Тема 2. Культура и искусство Эгейского мира.



Искусство Кикладских островов. Архитектура, скульптура, вазопись. Шлиман и Троя.

Тема 3. Крит, Микены (архитектура, скульптура и мелкая пластика, изделия из металла, глиптика, вазопись).

Искусство Микенской Греции, его значение и особенности по сравнению с искусством Минойского Крита. Архитектура ахейских крепостей (Тиринф, Микены). Дворцовые комплексы Микен, Тиринфа, Пилоса и дворцы Крита. Раскопки шахтовых гробниц в Микенах (гробницы круга А и Б).       Погребальные постройки в Микенской Греции. Ахейские толосы. Монументальная живопись Ахейской Греции и Крита. Микенские расписные вазы и скульптура в XIII — ХП вв. до н.э.

Тема 4. Вазопись Гомеровской Греции. Геометрический стиль.

Гомеровский период в истории греческого искусства, его значение. Основные центры геометрического искусства, роль Аттики. Греческие вазы протогеометрического и геометрического стилей, их особенности. Дипилонские вазы в Аттике. Произведения мелкой пластики геометрического периода из разных материалов (камень, керамика, кость, бронза).

Тема5. Понятие ордера. Ордерная архитектура Греции: строительная техника, термины архитектуры.

Греческая архитектура архаического периода. Сложение ордерных систем и типологии храмовых построек. Дорический ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды). Ионический ордер в греческой архитектуре (архаический и классический периоды).

Тема 6. Храмовая архитектура и скульптура архаического времени. Связь скульптуры с архитектурой: фронтонные композиции, рельеф.

Ранние произведения греческой архитектуры. Постройки Материковой Греции и Крита (храмы Фермоса, Спарты, Дрероса, Принии). Греческая архитектура в конце VII — начале VI века до н.э. (храм Аполлона в Фермосе, Герайон в Олимпии, постройки Великой Греции). Греческая дорическая архитектура архаического периода в середине и второй половине VI века до н.э. (храмы Аполлона в Коринфе и Аполлона в Дельфах, храмы Великой Греции). Греческие постройки ионийского ордера в архаический период. Храмы на островах Эгейского моря и побережье Малой Азии (храм Геры на о. Самос, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дидимах). Архитектурные комплексы архаического периода (Дельфы, Афины, Олимпия).

Тема 7. Скульптура архаического времени. Скульптурные школы (аттическая, спартанская, критская, аргосская, сикионская). Ранняя классика.

Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и адорантов, произведения торевтики и мелкой пластики. Женская статуя из Ауксеры, Артемида с о.

Делос, ранние куросы). Греческая скульптура VI в. до н.э. Изображения богов, куросы и коры. Греческий скульптурный рельеф в архаический период. Ранние фронтонные и

метопные композиции (метопы храма «С» в Селинунте, фронтоны храма Артемиды на о.

Корфу и Гекатомпедона на Афинском акрополе, фриз сокровищницы сифносцев в

Дельфах). Вотивный и надгробный рельеф в греческом искусстве VI века до н.э. Мужские и юношеские надгробия.

Греческая архитектура 1-й половины V в до н.э. Храм Афины Афайи и храмы Великой Греции. Греческая архитектура в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии. Фронтоны греческих храмов в 1-й половине V века до н.э. Западный и восточный фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина. Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии. Монументальная живопись архаического и раннеклассического периодов (изображения на метопах, пинаках, щитах, росписи на стенах этрусских гробниц). Живопись Полигнота, ее значение в развитии греческого искусства.

Тема 8. Скульптура периода высокой классики. Фидий. Мирон. Поликлет. Монументальная живопись классического периода. Скульптура конца V в.

Искусство Греции в классический период. Периодизация искусства классического

периода. Скульптура первой четверти V века до н.э., ее особенности. Греческая скульптура в первую половину V века до н.э. Критий и Несиод — «Тираноубийцы». Творчество Агелада и Пифагора Регийского. Греческая скульптура во второй четверти и середине V века до н.э. Творчество Мирона (статуя «Дискобола», скульптурная группа «Афина и Марсий»). Ранние работы Фидия и Поликлета. Греческая скульптура высококлассического периода. Поликлет (статуя «Дорифора» и «Канон» Поликлета, статуя Амазонки, «Диадумен»). Греческая скульптура V века до н.э. в Аттике. Фидий (работы на Афинском акрополе: фриз и фронтон восточного фасада Парфенона, статуи Афины). Фидий — статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Парфенос в Афинах. Монументальная греческая живопись 2-й половины V века до н.э., ее открытия. Агатарх Самосский, Апполодор, Зевксис и Паррасий.

Художественный стиль последних десятилетий V в до н.э. Творчество Пэония (статуя Нике), работы Алкамена (рельефы балюстрады храма Нике Аптерос). Скульптурные

надгробия этого времени.

Тема 9. Техника и технология керамического производства и вазовой живописи.

Технология изготовления сосудов и их росписей. Типология керамики.

Тема 10. Архаическая вазопись. Ориентализирующий стиль.

Искусство греческой архаики. Раннеархаический период. Греческая вазопись

ориентализирующего стиля. Родосско-ионийская, коринфская и протоаттическая керамика. Греческая вазопись первой половины и середины VI века до н.э. Начало расцвета чернофигурного стиля (Клитий). Греческая вазопись 2-й половины VI века до н.э. Амазис и Экзекий (Экзекий Мюнхенский килик к Ватиканская амфора).

Тема 11.Архитектурный комплекс афинского акрополя. Парфенон и его судьба. Архитектура классического периода.

История открытия и реставрации Парфенона. Искусство времени «высокой классики». Эпоха Перикла в Афинах. Ансамбль Афинского Акрополя. Парфенон в комплексе Афинского акрополя. Храм Афины-Нике (Нике Аптерос) и Эрехтейон в комплексе Афинского акрополя. Пропилеи в комплексе Афинского акрополя.

Греческая архитектура 2-й половины V века до н.э. Постройки в Аттике, на Пелопоннесе и побережье Малой Азии (Гефестейон в Афинах, храм Посейдона на мысе

Сунион, храм Аполлона в Фигалии, храм Афины в Милете). Греческая архитектура 2-й половины V века до н.э. Постройки в Аттике, на Пелопоннесе и побережье Малой Азии (Гефестейон в Афинах, храм Посейдона на мысе Сунион, храм Аполлона в Фигалии, храм Афины в Милете).

Тема 12. Чернофигурная и краснофигурная аттическая вазопись классического времени (VI–V вв.до н.э.).

Греческая вазопись 2-й половины VI века до н.э. Зарождение краснофигурной техники. Первые крупные мастера — Андокид, Никосфен, Евфроний, Евфимид. Греческая вазопись во 2-й половине V века до н.э. Произведения «свободного стиля». Произведения краснофигурного стиля и белофонные лекифы. Греческие вазы «свободного» и «роскошного» стилей. Влияние греческой живописи на искусство вазописи и скульптуры.

Тема 13.Краснофигурная вазопись классического времени (IVв. до н.э.).

Греческая вазопись «строгого стиля». Мастера начала и первой четверти V в. до н.э. Евфроний, Бриг и Дурис (Евфроний — луврский кратер с изображением битвы Геракла и

Антея; Бриг — килик из Вюрцбурга; Дурис — Парижский килик с Эос и Мемноном).

Тема 14. Скульптура периода поздней классики. Скопас. Пракситель. Лисипп.

Греческое искусство IV в. до н.э. — новый этап в искусстве классического периода, Греческая архитектура на Материке, в Ионии и областях Малой Азии (храм Афины в Тегее, ансамбль в Эпидавре, храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский мавзолей). Греческая скульптура в позднеклассический период. Кефисодот и Пракситель (Пракситель — «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская» и другие

произведения). Греческая скульптура в позднеклассический период. Скопас (работы в Тегее и Галикарнассе). Греческая монументальная живопись IV в. до н.э. (сикионская, афинская, фиванская школы и их мастера). Живопись предэллинистического периода. Апеллес и другие художники этого времени. Росписи Казанлыкской гробницы в Болгарии, ранние мозаики (памятники Олинфа и Пеллы). Греческая скульптура второй половины IV в. до н.э. Лисипп и Леохар (Лисипп — скульптура «Апоксиомена»).

Тема 15. Архитектура переходной эпохи. Пергамский алтарь и его скульптурные композиции. Эллинистическая скульптура

Греческое искусство эллинистического периода, его значение, вопросы периодизации. Основные школы греческого искусства (скульптура, живопись, прикладное искусство).

Греческая эллинистическая архитектура. Архитектурные ансамбли Пергама и Приены. Градостроительная деятельность. Греческая скульптура эллинистического периода. Произведения раннего и позднего эллинизма. Скульптурные памятники Пергама (Алтарь Зевса и Афины). Скульптурный портрет в эллинистический период и эпоху поздней классики. Эллинистическая живопись и вазопись, роль италийских центров. Греческие мозаики классического и эллинистического периода.

Тема 16. Искусство эпохи эллинизма: мелкая пластика, керамика и глиптика эллинистического времени.

Греческое прикладное искусство в классический и эллинистический периоды. Памятники ювелирного искусства и торевтики из Северного Причерноморья, вазы и украшения из Скифских курганов. Произведения греческой глиптики и нумизматики в классический н эллинистический периоды. Греческие камеи.

Тема 17. Культура и искусство античных городов-колоний Северного Причерноморья.

Основные источники для изучения истории Северного Причерноморья (письменные, эпиграфические, памятники материальной и художественной культуры – археологический материал и произведения искусства). Географическое положение региона, вопросы хронологии. Сведения античных авторов о Северном Причерноморье (Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Павсаний). Великая греческая колонизация. Предпосылки колонизации, ход и особенности освоения причерноморских территорий. Возникновение первых поселений и развитие городов (памятники раннего этапа греческой колонизации). Античные города Северного Причерноморья. Поселение на острове Березань (древний Борисфен). Античные города Северного Причерноморья: Ольвия, Херсонес, Пантикапей, малые города европейского Боспора (Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Танаис, крепость Илурат и др.), города азиатского Боспора (Фанагория, Горгиппия, Гермонасса и др.).

Северопричерноморские некрополи. Курганы Боспора, Некрополь Пантикапея: курганы Юз-Обы, грунтовой некрополь (Глинище), Курган Куль-Оба, некрополи Малых городов Европейского Боспора (Нимфей, Мирмекий и др.), некрополи городов Азиатского Боспора: некрополь Фанагории, курганы Большая Близница и Семибратние, Васюрина гора и др. Курганы Днепровского левобережья и Прикубанья (Солоха, Чертомлык, Келермесские курганы). Греческая мифология на варварской почве (образы античной мифологии в произведениях искусства). Скифский звериный стиль. Понятие образа в художественной культуре местного населения и произведениях искусства работы греческих мастеров. Греко-варварские контакты – проблема взаимодействия греков-колонистов и местного населения и её отражение в памятниках материальной и художественной культуры. Ранняя импортная расписная керамика в Северном Причерноморье (родосско-ионийская и другая малоазийская керамика). Аттическая расписная керамика в Северном Причерноморье. Скульптура античных городов Северного Причерноморья. Боспорский надгробный рельеф. Коропластика античных городов Северного Причерноморья. Античная декоративная живопись в Северном Причерноморье. Памятники античной глиптики в Северном Причерноморье. Местные черты в искусстве античных городов Северного Причерноморья. Особенности искусства античных городов Северного Причерноморья в первые века новой эры. История изучения античных памятников Северного Причерноморья. Эрмитажное собрание античных древностей Северного Причерноморья. Характеристика и история коллекции.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!