Понимая это, мудрецы, стремившиеся к спасению, с древних времен, действовали ответственно. Поэтому, ты тоже действуй праведно, подобно старцам минувших веков.
С незапамятных времен, искатели духовного освобождения, помня свое тождество с истинной природой Бога, остающегося безличным и нескованным среди всех Его творческих действий, вели себя аналогично – действуя только праведно, свободные от эгоистических привязанностей. Каждый настоящий поклоняющийся должен учиться различеть между Богом-санкционированными действиями и действиями, подстрекаемыми материальными желаниями. Затем он должен исполнять Богом-вдохновляемые дела без какого-либо желания личной выгоды от плодов этого.
Сначала это кажется мрачным и бессмысленным действовать без желания результата материальной выгоды. Но в какой-то момент человек понимает, что эгоистические действия прерывают и искажают Божью драму, и что это немудро и бесполезно действовать в противоречии с Его божественным планом. Поэтому, только ответственные действия следует осуществлять, и к тому же без привязанности.
“Бог не говорит со мной”, - может жаловаться поклоняющийся, - “Как же тогда мне знать, какие действия производить?” Ответ состоит в том, что Бог говорит с поклоняющимся через его истинного гуру-наставника и через духовные учения, даваемые по тому каналу. Во время сомнения относительно действий, человек может искать помощи своего гуру или определенных продвинутых учеников, благословленных оказывать такую помощь. Техника спасения, данная гуру, делает ученика способным настроится божественно. Посредством практики учеником глубокой, гуру-данной, медитации, Бог и тот гуру будут направлять его верно, их внутренней невидимо вибрирующей силой.
|
|
Никогда не прекращай стоющих действий! Христос, Кришна, Бабаджи, все они работали и продолжают работать во спасение душ, внося свою лепту помощи в Божью драму творения. Следуй тому примеру, тому образцу праведности, установленному великими на протяжении веков.
Писания полны предостерегающих примеров, когда даже подвинутые поклоняющиеся падали с высот, если они не трудились. Внешнее отречение без праведости и медитации опасно; это сосредотачивает ум на привычных для него отравленных удовольствиях чувств, от которых как-бы отказались. Без экстатической радости медитации и служения, бездельный ум становится жилищем дурных мыслей и настроений. Пока не достигнуто окончательное освобождение, неактивность ведет к ментальной сонливости, чувственной привязанности, и к потере Богосознания. Поэтому хороший бизнесмен лучше ленивого монаха. Но отречься от всего для Бога, думая о Нем постоянно во время стоящих духовных занятий, служа Ему и Его детям, без денежной выгоды, и медитируя глубоко на Боге ночью и в маленьких дневных перерывах свободного времени – это есть высочайший путь.
|
|
Серьезный поклонник, отреченный и домохозяин одинаково, медитирует вечером, когда он свободен от вмешательств мира, а также при наступлении дня, перед началом работ; и работает весь день, только чтобы сделать приятное Богу и Его истинному слуге, своему учителю (гуру), единственным желанием которого является помочь ученику найти Бога. Человек должен чувствовать Божественное Присутствие, и, вдохновляясь Им, работать послушно духовному руководству (садхана), данному гуру; этим человек несомненно следует пути жизни и работы без несчастья. Делать то, что человек хочет делать не есть свобода; но делать то, что человеку надлежало бы делать, руководимому мудростью истинного гуру, ведет к полному освобождению.
Свобода от кармы: Природа правильного действия, неправильное действие и недействие
Стих 16
Даже мудрые озадачены относительно действия и бездействия. Поэтому Я объясню, что составляет истинное действие – это знание освободит тебя ото зла.
Даже мудрецы, достигшие некоторого общения с Духом, отождествляются с чувствами снова, когда их экстатическое состояние прекращается, и так остаются в неуверенности относительно того, что есть правильное действие. Святой, который может сохранять свое экстатическое состояние посреди активности, является праведником (исполнителем, направляемых Богом, действий). Только действия, исполняемые с божественным сознанием, могут считаться “правильными действиями”. Действия, исполняемые с эгоистическим сознанием, суть “неправильные действия” (вовлекающие-карму действия).*
|
|
Йог, не упорствующий в медитации до достижения им окончательного непоколебимого состояния нирвикалпа самадхи, не в состоянии сохранять Богообщение в середине материальных занятий. Душа пробуждается в экстатическом состоянии, но засыпает (становится псевдо-душой или эго) в обычно-человеческом пробужденном состоянии.
В эгоистическом состоянии даже мудрые теряются относительно различия между правильным и неправильным действием. Йог, в эгоистическом состоянии, начинает отождествлять себя с телесными состояниями и импульсами. Таким образом введенный в заблуждение, он действует неправильно (в соответствии с диктатом чувств).
Различие между хорошим и дурным действием можно распознать, если человек постоянно остается бдительным во время пробужденного состояния. Например, голодный йог начинает есть (здесь нет ничего неправильного). Но, когда он ест, его ум становится сосредоточенным на вкусе (“Впереди опасный поворот!” ). В конце концов он переедает (навлекает на себя кармический долг Природе). Так, даже мудрый может забыть различать почти невидимую границу между едой самоконтроля и бесконтрольной едой; и в общем, между действиями при отождествлении с душой и действиями телесного отождествления.
|
|
Все зло и несчастье человеческого существования начинается, когда душа забывает использовать тело и чувства в качестве своих инструментов и слуг. Когда душа становится отождествленной с телом, ее сознание поворачивается в направлении чувств, прочь от внутреннего интуитивного восприятия правды. После достижения однажды экстаза и общения с Богом, все поклоняющиеся
_______________________________________________________________________
* О значение “недействия”, как будучи отчетливо отличного от ложного действия, говориться подробнее в последующих станзах.
должны, по способностям, предельно стараться быть сознательными относительно божественного состояния, даже во время эгоистического или человеческого состояния. Такое упорное концентрирование сознания предотвратит всякое замешательство относительно хороших и дурных действий.
Во время экстатического состояния, и интроспекции, практикант хочет осуществлять все действия, руководствуясь только мудростью и самоконтролем. Но, только-лишь он становится отождествленным с чувствами, он подчиняется их диктатуре.
Гита советует человеку воздерживаться от любой формы чувственного потакания, которое ведет у физическим, ментальным или духовным страданиям. Йог, поэтому, должен следить за чувствами с неослабной бдительностью, чтобы душа не передала возжи контроля эго.
Стих 17
Очень трудно знать природу кармы (действия). Истинно, чтобы полностью понимать природу правильного действия, человек должен также понимать природу противоположного (ложного) действия и природу недействия.
Бог выражает Себя через Природу в бесчисленных действиях. Для случайного обозревателя, ученика истории, земля полна противоречий. Это от того, что сам этот мир зависит от относительностей – всех активностей, взаимодействующих друг с другом, чтобы произвести различные результаты. То что правильно в одних обстоятельствах, может быть неправильным в других; или действие, исполняемое из одних соображений, может быть хорошим, но предпринятое из других соображений - дурным. Также, обычно человеческая перспектива и понимание близоруки, имея в виду немедленные результаты; но лишь долгим рассмотрением истории или последовательных воплощений индивидуума, или прозрением дальнозоркой мудрости, можно по-настоящему узнать окончательный результат большинства действий, добрых или злых.
* Человек может, таким образом изучать и
Три категории человеческой сравнивать все формы человеческой деятельности деятельности без получения какого-либо абсолютного руководства относительно того, чему следовать для своего высшего блага. Господь Кришна, поэтому, разделяет все человеческие действия на три категории: верное или надлежащее действие, противоположное или злое действие, и недействие.
Верное действие: Когда исполняемое действие тендирует повысить душевное сознание, оно может считаться надлежащим действием. Все занятия, ведущие ум деятеля прочь от порабощения чувствами и к наслаждению душой, суть правильные действия. Все действия, приводящие к единству эго и души, и души с Богом, суть правильные действия. К этой категории принадлежит обширное поле действий, способствующих освобождению от чувственного рабства, нормального телесно-отождествленного состояния смертного. Например, мудрый употребляет лишь столько пищи, сколько необходимо для питания его тела. Он исполняет эту физическую обязанность, с пониманием того, что это есть Богом данная активность для поддержания телесного храма души. Аналогично, направляя все свои действия к душе, он действует только лишь праведно.
Сами по себе действия не имеют значения; разумное намерение и самоконтроль за ними определяют, ведут ли они к освобождению или к кармическому рабству. Поэтому духовный человек не подлежит порицанию за сходность его акта питания с тем же у обжоры. Человек самоконтроля ест и укрепляет свое тело, действуя правильно; но обжора передает, следуя неподходящей диете, приятной его чувству вкуса, и поэтому питается неправильно, принося вред своему телу.
Подобно этому, если гармоничная музыка и приятные слова могут преобразиться в пробуждение души, они способствуют человеческому освобождению; но становящийся рабом музыки или сладким словам восхваления, нарушает равновесие своей жизни и впутывает себя в эгоизм. Использованием чувства слуха неверно, он неспособен прислушаться к закону правильного действия. Если музыкальное произведение не имеет высоких или святых вибраций, оно вызывает фривольные, нервные или даже примитивные эмоции. Духовная музыка, вроде гимнов и песнопений поклонения, повышает сознательность слушателя, растворяя более грубые вибрации*.
________________________________________________________________________
* Индийская музыка - субъективное, духовное и индивидуалистическое искусство, нацеленное не на симфоническое великолепие, но на личную гармоничность с Высшей Душой....Санкиртаны или музыкальные сборища (для песнопений поклонения) являются эффективной формой йоги или духовной дисциплины, неизбежно вызывающей интенсивное сосредоточение, поглощенность семенной-мыслью и звуком. Так как сам человек есть выражение Творческого Слова, звук воздействует на него сразу и глубоко. Великая религиозная музыка Востока и Запада дарует радость человеку тем, что причиняет временное вибраторное пробуждение одного из его оккультных позвоночных центров. В те благословенные моменты, его посещает неясная память о его божественном начале” (Автобиография йога).
В дополнение к духовному содержаниюмузыки, с глубокой древности была известна ее терапевтическая ценность и сила для ума и тела – используемая в древней Индии, Китае, Тибете и других культурах. Пифагор в шестом веке до Христа использовал особые мелодии для лечения от определенных расстройств, таких как беспокойство, горе, страх и гнев. Он считал физическое тело инструментом , способным немедленно реагировать на вибрацию звука.
Недавно доктора в Северной Америке, Европе и Японии начали применять целительную силу музыки. Научный Дайджест сообщил в 1982, что в одном эксперименте в Монреальском Госпитале, классическая музыка так хорошо работала в качестве обезболивающего, что многие, смертельно больные, раковые пациенты могли быть сняты совершенно с обезболивающих лекарств. По всему земному шару, медицинские центры комбинируют это новое “лекарство” с принятыми формами лечения, находя, что музыка очень эффективна для уменьшения хронической боли, облегчения деторождения, вызывания расслабления, чтобы уменьшить стресс и высокое кровяное давление и ускорения обучения.
Дороти Риталак, в ее книге Звуки музыки и растения (Марина дел Рэй, Салифорния: Де Ворсс и Ко., 1976), сообщала о своей работе с использованием гальванических мониторов кожных реакций и графического изображения записей роста растений в разных звуковых окружениях. Ее растения расли в направлении источников звука, пышно разрастались, предоставленные определенным типам музыки, и сморщивались от других типов. Ее растения казалось реагировали положительно на классическую музыку, особенно Индийскую, но сильно съеживались или умирали от Тяжелого Рокка.
Аналогично, чувства обоняния и осязания, правильной активностью, можно преобразить в источники душевного пробуждения; но беспечное потакание может привести к серьезным неприятностям. Так, лубовь к красивым лицам или осязанию может вести к сексуальной распущенности и, вытекающей отсюда, болезненности. Мудрый видит всю красоту, как выражение Божества; он преобразует осязание в экстатическую радость, пронизывающую каждую клетку его тела во время блаженного общения с Богом. Он использует все свои чувства только для божественной радости, обуздывая тех диких коней, чтобы они влекли экипаж его жизни к духовному освобождению.
Противодействие: Любое действие, вредное для тела, ума, или души, есть противодействие или ложное (дурное) действие, и его следует избегать. Чувственный человек чрезмерно потакает зрению, *
слуху, обонянию, вкусу и осязанию, до тех пор Противодействие, вредное
пока он не находит, что все эти поредники не дают телу, уму, или душе
ему ничего кроме пресыщения и дискомфорта. По-
пустительствующий алкоголик – тому пример. Он допивается до бесчувственности и внезапно понимает, что он разрушил свое здоровье и надежду на счастье. Другие человеческие типы настолько порабощаются красотой, вкусом, осязанием и слухом, что их жизнь превращается в ад. Какое же это удовольствие в действиях, уничтожающих все очарования жизни? Когда кони чувств несут экипаж жизни прямо в канаву пресыщения, несчастья и болезней – некого винить, кроме бестолкового возницы.
Подобно тому, как пробование отравленного меда бестолково, даже при условии, что на мгновение вкус может быть приятным, так и пробование зла одинаково бессмысленно, хотя и (может быть) приятно поначалу! Для своей же собственной пользы, во имя своего же собственного настоящего счастья, каждый человек, мирской или религиозный, должен использовать свои инструменты чувств разумно и с самоконтролем. Духовные принципы были даны не для того, чтобы мучить людей, не для того, чтобы лишать их счастья, но уводить их от отравленных наслаждений, результирующих в кармических последствиях.
Если снова используя пример обжоры, питающегося только чтобы ублажать чувства, он попирает законы души и законы природы. Он в конце концов умирает от какой-то, порожденной жадностью, болезни. Даже если этот результат и не очевиден сразу, когда он перерождается, он все несет с собой склонность к болезни. Его вредные телесно-отождествленные действия поэтому называются “ложными действиями”.
Стиль жизни многих богатых людей является другим примером. Из-за того, что богатые люди не имеют финансовых затруднений, они в общем могут потакать своим чувственным аппетитам и дурным привычкам, пока плохое здоровье или смерть не одолеют их. Богатство само по себе не является злом; его просто не надо
______________________________________________________________________________________
Исследования показали, что медленная, мирная инструментальная музыка, вроде ларго или ададжио или варокко и классических сонат и симфоний, понижает сердцебиение, кровяное давление и мышечное напряжение. В дополнении, было клинически доказано, что такая музыка индуцирует альфа-волны мозга, соответствующие глубокому умственному расслаблению. (Заметка Издателя)
использовать эгоистично или для саморазрушения, но для удовлетворения душевных импульсов щедрости к другим, менее удачливым – чтобы смягчить их физические, умственные и духовные трудности.
Говоря о сексе: он должен быть использован редко, чтобы привести детей в семью. Чем больше победа над сексом, тем лучше здоровье и обильнее счастье. Сосредоточением ума на возвышенных мысляхи напряженной практикой упражнений, продолжая трудиться для Бога и медитировать, человек может преобразовать священную и могучую творческую силу в физическую силу и здоровье, умственное творчество и высокий экстаз в общении с Богом.
Излишние слабости, вроде курения, пьянства и пребывания в плохой компании, суть ворота к физическим и ментальным дискомфортам. Человек должен искать удовольствия в хорошей компании, помогающей сформировать его волю и суждение для поиска настоящего счастья. Это благодаря плохой компании, человек, который по природе подражателен, научается осуществлять, производящие несчастье, действия. Если человек хочет найти освобождение и понять, что из себя представляют правильные действия, ему нужно стремиться к обществу тех, кто любит Бога и медитирует на Нем.
Недействие: Истинное недействие случается, когда поклоняющийся освободил себя ото всех производящих-карму действий, злых или добрых. Он тогда покончил со всеми принудительными формами действия; он достиг состояния недействия (т.е. полной свободы от *
необходимости и желания действовать), что Полная свобода от необходимости
характерно для Бога-Отца. Освобожденный и желания действовать
йог переполняется нескончаемым внутренним
весельем, сидит ли он неподвижно или активен. Действе только из желания доставить приятное Богу, таким образом считается “недействием”, или несвязывающим действием. После достижения этого состояния недействия, поклоняющемуся открывается путь к освобождению.
Махаватар Бабаджи, Лахири Махасайя, Шри Юктешвар, и все великие мастера исключительно заняты деятельностью, духовно полезной человечеству, хотя сами они достигли состояния недействия или освобождения.
Лахири Махасайя занимал казенный пост бухгалтера в течение 35 лет своей жизни, достигая в то же время совершенного внутреннего состояния духовного освобождения. В последней части своей жизни он редко спал, но посвящал все дневные часы обучению учеников, приходивших к нему со всех концов Индии; его вечера проводились с подвинутыми монахами, предпочитавшими посещать его в те тихие часы. Все были трансформированны его несравненными объяснениями Гиты и ее приложениями к священной науке Крийя Йоги.
Господь Кришна, в его единстве с Духом, сказал: “Хотя Я и достиг всего, всеже я продолжаю трудиться без желания”.
Иисус, тоже, много работал в миру – проповедовал толпам, исцелял тысячи от их физических, ментальных и духовных страданий, и создавал фундамент для распространиения по всему миру его божественного учения. Он не стремился ни к уединению в пещере, ни к прекращению своего освобождающего труда, хотя и знал, что устранением от общественной жизни он мог бы избежать страшной трагедии его несправедливой казни.
Подобно Богу, Иисус работал не за похвалы людские. Так, он смог сказать, прямо перед распятием: “Отец…Я восславил Тебя на земле: Я выполнил труд, который Ты определил мне”*.
Стих 18
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!