КАК ПОДГОТОВИТЬ ГОНЧАРНУЮ ГЛИНУ К РАБОТЕ



Даже если вы приобрели чистую глину, которая, по вашему мнению, пригодна для изготовления изделия, все же следует выполнить некоторые приготовления, чтобы получить лучший результат.

1. Процесс высушивания.

Добытую вами глину необходимо предварительно разделить на несколько кусков и подсушить. Эта процедура отнимет немало вашего времени, но это все меньше, чем выдерживание глиняной массы в течение 30 - 100 лет по методике древних китайцев.

2. Процесс затворения.

Как только глина высохла, ее необходимо «затворить», то есть в переводе обдать горячей водой, залить полностью, чтобы на поверхности были видны лишь некоторая часть материала. Глина должна набухнуть, после чего выньте глину из воды и выложите ее на столе, укрытом грубой тканью или холстом. Теперь нужно немного подождать, как только глиняная масса скинет лишнюю воду и будет готова к работе (можно сильно переминать в руках) принимайтесь к изготовлению необходимой формы.

3. Процесс переминания и вылеживания.

Затворенная масса глины должна быть подвергнута сильному переминанию вручную, если сможете пропустить сквозь сито, это будет очень хорошо. Глину переминаете второй раз, берете полиэтиленовый мешочек и складываете в него эту массу, а мешочек с глиняной массой упаковываете в бочонок, плотно накрыв крышкой, и оставляете ее на несколько суток в покое (перед началом работы). Это делается для того, чтобы глина имела возможность вымокнуть «до нитки», поэтому и требуется не один день. Если эту процедуру не произвести, то при работе с данной глиной на гончарном круге, когда будет непосредственно формовать изделие, глиняная масса даст нежелательные трещины в самом широком месте сосуда. Всем понятно, что проблема возникает из-за недостаточности промокания глины – частички, оставшиеся сухими, слабо удерживают друг друга. Если вы планируете начать работу более чем через несколько суток, ничего страшного, она может храниться в таком состоянии довольно долго. Перед тем, как приступить к процессу производства изделия из глины, необходимо еще раз проверить глину на пластичность – перемять ее, разорвав на два куска и с силой соединив обратно. В таком случае вы освободите глину от образовавшегося воздуха, который может навредить вашему новому изделию.

Если вы не станете переминать глиняную массу перед началом работы, то может случиться так, что когда вы поставите изделие на обжиг в печь, то оно просто разорвется, потому что воздух при нагревании имеет свойство расширяться более сильно, нежели глина. Поэтому не поленитесь и сделайте эту процедуру переминания несколько раз.

 

Процесс изготовления гончарной посуды

 Гонча́рное произво́дство — изначально было ремеслом, служившим для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. В настоящее время — обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.

 рис.9

 Изготовление гончарной продукции – старейшее ремесло, известное человечеству на протяжении тысячелетий. С приходом массового производства стекла, керамическая посуда отошла на второй план. Однако в последние годы, желающих купить глиняную посуду становиться все больше, а гончарное ремесло, для многих людей переросло в прибыльный бизнес. Популярность глиняной посуды обусловлена ее оригинальным внешним видом и домашней теплотой готовых изделий. Затейливый орнамент оригинальная форма, глянцевый блеск готовых изделий привлекаю к себе внимание пользователей, желающих купить продукцию. Из глины можно изготавливать не только стандартные, но и дизайнерские предметы посуды, с лепными украшениями. Тарелки, кружки, и блюдца, которые украшает объемный декор не спутать ни с чем и самое главное, что каждое изделие является авторским, что только повышает их цену. Бизнес на изготовлении глиняной посуды ручной работы, стоит рассмотреть подробней, ведь он может стать находкой для домашних умельцев и предпринимателей, желающих начать свое дело без крупных вложений.
Не так уж много традиционных методов обработки глины. Например, в древности вначале ее отмачивали в воде, перебирали от мусора, и уже потом погружали в специальную бочку, наполненную водой, где она отстаивалась некоторое время. В ходе таких манипуляций часть грязи оседала на дно бочки, а часть – всплывала на поверхность, в средней же части оставался пласт нужной для работы очищенной глины. В месте, где располагался чистый материал, делали отверстие, собирали глину и высушивали ее на солнце, чтобы лишняя влага испарилась. После того как материал был перемят, он становится годным для работы.

 

Гончарный круг

 На всем протяжении работы под рукой всегда                                      должна присутствовать вода, чтобы периодически    Вы могли смачивать руки и глину. Но не  переусердствуйте, так как слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Этого можно избежать, если использовать в процессе работы губку, которой время от времени собирать с изделия лишнюю влагу.

рис.10

Также, в начале работы поработайте с глиной руками - ее необходимо как следует помять, почувствовать. Если Вы хотите придать изделию особую форму, то просто посильнее нажмите на нее с обеих сторон, она с легкостью поддастся.

Очень часто идея нового сосуда приходит именно во время работы, но если Вы уже знаете, что хотите получить, то заранее тщательно продумайте эскиз.

Сделать простой керамический сосуд за пять минут – это вполне реально! Со временем руки привыкают делать одинаковые формы, и работа начинает идти намного быстрее. Если вначале, допустим, Вы тратили 15 минут на первое изделие, то последнее Вы можете получить за 5 мин.

Теперь, когда изделие готово, Вы можете поэкспериментировать и декорировать сосуд каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине можно нарисовать животных, цветы, узор. Хотя многие мастера утверждают, что иногда форма сосуда получается настолько интересной, что она не требует в дополнительное оформление.

Сушка и укрепление керамики

Этот этап является немаловажным при работе с керамикой.(рис.11)

Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, то есть дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Для укрепления сосуда применяют обжиг. Он проходит в специальных гончарных печах при температуре около 1250 градусов. Но некоторые новички сушат свои изделия на солнце, тем самым обходя обжиг в печи.

Обратите внимание, что глина после обжига меняет свой цвет. Вначале она может быть и голубой, и зеленой, и черной, но после печи она становится желтой, белой или красно-коричневой.

Затем следует процесс специальной обработки керамического изделия, так как сосуд не должен пропускать воду. Есть разные технологии, и одной из популярных является покрытие глазурью. После такой обработки керамические кувшины и горшочки приобретают покрытие похожее на стекло.

Хотя сейчас многие отказываются от глазурования, так как в составе вещества присутствует смесь полевого шпата, кварца, оксидов металла и некоторых других компонентов (полива свинца). Эта смесь негативно влияет как на здоровье мастеров, так и дальнейших пользователей.

В настоящее время все стремятся ко всему экологически чистому, натуральному, природному. Поэтому стало популярным использовать в гончарном деле молочение. Это наиболее древний способ обработки изделия, который при этом не наносит никакого вреда.

Молочение – это специальная обработка с использованием молочного жира. Сосуд после обжига помещали в молоко и давали как следует пропитаться. Затем изделие снова сушили и обжигали. При этом температура в печи была ровна 350 градусам, что обеспечивало «горение» молока. В итоге спекшееся молоко закупоривало поры в стенках сосуда, и вода уже не могла вытечь через них.

Затем горшок очищали, так как после обжига он сильно темнел. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги. Искусство гончара требует сноровки. Ему начинали учиться в детстве. Работа шла на «заводах» - темноватых и сырых избах, густо замазанных глиной. Накопав глины, ее готовили для изделий, проминая ногами и руками.
Из кучи бралось «омятево» - ком около пуда весом и от него отрывались «поставенки» - порции глины для изделий.
Положив «поставенку» на ножной гончарный круг, мастер «обводил» ее белой глиной и, вращая круг, обжимал ее мокрой рукой. Быстро вырастал под рукой и «мокрушей» (тряпкой) горшок, подымаясь вверх и расширяясь.
Деревянными шаблонами – «бочаркой и ножом» мастер сглаживал изделия внутри и снаружи, еще раз гладил «мокрушей» и для красоты наводил на горшок светлый поясок белой «московской глинкой». Потом подрезал низ горшка ниткой и осторожно, не смяв гибкой глины, ставил сушить на доски под потолком. Сухие изделия крыли раствором свинцового сурика и, наготовив партию, закладывали в горн, вырытый в земле в сенях завода или рядом с ним. Горн топился продолжительное время, установленное опытом гончара. От жара свинцовый сурик и другие краски плавились и давали блестящую поливу горшка.

 

 рис.12

 

рисю13

 

Гончарные промыслы складывались обычно в зависимости от наличия сырья и топлива, от близости рынков сбыта и удобных дорог, устойчивой традиции ремесла, а главное - от постоянной потребности русского крестьянина в глиняной посуде, которая вплоть до начала XX была обязательной хозяйственной принадлежностью каждого дома. В этом смысле интересно замечание исследователей кустарной промышленности России, указывавших, что «простая глиняная посуда для крестьян крайне необходима, а на больших заводах ее не делают, да едва ли будут делать, вместе с тем посуда принадлежит к числу громоздких и крупных предметов, которые развозить с завода по деревням при наших дорогах положительно немыслимо». (Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России, Т.1. СПб., 1892. С.340)

Видимо, поэтому гончарный промысел долго сохранял черты индивидуальной деятельности, не подвергался стандартизации и обезличке, свойственной массовому фабричному производству.

Вместе с тем народное гончарное производство не было собственно художественным промыслом; более того, изготовление игрушек, керамических изделий сложных конфигураций, их отделка ангобами или цветными глазурями было присуще далеко не всем мастерам. На первое место, как это характерно для всей народной жизни, выступает вопрос функциональности изделий, прочности и долговечности, целесообразности и доходности промысла. Поэтому эстетическая сторона промысла на первых этапах его существования носила прикладной характер, служила способом придания изделию определенного товарного вида, помогала выделить свои изделия в ряду многих других, привлечь покупателя не только качеством, но и внешним видом предмета. Необходимо также иметь в виду, что гончарный промысел в России был довольно разветвленным явлением, включая такие разновидности, как изготовление сырцового и обожженного кирпича, печных труб, изразцов, керамической посуды разного назначения, глиняных игрушек. Следует отметить, что последние, как правило, изначально были побочной отраслью промысла и лишь в некоторых местностях приобрели самостоятельный статус.

От сорта глины и от количества имеющегося в ней песка зависела техника изготовления посуды и ее ассортимент. Малопесочная эластичная глина шла для выработки обливной посуды на ножном круге, из глины с большим количеством примесей-отощителей изготавливали серую посуду на ручном круге.

Процесс производства состоял из приготовления глины, лепки посуды и обжига. Работы по изготовлению посуды велись «с Покрова до Петрова», то есть с 1октября по 29 июня по старому стилю. Иногда работы начинались раньше – с заговенья (15 ноября), с Казанской (22 октября), а то и с Николина дня (6 декабря), но в таком случае продолжались только до мая, то есть до начала полевых работ.

Глину заготовляли поздней осенью и в начале зимы, когда земля сверху достаточно промерзла. Ее нарезали заступом на куски и раскладывали ровными рядами вокруг ямы для промерзания. Замерзшую глину складывали вблизи дома, по мере надобности из нее брали количество, необходимое для 1-2-дневной работы.

Основными инструментами, употреблявшимися при формовке, были деревянные ножи для заглаживания сырых изделий и нанесения орнамента, «нитка» - кусок тонкой проволоки с деревянными или тряпичными ручками для срезания изделия с круга, влажная тряпка для выравнивания и выглаживания стенок и губка, которой собирали излишки воды со дна изготовленного сосуда.

Оформление поверхности изделий производилось перед его обжигом: по сырой или слегка подсохшей глине деревянным ножом или палочкой наносился орнамент (тычковый, прочерченный, изредка в виде надписи). В некоторых местностях использовались штампы в виде зазубренных деревянных колесиков. Обычно обжиг посуды производился в русской печи, за исключением «заводов» - небольших, на 2-3 гончарных круга мастерских, где имелись горны.

На тяжелом ручном гончарном круге способом налепа за неделю мастер изготавливал сотню горшков разных размеров: десять корчаг, двадцать ведерных горшков, тридцать полуведерных, тридцать четвертных и десять кашников.

Посуда изготовлялась обварная и поливная. Обварка готовилась следующим образом: 2 кг овсяной или ржаной муки разводили в четырех ведрах воды, раскаленную посуду окунали в эту болтушку. Считалось, что это способствует закаливанию посуды. Большим спросом пользовалась посуда поливная, покрытая легкоплавкими глазурями. Для приготовления поливы обычно использовалась окись свинца, марганец, окись меди, сурик, что придавало ей разные цвета (соответственно желтый, коричнево-фиолетовый, зеленый, красновато-коричневый). Окислы металлов размалывались с помощью каменных жерновов, полученный порошок разводился водой, как связующее средство использовалась земля, жидкая глина. Необожженную подсушенную посуду с помощью специальной ложки обливали поливой изнутри так, чтобы вся поверхность была покрыта ею; излишки поливы сливались через край. С внешней стороны обычно обливали только верхний край с затеками до середины сосуда. Затем в горне производился обжиг.

Один из технологических приемов, использовавшихся в процессе обжига – морение. Готовая посуда ставилась в печь, для топки подбирались смолистые дрова (ель), при сгорании которых выделялось большое количество дыма. В процессе обжига в наглухо закрытом горне он глубоко проникал в поры керамики и придавал сосудам черный цвет.

Гончарные промыслы служили важным подспорьем для крестьянского хозяйства. Их реализация осуществлялась, как правило, самими мастерами и членами их семей. Вывоз на дальние расстояния был сопряжен с большими накладными расходами и сложностью транспортировки довольно хрупкого товара, поэтому продажа обычно происходила на ближайших рынках и ярмарках. Гончарное ремесло – одно из самых распространенных ремесел. Оно существовало как в условиях натурального хозяйства, так и во время расцвета рыночных отношений и фабричного производства. Производство гончарных изделий было широко распространено в большинстве губерний дореволюционной России. По данным статистики, в конце XIX века гончарным ремеслом занимались примерно в 190 уездах России.

Керамика использовалась в крестьянском обиходе каждодневно. В первую очередь это касалось посуды для приготовления, подачи и хранения пищи. Металлическая посуда была дорога, стекло еще не получило широкого распространения, а глиняная посуда удовлетворяла все потребности крестьянского хозяйства и пользовалась большим спросом. Покупка продукции гончаров было значительной статьей расхода для сельского жителя, поскольку часто требовала замены и пополнения. Особенно это было обременительно при строительстве нового дома или создании молодой семьи. «Чашки, горшки, ухваты, корчаги обойдутся при заведении нового хозяйства в сложности не дешевле трёх рублей». Цена хорошей коровы – 25-30 рублей, телки – 12-15 рублей. (Пестов, М.П. Ардатовский уезд Нижегородской губернии // Нижегородский сборник / под ред. А.С.Гациского. Н.Новгород, 1869. Т.2. С.182).

Гончарные изделия должны были отвечать определенным условиям, от них требовалась теплопроводность, химическая и огнеупорная стойкость, прочность, водонепроницаемость, устойчивость, удобство в обращении, прочность на стирание и другие качества. Необходимость выполнения этих условий определяла конструкцию, выбор материала, способ изготовления, форму и внешнюю отделку. При этом, как правило, мастерам приходилось учитывать вкус потребителя, сезонную потребность, долговечность, а также бытующие в каждой местности локальные или национальные традиции. Формы хозяйственной посуды веками практически не менялись, поскольку и сама пища, и способы ее приготовления оставались неизменными в течение долгого времени.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!