ИБН СИ НА Абу Али аль-Хусейн ибн 8 страница



мощью воображения, присущей людям той поры. Т. обр., поэзия, согласно В., была древнейшим языком человечества. И этим можно столь же восхищаться, сколь и ужасаться: ведь оборотной стороной господства воображения были «устрашающие суеверия» и чрезвычайно жестокие нравы, о чем свидетельствуют те же гомеровские поэмы. С развитием счета и письма, по мысли В., язык постепенно «одухотворяется», становится средством выражения абстракций и абстрактного мышления (рефлексии). Тогда-то вместе с философией и др. науками появляется и «человеческая поэзия», т. е. сознательно поддерживаемое и сделавшееся особым занятием иск-во слова. Эта поэзия превосходит первоначальную утонченной гуманностью (в силу развития образованного вкуса и нравственного сознания), но уступает в живости и силе характеров. Древн. трагедия еще сохраняет эпическую мощь, но поэтическая сила убывает по мере того, как воображение спускается с неба на землю, и комедия уже представляет собой рациональную разработку «портретов», воплощающих разновидности человеческой природы. Так В. приходит к выводу, что развитие науки и просвещения идет рука об руку с угасанием иск-ва. Позднее — и независимо от В.— аналогичный взгляд отстаивал Гегель. В XX в. идеи В. оказали влияние на худож. практику двух знаменитых ирландцев — поэта и драматурга-символиста У. Йитса и представителя авангардизма Дж. Джойса (роман «Поминки по Финнегану»).

ВИНКЕЛЬМАН    (Winckelmann)

Иоганн Иоахим (1717—68) — нем. историк иск-ва, представитель Просвещения, сыграл большую роль в формировании эстетики классицизма. В 1754 г. принял католичество; с 1763 г.— генеральный хранитель древностей в Ватикане. Эстетические воззрения В. складывались под влиянием идей просветителей, одно время он был слушателем лекций Баумгартена в Галле. Сущностью иск-ва он признавал подражание природе (Подражания теория) и античным образцам (последний путь

считал более плодотворным). Элементы платонизма в подходе к прекрасному соединял с индуктивным его исследованием. Осн. произв. В.— «История искусства древности» (1763), в к-ром он с просветительских позиций анализировал историю античного иск-ва. Причины его расцвета В. видел в климате и образе правления, в политической свободе афинского полиса. В развитии греч. иск-ва он различал четыре периода (соответственно стиля): архаический, возвышенный (Фидий и Ско-пас), прекрасный (Пракситель), эклектичный (миловидный). Эстетический идеал В.— «благородная простота и спокойное величие» (определение заимствовано им у Перикла), внутренняя страстность и внешнее спокойствие — был подвергнут критике Лессингом за настроения стоицизма, примирение со страданием. Исследования В. способствовали пробуждению интереса к классическому иск-ву, оказали глубокое влияние на мировую эстетическую мысль (от Лессинга до Гегеля и фр. неоклассицистов), на'дальнейшее развитие иск-ва (его эпигоны защищали академизм конца XVIII — нач. XIX в.).

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — способ ность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в иск-ве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора). По отношению к оценке произв. иск-ва В. э. конкретизируется как худож. вкус. В истории эстетики интерес к проблеме В. э. проявился уже в XVIIXVIII вв. Фр. просветители и теоретики классицизма (Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали ее с позиций рационализма и нормативизма, представители англ. сенсуалистической эстетики (Шефтсбери, Хом и др.) выводили В. э. из человеческих ощущений, но связывали его с нравственностью. В противоположность Хатчесо-ну и Бёрку, утверждавшим всеобщность В. э., Юм подчеркивал его субъектив-

ность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетике Канта, отметившего противоречивый, общественно-индивидуальный характер В. э. Развивая традиции рус. революционно-демократической мысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетика рассматривает В. э. как социально-историческое явление, диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так и общечеловеческого. Индивидуальный В. э. представляет собой эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека и, в свою очередь, включающуюся в новый опыт, опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. В. э. является субъективным критерием эстетической оценки, к-рая в известной мере интуитивна (Интуиция эстетическая), т. е. эмоционально предшествует рациональному эстетическому суждению. Однако качество В. э. определяется тем, в какой мере выраженная в нем субъективная оценка соответствует объективной эстетической ценности (Ценность эстетиче ская). Хороший В. э.— способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в иск-ве. В. э. является плохим, дурным, извращенным, когда человек равнодушно или даже с отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого. Количественной характеристикой вкуса считается степень его развитости или неразвитости, широты или узости. Развитость В. э. определяется глубиной постижения эстетических ценностей, способностью выявить богатство значений, к-рыми они обладают. Неразвитый вкус в известных пределах может быть хорошим, неиспорченным, но за этими пределами он не может служить надежным ориентиром в эстетически-ценностном отношении. Широта или узость В. э. во мн. зависит от того, насколько обширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой мере способен человек эмоционально оценить эс-

тетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемые в разнообразных видах и жанрах иск-ва. В. э. как вид эстетической способности и потребности человека — существенная особенность личности. Ее уникальность определяет и своеобразие В. э. Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. И такое своеобразие в рамках хорошего вкуса вполне допустимо; применительно к нему оправдано выражение «о вкусах не спорят». Иное дело извращенные вкусы или откровенная безвкусица, искажающие саму сущность эстетического. С ними, разумеется, нельзя мириться. Но спор о вкусах, вполне оправданный в этом случае, требует рационального обоснования вкусовых оценок путем обращения к такому более обобщенному фактору эстетически-оценочной деятельности, как эстетический идеал (Идеал эстетический). Будучи социально обусловленным, В. э. личности формируется под воздействием окружающей среды, образа жизни, большое влияние на него оказывает иск-во, к-рое в качестве худож. начала включается в быт и труд людей (Эстетическая организация среды) и действует повседневно, подчас незаметно. Идеалы и мировоззрение человека определяют общую направленность вкусовых оценок. Несомненна связь В. э. и с таким социально-психологическим явлением, как мода. Формирование В. э. — одна из задач эстетического воспитания.

ВОЗВЫШЕННОЕ — категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, к-рые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены об-вом, личностью, таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокоренным, порою грозным силам человек не свободен. Если прекрасное—сфера свободы, то В.— сфера относительной несвободы человека. В этом смысле В. выражает превосходство объекта по отношению к вос-

принимающему его индивиду. Объективными источниками В. выступают величественные явления природы, всемирно-исторические перевороты, одухотворенная деятельность человека в переломные моменты общественного развития и его личной жизни. Представляя собой нечто исключительное, выходящее из ряда повседневных явлений жизни, то, что прерывает обыденное ее течение, В. вызывает чувство восторга или радости, к к-рому может примешиваться и чувство тревоги, даже страха. В то же время В. предполагает преодоление этих негативных эстетических эмоций и утверждение силы и могущества человека. Чувство восторга при восприятии В. порождается его масштабами и положительной общественной значимостью, страх — неосвоенностью явления, неподчиненностью человеческой воле. В зависимости от превалирования одного или др. объективного начала (масштабность, положительность или грозность, неосвоенность) и соответственно вызываемого ими чувства при эстетическом восприятии различают две разновидности В.— пафосно-величествен-ную его форму, приподнимающую человека, его достоинство, и грозно-устрашающую, подавляющую человека. Деятельность людей втягивает масштабные неосвоенные явления в сферу общественных отношений. Даже силы природы, несущие с собой разрушение, причиняющие бедствия людям, не лишаются глобальной перспективной положительной ценности для человеческого рода. Развитие об-ва, приближая человека к овладению этими силами, лишает их страшных, пугающих черт, раскрывает их подлинное величие, их дружественность, а не враждебность людям. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетическую характеристику: из В. оно становится прекрасным. В ходе развития об-ва сфера прекрасного расширяется за счет В., а поскольку расширение познанных и освоенных явлений открывает новые горизонты освоения, постольку, как это ни парадоксально, переход В. в прекрасное одновременно расширяет его сферу. Масштабы и

мощь В. творений и деяний человека и об-ва таковы, что полное их освоение может быть лишь итогом целого исторического процесса. В. в иск-ве отражается в масштабных, пафосных (Пафос), монументальных формах (Монументальное искусство), особо интенсивными, яркими, приподнятыми средствами худож. выразительности. Теоретически В. сначала было осмыслено Цеци-лием (I в. н. э.) как стилистическая фигура риторики — в виде правил стиля, техники пафосной ораторской речи. Полемизируя с Цецилием в трактате «О возвышенном», Псевдо-Лонгин делает первый шаг к осмыслению В. как эстетической категории, что окончательно утвердилось в эстетике начиная с эпохи Просвещения. В истории эстетики можно выделить два подхода к характеристике В. Прежде всего, идущее от Бёрка противопоставление его прекрасному. Сосредоточив внимание на анализе структуры чувства В., Кант подчеркивает его сверхчувственный характер в противоположность прекрасному, свойственному упорядоченному опытом миру явлений. Если прекрасное, по Канту, нравится «без всякого интереса», то В.— «в силу своего противодействия интересу (внешних) чувств». Подразделение В. на два вида: математическое (масштабность по величине, количеству), связанное с теоретическим отношением к природе, с познанием, и динамическое (значительность по качеству, силе), связанное с желанием, с практическим отношением, отстаивал и Шиллер. В известной мере этот взгляд послужил теоретической основой романтического направления в иск-ве (Романтизм). Для др. подхода к осмыслению категории В. как определенной ступени прекрасного характерен историзм. Так, Винкельман рассматривает В. в качестве осн. признака пред-классического иск-ва Греции, К. Золь-гер — как «устремление к красоте». Фр. эстетики XIX в. (Сурьо, Н. Жоффруа) видели в В. высшую форму прекрасного. Гегель связывал с В. эстетическую характеристику этапа движения абсолютного духа, мирового исторического процесса, к-рому соответствует

романтическая стадия развития иск-ва, когда на первый план выходят поэзия и музыка. Эти виды иск-ва, В. в целом характеризуются, по Гегелю, превалированием идеи, духа над формой, материей. Он диалектически соотносит В. с прекрасным, особенно на классическом этапе развития иск-ва, где они выступают в синтезе. На романтическом этапе акцент перемещается на возвышенный характер, всемирно-историческую личность. Ложное истолкование В. у эпигонов Гегеля, как и вообще идеалистическая его трактовка, были подвергнуты критике в эстетике рус. революционных демократов. Пытаясь дать В. материалистическое обоснование, Чернышевский характеризовал его как «великое». Идеалистические теории в эстетике XX в. либо вовсе отрицают самостоятельное значение В. (Кроне), либо лишают его общественного содержания, сводя к антагонизму между величием природы и величием души человека, взятого вне времени (совр. фр. персонализм). Своеобразна т. зр. Гарт-мана, к-рый рассматривает В. как одну из характеристик эстетической ценности, как род прекрасного, относя его прежде всего к неизобразительным иск-вам — архитектуре и музыке. Марксистская эстетика синтезирует исследование структуры В. и исторических форм его проявления, связывая его с общественными идеалами и с наиболее полным раскрытием и проявлением сущностных сил человека. «Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное искаженное отображение самого человека»,— писал Энгельс (т. 1, с. 593—594).

ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭСТЕТИКА — эс тетическая мысль, сформировавшаяся в период между средневековьем и новым временем, к-рый переживали все страны Запада (приблизительно XIV—XVI вв.) и мн. страны Востока. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капита-

листических отношении не могли не сказаться на особенностях худож. культуры и эстетической мысли того времени. Название «Возрождение» (фр. термин «Ренессанс») связано с отношением к античному наследию, однако влияние последнего, при всей его важности, не было определяющей чертой культуры (в т. ч. и эстетики) данной эпохи. При всей сложности и неоднозначности В. э. в качестве ее одного из осн. принципов можно выделить абсолютизацию человеческой личности в ее целостности (в отличие от античной мысли, абсолютизирующей чувственно-материальный и внеличностный космос, а следовательно, и материальное начало в человеке, и средневековых религиозных представлений с их гипертрофией духовного). Для эстетических трактатов и произв. иск-ва В. характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в В. э. и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически-творческой человеческой личности сочетался у теоретиков В. с попытками математического исчисления всякого рода пропорций, симметрии, перспективы (Аль-берти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.). Эстетическое и худож. мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно-реальную картину мира (в отличие от умозрительной античной космологии и средневековой теологии). Здесь бросается в глаза также субъективистски-индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее в принципе не отрицается. В. э. ориентирует иск-во на подражание природе (Подражания теория). Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, к-рый в своей творческой деятельности уподобляется богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произв. иск-ва больше всего ценится острый худож. взгляд на вещи,

профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не сакральный (священный) характер. Одним из важнейших принципов восприятия произв. иск-ва становится наслаждение (К. Раймонди, Л. Кастельветро и др.), что свидетельствует о значительной демократической тенденции в В. э. в противовес морализаторству и схоластической «учености» предшествующих эстетических теорий. Антропоцентрический принцип В. э. был тесно связан с гуманизмом, с различными степенями и оттенками свободомыслия. Деятели эпохи В., к-рых принято считать гуманистами по преимуществу, проповедовали свободу, индивидуальность человеческого развития, но вместе с тем не отрицали и очеловеченно понимаемой природы (Дж. Боккаччо, Л. Балла, Эразм Роттердамский, У. фон Гуттен и др.). Немалую роль в формировании В. э. играли идеи неоплатонизма, к-рый в отличие от античного носил не созерцательный, а гуманистический (связанный с ориентацией на человека) характер, был близок пантеизму (определенную роль в утверждении идей неоплатонизма в В. э. сыграл нем. философ Николай Кузанский, в наиболее яркой форме они были выражены М. Фичино и Дж. Пико делла Мирандола, возглавлявшими платоновскую Академию во Флоренции). Эстетическая мысль В. содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес абсолютизации надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедшей новых надежных устоев.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694— 1778) — фр. писатель, философ-просве-гитель, публицист, общественный дея-

тель. Литературная деятельность В. была подчинена общественным целям: борьбе с засильем клерикализма, критике феодально-абсолютистской системы. Иск-во В. рассматривал как средство просвещения умов, преодоления предрассудков. В трагедиях («Брут», «Магомет» и др.) пропагандировал веротерпимость, гуманность, осуждал фанатизм и тиранию. Эстетика В. противоречива: он отстаивал эстетические каноны классицизма, в т. ч. три единства в драматургии, однако в литературных произв. выходил за их рамки; колебался между признанием относительности и изменчивости эстетических вкусов и установлением норм прекрасного. Противоречия его эстетических взглядов проявились в оценке творчества У. Шекспира, у к-рого, как считал В., был яркий, истинный и высокий талант, но не было «хорошего вкуса» и «знания правил». Эстетический вкус определяется В. как «чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах». Он различал хороший и дурной, извращенный вкус. Если хороший вкус способен распознавать истинную красоту, выражается в стремлении к естественности и простоте, то извращенный вкус оказывает предпочтение напыщенному и жеманному. Совр. ему об-во, по мнению В., было лишено хорошего вкуса вследствие засилья религиозных предрассудков, неразвитости общественной жизни и иск-в. Путь к воспитанию вкуса В. усматривал в просвещении, большое значение придавал воспитательной функции иск-ва и решительно отвергал связанную с теорией естественного права идеализацию естественного состояния человека, критиковал философско-эстетическую концепцию Руссо. Иначе развивая общие предпосылки естественно-правовой теории, В. считал, что не дикари живут под властью естественного закона, а, наоборот, цивилизованные люди следуют природе, т. к. прогресс — закон природы. Чем больше развиты иск-ва и науки, тем больше соблюдаются естественные законы. Дикарь для В. не естественный человек, а животное, к-рое еще не полностью развило свои свойства, кукол-

ка, к-рой еще предстоит стать бабочкой. Умственное развитие, просвещение В. рассматривал как одну из движущих сил истории, восхвалял цивилизацию и ее плоды. Отстаивая характерное для просветителей деление народов на «цивилизованные» и «дикие», В. относил к разряду «цивилизованных» народы не только Европы, но и мусульманского Востока и Китая, высоко оценивая их духовную культуру. Взгляды В. имели большой общественный резонанс и оказали влияние не только на фр., но и на нем. и рус. эстетическую мысль. Осн. произв., в к-рых нашли отражение эстетические взгляды В.: «Рассуждение о трагедии» (1730), «Храм вкуса» (1733), «Философские письма» (1733), «Рассуждение о древней и новой трагедии» (1748), «Обращение ко всем нациям Европы» (1761), «Комментарии к Корнелю» (1764), «Философский словарь» (1764—69).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!