Особенности анализа семантики корня 20 страница



 Свастику, как эмблему, фашисты позаимствовали у мистиков Востока. Нацисты вообще уделяли огромное значение атрибутике и символам своего движения. На санскрите svastika –производное от svasti (процветание). Раньше этим символом обозначали Солнце. Вся пропагандистская машина третьего рейха не случайно сосредотачивалась вокруг идеи возрождения и процветания арийской расы. Символы должны были наполниться плотью мыслей и чувств, чтобы превратиться в огромные аккумуляторы энергии.

 

«СК» –  «Фиксированное внешнее скрепление объектов сопряжено с изменением этого крепления».

Эта семантическая функция отражает смысл связи с объектом, которая изменяет его связь с основой. Например, отделяет его от основы (сколоть, секатор, [сикэ] (шторм; яп.), секта, скутер, скакать, скалка, скатать, скатерть, сукно, скрыть, секрет, сок, скафандр).

В переносном смысле это потеря связи с окружением (скитаться, [сакэ] (вино; яп.), скука), изменение стандартных связей (сук, скандал).

Изменение внешней связи между скреплёнными элементами в соответствующем контексте может означать, например, создание прочных связей между отдельными элементами (скала, скот, сука).

Семантика слова «скот» (деньги; др.слав.) говорит нам о том, что раньше эквивалентом в торговых сделках выступал скот. Отсюда название «скотный ряд», где «ряд» – договор (др.слав.). Буква «с» в слове «скот» акцентирует качество «фиксация внешней связи в виде механизма согласования отдельных объектов», «к» – добавляет в семантику качество «изменения внешней связи» с «отсоединением согласованного объекта от внешней границы другого объекта» («от»). Эта внутренняя семантика слова и послужила основой для использования его в смысле эквивалента при обмене товарами. Но эта же семантика включает в себя управляемое, приграничное существование домашней скотины. Этот смысл первичен для данного слова (сравните: скатерть, скутер).

«Секта» от secta (путь, правило, учение, школа; лат.), что в свою очередь от sequi – идти вслед, следовать.

«Сакральный» от sacral (культовый, священный; анг.), что от sacer (священный, магический; лат.). «Сакраментальный» от sacramental (относящийся к церковным таинствам; фр.), что от sacrare (освящать, объявлять неприкосновенным; лат.), и от sacer (посвященный, священный). Где-то на этой семантической волне возникло и слово «секрет».

 

«СН» –  «Фиксированное внешнее скрепление объектов базируется на фиксации внешней границы между ними».

Эта семантическая функция отражает смысл фиксированной конструкции из элементов, связанных между собой по границе скрепления (осанка, осанна, оснастка, сень (из листьев), сено, сонм, снедь, тесно) или средство образования такой конструкции (основа, [синь] (сердце, душа, ум; инд.), [синдзо] (сердце; яп.), сон, снасть).

По сути, здесь связь объектов основывается на наличии у них общей границы. Т.е. это может быть просто фиксированный пограничный элемент или атрибут объекта (снег, сени, красный, синий).

В переносном смысле, это связь (схожесть) внешней формы объектов (сын, sūnus [су: нýс] – сын; др.инд.), снимок) или элемент, который делает объекты схожими между собой (сан, снова).

В зависимости от контекста это может быть перемещение, связанное с поверхностью (сани, Сена (река), сунуть, сновать, снять, сникнуть).

Структурная семантика «сани» – «фиксированное внешнее прикрепление объекта к основе (с) в локальной области, связанной с отделением объекта (а), где происходит по граничное (н) присоединение объекта к зависимой основе (и)». Здесь фиксированная связь саней (посредством верёвки или оглоблей) с основой (лошадью, человеком) означает в то же время отделение саней вместе с основой (совместное движение).

Интересна этимология слова «сеньор». Senior (лат.) – сравнительная степень к прилагательному senex (старый, древний). Дальнейшее развитие семантики шло по обычному пути «старейшина» → «уважаемый человек».

 Sancta (святая; лат.) – казалось бы святость понятие «внутреннее», однако во многих языках оно описывается как «внешний» атрибут человека. По-видимому, раньше восприятие людей было тоньше и они видели светлую ауру вокруг святого, либо, что тоже немаловажно, внешняя деятельность святых коренным образом отличалась от нас грешных. Святой отождествлялся с Солнцем, поскольку он дарил тепло окружающим людям, не требуя ничего взамен.

 

 «СТ» –  «Фиксированное внешнее прикрепление объекта к основе сопряжено с изменением внешней границы между ними».

Эта семантическая функция отражает смысл создания фиксированного прикрепления элемента к границе (строить, struere (возводить, строить; лат.), stare (стоять; лат.), пост, стоять, стена, столб, ствол, stirps (ветвь; лат.), стояк, стойка, стог, стелить, сесть).

Это, например, означает создание внешней пограничной (приграничной) конструкции через создание фиксированной связи между её элементами (стоп, ступор, усталый, сутулый, структура, стереотип (stereos – твердый; typos – образ, отпечаток; гр.), стабилизация, стагнация (застой, неподвижность), ступор).

Это может быть просто прочной границей (stereos (твердый; гр.), [стоун] (камень; анг.), сеть, strictus (тугой, крепко натянутый; лат.), ставни).

Эта семантика может означать и пограничную динамику объектов с периодической фиксацией их связи (стук, уста, ставить, стул, стол). Например, это может означать скрепление объектов по общей границе с изменением этой границы, т.е. перемещение по поверхности, удаление с поверхности (стереть, стащить, стянуть, оставить).

 Часто какое-то слово из одной сферы употребления переносили в другую и использовали по аналогии. Например, считается. что «степь» образовано от одноимённого слова, означающего холку лошади (тув.диал.). Структурная семантика данного слова подтверждает такой вариант использования слова: «внешнее скрепление элементов с динамикой границ между ними в рамках общности» ([стэп] (шаг; анг.), ступать, «стэп» (название танца; укр.), стопка, ступа).

«Мост» – стабильная внутренняя граница, создающая внешнюю пограничную устойчивость.

«Рост» – «изменение внутреннего соприкосновения объектов в рамках стабильной внешней связи, согласованной с их пограничным отделением». Т.е., это не просто предмет, стоящий на земле, но еще и стремящийся вверх.

В трактовке Андреева «ST» – стоять, застывать, расставленное, постоянно. Это хорошо согласуется со структурной семантикой «СТ» и является одним из основных вариантов его трактовки.

 

«СД» –  «Фиксированное внешнее скрепление объектов сопряжено с изменением внутренней границы между ними».

Эта семантическая функция означает создание внутренней пограничной (приграничной) общности через создание фиксированной связи между её элементами (сделать, судить, сидеть, оседлать, осёдлый, sedere (сидеть, находиться; лат.), сдать).

Фиксированная внешняя связь объекта с внутренней основой может быть в области, где происходит их разграничение (осада, садить, сад, судно, sidus (звезда; лат.)) или отделение (сдирать, сдёрнуть, сдуть).

 

«СР» –  «Фиксированное внешнее скрепление объектов сопряжено с изменением внутреннего их соприкосновения».

Изменение внутреннего соприкосновения обычно приводит к нарушению связей между элементами. Поэтому эта семантическая функция означает, в основном, изменение (разрыв) связи между элементами, которые были скреплены между собой (сорвать, срубить, сразить, серп, serra(пила; лат.), serpere (ползать; лат.), reptilis (ползающий;лат.), сырой, сирень (пахучая), ссора, срать (рус.диал.)).

Но изменение внутреннего соприкосновения может приводить и к упрочению связей между элементами (сродниться, serere (сеять, сажать, сплетать, производить, начинать, рождать; лат), массировать, сера, сор, мусор, серьга). В переносном смысле, образование прочных связей с объектами в окружающем пространстве, означает установление регламена взаимодействия с объектом (сир, сэр, сержант) или жёсткое отношение к миру (суровый).

Если мы скрепим два одинаковых предмета в их основании, то получим место разделения составного объекта на две симметричные части, центр этой симметрии – «средина». Семантика «средины» могла возникнуть и как описание внутренней точки скрепления двух внешних предметов или из описания центра окружности. Эта семантика породила понятие «срединных» объектов, «посредников» (средство, посредник, среда, сердце, сервис, servus (раб, невольник; лат.)) или понятие средины процесса (серый, sero (поздно; лат.), serus (запоздалый; лат.)).

«Сорока» (со + рокот) –  создаёт много шума. Хотя не исключено образование слова от sermo (слог, разговор, речь, молва; лат.).

«Серый» цвет связан с цветом сумерек (sero (поздно; лат.)) и цветом серы.

«Сервис» – в конечном итоге, от servus (раб, невольник, лакей; лат.), что далее развилось в «слугу» и «обслуживание». Однако многие в сфере обслуживания чувствуют себя по-прежнему почти рабами.

Семантика «рабов» и «лакеев» породила множество слов с корнем «ср» с уничижительной семантикой: miser (негодный, несчастный, низкий, плохой; лат.).

 

«СЛ» –  «Фиксированное внешнее скрепление объектов сопряжено с изменением их внешн его соприкосновения».

Эта семантическая функция означает, в основном, создание связи между элементами через их сочленение между собой (сложить, заслон, слипнуть, [слип] (спать; анг.), силки, слушать, соль, сладкий, сало, слово, след).

Это, например, означает создание стабильных близких отношений между людьми (султан, служить, услуга, солдат, село) или движение объекта по поверхности (слюна, слеза, слизь, слить, слякоть, сель) или от поверхности (салют, солнце, слава, слизать, слетать). Это и сам движитель, основа движения (сила, слон, осёл, салазки, носилки).

«Слабеть» – нарушение связи с внешним миром, за счет внутренних изменений.

«После» (по + след) – следующий объект (событие) в рамках общности (последний – идущий за кем-то по следу).

«Пословица» (по + слова + ца) – фиксированный набор слов, объединённых общим смыслом.

На букву «с» начинаются такие слова как: символ, слог, слово – основные кирпичики нашего языка. Действительно, все они отражают ту или иную связь между объектом и элементом в речевом ярлыке для этого объекта. Понятно, также, почему слог назван «слогом»: слагать, сложить – т.е., составить фразу или слово из этих «кирпичиков».

Понятно теперь, кстати, почему в английском языке «s» используется в служебных (формообразующих) целях для получения множественного лица существительных или из существительного прилагательного или дополнения к существительному.

 

Заметьте, характерной особенностью семантики «слова» является возможность управлять с его помощью окружающей нас майей. И, кроме того, теория структурной семантики подтвердила свои устои: СЛОВО, как мы и предполагали в начале, отражает набор атрибутов соответствующего объекта, к которому это слово относится. И эти атрибуты – суть проявление взаимодействия, взаимосвязи объекта с другими объектами.

З (зЕмлИа)

Представление семантической функции:

Землиа – земля.

Название данной буквы в русской азбуке хорошо согласуется с её структурной семантикой. Именно земля издревле используется людьми для выращивания урожая.

В целом семантика «з» отражает выделение человеком устойчивых внутренних связей с объектом (заноза, заряд, за). При этом объект может фиксированно находиться полностью или частично внутри другого объекта или просто скрываться за ним. Эта же семантика описывает системы, имеющие жесткую внутреннюю структуру (стабильные связи между элементами: зона, завод, здание).

Образ, совпадающий с изображением буквы и её семантикой, напоминает мне образ разомкнутого замка или наручника. Это и есть символ стабильной внутренней связи, что и отражает смысл семантики «з».

 «З» Û фиксация способа внутреннего крепления объекта

 

Область определения данной семантической функции:

 

[З] должно быть в словах, описывающих определённый «атрибут внутреннего крепления предмета». Остальные буквы в слове, описывающем данный предмет, уточняют, в чём заключается важность или уникальность данной связи с позиции человека, который придумал это слово.

Обычно, человек выделяет следующие основные типы связи элементов поверхности:

Ø фиксированная внутренняя связь или создание такой связи (заноза, зона, забор, забрать, заточить, затянуть, забрало, забота, забить, заряд, зерно).

Производные от этих значений свойства связи:

Ø сопоставление предметов (знак, знать, знакомый);

Ø звуковые характеристики (звук, зов, звон).

Служебная семантика «З» в русском языке:

Ø предлог «из», указывающий на объект, из которого исходит действие или появляется другой объект;

Ø предлог «за» – расположение предмета за какой-либо преградой;

Ø приставка «за» указывает на фиксацию внутренней связи, которая устанавливается последующим действием (закончить, завершить, забить, залить, заесть);

Ø приставка «раз» указывает на изменение внутренних связей (разинуть, разбить, разрубить).

Служебная семантика «З» в других языках:

Ø связка «is» [из] в английском языке – есть, соотносится.

 

Уточнение семантической функции [З] контекстом:

1) В случае, когда к «з» примыкает согласная со свойством «границы, поверхности, пространства» (м, н, д, т), то совместная семантика указывает на внутреннее разграничение объектов в рамках связи:

ЗН – разинуть, магазин, бензин, знак, знать, знакомый, знание, зона, заноза, зной, заново (за + новым);

ЗМ – замок, зима, замереть, замотать, земля, зуммер;

ЗТ – заточить, затянуть, затвор, затор;

ЗД – изделие, узда, здесь, зад, зуд, задрать, здоровье, здание, зьдъ (глина; др.рус.), зьдчии (горшечник; др.рус.). 

 

2) Если рядом согласная с качеством «общности» (б, п, в, ф), то речь о стабильной внутренней связи объектов, в виде образования общности:

ЗП – запах, запор, запонки, запяти (остановить; др.рус.), запятая, запнуться, запутать;

ЗБ – забор, забрать, забрало, забота, забить, зоб, зубы;

ЗФ – зеф, зифир;

ЗВ – завязь, завершить, завесить, завтрак (заутреня), звук, зов, заводь, завод.

 

3) Если рядом согласная с качеством «связи» (з, с, ц, к), то речь о стабильной внутренней связи объектов, с детализацией типа этой связи:

ЗС – засос, заесть, засада, застелить, казус;

ЗЗ – зазнайка, зазор;

ЗК – закат, закончить, заколоть, рюкзак, смазка, мазок;

ЗЦ – зацепить, зацементировать, резец, образец.

 

4) Если рядом согласная с качеством «соприкосновения» (ч, щ, р, л), то речь о стабильной внутренней связи объектов в виде соприкосновения:

ЗЧ – зачастить, зачистить, зачесать, зачесть;

ЗЩ – защита, защемить;

ЗР – заря, заряд, зерно, зеркало;

ЗЛ – залить, зелье, зелень, злак, золото, зола, зело (очень; др.рус.), зло.

 

5) Если рядом согласная с качеством «организации, взаиморасположения» (ш, ж, г, х) то речь о стабильной внутренней связи объектов в виде образования структуры:

ЗШ – заштопать, зашторить;

ЗЖ – зажать, зажечь, зажить;

ЗГ – загон, загадка (за + гадать), загнуть, зигзаг, зигота (яйцеклетка; лат.);

ЗХ – заход, пазухи.

 

 

Слова «равный» и «разный» отличаются одной буквой и имеют почти противоположную семантику. Объясняется это тем, что «зн» семантически уточняет атрибут связи как «фиксация внутренней связи путём согласования разграниченных объектов». А «въ» – это уточнение общности объектов как отождествление различных элементов в рамках этой общности (семантика «въ»).

 

«ЗП» –  «Фиксированное внутреннее скрепление объектов сопряжено с фиксацией их внешн ей общности». 

Это, например, создание устойчивого соприкосновения предметов (запонки, запаять, запахнуть, запор) или иной устойчивой внешней связи с внутренним атрибутом (запомнить, заполнить, запить, запах).

Слово «запятая», как известно от «запяти» – остановить (команда приостановить чтение; др.рус.). Сравните «запнуться».

 

«ЗБ» –  «Фиксированное внутреннее скрепление объектов сопряжено с фиксацией их внутренн ей общности». 

Это, например, конструкция из скреплённых элементов, создающая внутреннее пространство (изба, забор, забрало, зубы, зыбучий).

 Или иная фиксация внутренне связанных объектов, образующих общность (забота, зоб, забить, забодать, зебра).

Или нарушение такой связи (забыть, забросить, забрать, избавить).

Представляет интерес семантика слова «зоб».

Праславянское слово zobъ означало не только «зоб», но и «склёванный корм в этом зобе» и «процесс склёвывания» и «клюв, которым этот процесс осуществлялся». Это наиболее характерная и типичная форма «семантического переноса» с объекта на процесс, который он порождает, либо на основной атрибут этого процесса. Сравните: zob (клюв, клевок; словац.); зобь (сыпучий корм; др.рус.); зобать (клевать, набивая зоб; рус.диал.).

 

«ЗВ» –  «Фиксированное внутреннее скрепление объектов сопряжено с изменением их внутренн ей общности». 

Это, удаление (движение) предметов во внутренней среде (звезда), например, различные звуки (звук, зов, звон, зевать).

Это создание стабильных внутренних связей (заварить, завязь, звено, звать, завести, заводь, зев, завтрак, завтра, завод).

«Завтра» (от «заутра» др.рус.) – следует за утром.

«Заводь» (за + вода) – фиксированное ответвление реки.

«Звук» является одним из атрибутов физического объекта, который сопровождает любое взаимодействие этого объекта с другими объектами. Шелест листьев, шум ветра в дымоходе, стук копыт... Характерный для некоторого объекта звук становится в сознании человека признаком этого объекта и при возникновении этого звука в сознании возникает образ этого объекта (прибавляются другие модальности помимо звука). Звук преобразуется в знак объекта, что и отражено в структурной семантике данного слова.

 

«ЗЛ» –  «Фиксированное внутреннее скрепление объектов сопряжено с изменением их внешн его соприкосновения». 

Это, например, разрушение внутренней структуры соприкасающимся предметом (взлом, разлом, зло, зелье) или то, что от этого осталось (зола).

Это и размещение предмета во внутренней среде (залить, залететь, злак, зелень, вазелин, золото).

Свойством «постоянной внутренней связи с предметами», на которые его обменивают, обладает золото: zloto (польск.), злато (болг.). Кстати, «золотник» так называется не потому, что его раньше изготавливали из золота, а потому, что он обеспечивает стабильную внутреннюю связь («Мал золотник, да дорог»).

«Зола» – побочный продукт взаимодействия, разрушения; средство разграничения процесса взаимодействия.

Сущность «зла» в сеянии раздоров и разрушений, причём от них же оно и питается. Кстати, внутренне целостная фраза: «Во зле срам» – помимо троянских слов (воз, возле, лес, рама), базируется на сходстве семантик «з-с» и «р-л». Собственно, здесь человеческая мудрость зафиксировала тот факт, что зло подчиняет себе человека, лишает его возможности правильно оценивать происходящее, делает своим орудием. Пожалуй, не зря это слово связывают со словом «золото», это один из семантических эквивалентов слова, возможно, связанное с кровавой историей добычи этого красивого металла.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!