Теория дифференциальных связей.



Профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883–1950) внес свою лепту в развитие теории стигмы, однако наиболее значительным вкладом этого ученого в развитие науки является создание оригинальной криминологической концепции. Его концепция, получившая название теории дифференциальной ассоциации, во многом основывалась на идеях Г.Тарда о подражании как основе человеческого общения.

В 1939 году в объемной монографии "Принципы криминологии" Э. Сатерленд сформулировал свою идею в виде развернутой концепции, включающей несколько пунктов. Суть теории Э. Сатерленда заключалась в следующем:

преступное поведение ничем принципиально не отличается от других форм человеческой деятельности, человек становится преступником лишь в силу своей способности к обучению;

преступное обучение включает восприятие криминогенных взглядов, привычек и умений. Именно эти отрицательные качества личности, которые формируются в результате негативных социальных влияний, подражания плохому примеру, и только они, лежат в основе преступного поведения;

человек обучается преступному поведению не потому, что имеет к этому особые преступные задатки, а потому, что криминальные образцы чаще попадаются ему на глаза, и у него устанавливается более тесная связь с такими людьми, у которых он может перенять криминогенные взгляды и умения. Если бы тот же самый подросток с детства был включен в другой круг общения, он вырос бы совсем другим человеком (пункт, который, собственно, и дал название его теории).

Дифференцированные, различные социальные связи определяют направление воспитания ребенка: если он вращается в респектабельном обществе, то усваивает стандарты правопослушного поведения. Если же он поддерживает связь с преступными элементами, то и усваивает соответствующие стандарты мышления и поступков. :

Э. Сатерленд ввел два психологических элемента в свою теорию. Первый заключается в том, что преступные взгляды, ориентации и умения усваиваются в группе при личном неформальном общении. Формальный подход воспитателей в школе, а также родителей, не имеющих психологического контакта с детьми, часто бьет мимо цели, и воспитательные усилия этих лиц нередко имеют нулевой эффект. Подлинным воспитателем такого подростка оказываются участники неформального общения в группе правонарушителей. В большинстве случае правонарушители и не думают никого воспитывать, однако их авторитет оказывается решающим фактором подражания.

Сущность второго элемента состоит в теоретическом положении, очень похожем на постулат И. Бентама: лицо становится преступником в результате преобладания, у него взглядов, благоприятствующих нарушению закона,'над взглядами, не благоприятствующими этому.

Для развития и практической адаптации этой теории очень много сделал ученик Э. Сатерленда – профессор Дональд Кресси. Весьма острой критике концепция дифференцированной связи подвергалась со стороны бихевиористов. Однако их критика была конструктивной, и органичное сочетание теории Э. Сатерленда с положениями бихевиористов, с одной стороны, сделало ее более научно обоснованной и практичной, с другой – положило начало интегрированию разрозненных концепций, претендующих на открытие радикальных путей избавления человечества от социального зла, в единую и всеобъемлющую теорию.

Бихевиористы Р. Бюргесс и Р. Акерс дополнили теорию Э.Сатерленда концепцией оперантного поведения. На основании объяснения поведения по схеме "стимул – реакция" эти ученые модифицировали основные положения Э. Сатерленда следующим образом: преступному поведению обучаются потому, что эти формы поведения приводят подростка и тех, у кого он учится, к полезным и приятным для них результатам. Обучение преступному поведению происходит тогда, когда оно подкрепляется более сильно, чем непреступное1.

Научное значение теории Э. Сатерленда заключалось в том, что он попытался объяснить преступное поведение на основе анализа взглядов, жизненных ориентации, оценок, умений и привычек людей. Такой подход дал мощный импульс криминологическим исследованиям в этом направлении, и появилась целая серия теорий (теории контроля, устойчивости, социальных связей, дрейфа, референтной группы, несовпадающих предложений), ставящих в основу объяснения причин преступности и разработки мер профилактики феномен обучения. Детально анализировался процесс обучения преступниками-профессионалами своих помощников из числа молодых правонарушителей. Некоторые ученые стали рассматривать тюрьму как школу преступности. Были выработаны определенные рекомендации по делению заключенных на группы и их раздельному содержанию, чтобы воспрепятствовать обмену криминогенным опытом.

Теория опасного состояния.

Теория опасного состояния была разработана итальянским криминологом Р. Гарофало в книге «Критерии опасного состояния» (1880 г.). Опасное состояние понимается как внутренне присущая человеку склонность к совершению преступления, на основании которой к нему следует применять превентивные меры наказания. Современным продолжением теории Гарофало является клиническое направление, разработанное Ж. Пинателем, Д. Сабо, Дж. Канепой и др., которые в 1975 г. в Генуе открыли международный научный центр клинической криминологии, и провели несколько международных семинаров по сравнительной клинической криминологии. Представители этой теории выработали клинические методы диагностики и прогнозирования опасного состояния, на основании которых они предлагают отказаться от правовых средств обращения с преступниками.

Основные положения данного направления сводятся к отказу от принципов уголовной ответственности, предоставлению клиницисту решающей роли при назначении наказания, расширению системы неопределенных приговоров, стиранию граней между тюрьмой и психиатрической лечебницей, то есть к применению превентивных мер безопасности к лицам, которые представляют потенциальную опасность для общества.

Представители биосоциальной теории причин преступности объясняют, что в качестве факторов, порождающих преступное поведение выделяют в первую очередь особенности психики человека. Ломброзо, в своей концепции, заявил, что преступниками не становятся, , преступниками рождаются. Они обладают отчетливо различными физическими чертами. Прирожденные индивидуальные факторы - основные причины преступного поведения, утверждал он. Ломброзо разработал таблицу признаков прирожденного преступника - таких черт (сигм), которые, выявив путем непосредственного измерения физических черт того или иного лица, можно было, как верил он, решить, имеем ли мы дело с прирожденным преступником или нет.

З.Фрейд связывал преступность не с физической, а психологической структурой человека. Объяснение преступности поведения следует искать в психосексуальных конфликтах, с которыми человек сталкивается в раннем детстве.

По его теории Э. Кречмера между строением тела, характером и поведением человека имеется прямая связь. Поведение индивида определяется его строением, которому присущи определенные признаки и виды поведения.

Теория опасного состояния - это концепция причины преступности, основанная на доказывании психологической (или социально обусловленной) предрасположенности (повышенной склонности) части людей к совершению преступлений. Согласно концепции лица, находящиеся в «опасном состоянии» (к ним относятся профессиональные и т. н. неисправимые преступники), должны подвергаться превентивному заключению с целью изоляции от общества.

Бесспорных связей между преступностью и биологией человека представителями биосоциальной теории причин преступности не установлено.

Генетические теории.

В 1909 г. датский ученый В. Иогансен ввел в научный оборот термин "ген", который понимался как наследственный задаток определенного признака.

Развитие генетики раскрыло широкие перспективы для выдвижения смелых гипотез о передаче склонности к преступлению генетическим путем. Считается, что первым подобную концепцию выдвинул немецкий врач Й. Ланге, который в 20-е годы XX в. провел исследование на основе близнецового метода. Суть данного метода сводилась к сравнению поведения однояйцевых близнецов с поведением близнецов, которые развивались из разных яйцеклеток.

Исследования показали, что почти в 76% случаев, если один однояйцевый близнец совершал преступление, то и второй оказывался преступником, в то время как у разнояйцевых близнецов (то есть носителей разных генов) второй близнец оказывался преступником лишь в 11% случаев. Данная гипотеза была подтверждена исследованиями голландца Лэгра. Не вызывало никакого сомнения, что близнецы с одинаковым генотипом проявляют гораздо больше сходства в поведении, нежели близнецы, имеющие разные генотипы. Таким образом, был сделан вывод о генетической предрасположенности к преступному поведению. Некоторое время генетические теории преступного поведения в ряде стран находились под запретом, что было связано с их применением в рамках уголовной евгеники (принудительная стерилизация) в нацистской Германии, где начиная с 1933 г. практиковались кастрация и стерилизация опасных преступников. Следует отметить, что и ранее такие меры применялись в отношении особо опасных преступников, например, в США кастрация применялась с 1899 г.

Второй всплеск генетических теорий объяснения преступности начался с проведенных в 60-х годах XX в. исследований кариотипа.

Отклонение от нормального набора хромосом обычно обусловлено ошибками в делении клеток и представляет собой генетические факторы, которые являются врожденными, а не унаследованными. Эти редко встречающиеся аномалии внешнего вида хромосомного набора, так называемые кариотипы, по мнению некоторых исследователей, оказались связаны с появлением асоциального поведения.

Как известно, нормальный набор хромосом составляет 23 пары. Типичная конфигурация для мужчин — 46 ХУ, а у женщин — 46 XX. Основным объектом исследования были мужчины с кариотипом 47 ХУУ (синдром дополнительной У-хромосомы) или вариацией 47 ХХУ (синдром Клайнфельтера).

Кариотип ХХУ долгое время считался наиболее распространенным среди психически неполноценных людей; как предполагали ученые, именно он способствует совершению противоправных действий.

Однако проведенные в 60-е годы XX в. исследования показали наличие среди числа заключенных, а также среди преступников с психическими расстройствами большого количества мужчин с кариотипом ХУУ [1].

Фрейдистские теории.

Новое направление развитию психиатрического подхода к анализу преступности дали исследования австрийского ученого Зигмунда Фрейда. Обычно сущность теории 3. Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: Оно, Я и сверх-Я.

Оно - совокупность природных побуждений, передающихся человеку генетически. Оно состоит из двух основополагающих инстинктов: самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, и разрушения. Инстинкт разрушения может быть направлен как внутрь (примером этого, по Фрейду, является совесть или самоубийство), так и вовне (агрессия). В основе функционирования Оно - принцип удовольствия. Оно иррационально и аморально.

Я есть измененная под прямым влиянием внешнего мира часть Оно. Я старается заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти. В нормальных условиях Я предоставлена власть над Оно.

В Я Фрейд выделяет часть, которую он называет Я-идеалом, или сверх-Я. Сверх-Я аккумулирует традиции и идеалы прошлого. Заповеди и заветы родителей, учителей и авторитетов сохраняют свою силу в Я-идеале и осуществляют в качестве совести моральную цензуру. Таким образом, именно в сверх-Я аккумулируются контролирующие воздействия общества и влияние культуры.

Эта схема значительно углубила понимание многих мотивационных процессов, в том числе в криминальной сфере. На ее основе американский ученый У. Уайт провел оригинальный анализ феномена преступного поведения. По мнению У. Уайта, человек рождается преступником, а его последующая жизнь - процесс подавления разрушительных инстинктов, заложенных в Оно. Преступления совершаются, когда Оно выходит из-под контроля сверх-Я.

Исходя из фрейдистского понимания соотношения сознательного и бессознательного в человеческой психике, английский криминолог Э. Гловер дал оригинальную трактовку сущности преступности. По его мнению, это явление есть своеобразная цена приручения дикого от природы зверя. Преступность, утверждает Э. Гловер, представляет собой один из результатов конфликта между примитивными инстинктами, которыми наделен каждый человек, и альтруистическим кодексом, устанавливаемым обществом.

Сам Фрейд попыток анализа феномена преступного поведения практически не предпринимал. Он не видел иного способа воздействия на агрессивную природу людей, кроме принуждения в их воспитании, запрета на мышление, применения насилия вплоть до кровопролития, создания у людей определенных иллюзий. Однако указанные меры он оценивал как неприемлемые с точки зрения их гуманности. Именно это удерживало его от прикосновенности к экспериментам в данной области.

Идеи 3. Фрейда и его последователей получили значительное развитие в рамках клинической криминологии, которая активно использует психоанализ как метод изучения и коррекции личности преступника.

Теория конфликта культур.

В 1938 году появилась работа Торстона Селлина "Конфликт культур и преступность". Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией конфликта культур попытался объяснить этот феномен.

По существу, Т. Селлин трансформировал марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных формирований.

На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур. А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанных такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.

Практические выводы из этой теории заключались в необходимости контролировать процессы эммиграции, принимать меры по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранять элементы, вызывающие их противоречия. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества.

Помимо достаточно прагматических выводов данная концепция направила внимание криминологов на анализ взаимосвязи культуры общества и преступности. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности. Изменение культуры - процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер, и рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.

Теория стигматизации.

Стигматизация — это реакция социального окружения на девиантное поведение, выражающаяся в навешивании на людей ярлыков «девиантов» или преступников. Термин был введен И. Гоффманом в 1963 г., для описания реакции людей на человека с физической инвалидностью. Впоследствии это понятие стало использоваться более широко — для описания реакции людей на любые качества, которые считаются ненормальными или необычными и служат основой для нападок или исключения.

Изучая девиации с позиций интеракционизма, Эдвин Лемерт (1967) ввел два ключевых понятия: первичные и вторичные девиации. Первичные девиации — это отступления от норм, совершенные индивидом впервые. В большинстве случаев такие поступки не затрагивают идентичность человека, так как здесь «включается» процесс нормализации девиации. Нормализация девиации — это оправдание девиантного поведения социальным окружением с целью сохранения «нормальной» идентичности человека. Все мы, наверное, сталкивались с ситуациями, когда неадекватные поступки того или иного человека (грубость, хамство и др.), совершенные впервые, мы пытались оправдать его переутомлением, болезнью и др. В этих случаях мы как раз и хотели нормализовать девиацию, т.е. вернуть идентичность человека к норме. Социологи заметили, что процесс нормализации часто зависит от социального статуса девианта, т.е. отклоняющееся поведение людей богатых и властных оправдывается чаще и результативнее, чем бедных. Причем такая реакция отмечена не только со стороны обычных людей, но и представителей власти.

Если нормализации не происходит, на человека могут навесить ярлык девианта или преступника. В этом случае первичная девиация может перейти во вторичную. Вторичная девиантность — это принятие ярлыка и восприятие себя людьми, преступившими норму, в качестве девиантов или преступников. В этом случае ярлык может стать центром идентичности человека и привести к усилению его девиантного поведения. Примером может служить ситуация, когда объявление того или иного подростка хулиганом ведет к тому, что он начинает вести себя отклоняющимся образом и воспринимает себя в качестве «плохого парня».

Таким образом, согласно данной теории ярлык девианта воздействует не только на реакцию окружающих, но и на восприятие таким человеком самого себя, даже может стать центром идентичности человека.

Виктимологическая теория.

Название данной теории происходит от латинского слова victima, что в переводе значит "жертва".

Основателем виктимологии является немецкий исследователь Г. фон Геитиг, который, находясь в США, опубликовал статью "Замечания по интеракции между преступником и жертвой" (1941).

На сегодняшний день виктимология — это наука, которая изучает причины, обстоятельства, индивидуальные характеристики и социальный контекст, способствующие тому, что человек становится жертвой преступления.

Основные идеи криминологов, работающих в этом направлении, сводятся к следующим положениям:

поведение жертвы преступления оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения; оно может как облегчать или провоцировать, так и сделать невозможным преступное посягательство;

- вероятность стать жертвой преступления зависит от особого феномена — виктимности (чем больше вероятность совершения преступления по отношению к определенному человеку, тем больше его виктимность);

- виктимность является свойством определенной личности, социальной роли либо социальной ситуации, которое провоцирует или облегчает преступное повеление. Исходя из этого, виктимность подразделяется на личностную, ролевую и ситуативную;

— величина виктимности может изменяться. Процесс роста — это виктимизация, а процесс снижения — девиктимизация.

Влияя на факторы виктимности, общество может снижать ее и тем самым воздействовать на преступность.

Виктимологическое воздействие на преступность является одним из наиболее перспективных направлений, поскольку не требует значительных материальных затрат и базируется на присущем всем людям стремлении к самозащите.

Эта теория получила мировое признание. Достаточно сказать, что с 1979 года существует Всемирное общество виктимологов, главной задачей которого является координация деятельности криминологов разных стран по разработке виктимологической профилактики преступлений.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1067; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!