ИБН СИ НА Абу Али аль-Хусейн ибн 28 страница



М. Ф. Казаков и др.), а позднее — монументальность, торжественная приподнятость (Казанский собор, Торный институт в Петербурге — арх. А. Н. Воро-нихин; здание Адмиралтейства — арх. А. Д. Захаров; и др.).

КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в искусстве — категории социологии искусства, выражающие сложный, противоречивый характер иск-ва как общественного явления. Будучи специфической формой отражения действительности, в классово антагонистическом об-ве иск-во не может носить непосредственно-общечеловеческий характер; худож. изображение действительности неизбежно преломляется там через классовые отношения. К- в иск-ве проявляется в обращении к определенной теме, в выборе художником положительного героя произв. (напр., в «академическом» направлении в живописи темы и герои иные, чем в творчестве художников-передвижников). К. проявляется не столько в описании внешних особенностей персонажей, сколько в раскрытии их внутреннего мира, передаче их мыслей и чувств, в отношении к ним автора. К. в и. находит выражение не только в его содержательно-формальных особенностях, но и в характере интерпретации того или иного произв. в процессе его восприятия, в отношении к нему зрителя, читателя, слушателя, в возможности прямого или косвенного использования иск-ва в целях защиты или поддержки определенного классового интереса. К- характер иск-ва с наибольшей силой выражен в идейной направленности, тенденциозности худож. произв., проявляется через систему худож. образов, опосредствуется получившими отражение в произв. нравственными, философскими, религиозными представлениями. Степень отчетливости, с какой иск-во обнаруживает свой К. характер, различна. Она зависит от видовых, жанровых особенностей

худож. произв. Но и в рамках одного жанра в зависимости от особенностей худож.-образной структуры произв. его социально-классовые аспекты могут проявляться по-разному; свидетельство тому поэмы Маяковского «Хорошо!» и «Облако в штанах». Сложность выявления К- природы иск-ва обусловлена в первую очередь многоликостью и противоречивостью социальной действительности, сложностью взаимодействия духовной и социально-политической сторон жизни об-ва. В отличие от вульгарного социологизма, марксистская эстетика отрицает фатальную предопределенность мировоззрения художника его социальным происхождением, художник не «заклеймен» своим классом. Между мировоззрением художника и содержанием его произв. нет взаимнооднозначного соответствия. Субъективные социальные симпатии автора зачастую расходятся с реальным классовым смыслом его произв., что точно подметил Энгельс, анализируя творчество О. Бальзака. О. содержание иск-ва также не имеет ничего общего с открыто провозглашаемым художником отходом от социальных проблем. О. в иск-ве определяется тем, что в нем в концентрированном виде выражено эстетическое отношение к миру, воплощающее «общеинтересное», общезначимое для человека и человечества. О. не тождественно внеисторическому, поскольку в иск-ве отражается исторически развивающееся богатство человеческой социальности. В классовом об-ве О. неразрывно связано с К., проявляясь через иск-во прогрессивных социальных сил, наиболее адекватно, точно отражающее в исторически определенный момент объективные тенденции развития об-ва и человека. О. проявляется как в выборе тем, близких представителю любого социального слоя, любого народа, любого времени, так и в способах изображения. Аспектами О. в иск-ве являются его народность, интернациональный характер (Национальное и интернациональное в искусстве), историческая преемственность. С наибольшей полнотой и последовательностью данные аспекты О. воплощаются в социалистическом иск-ве.

К. в социалистическом иск-ве, выражающееся в непримиримости по отношению к антигуманным проявлениям буржуазной культуры, в осознанном и открытом отстаивании подлинно гуманистических идеалов, связанных с перспективой построения бесклассового об-ва, является исторически конкретной формой борьбы за приоритет О. в иск-ве. КНИГИ ИСКУССТВО — область декоративно- прикладного искусства, графики, а в XX в.— дизайна, целью к-рой является создание худож. образа книги как материального предмета в соответствии с ее осн. содержанием и особенностями стиля, худож. культуры определенного времени и региона. Одно и то же литературное произв., научный труд могут быть изданы в различных вариантах оформления книги, с иллюстрациями и без них, как уникальные или массовым тиражом, но в любом случае в них должно быть достигнуто единство содержания и формы, что выступает как критерий оценки К. и. В то же время могут быть созданы единые по образному решению серии книг (худож. и научной лит-ры, энциклопедические издания), выработан фирменный стиль издательств, что позволяет читателям лучше ориентироваться в выпускаемой печатной продукции К. и. является действенным средством эстетического воспитания людей начиная с раннего детства и в период школьного обучения, формируя вкус и воздействуя на визуально-образное мышление в течение всей их жизни. Оно выступает как связующее звено между человеческими культурами во времени и пространстве. До изобретения книгопечатания в XV в. К. и. базировалось на мастерстве переписчиков и художников, превращавших рукописные книги в произв. декоративно-прикладного иск-ва высокой ценности. Развитие книгопечатания привело к значительной демократизации К-, сделало ее доступной для широких масс. В К- и. проявляется диалектика взаимосвязи эстетического и утилитарного, интернационального и национального, уникального и типового, серийного, что делает его богатым по материалу объектом для эстетических исследований.

КОЛЛАЖ (фр. collage — буквально наклеивание) — технический прием, широко использовавшийся с 1911 — 16 гг. в практике кубистов, футуристов, дадаистов, к-рый заключается во введении в произв. изобразительного искусства отличных от него по фактуре и цвету («контррельефных») предметов: обрывков газет, афиш, обоев и т. д. В расширенном смысле К.— включение с помощью монтажа в произв. лит-ры, театра, кино, живописи, музыки разно-стилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия. В этом плане приоритет принадлежит не модернистским школам, а более ранним реалистическим течениям, к-рых, в отличие от модернизма, в К. привлекала не вызывающая «нищета материала», противопоставляемая прогрессу в науке и технике, а, наоборот, стремление к обогащению выразительных средств иск-ва в соответствии с растущей демократизацией общественного сознания (напр., фотоколлажи и К. иллюстраций; театральная ширма датского сказочника Г. X. Андерсена, обклеенная множеством вырезанных репродукций, и др.). Формалистический К. в виде «наклеенной бумаги» был позже отвергнут в значительной части лит-ры и иск-ва XX в. На смену ему пришла новая эстетика К. Как эксцентрическая метафора, изобразительная или звуковая, он присутствует в живописи П. Пикассо и Дж. Хартфильда, в поэзии Блока и Маяковского, в прозе Дос-Пассоса, в пьесах Брехта и П. Вайса, в театральной режиссуре Вахтангова и Э. Пискатора, в фильмах К. Маркера и С. Юткевича, в музыке Д. Шостаковича и Р. Щедрина. Вместе с тем, в противовес использованию К. лишь как одного из способов достижения эстетической выразительности в общей системе монтажа, модернизм и массовая культура (прежде всего сюрреализм и поп-арт) продолжают рассматривать его как нечто самодовлеющее, пытаясь путем эпатажа и контраста разнофактур-ных материалов найти новые способы обогащения худож. языка и эстетического сознания, часто переживавшего в XX в. периоды кризиса.

КОЛЛИЗИЯ (лат. collisio — столкновение) — противоречие и столкновение характеров и обстоятельств в произв. иск-ва (в лит-ре, театре), противоборство между характерами или внутри одного из них, вынуждающее персонажей к поступкам; худож. отражение социально-исторического конфликта реальной действительности. Являясь толчком к действию, К. определяет собой движение сюжета и разрешается в финале произв. Типы разрешения К- различны в зависимости от жанра произв. Понятие «К.» как одно из осн. для теории иск-ва разрабатывал Гегель; обоснование его роли в марксистско-ленинской эстетике дано в письмах Маркса и Энгельса к Лассалю. Понятие «К.» близко понятию «конфликт художественный», в советской эстетике используются оба понятия.

КОМЕДИЯ (греч.— komodia) — жанровая разновидность драмы. Эстетическое воздействие К- обусловлено эмоциональным эффектом, вызываемым у субъекта различными видами смеха, связанными с ситуациями сюжета К.-, поведением ее персонажей, поступки к-рых вступают в противоречие с действительностью и принятыми в ней нормами общежития. В зависимости от характеров действующих лиц, социального и нравственного содержания конфликтов К. приобретает различную эмоциональную окраску: ирония, добродушный или горький смех, сарказм. К.-— жанр в основе своей остросоциальный. Во все времена она служила средством осуждения нравственных пороков и проявлений социальной несправедливости. Древнегреч. К., создателем к-рой был Аристофан (V—IV вв. до н. э.), имела сказочно-шутливый и хороводно-песен-ный характер, истоки к-рого — в карнавальных процессиях в честь бога Диониса. Новая аттическая К- в лице Менандра (IV—III вв. до н. э.) обратилась к бытовым сюжетам. Этой традиции следовали и комедиографы Древн. Рима — Плавт и Теренций (III—II вв. до н. э.). В период средневековья в народном театре возникли жанры фарса, соти, представлявшие собой анекдотические сценки бытового характера. В эпоху Воз-

рождения расцветает К., содержащая романтические элементы — приключения, связанные преимущественно с перипетиями любви (К. Лопе де Вега, У. Шекспир), особо выделяются реалистические «Интермедии» Сервантеса. В XVII в. в Италии существовали два типа К.— «ученая», следующая образцам древнеримских К., и народная импровизационная (комедия дель ар-те). Франция дает миру образцы социально-бытовой и нравоучительной комедии, величайшим мастером к-рой был Мольер. Созданный им тип К-, обличающей нравственные и общественные пороки, получил в XVIII в. развитие в драматургии др. стран: в Англии — Р. Б. Шеридан, в Дании — Л. Холь-берг, в Германии— Лессинг, в России — Д. И. Фонвизин. В XIX в. мировое комедийное иск-во получает расцвет в России, давшей высокие образцы социальной сатиры (творчество А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. Н. Островского). В социалистическом об-ве сатирическая К. выступает незаменимым средством борьбы иск-ва с негативными общественными явлениями. Яркий пример тому сатирические К. Маяковского «Клоп» и «Баня».

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. com media dell'arte — комедия масок) — вид театрального представления в Италии XVI—XVII вв. Истоки К. д. а., ее глубинной народности — в фарсе и карнавальных шествиях (Карнавал). Пронизанная смелой сатиричностью и духом ренессансного вольнолюбия (Ренессанс), К. д. а. относится к высшим достижениям европ. театра эпохи Возрождения. Один из гл. принципов К. д. а.— импровизационность (Импровизация): в основе сюжета — сценарий (либретто), обраставший по ходу действия импровизационными разработками исполнителей. Персонажи К. д. а. являли собой не индивидуализированные характеры, а определенные социально-психологические типы, «маски», делившиеся на три группы — маски господ, слуг, носившие общее название «дзанни», и влюбленных. Игровую стихию К. д. а. определяли импровизацион-

ные буффонные трюки — т. наз. лаццо. Динамичность и яркость зрелища, ан-самблевость, буффонада, гротеск — характерные черты комедии масок. Говорившие на разных диалектах, кочевавшие по Италии, а потом и др. странам, труппы К. д. а. положили начало профессиональному актерскому иск-ву Европы. К. д. а. оказала значительное влияние на европ. театр последующих веков. Ее традиции — в наследии Ж. Б. Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци, творчестве Э. де Филиппо. Режиссура XX в. часто обращается к выразительным средствам К. д. а.

КОМИКС (англ. comics, мн. число от comic — комический, смешной) — вид печатной продукции, представляющий собой повествование в картинках с продолжениями, снабженное кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц. К- выпускаются и для детей и для взрослых в виде отдельных книжек или специальных журналов, помещаются в прессе, иногда занимая целые полосы («комикстрип»). Стилистика К. позволяет вводить их в средства наглядной графической агитации (напр., «Окна РОСТА» Маяковского). Поэтому мн. демократические периодические издания за рубежом широко используют К. как с развлекательными, так и с сатирическими или познавательными целями. Ни с чем не сравнимое распространение К- получили в буржуазной массовой культуре, образовав в ней одну из ведущих отраслей. Помимо приключенческого, юмористического, эротического содержания (похождения суперменов, суперженщин и т. д.) на Западе выпускаются К- антикоммунистические, милитаристские, расистские, уголовно-патологические, к-рые изобилуют сценами ужасов, жестокости, насилия. Подобные К. имеют самый низкий, антиэстетический уровень, приравниваются часто даже самими их потребителями к «макулатуре» и «литературному хламу», что не мешает такого рода К. выполнять реакционную идеологическую и коммерческую функцию. Технически усовершенствованной на Западе формой К. является фотороман. Начав с любовных историй,

фотороман освоил все сюжеты собственно К. и тематически почти ничем от них не отличается.

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komi-kos—веселый, смешной)—одна из осн. категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала. В истории эстетической мысли К. характеризуется как результат контраста, «разлада», противостояния: безобразного и прекрасного (Аристотель), ничтожного и возвышенного (Кант), мнимо основательного и значительного, действительно прочного, истинного (Гегель), внутренней ничтожности, пустоты и внешности, имеющей притязание на содержание и реальное значение (Чернышевский), нелепого и рассудительного (нем. писатель Жан Поль), бесконечной предопределенности и бесконечного произвола (Шеллинг), образа и идеи (Фишер), автоматического и живого (Бергсон), ценного и притязающего на ценность (Фолькельт). К.— это противоречие между несовершенным явлением и положительным опытом человечества, запечатленным в эстетических идеалах, общественно значимое несоответствие цели средствам, формы — содержанию, действия — обстоятельствам, сущности — ее проявлению, претензии личности — ее субъективным возможностям и т. д. К. заключено в самой реальности. Будучи одним из этапов и аспектов самого исторического процесса, оно выявляется, по словам Н. Г. Чернышевского, при сопоставлении явлений с «истинным назначением жизни», т. е. с объективной тенденцией общественного развития. К- в действительности многообразно и имеет разные степени и формы противостояния высоким эстетическим идеалам. Соответственно многообразны оттенки его отражения в иск-ве: юмор, ирония, сарказм, сатира, но во всех случаях — это осмеяние, социально окрашенный смех. Будучи адекватной эмоционально-эстетической реакцией человека на К-, смех казнит несовершенство мира, выражает радость по случаю духовного ниспровержения зла. Поэтому К. в иск-

ве есть эстетическая форма критики, заразительно-острая, творчески активная ее форма. Особый ее характер состоит в том,что она предполагает сознательно активное восприятие, отношение со стороны аудитории. Читатель, зритель как бы подводится к самостоятельной эмоционально-критической оценке событий, включается в процесс творчески активного познания мира, требующий самостоятельной мыслительной работы по противопоставлению эстетических идеалов осмеиваемому явлению. Именно поэтому восприятие К.-доставляет эстетическое наслаждение. В иск-ве сформировался ряд худож. средств, приемов отражения К.: комедийные характеры, обстоятельства, детали, преувеличение и заострение, пародирование, окарикатуривание, гротесковая деформация (Гротеск), овеществление, саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей, языковые средства (острота, каламбур), иносказание, комедийный контраст, трюк. И все эти средства заключают в себе элемент неожиданности. Эстетика давно отметила неожиданность как неотъемлемую черту К- Так, для Канта К.— внезапное разрешение напряженного ожидания в ничто. По Стендалю, наше превосходство над др. должно предстать в К. неожиданным образом. Роль удивления в смехе подчеркивал Р. Декарт. Смех — это противоположное восхищению радостное эстетическое «изумление», т. е. изумление, критически направленное против своего объекта. Поскольку К. предполагает неожиданность, повторное знакомство с шуткой чаще всего эстетически неэффективно. Отразить К. способны все виды искусства, за исключением архитектуры, к-рая имеет огромные возможности для выражения и утверждения эстетических идеалов об-ва, но лишена по самой своей природе образных средств, позволяющих критиковать, осмеивать, т. е. утверждать ч.-л. с помощью отрицания. Наиболее объемной, зримой формой отражения К. в иск-ве является жанр комедии во всех его разновидностях и способах воплощения в театре, кино, на эстраде.

КОММУНИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от лат. communico—связываю, общаюсь) — функционирование иск-ва в об-ве, в процессе к-рого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство общения. В общении людей посредством иск-ва происходит присвоение худож. и культурных ценностей, формируются эстетические потребности и способности к эстетической деятельности, эстетические идеалы. Этот процесс с обратной связью: с одной стороны, индивид формирует свое мышление, эстетический вкус, усваивая определенный набор худож. ценностей, передаваемых ему об-вом, а с др.— каждый член социального коллектива оказывает своей деятельностью влияние на всех индивидов и через них на об-во в целом. Т. обр., «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 440). Далее в процессе практической деятельности, когда в столкновении с действительностью корректируется восприятие худож. ценностей, складывается ценностная ориентация личности. В целом К- х. представляет собой сложную систему, в к-рой можно выделить отдельные циклы: об-во — художник, художник — произв. иск-ва, произв. иск-ва — потребитель. Различные ее циклы могут быть выделены и в историческом аспекте: взаимодействие произв. иск-ва со старой и новой эпохой, трансляция (передача) одной и той же худож. ценности на протяжении нескольких эпох. Циклы К- х. реализуются с помощью худож. языков, обслуживающих различные сферы эстетической деятельности. Осн. из этих циклов вычленяются как самостоятельные формы эстетической деятельности в контексте худож. культуры (Культура художественная), приобретая предметно-знаковый характер: худож. творчество—вид профессиональной (или самодеятельной) эстетической деятельности и его технология; худож. произв.— специфический продукт эстетической деятельности; эстетическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение —

завершение цикла и в то же время исходный момент для возобновления эстетической деятельности. Эти формы взаимообусловлены: лишь в процессе их совместного функционирования реализуется К- х., частью к-рой является иск-во. В условиях научно-технической революции, когда средства массовой информации обеспечивают трансляцию худож. ценностей практически безграничной аудитории, меняется характер и содержание К- х.: все новые и новые системы ценностей включаются в функционирование худож. культуры, к-рая становится массовой. В буржуазном об-ве этот процесс противоречив, приводя нередко к снижению уровня эстетических потребностей, идеалов, вкусов до упрощенных запросов массового потребителя. В социалистическом об-ве возможность закрепления, накопления и передачи на массовую аудиторию худож. ценностей создает предпосылки для целенаправленного формирования высоких эстетических идеалов и вкусов людей, превращения комплекса средств массовой коммуникации в важнейшую сферу эстетического воздействия и общественного воспитания трудящихся (см. также Искусство и массовая коммуникация) .


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!