Музыкальная грамота                                                                t »



Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.

Музыкальный материал для пения

/ четверть

«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.

«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.

«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.

«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической компо­зиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Си­нявского.

// четверть

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.

«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.

«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.

III четверть

«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.

«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.

154


«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.

«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.

«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.

«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.

IV четверть

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.

«Калинка» — русская народная песня.

«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.

«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. J

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Сурок».                                                         м

Л. Бетховен. «К Элизе».

Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».          

Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ
«Пер Гюнт».                                                                                  

И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.                                       н

Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».                  

И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать :                                                          

роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

паузы (долгие, короткие);

народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, ман­долина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные лож­ки, бас-балалайка).

155


Учащиеся должны уметь:

самостоятельно начинать пение после вступления;

осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свобод­ным звуком на всем диапазоне;

контролировать слухом пение окружающих;

применять полученные навыки при художественном исполне­нии музыкальных произведений.

Класс

(35ч) Пение

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.

Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; дли­тельность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршеобразного характера наряду с требова­ниями четкости, решительности, добиваться напевности и мягко­сти звучания.

В случаях дикционной трудности необходимо проведение спе­циальной работы, включающей анализ слов и использование выра­зительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).

Повторение песен, изученных в 5-м классе.

Слушание музыки

Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в му­зыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музы­ка, имеющая в основе изобразительное искусство.

Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоци­
ональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее само-
стоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спек-
такля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике яв-

лений и событий.                                                                                      

Сопоставление характера настроения прослушанных произ-

ведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произ­ведений.

156


Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.

Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

Формирование представлений о составе и звучании симфони­ческого оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовы­ми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треу­гольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными Инст­рументами.

Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.

Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».

Музыкальная грамота

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специаль­ностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.

Музыкальный материал для пения

I четверть

«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.

«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, ел. Э. Успенского.

«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, ел. В. Котова.

«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, ел. Г. Остера.

«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Кры-латова, ел. Ю. Энтина.

// четверть

«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, ел. Ю. Паркаева.

«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши-но» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крыла­това, ел. Л. Дербенева.

«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.

«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, ел. Р. Лаубе.

157


«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, ел. И. Шаферана.

III четверть

«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, ел. Р. Рождественского.

«Ты у меня одна» — муз. и ел. Ю. Визбора.

«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, ел. Р. Рождественского.

«Варяг» — русская народная песня.

«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.

«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, ел. Ю. Ряшенцева.

«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, ел. Б. Ласкина.

IV четверть

«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электро­ника» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.

«Священная война» — муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача.

«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, ел. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.

«Весенняя» — муз. В. Моцарта, ел. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.

X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».

Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».

Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».

Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского.

Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гу­сарская баллада».

«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Фляр­ковского, ел. А. Дидурова.

«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А: Рыбникова, ел. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.

158


Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать :

несколько песен и самостоятельно исполнять их;

музыкальные профессии, специальности;

инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тром­бон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, кси­лофон, кастаньеты), струнные инструменты.

правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. Учащиеся должны уметь:

самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на заня­тиях музыкой и во время концертных выступлений;

инсценировать песни.

Класс

(35ч) Пение

Исполнение песенного материала в диапазоне си ми2, однако крайние звуки используются довольно редко.

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удоб­ного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуаль­ными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограм­мой, инструментальной и вокальной.

Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

Повторение песен, разученных в 6-м классе.

Слушание музыки

Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведе­ния современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки.

Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и сло­ва. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имею­щая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в лите­ратурной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.

Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковс­кий, Ы. Римский-Корсаков.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

159


Формирование представлений о составе и звучании групп со­временных музыкальных инструментов. Знакомство с современны­ми электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, ги­тары, ударные инструменты.

Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса.

Музыкальная грамота

Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса рече­вых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.

Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.

Музыкальныи материал для пения

/ четверть

«Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Фляр­ковского, ел. А. Дидурова.

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.

«Отговорила роща золотая» — муз. Г. Пономаренко, ел. С. Есенина.

«С нами, друг!» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Листья желтые» — муз. Р. Паулса, ел. Я. Петерса, пер. с латыш­ского И. Шаферана.

«Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» — муз. И. Космачева, ел. Л. Дербенева.

«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, ел. К. Ибряева.

// четверть

«Московские окна» — муз. Т. Хренникова, ел. М. Матусовского. , «Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, ел. Р. Рождественского.

«Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.

«Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнаваль­ная ночь» — муз. А. Ленина, ел. В. Коростылева.

«Песня остается с человеком» — муз. А. Островского, ел. С. Ост­ровского.

«Сайта Лючия» — итальянская народная песня, пер. В. Струева и Ю. Берниковской.

III четверть

«Женька» — муз. Е. Жарковского, ел. К. Ваншенкина.       

«Звездочка моя ясная» — муз. В. Семенова, ел. О. Фокиной.

«Надежда» — муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова.

160


«Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, впе­ред!» — муз. В. Лебедева, ел. Ю. Ряшенцева.

«Прощайте, скалистые горы» — муз. Е. Жарковского, ел. Н. Бу­кина.

«Трус не играет в хоккей» — муз. А. Пахмутовой, ел. С. Гребен­никова и Н. Добронравова.

«Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, ел. М. Ножкина.

«Хорошие девчата» — муз. А. Пахмутовой, ел. М. Матусовского.

IV четверть

«Березовый сок». Из кинофильма «Мировой парень» — муз. В. Баснера, ел. М. Матусовского.

«На безымянной высоте». Из кинофильма «Тишина» — муз. В. Баснера, ел. М. Матусовского.

«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Фляр­ковского, ел. А. Дидурова.

«Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — муз. Н. Бого­словского, ел. В. Агатова.

«Песня старого извозчика» — муз. Н. Богословского, ел. Я. Ро­дионова.

«Четырнадцать минут до старта» — муз. О. Фельцмана, ел. В. Войновича.

«Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» — муз. К. Молчанова, ел. народные.

Музыкальные произведения для слушания

И. Бах. «Ария», ре мажор BWV 1068.

Л. Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии № 5, до минор, ор. 67.

Дж. Визе. «Вступление». Из оперы «Кармен».

Дж. Визе. «Хабанера». Из оперы «Кармен».

М. Майерс. «Каватина».                                                         

М. Равель. «Болеро».

Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Севильский цирюльник», и И. Штраус. «Вальс». Из оперетты «Летучая мышь».

Ф. Шуберт. «Серенада».                                                        

М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».

«Горные вершины» — муз. А. Рубинштейна, ел. М. Лермонтова.

М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов».

С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».

Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».

Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».

П. Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиа­но с оркестром № 1, си-бемоль минор, ор. 23.

6 Воронкова. Сб. 1                                                                                                                                                                      161


Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал». Л. Субраманиам. «Иллюзия».

Е. Дога. «Мой белый город». Из музыки к одноименному кино­фильму.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать :

наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно опре­делять и называть их, указывать автора;

жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, сим­фония, концерт, квартет, романс, серенада;

музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;

современные электронные музыкальные инструменты и их зву­чание. Учащиеся должны уметь:

исполнять вокально-хоровые упражнения;

контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы.

Класс

(35 ч )

Пение                                                                                       

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);

эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разу­чиваемых произведений;

выразительное «концертное» исполнение разученных произве­дений;

пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;

точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; до­стижение дикционной ясности и четкости.

Певческие, упражнения:

—пение на одном звуке, на разные слоги;

—пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, зву-
корядов на слоги;

—пение попевок с полутоновыми интонациями;

—пение с закрытым ртом;

—совершенствование певческого дыхания;

—упражнения на чистое округленное интонирование;

162


—вокально-хоровые распевания на песнях;

—пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5—7-х классах.

Слушание музыки

Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реаль­ного мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шо­стакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.

Повторение прослушанных произведений из программы 5— 7 классов.

Музыкальная грамота

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительнос­ти на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, мет-роритм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных средств выразительности различных про­изведений.

Музыкальный материал для пения

I четверть

«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» — муз. Б. Баснера, ел. М. Матусовского.

«Гляжу в озёра синие». Из телефильма «Тени исчезают в пол­день» — муз. Л. Афанасьева, ел. И. Шаферана.

«Конопатая девчонка» — муз. Б. Савельева, ел. М. Пляцковского.

«Не повторяется такое никогда» — муз. С. Туликова, ел. М. Пляц­ковского.

«Подмосковные вечера» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. М. Матусовского.

«Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского и С. Аграняна.

«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» — муз. Т. Хренникова, ел. В. Гусева.

// четверть

«Город золотой» — муз. Ф. Милано, ел. А. Хвостова и А. Воло-хонского, обр. Б. Гребенщикова.

«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.

«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.

163


«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич ме­няет профессию» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.

Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А. Вознесенского.

«Мой белый город» — муз. Е. Доги, ел. В. Лазарева.

/// четверть

«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» — муз. А. Пахмуто­вой, ел. М. Матусовского.

«Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» — муз. Н. Богословского, ел. Б. Ласкина.

«Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной ули­це» — муз. Б. Мокроусова, ел. А. Фатьянова.

«Рассвет-чародей» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.

«Пожелание» — муз. и ел. Б. Окуджавы.

«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» — Муз. В. Гевиксмана, ел. Г. Фере.

IV четверть

«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Фатьянова.

«День Победы» — муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.

«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вок­зал» — муз. и ел. Б. Окуджавы.

«Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.

«Ваши глаза» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Прощайте, голуби» — муз. М. Фрадкина, ел. М. Матусовского.

Музыкальные произведения для слушания

И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.

И. Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты № 1.

Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto e con brio». Из сонаты № 8, до минор, соч. 13, «Патетическая».

И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.

Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».

Г. Гендель. «Passacalia». 'Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, № 1.

Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».   

A. Дворжак. «Славянский танец», ми минор.
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2».

B. Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».

B. Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, KV 550.

А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).

C. Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище».

164


Из кантаты «Александр Невский».

Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».

Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказа­ние о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сго­варивалась». Из оперы «Снегурочка».

Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к пове-г и А. Пушкина «Метель».

И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».

А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Мас­карад».

П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 — bis.

Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».

«Я ли в поле да не травушка была...» — муз. П. Чайковского, ел. И. Сурикова.

Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».

Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.

X. Родриго. «Аранхуэсский концерт».

«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» — муз. А. Пет­рова, ел. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

— средства музыкальной выразительности;

—основные жанры музыкальных произведений;

—музыкальные инструменты;

—музыкальные профессии и специальности;

—особенности творчества изученных композиторов;

—особенности народного музыкального творчества.
Учащиеся должны уметь:

—самостоятельно исполнять несколько песен;

—отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:

—называть произведения, композиторов, авторов текста, если
это вокальные произведения;

—называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

—определять характер, содержание произведения;

—определять ведущие средства выразительности;

—давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

—подбирать высокохудожественные музыкальные произведе­
ния для самостоятельного слушания и исполнения.

165


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Пояснительная записка

Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:

коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строе­ния, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, уме-ния находить в изображаемом существенные признаки, устанавли­вать сходство и различие между предметами:

развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последователь­ном выполнении рисунка;

улучшение зрительно-двигательной координации путем исполь­зования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и по­нимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведени­ях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоциональ­но-эстетическое отношение к ним;

ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобрази­тельного, декоративно-прикладного и народного искусства, скуль­птуры, архитектуры, дизайна;

расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специ­альной лексики, совершенствование фразовой речи;

развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравствен­ному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисова­ ние на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с нату­ры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображе­ния располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь­ших размеров раздаются им на рабочие места.

166


Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе­сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (до­мики, башенки, воротца и т. п.).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле­дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструк­ции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри­сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен­ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративно­го рисования является составление различных узоров, предназна­ченных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора­тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народ­ных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб­разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны имегь определен­ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав­ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум­ственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 5—7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро­ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки темати­ческого характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо­ложенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффектив-

167


нее, если перед практической работой школьников проводится со­ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи­мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно опи­сать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо­вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятель­ность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовыва­ния) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забы­вать и о применении диафильмов.

Беседы об изобразительном искусстве. В 5—7 классах для бе­сед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендует­ся показывать не более трех-четырех произведений живописи, скуль­птуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов де­коративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школь­ников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабаты­вается некоторая способность рассказывать о тех средствах, кото­рыми художник передал эти события (характер персонажей, распо­ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учи­тель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.

Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живо­писцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

Класс

(1 ч в неделю)

Рисование с натуры

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину состав­ных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности вы­полнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропор­ции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной

168


формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивно­сти цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элемен­тов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершен­ствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в ри­сунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предме­тов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возни­кающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наибо­лее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать аква­рельными и гуашевыми красками.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 652; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!