Раздел 3.   Обеспечение учебных занятий



3.1.

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины.

Методическим обеспечением аудиторной работы выступают рабочая программа учебной дисциплины «Искусство Древней Греции», список основной и дополнительной литературы к курсу, интернет-ресурсы, наличие демонстрационного материала для обеспечения практических занятий.

Изучение курса осуществляется в процессе прослушивания лекций и систематической самостоятельной работы с учебной, учебно-методической и другой литературой, а также предусматривает обязательное выполнение самостоятельного задания. При выполнении индивидуального (самостоятельного) задания в форме письменной работы (реферата) предусмотрена проработка указанных в РПУД источников из списка рекомендуемой литературы.

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа в объеме 33 часов предусматривает выполнение таких заданий, как написание реферата или обзора научной литературы по одной из изучаемых тем, для чего обучающимся предлагается расширенный список основной и специализированной литературы, задания для самостоятельной работы, в том числе с электронными базами данных, авторизированными СПбГУ, и интернет-источниками, список тем для выполнения реферативных работ.

Самостоятельная работа бакалавра предусматривает ознакомление и анализ основной учебной и научной литературы, приведенной в списках РПУД. Студент самостоятельно выполняет одну письменную работу (реферат). Тема реферата может быть выбрана обучающимся самостоятельно, в соответствии со списком рекомендуемой литературы.

Методическим обеспечением самостоятельной работы обучающихся является содержание РПУД, списки рекомендованной литературы и источников, материалы, доступные в НБ им. М. Горького, в том числе периодические публикации, размещенные в реферируемых и индексируемых базах данных (список приведен в РПУД).

Методические указания студентам по оформлению письменной работы (реферата).

Изложение материала в реферате должно быть последовательным и логичным, содержание реферативной работы должно отвечать заявленной теме. Текст работы должен представлять: результат историографического обзора изучаемого вопроса; владение соответствующим теме понятийным и терминологическим аппаратом.

Реферативная работа обязательно должна содержать следующие компоненты: введение, обзор научной литературы по вопросу, главы, заключение, список использованной литературы и представляться в письменной (печатной) форме на стандартном листе бумаги в формате А4. Любое цитирование должно иметь ссылки, оформленные постраничными сносками.

Требования к объему письменного текста: минимальное количество печатных знаков с учетом пробелов 20 000, максимально допустимое количество печатных знаков с учетом пробелов 40 000.

 

3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Проверка качества усвоения материала проводится посредством комплексной оценки, включающей учет посещаемости и оценку письменной работы бакалавра

Для контроля усвоения дисциплины «Искусство Древней Греции» предусмотрен в 1-м семестре — экзамен (устный). Время на подготовку не более 20 минут. Продолжительность экзамена — до 2 академических часов.

Студенты, выполнявшие текущие задания и посещавшие учебный курс на экзамене получают два вопроса из списка вопросов для проведения промежуточной аттестации.

В случае отсутствия студента на учебных (лекционных) занятиях по уважительным (подтвержденным соответствующими документами) причинам, предлагается выполнить одну реферативную работу (см. задания для реферативной (самостоятельной) работы к дисциплине «Искусство Древней Греции»), ответить на два вопроса в рамках устного опроса и на дополнительные вопросы по всему материалу курса из перечня вопросов для текущего контроля усвоенных знаний.

Критерии оценки устного ответа:

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала данной дисциплины, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется при погрешности в ответе на экзамене, но при наличии знаний, достаточных для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании обучения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

Критерии оценки письменной работы (реферата):

Письменный текст реферата представляет собой полное и развернутое изложение вопроса. В нем должны присутствовать: обзор литературы, постановка задач, которая определяет структуру работы, выводы к представленным материалам. Структура текста должна отличаться логикой изложения, в тексте должны присутствовать причинно-следственные связи, компоненты, раскрывающие суть изучаемого явления. Текст реферата должен быть оформлен корректно и иметь справочный аппарат.

Письменная работа, представляющая собой разрозненный материал с отсутствием логических связей между представленными компонентами, обзора научной литературы по вопросу, формулировки проблемы и выводов, не будет учитываться преподавателем. Кроме того, особое внимание будет обращено на признаки неправомерного заимствования (плагиат) и существенные ошибки.

 

3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:

1) активность посещения лекций и работа во время практических занятий;

2) активное участие в дискуссиях, обсуждении актуальных вопросов по искусству Древней Греции;

3) оценка заданий для самостоятельной работы.

 

Перечень вопросов для текущего контроля усвоенных знаний:

1.    Периодизация искусства Древней Греции.

2.    Искусство Микенской Греции, его значение и особенности по сравнению с искусством Минойского Крита. Архитектура ахейских крепостей (Тиринф, Микены).

3.    Дворцовые комплексы Микен, Тиринфа, Пилоса и дворцы Крита.

4.    Раскопки шахтовых гробниц в Микенах (гробницы круга А и Б).

5.    Погребальные постройки в Микенской Греции. Ахейские толосы.

6.    Монументальная живопись Ахейской Греции и Крита. Микенские расписные вазы и скульптура в XIII — ХП вв. до н.э.

7.    Гомеровский период в истории греческого искусства, его значение. Основные центры геометрического искусства, роль Аттики.

8.    Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей, их особенности.

Дипилонские вазы в Аттике.

9.    Произведения мелкой пластики геометрического периода из разных материалов

(камень, керамика, кость, бронза).

10.  Ранние произведения греческой архитектуры. Постройки Материковой Греции и

Крита (храмы Фермоса, Спарты, Дрероса, Принии).

11.  Искусство греческой архаики. Раннеархаический период. Греческая вазопись

ориентализирующего стиля. Родосско-ионийская, коринфская и протоаттическая керамика.

12.  Греческая архитектура архаического периода. Сложение ордерных систем и типологии храмовых построек.

13. Дорический ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

14.  Ионический ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

15.  Греческая архитектура в конце VII — начале VI века до н.э. (храм Аполлона в

Фермосе, Герайон в Олимпии, постройки Великой Греции).

16.  Греческая дорическая архитектура архаического периода в середине и второй

половине VI века до н.э. (храмы Аполлона в Коринфе и Аполлона в Дельфах, храмы

Великой Греции)

17.  Греческие постройки ионийского ордера в архаический период. Храмы на островах

Эгейского моря и побережье Малой Азии (храм Геры на о. Самос, Артемиды в Эфесе,

Аполлона в Дидимах).

18.  Архитектурные комплексы архаического периода (Дельфы, Афины, Олимпия).

19.  Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и адорантов,

произведения торевтики и мелкой пластики. Женская статуя из Ауксеры, Артемида с о.

Делос, ранние куросы).

20.  Греческая скульптура VI в. до н.э. Изображения богов, куросы и коры.

21.  Греческий скульптурный рельеф в архаический период. Ранние фронтонные и

метопные композиции (метопы храма «С» в Селинунте, фронтоны храма Артемиды на о.

Корфу и Гекатомпедона на Афинском акрополе, фриз сокровищницы сифносцев в

Дельфах).

22.  Вотивный и надгробный рельеф в греческом искусстве VI века до н.э. Мужские и

юношеские надгробия.

23.  Греческая вазопись первой половины и середины VI века до н.э. Начало расцвета

чернофигурного стиля (Клитий)

24. Греческая вазопись 2-й половины VI века до н.э. Амазис и Экзекий (Экзекий Мюнхенский килик к Ватиканская амфора).

25.  Греческая вазопись 2-й половины VI века до н.э. Зарождение краснофигурной техники. Первые крупные мастера — Андокид, Никосфен, Евфроний, Евфимид.

26.  Искусство Греции в классический период. Периодизация искусства классического

периода. Скульптура первой четверти V века до н.э., ее особенности.

27.  Греческая архитектура 1-й половины V в до н.э. Храм Афины Афайи и храмы Великой Греции.

28.  Греческая архитектура в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии.

29.  Фронтоны греческих храмов в 1-й половине V века до н.э. Западный и восточный

фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина.

30.  Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм

Зевса в Олимпии.

31.  Греческая вазопись «строгого стиля». Мастера начала и первой четверти V в. до н.э. Евфроний, Бриг и Дурис (Евфроний — луврский кратер с изображением битвы Геракла и

Антея; Бриг — килик из Вюрцбурга; Дурис — Парижский килик с Эос и Мемноном).

32.  Монументальная живопись архаического и раннеклассического периодов

(изображения на метопах, пинаках, щитах, росписи на стенах этрусских гробниц).

33.  Живопись Полигнота, ее значение в развитии греческого искусства.

34.  Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Ансамбль

Афинского Акрополя.

35.  Парфенон в комплексе Афинского акрополя.

36.  Храм Афины-Нике (Нике Аптерос) и Эрехтейон в комплексе Афинского акрополя.

37. Пропилеи в комплексе Афинского акрополя.

38.  Греческая скульптура в первую половину V века до н.э. Критий и Несиод —

«Тираноубийцы». Творчество Агелада и Пифагора Регийского.

39.  Греческая скульптура во второй четверти и середине V века до н.э. Творчество

Мирона (статуя «Дискобола», скульптурная группа «Афина и Марсий»). Ранние работы

Фидия и Поликлета.

40.  Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»).

41.  Греческая скульптура V века до н.э. в Аттике. Фидий (работы на Афинском акрополе: фриз и фронтон восточного фасада Парфенона, статуи Афины).

42.  Фидий — статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Парфенос в Афинах.

43.  Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до н.э., ее открытия.

Агатарх Самосский, Апполодор, Зевксис и Паррасий.

44.  Греческая вазопись во 2-й половине V века до н.э. Произведения «свободного стиля». Произведения краснофигурного стиля и белофонные лекифы.

45.  Греческая архитектура 2-й половины V века до н.э. Постройки в Аттике, на

Пелопоннесе и побережье Малой Азии (Гефестейон в Афинах, храм Посейдона на мысе

Сунион, храм Аполлона в Фигалии, храм Афины в Милете).

46.  Греческие вазы «свободного» и «роскошного» стилей. Влияние греческой живописи на искусство вазописи и скульптуры.

47.  Художественный стиль последних десятилетий V в до н.э. Творчество Пэония (статуя Нике), работы Алкамена (рельефы балюстрады храма Нике Аптерос). Скульптурные

надгробия этого времени.

48. Греческое искусство IV в. до н.э. — новый этап в искусстве классического периода, Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии (храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский мавзолей).

49.  Греческая скульптура в позднеклассический период. Кефисодот и Пракситель

(Пракситель — «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская» и другие

произведения).

50.  Греческая скульптура в позднеклассический период. Скопас (работы в Тегее и

Галикарнассе).

51.  Греческая монументальная живопись IV в. до н.э. (сикионская, афинская, фиванская школы и их мастера).

52.  Живопись предэллинистического периода. Апеллес и другие художники этого

времени. Росписи Казанлыкской гробницы в Болгарии, ранние мозаики (памятники

Олинфа и Пеллы).

53.  Греческая скульптура второй половины IV в. до н.э. Лисипп и Леохар (Лисипп —

скульптура «Апоксиомена»).

54.  Греческое искусство эллинистического периода, его значение, вопросы периодизации. Основные школы греческого искусства (скульптура, живопись, прикладное искусство).

55.  Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены. Градостроительная деятельность.

56.  Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего и позднего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины).

57.  Скульптурный портрет в эллинистический период и эпоху поздней классики.

58.  Эллинистическая живопись и вазопись, роль италийских центров. Греческие мозаикиклассического и эллинистического периода.

59. Греческое прикладное искусство в классический и эллинистический периоды. Памятники ювелирного искусства и торевтики из Северного Причерноморья, вазы и украшения из Скифских курганов.

60. Произведения греческой глиптики и нумизматики в классический н эллинистический периоды. Греческие камеи.

 

Задание для реферативной (самостоятельной) работы к дисциплине «Искусство Древней Греции»:

1. Письменный аналитический разбор и составление каталожного описания одного произведения античной скульптуры из собрания Государственного Эрмитажа.

2. Источники по истории искусства античного мира (древние авторы об искусстве).

3. Значение искусства античного мира для развития европейской культуры.

4. Эгейский мир. Архитектура, скульптура, вазопись.

5. Искусство Крита и история его исследования.

6. Искусство архаической Греции (на выбор: общий обзор или вазопись).

7. Ордерная система в архитектуре Греции.

8. Скульптурные школы архаического времени.

9. Скульптура периода высокой классики. Фидий. Мирон. Поликлет.

10. Архитектурный комплекс афинского акрополя. Парфенон и его судьба.

11. Скульптура периода поздней классики. Скопас. Пракситель. Лисипп.

12. Техника и технология керамического производства и вазовой живописи.

13. Краснофигурная вазопись Афин классического времени.

14. Искусство эпохи эллинизма (на выбор: общий обзор или ювелирное искусство, скульптура).

15. Искусство резьбы по камню (глиптика).

16. Античное стеклоделие.

17. Пергамский алтарь и его скульптурные композиции.

18. Терракоты Танагры.

19. Искусство античных городов-колоний Северного Причерноморья.

 

Список вопросов для проведения промежуточной аттестации:

 

  1. История античного искусства: предмет исследования. Значение культуры античного мира для развития европейской культуры в целом.
  2. Культура и искусство Эгейского мира (скульптура, мелкая пластика, керамика).
  3. Искусство Крита и Микен (архитектура, мелкая пластика, торевтика).
  4. Стенная живопись и вазопись Крита.
  5. Искусство Гомеровской Греции: вазопись и мелкая пластика геометрического стиля.
  6. Скульптура архаического времени. Общие характеристики.
  7. Критская пластика и её значение для развития монументальной греческой скульптуры.
  8. Дорические школы скульптуры архаического периода (спартанская, аргосская, сикионская).
  9. Ионическая школа скульптуры архаического периода.
  10. Аттическая школа скульптуры архаического периода (спартанская, аргосская, сикионская).
  11. Ордерная система. Греческая архитектура архаического и раннеклассического времени.
  12. Дорический ордер.
  13. Ионический ордер.
  14. Связь скульптуры с архитектурой: фронтонные композиции, рельефы архаического периода.
  15. Связь скульптуры с архитектурой: фронтонные композиции, рельефы периода строгой классики.
  16. Скульптура периода высокой классики. Фидий. Мирон. Поликлет.
  17. Скульптура Парфенона.
  18. Архитектурный комплекс афинского акрополя. Парфенон и его судьба.
  19. Техника и технология керамического производства и росписи по глине.
  20. Архаическая вазопись. Геометрический стиль.
  21. Вазопись Ориентализирующего стиля.
  22. Аттическая вазопись: чернофигурная техника. Мастера чернофигурной вазописи.
  23. Аттическая вазопись: краснофигурная техника. Мастера краснофигурной вазописи.
  24. Скульптура периода поздней классики. Скопас. Пракситель. Лисипп.
  25. Ювелирное искусство эпохи классики (V-IV вв. до н. э.).
  26. Эллинистическая скульптура.
  27. Эрмитажное собрание произведений античного искусства. Характеристика и история коллекции.
  28. Эрмитажное собрание античных древностей Северного Причерноморья. Характеристика коллекции.

3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса:

Анкета-отзыв на учебную дисциплину «Искусство Древней Греции»

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу проставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

4. Какой из модулей (разделов) дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий______________________________________________

5. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

Комментарий______________________________________________

Кадровое обеспечение

3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

К проведению занятий должны допускаться преподаватели, имеющие искусствоведческое образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.

3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Обеспечения учебно-вспомогательным персоналом не требуется.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!