ИБН СИ НА Абу Али аль-Хусейн ибн 6 страница



гардизм), и мемуары, при всей субъективности содержащихся в них оценок, представляют немалый интерес для исследования символизма. Одна из последних теоретических работ Б.— книга о мастерстве Гоголя — представляет собой соединение точных (в т. ч. статистических) методов анализа прозы с глубоким интуитивным проникновением в специфику гоголевской стилистики, сопоставляемой в книге с творческими стилями совр. деятелей иск-ва (Маяковского, Мейерхольда и т. п.). Осн. теоретико-эстетические соч. Б.: «Символизм» (1910), «Луг зеленый» (1910), «Арабески» (1911), «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1917), «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929), «Мастерство Гоголя» (1934).

БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892—1940) —нем. философ, культуролог, литературовед и теоретик иск-ва, мыслитель леворадикального толка, по идейно-теоретической ориентации примыкающий к франкфуртской школе неомарксизма. Ядро эстетической теории Б. составляют размышления о природе, функциях и перспективах развития иск-ва. Большой интерес проявляет Б. к таким совр. видам искусства, как художественная фотография (Фотоискусство) и киноискусство, к-рые, по его мнению, формируют поэтику нового видения и, воздействуя на общий процесс демократизации культуры, способствуют утверждению принципов политически активного иск-ва. Теоретическая разработка этих аспектов увязывается Б. с концепцией «шокового воздействия» как версией остранения, а также с идеей ауры и ее утраты. Эта идея ассоциируется со сложным комплексом представлений, отображающим отличие «традиционного» иск-ва, окруженного уникальной атмосферой духовности, от' совр. иск-ва, сближающегося по способу бытия с вещью. Основой этого комплекса идей является вопрос о качестве, значении и «модусах аутентичности», подлинности худож. произв., в трактовке к-рого у Б. есть сходство с позицией советских «производственников» («Производственного искусства» теория) и

программными высказываниями Брехта. Значительное место в эстетике Б. занимает проблема периодизации истории иск-ва и сравнительно-типологического анализа худож. течений. Критерием периодизации выступает степень социальной обусловленности иск-ва, а ядром типологических сближений — духовные константы жизненного опыта, воплощенные в иск-ве как аналоге картин мира и мировоззренческих структур. Эта проблема рассмотрена Б. в учении об аллегории как типе изобразительности, характерном для барокко и авангардистских течений. Осн. работы: «Происхождение немецкой трагедии» (1925), «Произведение искусства в эпоху его технической репродуцируемости» (1936), «О некоторых мотивах у Бодлера» (1939).

БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859— 1941)—фр. философ-идеалист, представитель интуитивизма. Собственно эстетической проблематике посвящена только одна работа Б.— «Смех» (1900). Однако его философия, осн. понятия к-рой «интуиция» и «жизненный порыв» насыщены эстетическим содержанием, оказала большое влияние на иск-во и теории модернизма. Выступая против позитивистов с позиций мистицизма, Б. дал субъективно-психологическую интерпретацию времени, т. е. «длительности» («Непосредственные данные сознания», 1889). По Б., интеллект, пользующийся понятиями, соответствующими неподвижности материальных вещей, не в состоянии постичь движение и прежде всего творческую стихию «длительности» — атрибута . «жизненного порыва», сверхсознания, творящего реальность. Она может быть постигнута лишь в акте непосредственного переживания, иррациональной интуиции, аналогичной инстинкту животных. Будучи бескорыстной, интуиция, согласно Б., открывает действительность более полно, чем интеллект, обремененный практицизмом и замечающий в мире лишь полезные для человека свойства. Примером интуитивного видения мира является иск-во. Б. противопоставляет «чистое» иск-во, лишенное якобы всякой заинтересованности, произв., отражаю-

щим социальные коллизии и идеалы. Комедию, напр., Б. не относит к подлинному иск-ву, ибо смех — несомненный жест социального осуждения. Первоначальный тезис, будто иск-во является более универсальной и глубокой формой познания, чем наука, позднее заменяется им толкованием иск-ва как побочного продукта мифотворческой способности, назначение к-рой — вырабатывать образы духов «статической» религии («Два источника морали и религии», 1932). Высшей ценностью для Б. становится интуиция святого, ведущая к богу, а иск-bq — это попытка выразить невыразимое — внесоциаль-ную, индивидуальную сущность человека. При этом оригинальность, определяемая неповторимостью интуиции художника, оказывается не только первым, но и единственным критерием художественности. Процесс восприятия произв. иск-ва Б. уподобляет сеансу гипноза, когда все сознательные силы личности парализованы загадочной силой (ею является, напр., ритм в музыке, архитектуре, поэзии). Философия Б., его концепция человека и сущности иск-ва нашли отражение в теоретических установках школы «потока сознания», фр. «нового романа» и др. Эстетические идеи бергсонизма, во мн. повторяющие взгляды Шопенгауэра,— один из феноменов буржуазного худож. сознания нач. в., отрекающегося от разума культивирующего индивидуализм. БЁРК (Burke) Эдмунд (1729—97) — англ. публицист и эстетик, представитель Просвещения (Просвещения эстетика). В работе «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757) подытожил распространившиеся в совр. ему англ. эстетике представления о чувственном характере эмоционально воспринимаемого людьми окружающего мира и развил ряд эстетических положений на основе принципов деизма и материалистически трактуемого сенсуализма. Б. рассмотрел объективные основы прекрасного и связал их с встречающимися у людей проявлениями чувства симпатии и бескорыстной любви, а также с ослаблением напряжения,

«размягчением», «томлением» и т. п. Возвышенное определялось им с помощью связи представлений о прекрасном с эстетическими нормами, воспитываемыми у людей с рождения и подчиняемыми общественному благу, к-рое Б. трактовал отвлеченно. Значительное место в эстетике Б. занимает проблема вкуса. Он рассматривал эстетический вкус как проявление трех наиболее очевидных и естественных способностей человека: чувства, воображения и способности суждения. Б. не сводил его к однозначному, рационально трактуемому понятию, подчеркивая, что во вкусе отражаются как общность всех людей, так и особенности каждого человека. В философско-эстетических воззрениях Б. прослеживается соединение результатов анализа мыслительных способностей человека и его реакций на переживаемое удовольствие, аффектацию, на проявление нравов и поступков др. людей. Эстетические идеи Б. оказали воздействие на эстетику Лессинга, Шиллера, Канта.

БЛОК Александр Александрович (1880— 1921) — рус. поэт, литературный критик. Эстетические воззрения Б. неотрывны от его поэтического творчества, вне к-рого не может быть осмыслена их эволюция. «Картина мира» раннего Б. складывается под влиянием романтической поэзии В. А. Жуковского, лирики Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Это романтическое противопоставление «поэта» и «толпы», мотивы разочарования в действительности и веры в высокое предназначение поэта и иск-ва. Первая его поэтическая книга — «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) — написана в духе символизма. Романтическая антитеза «земного» и «небесного» подкрепляется идущей от Соловьева идеей «духовного синтеза». Представление о субстанциальном начале мира воплощается в образе Вечной Женственности ■—- Души мира. Приобщение к ней возможно, согласно Б., через мистическую любовь. Идея разлитой в мире любви-эроса восходит к платоновско-соловьевской философской традиции. Худож. задачи здесь решены в духе

символистской эстетики «соответствии»: лирические переживания, впечатления, эпизоды личной биографии предстают как отражение событий, происходящих в «мирах иных»; один план лирического повествования «просвечивает» сквозь др. Новый этап творческой эволюции Б. совпал с эпохой первой рус. революции. Он обращается к худож. осмыслению проблем совр. города, в его лирику входит тема «маленького человека», звучат социальные мотивы, предметом худож. изображения становится реальность в ее противоречиях. Представление о субстанции бытия выражается теперь в символе «стихии», к-рая реализуется в земной страсти, «низменной» природе, фантасмагориях городской жизни. В статьях этого периода Б. пытается решить вопрос о причинах разрыва интеллигенции и народа, «стихии» и «культуры». Темы преодоления индивидуализма, поиска путей к народу, долга художника перед народом определяют пафос публицистических выступлений Б. в 1907—09 гг. Он резко, критикует концепции модернистского «нового искусства» (Модернизм), апеллирует к гуманистическому наследию рус. классики XIX в., подчеркивает необходимость сближения с реализмом. Только на этих путях, по мысли Б., возможно разрешить проблемы идейности, народности иск-ва. Позднее в эстетических воззрениях Б. на первый план выдвигается новый символ — «дух музыки», утверждающий представление об интуитивно-творческом постижении бытия. В поэтических циклах «Возмездие» (1907—13), «Страшный мир» (1908—16) действительность предстает в своей трагической противоречивости — в борьбе Добра и Зла. Хранителем гуманистических ценностей человечества выступает иск-во, исцеляющее человека и вносящее гармонию в противоречивую реальность жизни («Итальянские стихи»). На Октябрьскую революцию Б. откликнулся поэмой «Двенадцать» (1918), в новых ритмах к-рой была слышна «музыка» революции. В статьях советского периода «Интеллигенция и Революция», «Крушение гуманизма» Б. призывал интеллигенцию к

строительству новой, «синтетической» культуры. В последние годы жизни Б. активно работал в Большом драматическом театре, в издательстве «Всемирная литература», учрежденном Горьким.

БОДИ-АРТ (от англ. body — тело) — течение внутри концептуального искусства, возникшее на Западе на рубеже 60—70-х гг. XX в. как разновидность перформенса, в к-рой т. наз. произв. иск-ва создаются путем использования тела художника, предстающего в виде безличного, отчуждённого, деперсонализированного материала творчества. Предшественники Б.-а. фр. художник И. Кляйн покрывал тела натурщиц голубой краской для получения оттисков на горизонтально лежащем холсте, а итальянец Мандзони, воскрешая архаический обряд возложения рук, оставлял разноцветные отпечатки пальцев на теле посетителей галерей, как бы превращая их в «произв. иск-ва». Обращаясь с телом, как с безличным предметом, художники — приверженцы Б.-а. следуют идеологии дзэн-буддизма, отрицающей индивидуальное «Я» в качестве иллюзорного представления. В середине 70-х гг. в Б.-а. проникает анархистская идеология панков, с ее пафосом отчаяния, саморазрушения, самоистязания, жестокости, смерти. Адепты Б.-а. подвергают себя опасным, порой смертельным испытаниям (стреляют друг в друга, импровизируют сцены собственных похорон), превращают худож. галереи в подобие медицинских лабораторий, где публично истязают себя различными способами. Своеобразное проявление Б.-а. получил в феминистском движении, протестующем против фетишизации женского тела буржуазными средствами массовой коммуникации. Смысл феминистского Б.-а. заключается в символическом перечеркивании красоты женского тела посредством самоистязания и подчеркивания иных функций женщин в об-ве, заключающихся в труде, воспитании детей, участии в общественном движении. Антиэстетический характер Б.-а. выводит мн. акции этого течения из сферы иск-ва как такового.

БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (1848—1923) —англ. философ и эстетик, приверженец абсолютного идеализма. В эстетике был последователем Гегеля. Иск-во, по Б., есть орган постижения мировой гармонии, к-рая образует саму суть «абсолютной реальности» как всеобъемлющей органической целостности, преодолевающей пространственно-временную разделенность явлений. Абсолют, т. обр., задает и критерий эстетической ценности: она тем значительнее, чем больше приближается» к абсолютной гармонии, к-рая совпадает с красотой. Человек может лишь стремиться к совершенству, к-рым обладает абсолют. Само понятие ценности возникает из противоречия между разорванностью человеческого существования, погруженного в природу, и сверхчувственной цельностью абсолюта. Смысл иск-ва в преодолении этого противоречия, переживаемого на уровне человеческого опыта как страдание, и достижении эмоциональной удовлетворенности, что в психологическом плане соответствует логической гармонии. Поэтому для Б. «величайшее искусство — глубочайшая логика». Гений ученого и художника, согласно Б., имеют немало общего, ибо и художник творит, подчиняясь скрытой необходимости проникновения в «средоточие вещей». Эталоном иск-ва Б. считает «Божественную комедию» Данте, где мироздание пронизано эмоциями и преодолевается отчуждение внешнего мира от человека, а сам космический процесс предстает как «драма» — «величественный театр Вселенной». Эстетика Б. ориентирована на строгую архитектонику формы и познавательное содержание иск-ва. Она противостоит учениям об абсолютной свободе творческого воображения и его связи с бессознательным. В ней нашла отклик худож. практика движения прерафаэлитов в англ. иск-ве середины XIX в. Осн. труды по эстетической проблематике: «История эстетики» (1892), «Лекции по эстетике» (1915), «Принцип индивидуальности и ценности» (1911), «Ценность и судьба индивидуума» (1912).

БРЕХТ (Brecht) Бертольт (1898— 1956) — нем. драматург, режиссер, теоретик театра, один из создателей нем. социалистического иск-ва; художник-антифашист, остросоциальное творчество к-рого проникнуто гуманистическим пафосом. В 1933—47 гг. находился в антифашистской эмиграции; с 1948 г.— в ГДР, где создал и возглавил театр «Берлинский ансамбль», в спектаклях к-рого (как и в пьесах Б.) получила воплощение теория эпического театра, разрабатывавшаяся им с 20-х гг. Б. не принимал буржуазного театра с его тенденцией к развлекательности, порабощения зрителя иллюзией правдоподобия. Стремясь сделать сцену средством воспитания классового сознания, он подвергал пересмотру систему выразительных средств театра. В противоположность театру традиционному (в терминологии Б.— «драматическому», «аристотелевскому») эпический театр — это не столько воплощение на сцене событий, сколько рассказ о них; обращаясь прежде всего к разуму зрителя, он сохраняет эмоциональную дистанцию между сценой и залом, заставляя не столько сопереживать сценическим событиям, сколько анализировать их. Осн. принцип эпического театра — «эффект очуждения», при помощи к-рого изображаемое явление «очуждает-ся», «остраняется»: то, что «само собой разумеется, знакомо, очевидно», неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «аналитическую, критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», рождая потребность социального действия. «Эффект очуждения» в пьесах и спектаклях Б. достигается комплексом выразительных средств (гротеск, парадокс, введение в ткань драмы элементов повествовательного жанра, т. наз. зонги — песни, останавливающие действие, и др.). Б. отмечал, что «эффект очуждения» не есть особенность именно его театра, а изначально свойствен иск-ву, к-рое всегда не тождественно жизни и очуждает ее. В эстетике Б. эта особенность иск-ва осмыслена и разработана как сознательный прием. В

теории эпического театра Б. опирался на мн. положения эстетики Просвещения, опыт восточного театра, в частности китайского. Яркое выражение принципы эпического театра нашли в драматургии Б. Созданный им тип интеллектуальной драмы (Интеллектуализм в искусстве) являет собой пьесу-параболу, суть к-рой — в философском осмыслении посредством иносказания социально-нравственных проблем совр. действительности («Трехгрошовая опера», 1928; «Мамаша Кураж и ее дети», 1939; «Добрый человек из Сезуана», 1938—40; «Кавказский меловой круг», 1944—45; и др.). Теория эпического театра оказала большое влияние на развитие мировой театральной эстетики XX в., а в связи с разработкой проблемы взаимодействия сцены и публики — совр. социологии иск-ва. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические взгляды Б.: «Уличная сцена» (1940), «Покупка меди» (1940), «Малый органон» для театра» (1948), «Диалектика на театре» (1953).

БУАЛО (Boileau) Никола (1636— 1711) —фр. поэт-сатирик, теоретик классицизма, правила и нормы к-рого изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674), названном так в подражание Горацию. Этот трактат — пример характерного для XVII в. развития эстетической мысли практиками иск-ва, своеобразное наставление начинающему поэту, художнику. Однако от академических наставлений стихотворный трактат Б. отличает широта взглядов, живость и подлинная взволнованность судьбами иск-ва, что наряду с теоретической значимостью определило долгую историческую судьбу этого соч. Б.— сторонник преобладания в творчестве поэта (и в иск-ве вообще) интеллектуальной сферы над эмоциональной. Признание наличия и противостояния этих сфер психики человека характерно для XVII в. и закреплено в иск-ве антитезой классицизм — барокко. В трактате Б. обосновывается «правдоподобие» — ключевое понятие классицизма, противопоставленное «правде» жизни и отражающее не только обобщающие, но и идеализирующие

установки этого худож. метода и стиля. Б. стремился конкретизировать сложившуюся в классицизме теорию жанров, в основе к-рой лежало деление их на «высшие» и «низшие», не оставлявшее места для возникающих новых форм (напр., для романа — предвестника реализма). Утверждавшаяся Б. непревзойденность римских авторов послужила началом т. наз. «спора древних и новых». Оппонент Б. Ш. Перро отстаивал преимущества лит-ры XVII в. В этом бурном споре Б. столкнулся с нарождавшейся просветительской эстетикой (Эстетика Просвещения).

БУФФОНАДА (итал. buffonata — шутка) — сознательное комедийное искажение в произв. иск-ва, гл. обр. сценического, жизненных пропорций изображаемого для выявления его сути; одно из проявлений гротеска. В основе Б. как вида представления и особого приема актерской игры лежит грубый комизм, импровизационность (Импровизация), динамика, -.-, подчеркнутая внешняя характерность, преувеличение. Теряя худож. цель, Б. может превращаться в бессмысленное трюкачество. Б. родилась в античном театре (комедии Аристофана), была характерна для иск-ва западноевроп. гистрионов (странствующих комедиантов), рус. скоморохов, стала основой представлений средневекового фарса и комедии дель арте. К ней обращались У. Шекспир, Ж. Б. Мольер, А. В. Сухово-Кобылин, Маяковский. В музыке Б. на шла выражение в жанре оперы-буффа (бытовой комической оперы), сформировавшемся в Италии XVIII в. Использование Б. характерно для мн. комедийных актеров театра и кино. Виртуозное владение ею свойственно, напр., иск-ву Ч. Чаплина. Б.— один из осн. приемов цирковой клоунады (Цирк).

БЫТА ЭСТЕТИКА— одна из осн. сфер проявления эстетического отношения человека к действительности, реализующегося непосредственно в повседневной жизни: его внешнем облике, культуре одежды и поведения, отношении к вещам, жилищу. Материальные свидетельства бытовой культуры различных народов, социальных классов

и групп в их историческом развитии раскрывают единство и многообразие эстетических представлений людей о красоте предметного мира, эстетических вкусов и общественных идеалов. Бытовая культура, представляя собой единство функциональных, экономических, социальных и эстетических норм и условий организации жизни человека в жилой и общественной среде, выступает как основа эстетического мировосприятия людей, формирования их эстетической культуры. Поскольку смена форм бытовой культуры под воздействием научно-технического и социального прогресса происходит не одноразово, не целиком, а постепенно и непрерывно, причем одни элементы устаревают и отбрасываются совсем, др.— видоизменяются, третьи — вообще не имеют аналогов в прошлом и вызваны проявлением новых потребностей людей, возможностей техники, в Б. э. вырабатываются критерии оценки происходящих изменений, отношения материальному наследию прошлого, вплетенного в новую бытовую культуру в функционально и эстетически измененном виде (меняются функции старых зданий, реставрируются и используются по-новому мебель, бытовые вещи, причем их худож. ценность превалирует над прежней утилитарной, мн. из них становятся объектами коллекционирования, музейными экспонатами). Б. э. имеет дело с проявлением частного и общего в эстетическом сознании, интуитивного и рационального, взаимодействия различных худож. культур, образа и стиля жизни, традиций и новаторства, национального и интернационального, моды. Б. э. позволяет соотносить развитие потребностей людей и материальных возможностей для их удовлетворения, с учетом этого воспитывать эстетический вкус, определять задачи и особенности воздействия иск-ва и его творцов — художников непосредственно на окружающую жизнь. Б. э. тесно связана с технической эстетикой, экологической эстетикой, эстетической организацией среды, эстетическим воспитанием, выступает одним из действенных средств интеграции материальной и худож. культуры.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!