Иерархичность управления движением



Уровень «А» - самый древний в филогенетическом отношении, называется уровнем «палеокинетических регуляций», или руброспинальным (стволово-спинальным), по названию анатомических «субстратов», которые отвечают за построение движений на этом уровне: «красное ядро» выступает «высшей» регулирующей инстанцией этого уровня построения движений. Он заведует очень важными аспектами любого движения – тонус, силовые, скоростные и другие характеристики сокращения мышц, удержание позы и равновесия тела.

Есть немногочисленные движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7–8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др.

«В далеко преобладающем числе движений он уступает ведущее положение более молодым своим собратьям, но не стушевывается окончательно. Напротив, вряд ли найдутся такие движения, в которых не лежала бы в самом их основании работа этого «фона всех фонов» [5].

«То, что она не бросается сразу в глаза, вполне вяжется с ролью этого уровня как глубокого фундамента движений – ведь и фундаменты зданий глубоко скрыты под землею, и ребенок или дикарь и не подозревают об их существовании. В более или менее чистом виде он выступает как ведущий уровень в те быстротечные доли секунды, пока длятся полетные фазы некоторых (но не всех) видов прыжков: стартового прыжка и прыжка с вышки в воду, прыжка на лыжах с трамплина и т. д. Эта редкость его появлений в качестве инструмента, исполняющего «соло» при молчании остального оркестра, объясняется его крайней древностью. … Редкость его выступлений в ведущей роли прямо связана с тем, что человеку только в очень исключительных случаях доводится оказываться в положении, в котором рыба проводит все свои дни: в положении равновесия с окружающей средой, вне ощутимого действия силы тяжести. Очевидно, что у нас это может случаться только в редкие и краткие моменты так называемых состояний свободного падения. У водных существ как нельзя более у места были эти плавные движения, даже не столько движения, сколько выравнивающие шевеления, наклоны и скругления тела. Уровень «А», … был уровнем еще доконечностным, естественно специализировавшимся на мускулатуре туловища и шеи. Таким же туловищно-шейным он остался и по сию пору, … в то время как более новым образованием – конечностями – завладели и более новые уровни, начиная с «В» и выше.» [5].

Патология этого уровня проявляется нарушением тонуса мышц, т.е. дистониями. По Н.А.Бернштейну, "расстройства распределения и приспособительной реактивности мышечного тонуса очень часто сопровождают нарушения в других, вышележащих уровнях, но всегда свидетельствуют о втягивании в болезненный процесс руброспинального уровня - абсолютного монополиста по тонусу во всей центральной нервной системы" [5].

Уровень «В»— таламо-паллидарный уровень или уровень «синнергий и штампов», его анатомическим субстратом являются «зрительные бугры» и «бледные шары». Этот уровень обеспечивает мышечные синергии, т.е. содружественные движения разный частей тела. В эти движения вовлекаются разные группы мышц, которые находятся в разных частях тела. Он определяет всю внутреннюю структуру пластики, отвечает за высокослаженные движения всего тела, за ритмичные и циклические движения типа «ходьбы», «штампы» — например, стереотипные движения типа наклонов, приседаний.

На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Таким образом, он оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо «осведомлен» о том, что делается «в пространстве тела». Поэтому он отвечает, например, за бег вообще (скажем, за бег на месте) как переменную работу различных групп мышц. Этот уровень отвечает также за автоматизацию различных двигательных навыков, выразительную мимику и эмоционально окрашенные пантомимические движения. Уровень «В» принимает участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных комбинаций.

«Ознакомимся вкратце с анатомической основой уровня «В» у человека. Это стоит сделать еще и потому, что как раз у этого уровня она очень отчетливо отражает в себе принцип сенсорных коррекций, — который мы выдвинули как самую главную основу всей двигательной координации».

«…Зато ни один уровень, ни уже описанный «А», ни один из последующих более новых, не имеет способности управлять такими обширными, всеобъемлющими синергиями, как описываемый сейчас уровень «В». Такие движения, как бег, прыжки, кувыркания, упражнения на снарядах, борьба, плавание и так далее, возможны только благодаря богатствам информации, собираемой талямусами.» [5].

Нарушения этого уровня приводят к диссенергиям, т.е. к нарушениям содружественных движений, которые могут идти по двум типам: по типу гипофункции (когда из слаженного ансамбля движений выпадают отдельные нужные движения), пример, паркинсонизм, и по типу гиперфункции (когда вплетаются лишние, избыточные движения).

Следующие уровни построения движений кортикальные. Сюда относятся пирамидно-стриальный уровень пространственного поля (уровень С), теменно-премоторный уровень действий D, смысловой уровень Е.

Уровень «С», называемый уровнем пространственного поля, или пирамидно-стриальным, поскольку его анатомическим субстратом выступают уже пирамидные поля моторной зоны коры головного мозга, он обеспечивает движения с ориентацией субъекта в пространстве. Движения, выполняемые на данном уровне, носят отчетливо целевой характер: они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве.

По выражению Н.А.Бернштейна, "эти движения несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают. Соответственно с этим они имеют начало и конец, приступ и достижение, замах и бросок или удар. Движения в пространственном поле всегда переместительны" [5].

Нарушения этого уровня носят название дистаксий или атаксий, при которых резко и избирательно нарушается пространственная координация, в первую очередь равновесие, локомоции и точность (меткость).

Уровень «D» — уровень предметных действий или теменно-премоторный, поскольку его анатомическим субстратом являются кортикальные структуры теменная или премоторная области коры головного мозга.

«Первым делом необходимо пояснить, что мы подразумеваем под действиями. Действия – это уже не просто движения. По большей части это – целые цепочки последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу. Каждая подобная цепочка состоит из разных между собой движений, которые сменяют друг друга, планомерно приближая нас к решению задачи. Все движения – звенья такой цепочки – связаны между собою смыслом решаемой задачи. Пропустить одно из таких необходимых звеньев или перепутать их порядок – и решение задачи будет сорвано» [5].

Движения на этом уровне представлены как действия. В движениях на этом уровне не фиксирован набор движений, а задан лишь конкретный результат. Ведущая афферентация на этом уровне поступает как смысловой образ, построения действия. «…источники ведущих коррекций уровня D – это представления о плане действия, о порядке и связи его частей между собой и т. д. В связи с этим сами его ведущие коррекции проистекают из непрерывного осмышляющего наблюдения за тем, правильно ли идет постепенное решение двигательной задачи, делает ли очередное текущее движение-звено то самое, что требуется от него, по сути, и смыслу этой задачи. Все остальное, все непосредственные подробности движений-звеньев он целиком передоверяет фоновым, нижележащим уровням.» [5].

Речь идет о выполнении именно действий, а не операций, т.е. цель действия, строящегося на этом уровне, может быть достигнута разными способами (за осуществление операций отвечают другие уровни). Нарушения этого уровня приводят к апраксиям (нарушения целенаправленных действий).

Уровень «Е» — наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигательных актов, отвечает за «ведущие в смысловом отношении координации речи и письма», которые объединены уже не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В связи с вышеизложенным сделаем два замечания.

Первое: в организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни.

К примеру, письмо – это сложное движение, в котором участвуют все пять уровней. Проследим их, двигаясь снизу вверх.

Уровень «А» обеспечивает прежде всего тонус руки и пальцев.

Уровень «В» придает движениям письма плавную округлость, обеспечивая скоропись. Если переложить пишущую ручку в левую руку, то округлость и плавность движений исчезает: дело в том, что уровень. В отличается фиксацией «штампов», которые выработались в результате тренировки и которые не переносятся на другие двигательные органы (интересно, что при потере плавности индивидуальные особенности почерка сохраняются и в левой руке, потому что они зависят от других, более высоких уровней). Так что этим способом можно вычленить вклад уровня В.

Далее, уровень «С» организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге.

Уровень «D» обеспечивает правильное владение ручкой, наконец, уровень «Е» – смысловую сторону письма.

Развивая это положение о совместном функционировании уровней, Н. А. Бернштейн приходит к следующему важному правилу: в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых», уровней, как правило, не осознается.[5]

Когда субъект излагает на бумаге свои мысли, то он осознает смысл письма: ведущим уровнем, на котором строятся его графические движения, в этом случае является уровень «Е». Что касается особенностей почерка, формы отдельных букв, прямолинейности строк и т. п., то все это в его сознании практически не присутствует.

Второе замечание: формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях.

Проиллюстрирую это следующим примером, заимствуя его у Н. А. Бернштейна. Возьмем круговое движение руки; оно может быть получено на уровне «А», например, при фортепианном вибрато кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение можно построить и на уровне «В», например, включив его в качестве элемента в вольную гимнастику.

На уровне «С» будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия «D» круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне «Е» такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Лектор не заботится, как заботился бы учитель рисования, о том, чтобы окружность была метрически правильной, для него достаточно воспроизведения смысловой схемы.

А теперь возникает вопрос: чем же определяется факт построения движения на том или другом уровне? Ответом будет очень важный вывод Н. А. Бернштейна, который дан выше: ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

Самый низкий уровень замыкания - сегментарный аппарат спинного мозга, самый высокий - премоторные области коры головного мозга.

Следовательно, эволюционно ДС складывается как соподчинение нескольких систем, безусловно-рефлекторной деятельности в восходящем направлении. Индивидуально ДС формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учебы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки. В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости. Подобных ситуаций достаточно в профессиональной деятельности, когда люди с правильно сформированной моторикой в нерациональной рабочей позе подвергают ДС проверке на устойчивость с нередкими потерями. Здесь ДС выступает как индивидуальное приобретение моторики.

«Повторение без повторения»

На самых первых порах изучения движений Бернштейн обнаружил, что при повторении одного и того же движения, например удара молотком по зубилу, рабочая точка молотка каждый раз очень точно попадает по зубилу, но путь руки с молотком к месту удара при каждом ударе в чем-то различен. И повторение движения не делает этот путь одинаковым. «Повторением без повторения» назвал это явление Н. А. Бернштейн. Значит, при каждом новом ударе нервной системе не приходится точно повторять одни и те же «приказы» мышцам. Каждое новое движение совершается в несколько отличных условиях. Поэтому для достижения того же результата нужны иные «команды» мышцам. Тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях именно этого движения приведет к нужному двигательному результату. Нет однозначного соответствия между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам. [5].

«Модель потребного будущего»

Важнейшим фактором, определяющим характеристики движения (в том числе его амплитуду), является двигательная задача, которая поставлена перед субъектом его жизнью в мире объектов. Для иллюстрации этого положения Н. А. Бернштейн ссылался на исследование, которое было проведено во время Великой Отечественной войны П.Я. Гальпериным и Т.О. Гиневской. В этом исследовании амплитуда движений раненой руки больного изменялась при решении им двигательных задач, имеющих различный смысл для человека.

Выполнение двигательной задачи субъектом представляет собой вариант целесообразного движения, обусловленного целью как «моделью потребного будущего». Подобные модели представляют собой программы различного рода, которые, «забегая вперед» реальному исполнению, определяют и само исполнение (так, музыкант, играющий «с листа», обязательно опережает взором на какой-то временной интервал те ноты, которые фактически звучат в данный момент), т.е. он «все время имеет в своем мозгу звуковой и психомоторный образ того, что еще предстоит двигательно реализовать через секунды или доли секунд» [8, 416].

Это, естественно, не означает, что сама программа всегда предшествует любой деятельности; напротив, многие программы являются результатом соответствующей деятельности человека.

Следует особо подчеркнуть, что открытие этих явлений имело громадное значение и для развития многих других областей человеческого знания. Особенно наглядно это проявилось по отношению к одной из наиболее ярких наук XX столетия – кибернетике. В основе всех кибернетических систем лежит открытый физиологами и удачно использованный математиками принцип обратной связи. Это название есть не что иное, как современное и более распространенное название принципа сенсорных коррекций, который был впервые описан Н.А. Бернштейном еще в 1928 г., т.е. за 20 лет до того, как это сделал создатель кибернетики Норберт Винер. [4]


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!