Системное строение общества. Понятие общества.



Кодификатор ЕГЭ по обществознанию в 2016 году.

Раздел Первый – «Человек и общество».

1. Проблема человека, его сущности и происхождения, является одной из основных проблем в философии. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития как общественного существа, получила название антропогенез.

Существует несколько теорий происхождения человека:

1. Религиозная  (Утверждает божественное происхождение человека. Источник человеческого в человеке - душа.)

2. Теория палеовизита  (Предполагает, что человек - не земное создание, а существо, оставленное на Земле пришельцами из космоса.

3. Естественно-научные  (Ч. Дарвин (естествоиспытатель, создатель эволюционной теории) доказывал, что человек имеет естественное, природное происхождение от высших обезьян. Ф. Энгельс (мыслитель и политический деятель) доказывал, что движущей силой антропогенеза была общественно-трудовая деятельность людей. Труд создал человека).

Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились на Земле около 550 тысяч лет назад.

В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек является биосоциальным существом, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Как существо биологическое, человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя вид Ноmo sapiens. Как биологическое существо, человек рождается, дышит, потребляет природные продукты, растёт, взрослеет, стареет и умирает.

Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества. Как существо социальное, человек обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и так далее), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определённые общественные функции и играет социальные роли. В нем развиваются новые социальные чувства: чувство коллективности, нравственности, духовности и так далее.

2. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Называют обыденное — или радикальное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на мистической вере в волшебные предметы и явления.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в Бога (божества). Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.

Научная картина мира (НКМ) — одно из основополагающих понятий в философии науки — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая, социальная картина мира и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм.

 

3. Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира,

Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

1. — как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;

2. — как познавательно значимая информация;

3. — как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.

Виды знания:

1) Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.

2) Научное - понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.). Строится на рациональном подходе.

3) Художественное - целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии. Такое не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

 

4. Понятие истины, её критерии. Истина - не результат, а Истина – процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма (множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

Истина и правда. Правда – не ложь, но правда - не есть истина. Правда подразумевает в первую очередь правду жизни. Ее находят не в логике, а в иррациональном, например, в искусстве. Правда – как отражение мира, но в особой иллюзорной форме. «В науке добытое знание выражается - в понятиях, а в искусстве–в образах». Правда художественного произведения заключается в том, что если художник (поэт, музыкант и т.д.) зафиксировал свои чувства и мы это переживаем, то это - художественная правда.

Критерии истины делятся на внешние и внутренние.

Внешние критерии истины:

Истинность знания и теории с практиками. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории – на практике. Но практика – не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя (измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было в Средневековье истинно, теперь ложно.

Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных – внутренних критериях. Внутренние критерии истины:

1) 1.Критерий логики: по свойству непротиворечивости ( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области).

2) 2.Эстетический критерий. (что красиво и совершенно, то истинно)

3) 3.Критерий научной рациональности. Иначе, критерий «экономности мыслей». (что логично и лаконично, то красиво, а значит истинно)

Проблема научного и философского понимания истины. Наука определяет истину как отношение. Эта точка зрения получила распространение и в нашей философии. Истина сама по себе может являться сущностью. («Вот это истинный человек» – это высказывание не метафора, а сущность). С точки зрения философской концепции истины: истина–то, чем предмет должен стать (а не есть). По этому, для философии истина недостижима и невозможна (агностицизм). Наука понимает под истиной, то, что не противоречит внутренним и внешним критериям.

Мышление и деятельность.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях. Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования (отвлеченности суждений) и обобщения.

Выделяют три типа мышления: образное (условно в XIX веке), понятийное (условно в XX веке), знаковое (условно в XXI веке). Впрочем, в чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Правильно говорить о смешении или преобладании того или иного типа.

6. Потребности и интересы человека. Потребность. В самом общем виде потребность можно определить как объективно необходимое условие существования или развития ее носителя. Это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация.

Интерес. С категорией потребности тесно связана категория интереса. В самом общем виде интерес определяют как реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Теория потребностей психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:

1) 1.физиологические потребности (голод, жажда и т.п.);

2) 2.потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);

3) 3.потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);

4) 4.потребности самоуважения (значение, компетентность);

5) 5.потребности личного самоусовершенствования (реализация потенциала).

Все эти потребности выстроены в иерархию. Чем ниже расположена потребность, тем она более значима. Потребности, расположенные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности. Речь, конечно, не идет о стопроцентном удовлетворении всех потребностей. В этом случае, развитие человечества застыло бы на животной фазе, и мысли дальше куска хлеба не шли бы. По оценкам А. Маслоу, средний американец удовлетворяет:

1) свои физиологические потребности на 85%,

2) в безопасности и защите - на 70,

3) в любви и принадлежности - на 50,

4) в самоуважении - на 40,

5) в реализации потенциала - на 10%.

В абстрактной схеме Маслоу речь идет лишь об общей тенденции, а не о жестком законе. Все потребности сосуществуют во взрослом человеке почти одновременно, однако их острота ощущается в разной мере. Отсюда следует, что большинство людей, имея выбор между разными потребностями, при неудовлетворенных потребностях более низкого уровня отдают приоритет именно им. Другими словами, гениев не может быть много, большинство пойдут торговать холодильниками за возможность получения еды, питья, жилья и секса.

Свобода и ответственность.

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.

Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности, и потому она встает перед многими людьми.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством, авантюрным складом ума и с рядом других факторов.

Системное строение общества. Понятие общества.

 Общество – сложное и многозначное понятие!

А. В широком смысле слова - Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей.

Б. В узком смысле слова - Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание).

Функции общества:

1) Производство материальных благ и услуг

2) Распределение продуктов труда (деятельности)

3) Регламентация и управление деятельностью и поведением

4) Воспроизводство и социализация человека

5) Духовное производство и регулирование активности людей

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1) 1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.

2) 2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3) 3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4) 4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5) 5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.

6) 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Основные институты общества.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.

Различают ряд сфер жизнедеятельности общества, в каждой из которых формируются специфические общественные институты и социальные отношения:

1) − Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.

2) − Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.

3) − Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.

4) − Духовная — отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления, а также передачи следующим поколениям. Институты, относящиеся к духовной сфере: религия, образование, наука, искусство и др.

5) − Институт родства (брак и семья) — связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи.

Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции:

1) •обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;

2) •регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;

3) •определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);

4) •производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!