Мастера гончарного промысла в Городецком Городе Мастеров



рис.56                                 рис.57

Изучив теорию по гончарному ремеслу, познакомившись с традициями, мастерами района, мне захотелось посетить Городецкий "Город мастеров", ставший визитной карточкой всего музейного Городца. Очень было интересно пообщаться с работающими здесь мастерами, поучиться гончарному делу на мастер-классе.

рис.58                                рис.59

В «Городе мастеров» я познакомилась с мастером гончарного дела Алексеем Горбачевым. Он научил меня как работать с глиной Провел мастер-класс по изготовлению горшка. Узнала много нового о гончарном деле и подготовке глины и обжигу изделия.

Сказать «что мол он не захотел фотографироваться в профиль»

 

рис.60                            рис.61                        рис.62

Мастер-классы в школе

20 декабря на занятиях по внеурочной деятельности «Наш край» прошел мастер класс по гончарному искусству. Пятиклассники школы под руководством опытного гончара Петра Мерлухина смогли попробовать себя в таком не простом деле, как изготовление глиняной посуды.

рис.63 рис.64  рис.65 рис.66 рис.67 рис.68

Заключение

 Нижегородская область – один из тех регионов, где издавна существовал едва ли не самый развитой комплекс народных промыслов. По самым приблизительным подсчетам, на ее территории бытовало не менее половины промыслов, известных в России. Этому способствовали многие факторы, и главным образом небогатые по плодородию земли, потребность в дополнительном заработке, без которого крестьянину трудно было свести концы с концами. Еще в середине XIX века нижегородский краевед и этнограф А.С. Гациский заметил, что «не родит земля хлеба – родит кустаря; родит хлеб – на кустаря неурожай». Изделия крестьянских промыслов удовлетворяли потребности сельских жителей в самых необходимых бытовых предметах, которые не каждый мог произвести в собственном хозяйстве.

Переходя из поколения в поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы не только накапливали в себе признаки абсолютной конструктивности, функциональности и целесообразности любого изделия, но и аккумулировали опыт народной жизни, закрепляли понятия о красоте, совершенстве, становились своеобразным средством воспитания новых поколений на основе материально закрепленного опыта предшествующих.

Именно поэтому постепенный упадок народных промыслов, который начался еще в конце XIX века под влиянием прихода в народный быт дешевой фабричной продукции и вместе с ней однообразно-примитивными образцами ее оформления, первоначально показавшимися жителям деревни отражением более высокой, «городской», культуры, был воспринят общественностью как реальная угроза сохранности русской народной традиции, национальной самобытности, культурному наследию.

Однако время расставило всё по местам. Действительно, многие промыслы навсегда ушли из народной жизни вместе с условиями, их порождавшими. Остались в активном бытовании только обеспечивавшие те потребности, которые не могли по разным причинам удовлетворить товары промышленного производства: были слишком дороги, не соответствовали узколокальным потребностям, вкусам и эстетическим запросам населения или имели низкое, по сравнению с кустарными изделиями, качество. К числу таких продуктивных промыслов относилось гончарное производство, сохранявшее позиции во многих районах Нижегородской области вплоть до конца 70-х годов XX века, а в некоторых селах существующее в классическом индивидуально-промысловом, кустарном виде и поныне.

 

 

Первая половина XX века была для гончаров Нижегородской области довольно благополучной: промысел хотя и не процветал, но все-таки сохранялся во многих местностях, особенно удаленных от крупных промышленных центров. Иногда его организация приобретала характер артелей, колхозных цехов по изготовлению кирпича, гончарной посуды или глиняной игрушки, но главным оставалось сохранение традиционного способа производства, использование местных материалов и ориентация на потребности населения ближайшей округи; к тому же нередко рабочие, занятые на таких производствах, продолжали заниматься промыслом в нерабочее время, сохраняя тем самым важнейшие его приемы, способы обработки материала, технологии и традиции.

Однако процессы, происходившие в нашей стране на рубеже XXI века, привели к почти полному упадку все народные промыслы, не исключая и гончарный. Молодежь стала больше тяготеть к жизни в городе, а на селе – к более престижным и доходным занятиям, нежели гончарство. Традиция гончарного ремесленного производства, по существу, оказалась прерванной. В большинстве мест в настоящее время промысел практически угас.

 *     *     *     *     *

Первая половина XX века была для гончаров Нижегородской области довольно благополучной: промысел хотя и не процветал, но все-таки сохранялся во многих местностях, особенно удаленных от крупных промышленных центров. Иногда его организация приобретала характер артелей, колхозных цехов по изготовлению кирпича, гончарной посуды или глиняной игрушки, но главным оставалось сохранение традиционного способа производства, использование местных материалов и ориентация на потребности населения ближайшей округи; к тому же нередко рабочие, занятые на таких производствах, продолжали заниматься промыслом в нерабочее время, сохраняя тем самым важнейшие его приемы, способы обработки материала, технологии и традиции.

Однако процессы, происходившие в нашей стране на рубеже XXI века, привели к почти полному упадку все народные промыслы, не исключая и гончарный. Молодежь стала больше тяготеть к жизни в городе, а на селе – к более престижным и доходным занятиям, нежели гончарство. Традиция гончарного ремесленного производства, по существу, оказалась прерванной. В большинстве мест в настоящее время промысел практически угас.

 

 

Паспорт исполнителя


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!