Гончарное ремесло в разрезе истории



Как следует из исторических документов, архивных данных, книг и работ исследователей (В.П. Шеломаев, А.Н.Головастиков и другие). В селе Богородском гончарное производство, как и кожевенное, существовало с начала основания села Богородское (1570г). Причем на первом этапе первое из них даже преобладало. По писцовой книге Шаховского (данные предоставил директор городского музея М.А.Смирнова) в 1642 году село состояло из 42 дворов. При этом в 7 дворах занимались гончарным делом и лишь в одном – кожевенным. На первом этапе это производство носило, как считают исследователи, кустарный характер. Когда село перешло помещикам Шереметьевым, здесь был дан мощный толчок развитию ремесел. Вместо примитивных печей для обжига начали появляться горны. Изделия стали поступать не только и не столько отдельным заказчикам, но и на рынок, в том числе торговцам-посредникам. Заметным толчком производству дало открытие Нижегородской ярмарки. Изделия стали отправляться на всероссийский рынок.

Отмена крепостного права положило начало объединения капитала, резкому росту выпуска продукции . По некоторым данным, уже в середине 19 века богородские мастера уже выпускали глазированную посуду. 

 Богородские гончарные мастера производили глиняную посуду на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары. Особенно оригинальна была посуда из деревни Репино, где в первой половине XIX века готовые кувшины покрывали вареным маслом и сверху наносили разноцветные растительные узоры. Традиции гончарного промысла сохранились до наших дней.(рис.15)

В начале ХХ века в селе Богородском с населением 9 тысяч жителей насчитывалось 150 мастеров-горшечников. Были среди них династии Стешовых, Жуковых, Зобниных.

О некоторых из них получилось найти информацию.

Константин Васильевич Жуков ( из рассказа его дочери Урутиной Валентины Константиновны ) был одним из тех подвижников, кто до конца был предан переданной от отцов да дедов специальности. Он жил на улице Горшечной всю жизнь. Здесь у него родились два сына и дочь. Отсюда он уходил на фронт во время Великой отечественной войны Он ездил по деревням , где реализовывал свои изделия . В последние годы он трудился на кирпичном заводе бывшего леспромхоза где у него была мастерская по изготовлению гончарных изделий.

У Константина Васильевича было много учеников , каждому из оторых он передавал то . что знает сам . а главное- заражал увлеченностью . одним из его учеников был Василий Дмитриевич Галяр , который передал от Жукова эстафету ремесла и в свою очередь передал это все своему новым ученикам . в тои числе Сергею Васильевичу Зарубину ., но об этом разговор еще впереди.

Одним из представителей династии Стешовых был В.Л.Стешов (данные краеведа А.А. Бондаря ) участвовал в 1883 году на выставке Нижегородской ярмарки , где получил диплом. Имел свое клеймо.

Более поздний представитель этой династии был Иван Николаевич Стешов. Он был настоящий виртуоз. Жил он на левой стороне Горшечного болота . за гончарным кругом он был Бог и царь .

Сейчас уже довольно трудно найти прямых свидетелей тех далеких лет , когда гончарное производство было достаточно развито

В XX веке гончарное ремесло стало угасать; к середине 80-х годов в Богородске трудились всего два гончара, однако традиции и дух богородского гончарного мастерства победили: в 1994 году предприниматель Зудин В.А. и гончар Зарубин С.В. ( о котором мы упоминали ранее) при поддержке районной администрации основали мастерскую «Горшеня».

В 2000 году в городе Богородске был открыт Центр развития гончарного искусства. Мастера центра, длительное время занимавшиеся возрождением технологии изготовления чернолощеной керамики. Они стали организаторами Всероссийских фестивалей гончарного искусства, которые проходят ежегодно в последнюю субботу и воскресенье июня на родине промысла. Фестиваль «Город гончаров» ежегодно собирает профессионалов гончарного дела со всей России.

В Богородске при Доме ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии.

 

Современное гончарное дело

 

В настоящее время мастера центра развития гончарного искусства, длительное время занимавшиеся возрождением технологии изготовления чернолощеной керамики, добились нужного эффекта в электрической рис.16 печи (своей конструкции), практически в комнатных условиях.

Современная электрическая печь представляет собой металлический каркас, обложенный огнеупорным кирпичом или другим огнеупорным материалом, внутри которого по стенкам уложена металлическая проволока (нихром).

В такой печи можно вести обжиг как окислительный, так и восстановительный. Окислительный – это обычный обжиг, при котором получаются обычная красная или белая (в зависимости от свойств глины) посуда. При восстановительном обжиге, когда керамика томится без доступа кислорода, изделия становятся аспидно-черными. Следует, однако, заметить, что в современной технологии изготовления чернолощеной керамики имеются разные способы.

При первом способе после завершения процесса обжига снижают температуру с 1000 С до 300-400 С и в печь забрасывают восстановители (восстановителями, как правило, служит окись углерода СО, которая выделяется при сгорании органических веществ – угля, дерева и др.) В течение 8-10 часов идет процесс задымления изделий. (рис.17)

Второй способ – это техника "раку". Само слово японского происхождения. Иероглиф "раку" имеет много значений. Это название стиля керамики, название керамической техники (прерванный обжиг), название средневековой гончарной печи, и, наконец, понятие "радость", которое тоже обозначается этим иероглифом. Техника "раку" позволяет проводить обжиг всего за один час, после чего раскаленная до 900 С керамика помещается в восстановленную среду (чаще всего это древесные опилки или солома), где глазури приобретают люстровый блеск, а терракота задымляется и приобретает цвет от серого до угольно черного.
История гончарного искусстваМастера центра стали организаторами Всероссийских фестивалей гончарного искусства, которые проходят ежегодно в последнюю субботу и воскресенье июня на родине промысла.
 рис.18

 

Рис.19                                                           рис.20

Музей керамики

 

Благодаря возрожденным традициям и большому вниманию со стороны гончаров и туристов из разных уголков страны в июне 2004 года при Центре развития гончарного искусства открылся Музей керамики.
На данной момент в экспозиции музея представлены около шестисот работ восьмидесяти мастеров из 22 регионов России.

Во время экскурсий по музею керамики можно не только услышать интереснейший рассказ о разных направлениях в развитии керамики, но и увидеть показательные декоративные обжиги «раку» (японская традиция) и «обварка» в мучной болтушке (традиционный русский обжиг). ( рис.21)

 

Мастера центра развития гончарного искусства под руководством директора Отдельнова Виктора Александровича неоднократно становились лауреатами и победителями различных областных, Всероссийских и Международных выставок и фестивалей.

Любой желающий, будь то начинающий мастер или просто любопытный турист, всегда в стенах центра найдет поддержку, получит квалифицированный ответ на вопрос или просто сядет за гончарный круг и прикоснется к куску глины, почувствовав очарование одним из древнейших искусств.

Рис.22                                рис.23                            рис.24

 

 

Современные мастера

 

Чернышов Александр

Александр получил классическое художественное образование
(живопись, иконопись, монументальная роспись).
Керамикой увлекся, когда переехал из Рязани в Богородск - толчком новому направлению творчества послужило общение с местными мастерами-керамистами.
Основное направление – гончарные изделия и народная керамика.
Техника – масляное дымление (обварка маслом), дополненная вкраплениями других техник.

Вместе с керамистом Сергеев Зарубиным в 2000 году организовал Центр развития гончарного искусства. Музей Керамики , который объединил мастеров Богородска, занимающихся гончарным промыслом.

Рис.25 (рис.26↓)                (рис.27↓)

                                          

 рис.28

Пугин Василий

Керамист

Василий свою трудовую деятельность начинал как инженер лесного хозяйства - 2 года работал лесником. Познакомившись с гончарами, увлёкся керамикой (в 2000 году). Началось всё с цветочных горшков (шамот), а через некоторое время решил сесть за гончарный круг. Теперь на всех выставках, где участвует Богородский Центр развития гончарного искусства, Василий проводит показательные мастер-классы. ( рис.29)

Основное направление – посуда, бутыли.
Техника – молочение, масление

На международном фестивале в городе Скопин (Рязанская область) в 2010 году особым вниманием участников были отмечены декоративные бутыли Василия Пугина.

( рис.30↓)         (рис.31↓)                                    (рис.32↓)


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!