре и иск-ве, но и как суждение о жизни, осознание ее закономерностей и тенденций. На этой почве усиливались публицистические, просветительские и естественнонаучные функции К. х. (Чернышевский, Писарев, критики-народники), а также возникла т. наз. «реальная К» (Добролюбов). Последняя обращается к худож. типу как свидетельству о реальной жизни — «разбирает, возможно ли и действительно ли такое лицо; на-шедши же, что оно верно действительности, она переходит к своим собственным соображениям о причинах, породивших его, и т. д.» Аналитизм «реальной К», выполняя революционизирующую роль в об-ве, подчас приводил к упрощению или игнорированию худож. специфики иск-ва. На проблемах художественности и эстетической функции иск-ва, цельности произв. сосредоточивалась эстетическая. К. (А. В. Дружинин и др.) и «органическая критика» (Григорьев). Возникшая на рубеже XIX—XX вв. марксистская К- х. (Плеханов, Луначарский, Боровский и др.) стремилась диалектически объединить разнообразные аспекты критического анализа — социологический, культурно-просветительский и эстетический. Важная роль принадлежит марксистско-ленинской К- х. в развитии совр. советской лит-ры и иск-ва, в осмыслении худож. процессов, происходящих в социалистическом об-ве, в борьбе против проявлений худож.-эстетической серости. Идейно-мировоззренческая определенность, партийность худож. творчества, утверждение гуманизма и народности, сочетание смелого новаторства, поисков соответствующих нашему времени новых худож. решений с освоением и развитием прогрессивных традиций отечественного и мирового иск-ва — вот те критерии, к-рыми призвана руководствоваться советская К. х. в оценке тех или иных явлений иск-ва.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (от греч. kritike — иск-во разбирать, судить и лат. realis — вещественный, действительный) — название, закрепившееся

за осн. реалистическим методом иск-ва

XIX в., получившим развитие и в иск-ве

XX в. Термин «К- р.» подчеркивает критический, обличительный пафос демократического иск-ва по отношению к существующей действительности. Предложен Горьким для отличия этого типа реализма от социалистического реализма. Ранее использовался неудачный термин «буржуазный Р.», но и ныне принятый неточен: наряду с острой критикой дворянско-буржуазного об-ва (О. Бальзак, О. Домье, Н. В. Гоголь и «натуральная школа», М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. Ибсен и др.) мн. произв. К- р. воплотили положительные начала жизни, настроения передовых людей, трудовые и нравственные традиции народа. Оба начала в рус. лит-ре представляют Пушкин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Толстой, А. П. Чехов, в театре — М. С. Щепкин, в живописи — «передвижники», в музыке — М. И. Глинка, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский; в зарубежной лит-ре XIX в.— Стендаль, Ч. Диккенс, С. Жеромский, в живописи — Г. Курбе, в музыке — Дж. Верди, Л. Яначек. В конце XIX в. сложился т. наз. веризм, совмещавший демократические тенденции с нек-рым измельчанием социальной проблематики (напр., оперы Дж. Пуччини). Характерный жанр лит-ры К- р.— социально-психологический роман. На базе К- р. сложилась рус. классическая худож. критика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Стасов), гл. принципом к-рой стала народность. В К. р. социально обосновываются формирование и проявление характеров, судьбы людей, общественных групп, отдельных классов (разорение поместного дворянства, укрепление буржуазии, разложение традиционного уклада крестьянской жизни), но не судьба об-ва в целом: изменение социального устройства и преобладающей морали мыслится в той или иной мере как следствие совершенствования нравственности или самосовершенствования людей, а не как закономерное возникновение нового качества в результате развития самого об-вл. В этом заключается

присущее К. Р- противоречие, в XIX в. неизбежное. Кроме социально-исторического и психологического детерминизма как дополнительный худож. акцент (начиная с творчества Г. Флобера) в К. р. используется биологический детерминизм; у Толстого и др. он последовательно подчинен социальному и психологическому, но, напр., в нек-рых произв.  литературного направления, глава к-рого—Золя теоретически обосновал и воплотил принцип натурализма, этот тип детерминации был абсолютизирован, что нанесло ущерб реалистическим началам творчества. Историзм К- р. обычно строится на контрасте «века нынешнего» и «века минувшего», на противопоставлении поколений «отцов» и «детей» («Дума» М. Ю. Лермонтова, «Сага о Фарсайтах» Дж. Голсуорси и др.), представлениях о периодах безвременья (напр., у О. Бальзака, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, ряда писателей и художников начала XX в.). Историзм в таком понимании нередко препятствовал адекватному отражению прошлого, в исторических произв. В сравнении с произв. на темы современности, произв. К. р., глубоко отражающих исторические события, немного (в лит-ре — эпопея «Война й мир» Толстого, в живописи — полотна В. И. Сурикова, И. Е. Репина, в музыке — оперы М. П. Мусоргского, Дж. Верди). В зарубежном иск-ве в XX в. К. Р- приобретает новое качество, сближаясь с разными видами модернизма и натурализмом. Традиции классического К- р. развивают и обогащают Дж. Голсуорси, Г. Уэллс, Б. Шоу, Р. Роллан, Т. Манн, Э. Хемингуэй, К. Чапек, Лу Синь и др. В то же время мн. художники, особенно во второй пол. XX в., увлекаясь модернистской поэтикой отступают от худож. историзма, их социальный детерминизм приобретает фаталистический характер (М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Г. Фаллада, А. Миллер, М. Антониони, Л. Буньюэль и др.). К большим достижениям К- Р- в киноискусстве относится творчество режиссеров Ч. Чаплина, С. Креймера, А. Куро-савы; разновидностью К. р. был итал. неореализм.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!