О Бхарата (Арджуна), Тот, кто живет в телах всех, является вечно неприкосновенным. Не горюй, поэтому, ни о каком сотворенном существе.



Как сновидец остается неизменным, несмотря на то что он еженощно видит себя, участвующим в различных фантазиях сна, так и невидимая душа, видя во сне тела многих инкарнаций, сама остается неизменной. Зная, что тела всех творений являются пузырями пены на поверхности Божьего океана космического сна творения, нет причины оплакивать возвращение какого-либо тела, проявленного в космическом сне, в Бесконечного Бессонного Сновидца.

       Это естественно для человеческих существ оплакивать потерю любимых. Но Бхагавад Гита указывает на подходящий настрой ума, который освободит человека от чрезмерного горя.

       Жизнь и смерть, наслаждение и страдание, и все противоположности этого мира относительности производят в человеке отчетливые состояния, в зависимости             *                 от его особенной чувствительности. Тяжесть утраты

Правильное отношение, ко-  матери может различно переживаться разными торое освободит человека   индивидуумами. Чувствительная личность,

от чрезмерного горя                   незащищенная равновесием разума, ошеломляется                                             своей потерей; и как кто-то лишенный чувст, она становится эмоционально неспособной даже продолжать выполнение своих мирских обязанностей. Менее чувствительный человек только нормально реагирует на свое несчастье; он горюет, но жизнь для него продолжается. Чувствительный человек на поле боя жизни не имеет оружия для самозащиты, когда он сражается с наступающими ордами сентиментов. Он, поэтому, вероятно будет побежден или убит. Средний человек находит защиту до некоторой степени, вооружаясь рассудком.

    Йог, человек совершенного равновесия, не является ни сверхчувствительным,

ни стоически бессердечным. Во время тяжелого переживания утраты, из-за смерти любимого, он понимает, и так чувствует и оценивает природу потери которую он вынес. Но внутренне он остается нейтральным и неподвигнутым, потому что он понимает, что природа всех материальных вещей является непостоянной, и поэтому глупо ожидать постоянное счастье, привязываясь к формам материальных вещей и вещам. Знание есть свет; он освещает и открывает природу реальности. Следовательно йог, просветленный мудростью, заранее подготовлен встретить такие перемены. Понимание также дает ему великую симпатию и сострадание к тем, кто претерпел опустошительные потери без буфера мудрости.

       В Индии, обладающие духовным пониманием никогда не говорят о смерти индивидуума. Они не сказали бы: “Рама мертв”. Вместо этого они говорят: “Рама оставил свое тело”. Ординарное выражение “Джон мертв” является искаженной и очень огорчительной мыслью. Это предполагает уничтожение владельца тела наряду со смертью тела. Мудрый не горюет о душе, которая перешла из одной телесной обители в другую, также как и понимающий человек не горюет о ком-то, кто покидает одно жилье, чтобы переехать в другой дом. Горе рождено невежеством, привязанностью и себялюбивой любовью, потому что ординарный человек видит лишь настоящую рамку существования. Универсальная природа его истинного Я и всех душ недоступна его пониманию – если не несостоятельна – в его пространственно-временной капсуле что и кто является и “принадлежит” ему в известном сейчас. Когда те, которых он называет своими, выхвачены смертью, он бранится на свою потерю, мало зная, что, поправде, потери и вовсе нет в беспредельном охвате вечного существования души.

       Даже во время сна о разных формах и опытах, основное сознание сновидца остается тем же, неизменным. После пробуждения, оно вбирает в себя все проявления сна; воображение сновидца сохраняет в себе все элементы его сна. Подобно этому, Бог во сне создает много существ, посредством своих снов, несчислимых неизменных душ, сделанных по Его образу и подобию. В каждом воплощении сна, неизменные души носят новые телесные формы, чтобы играть разные роли во сне Бога. Новый образ сна забывает свои предыдущие роли, но душа помнит их все. А сознание Бога навсегда сохраняет образы сна всех человеческих существ. Вместо того, чтобы беспомощно горевать о потере родственников и друзей, человек должен войти в контакт с Богом, который, чтобы исполнить желания поклоняющегося, может спроецировать в незамедлительную видимость любого исчезнувшего любимого.

       Однажды, смотря кинокартину о жизни Абрахама Линкольна, я заинтересовался удивительной манерой держать себя и благородными поступками этого исторического героя; я пылко подружился с ним! Позже по ходу картины, он был убит; я очень опечалился. Как только я поднялся, чтобы покинуть театр, меня ударила мысль, что если бы я подождал повтора фильма, я бы смог снова видеть его живое присутствие!  В начале второго просмотра я был также раз видеть его, двигающегося и смеющегося, как если бы он действительно был воскрешен! Я продолжал смотреть кино до тех пор пока настало время для него быть убитым. Я стремительно покинул театр! В моей памяти он все еще живой!

       Истинные поклоняющиеся могут успешно молиться Богу о показе им кинокартин являющих их “умерших” любимых. Все личности, будучи материализованными мыслями Бога, в конце концов снова растворяются в Его сознание, но никогда не могут стать уничтоженными. Бог может проявить те существа по воле. Вот как Илия и Моисей явились Иисусу Христу*, и как Лахири Махасайя** являлся и является перед многими его учениками на земле.

       Какие-то волны все еще на поверхности океана и какие-то волны возвращаются в его лоно; но в любом случае волна и океан едины. Аналогично, человеческие существа, несомые в “жизни” на поверхности Груди Космоса или те, спрятанные внутри ее, через “смерть”, - одинаково дома в Вечном Море.

       Понимая, что природа души есть бессмертие, люди не будут неразумно горевать о смерти других. Когда существо покинуло землю, это почти невозможно контактировать с той формой, разве что оно духовно очень продвинуто. Поэтому бесполезно горевать беспомощно. Но если кто-то обладает духовной настойчивостью и терпением, он может снова видеть своих отошедших любимых, посредством предварительного контакта с Богом. Настроившись на Него, человек, несомненно, может видеть, или знать своих отошедших близких.

       Гита не учит нас быть бессердечными, забыть друзей и уничтожить память о них, но только избегать неразумных чувств тяжелой потери и бесполезных оплакиваний. Нехорошо горевать невежественно за любимых, которых забрала смерть, и так посылать им печальные вибрации, или пытаться держать их привязанными к земле или беспокоить их в астральном мире.

       Мать, например, не должна горевать долго или не должным образом по поводу потери своего ребенка. Ребенок может быть призван покинуть землю, с целью высшего образования в астральном мире или для определенного освобождения от физической пытки, выванной неизлечимой облезнью, или неотложными кармическими обязанностями еще где-то. Это Бог дает нам детей и друзей; мы должны быть благодарны столько, сколько мы их имеем, и благодарны за наши вопоминания о них, когда это угодно Божественному Планировщику передвинуть их к другому плану существования.

       Вдовцу может быть хорошо никогда не жениться снова, если в своей отошедшей жене он нашел удовлетворение своего сердца требованиям идеальной божественной любви. Ему надлежало бы всегда помнить ее с благодарностью, как ту, что освободила его, через полное удовлетворение, от земных обязанностей женатого человека. Если человек нашел некоторое счастье со своей первой женой и женился опять после ее кончины, он должен не забывать все те хорошие вибрации, которые он получил от своей первой жены, но должен время от времени посылать мысли доброй воли для нее в астральный мир.

_______________________________________________________________________          

*От Матвея 17:3.

**См. Автобиографию Йога, особенно главы 1, 35, 36.     

                                                   

       Подвинутые ученики на земле могут сознательно транслировать вибраторные передачи личностям, духовно развитым в астральном мире. Такое сознательное общение возможно только между продвинутыми душами. Но даже ординарный человек обладает способностью донести свои невесомые мысли в любви к дорогим отошедшим; вибрации добрых мыслей никогда не потеряны, но являются тихими стимулами радости и благополучия для тех любимых, перешедших в астральный мир.

       Горе большинства людей об умерших близких происходит от эгоистичности, из-за персоональной потери некоторой формы услуги или удобства. Очень немногие люди любят других без примеси эгоистического интереса – такова природа человеческой любви. Большинство горюет не о любимом, но из-за своего персонального недополучения (чего-то от отошедшего)!

       Божественная любовь понимает всех добрых людей, приходящих в нашу жизнь, как выражений любви Бога к нам. Каждый друг – в маске родственника, друга, любимого, супруги – которые с нами сейчас или кто оставил эту землю, есть посредник, через которого Сам Бог символизирует Его дружбу. Поэтому игнорировать или оскорблять дружбу значит оскорблять Бога. Во всех наших гармонических взаимоотношениях мы должны помнить, что это Бог играет в прятки за вуалью живых сердец. Никогда не следует игнорировать или забывать никакую доброту или помощь, оказанную нам другом. Неблагодарность и безразличие изнашивают даже сильнейший дуб дружбы.

       Человек все же не должен ограничивать проявления Бога через дружбу лишь родственниками и друзьями. Все человечество не только является нашими друзьями, но есть Я! Друзья суть замаскмрованный Бог. Бог есть друг за всеми друзьями! Бог есть единственный верный Любовник!

       Бог дает нам друзей и любимых родственников, чтобы мы имели возможность через эти взаимоотношения культивировать элементарную любовь, первую стадию расширения за пределы эго-любви       *

в направлении божественной любви. Но из-за того, Любимые отбираются не

что человек привязывается к дорогим существам в наказание, но чтобы научить

ограничивающим способом, божественный закон      закону вселенской любви

отбирает их, не в наказание, но чтобы научить за-

кону вселенской любви. Это Бог на время предстает любящим сыном или дочерью – или матерью, отцом, другом, или любимой – и это Он исчезает снова из виду. Если кармические связи сильны, особенно духовные связи, Он может прийти снова в отношениях с теми же душами в иных инкарнациях.

       Это Бог, и только Бог, кто облек Себя, как душа во многих человеческих существах, созданных Им. И когда один человек любит другого чистой божественной любовью, он видит дух Божий, проявляющимся в той личности. Чтобы продемонстрировать Его Духовную природу, как душа, отличная от тела, один Бог, который существует во всех телах, появляется в одной форме, оставляет другую; появляется опять в новых формах, затем снова исчезает. Из этого следует,

что мы должны любить не тело, но бессмертный Дух внутри. Те, кто любят тело, как “я”, а не как шатер истинного Я, напрасно страдают в конце, потому что тело должно умереть. Те, кто любят живущий внутри Дух, держатся за вечную радость, потому что они знают, Дух бессмертен. Смерть не может вовсе коснуться его. Глаза любящего тело прикреплены к телу и не могут видеть бессмертный Дух внутри; так, когда тело берется из виду, его глаза затуманиваются слезами. Те, кто учатся держать свой взор фиксированным на душах своих любимых, не теряют тех из виду, даже когда их тела умирают; следовательно, те взаимоотношения не омрачаются себялюбивым горем.

На метафизическом плане интерпретации, что относится ко внутренней духовной борьбе ученика Арджуны, в предыдущих стихах подчеркивается                                        *                 нерушимость души. Господь напоминает аспиранту

Метафизическая интерпре- о его прирожденной способности души

тация  стиха 30                 доминировать над его более низкой эго-природой.

                                          Ученики, находящиеся в зависимости от слабостей своих чувств и дурных привычек, не только не расположены уничтожать тех “дружественных” врагов, но также чувствуют, что ошеломляющая мощь этих сил несомненно возобладает в истреблении божественных качеств и вдохновений души. Но, хотя эго, привычка, чувства, желания могут окутывать человеческое сознание до поры, они не могут ни уничтожить, ни изменить душу, ни подавлять ее всегда. Каждая душа, неважно сколь мертвой она кажется или как глубоко похороненной под дурными привычками эго-сознания, способна воскресить себя из гробницы зла и слабостей прошлого и настоящего. Душа неуничтожима, и неприкосновенна для её “как-бы” врагов; она лишь дожидается боевого клича решительного божественного воина.

 

 

Праведная борьба является религиозой обязанностью человека

 

Стих 31

Даже с точки зрения твоей собственной дхармы (морального долга), тебе не следует внутренне колебаться! Нет ничего более подобающего Кшатрии, чем праведная борьба.

Глядя на «богиню долга праведности», стоящую на священном алтаре жизни, духовный воин не должен колебаться принять свой высший долг, состоящий в стремлении опрокинуть ее врагов-захватчиков, насаждающих невежество, и в борьбе обрести мудрость.

       Также не подобает сильному солдату, воспитанному заботой его родины-матери, когда-либо дрогнуть при защите её и её достойных интересов и идеалов.

Голова, поверхность кожи, руки и ноги в общем совместно служат и защищают жизнь в телесном царстве человека. Ноги предоставляют основную работу и служение в форме поддержки и                              *

передвижения всего тела. Поверхность В чем состоит праведный долг человека?

тела (включая органы чувств) осуществляет весь“бизнес” взаимодействия со внешним миром; и является также “полем”, возделанным и с которого собран урожай опытов, связанных с материальной жизнью. Руки действуют подобно щитам, защищающим тело от порвеждения, и руководят телом, заботясь о его нуждах и благосостоянии. Голова с ее умственными способностями поставляет информацию, а также духовный и моральный совет, необходимый для поддержания мудрого и гармонического царства трилионов клеток и бесчисленных ощущений, восприятий и активностей.Человек инстинктивно имитировал археотип телесного управления, когда организовывал общество. Каждая нация имеет своих интеллектуалов и духовенство или Брахманов, своих солдат и правителей или Кшатриев, своих бизнесменов или Вайшьев (“возделывателей почвы”), и своих рабочих или Шудр.

       Согласно ученым открытиям печатей, глиняной посуды, монет, статуй из древних городов раскопанных в Мохенжо-Даро и Хараппе в долине Инда, в северной Индии, Индийская цивилизация установилась древнее, чем Египетская – “возвращая нас в эпоху, о которая можно лишь туманно догадываться”.* Как древнейшая цивилизация на земле, Индия есть колыбель всех форм культуры.**       

_______________________________________________________________________

* Сэр Джон Маршалл, Моханжо-Даро и цивилизация Инда, 1931.

** “Традиция Индии достигла определенного уровня зрелости даже во время цивилизации долины Инда, процветавшей пять тысяч лет назад”, - утверждал Лакхан Л. Мехротра в статье, опубликованной в журнале Самореализации . “Двумя наиболее выдающимися артифактами той древней цивилизации являются те, представляющие Богиню Мать – Шакти, персонифицирущую сознательную творческую силу, и Маха Йога – Шиву, сидящего со скрещенными ногами с символом духовного глаза мудрости во лбу. Если та духовная традиция медитации смогла найти свое выражение пять тысяч лет назад в форме искусства, то она должна была зародиться несколько тысяч лет до того…

           “Смотря на основные великие центры цивилизации, процветавшие в те древние времена, мы находим четыре: 1) вдоль Нила в Египте, 2) вдоль Тигра и Ефрата на Среднем Востоке – Месопотамия, 3) вдоль Яндзы (Чханг) и Желтой Реки (Хуанг Хо) в Китае, и 4) вдоль Инда в Индии. Что произошло со всеми этими цивилизациями?... И все же на земле Инда и Ганга тот непересыхающий древний поток мудрости все еще бежит с той же жизненностью.

           В каждом веке Индия рождала возвышенных духовных личностей. Хотя она достигла огромных высот в каждой культуре, когда традиция увяла кое-как в материальном выражении, ее духовный блеск всеже поддерживался теми просветленными, что появлялись, один за другим, на Индийской сцене.”

           В то время как Индию Завоевали Западные колонисты, согласно историку Др. Дж. Т. Сандерлэнду, она была богатейшей нацией на земном шаре: “Это (материальное) богатство было создано Индийскими развитыми и разнообразными индустриями. Почти каждый вид производства, известный цивилизованному миру – почти каждый вид творческта человеческих рук и мозга, существующий где бы то ни было и почитаемый за свою полезность или красоту – давным давно применялся в Индии. Индия была намного более великая индустриальная нация, чем любая в Европе или в Азии” ( Индия в Рабстве, Нью Йорк: Саймон и Шустер, 1929).

           “ Давйте не забывать”, - писал выдающийся историк и философ Уил Дюрант (в В защиту Индии, Нью Йогк: Саймон и Шустер, 1930), - “ что Индия была материнской землей нашей рассы, и Санскрит – матерью языков Европы; что она была матерью нашей философии, матерью, через арабов, во многом нашей математики, матерью … идеалов, воплощенных в Христьянстве, матерью через деревенское общество, самоуправления и демократии. Мать Индия во многих выражениях является матерью всех нас”.

           Мировой религиозный авторитет Хьюстон Смит вспоминает, что в 1950-х выдающийся английский историк Арнольд Тойнби предсказал, что в 21 веке “Завоеванная Индия завоюет своих завоевателей”.

           “Он не подразумевал этим, что мы станем Индусами”, - сказал Смит в интервью в Сан Диего Юнион-Трибюн, 7 апреля, 1990 г. “Он имел в виду, что основные интуиции

Её риши нашли, что каждая нация развивается через физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное состояния – как и человек проходит через физический рост в детстве (телесную активность, управляемую беспокойной энергией), эмоциональное состояние юности (действия и желания, окруженные возросшим чувственным знанием), и интеллектуальное и духовное состояния зрелости (рассудком управляемое действие, отвечающее нуждам и ответственности; и, в конечном итоге, углубление сознания в понимании, мудрости и духовных ценностях).

       Мудрецы Индии были первыми, устроившими свою цивилизацию по образцу телесного управления. Вот почему они подчеркивали признание четырех естественных каст, в соответствии с естественными способностями и действиями* людей. Риши полагали, что четыре касты необходимы для правильного устройства госсударства. Интеллектуалы и духовники - Брамины, солдаты и правители - Кшатрии, бизнесмены – Вайшьи, и рабочие – Шудры должны коопереировать в успешном устроении государства, как мозг, руки, ткани и ноги – все кооперируют для успешного поддержания и прогресса телесного царства.

       В Индии четыре эти касты изначально базировались на прирожденных качествах и внешних действиях людей. Все имели уважаемое и необходимое место в обществе. Позже, из-за невежества, кастовые правила стали наследственной уздой. Непонимание вкралось; недостойные дети интеллектуальных и духовных Браминов заявляли свои права быть Браминами лишь по праву рождения, без подобающего духовного статуса. Дети Кшатриев становились солдатами и правителями, даже если они не имели склонности и тренировки с оружием или способности управлять. Дети Вайшьев, даже без понимания сельского хозяйства или торговли заявляли свои права наследия на фермерство и бизнес. Шудры были обречены на ручной труд и услужение, независимо от их (возможно) превосходных квалификаций. Эта строгая наследственная кастовая система защищается только ортодоксальным меньшинством в Индии.

       Своего рода “кастовая” система пагубна также и на Западе, где общество разделено в зависимости от денег, цвета кожи и рассы. Источник ненависти и войн! Библия учит, что все нации были сотворены из одной крови;** что все люди – невзирая на цвет и рассу – были сотворены по образу и подобию Бога; что все люди – дети одних родителей, символически называемых Адамом и Евой. Распределение расс, основанное на превосходстве Арийской и Нордической над другими рассами, есть фантазия, питаемая рассами, страдающими “комплексом превосходства”. Индусы изначально считали себя Арийцами, или “благородными”

____________________________________________________________________________________

Индии войдут в Западную культуру и, из-за их метафизической и философской глубины, наш образ мышления на Западе подвергнется влиянию Индийской мысли, как Индийская технология подверглась влиянию нашей”. (примечание издателя)

* Четыре естественных класса человечества аллегоричеси описываются в Ведах, как происходящие из тела Пуруши, Высшего Существа: «Из уст его произошли Брамины; от двух рук – Раджанья (царские правители и воины); от двух его бедер – Вайшья; и от его ног – Шудры». Наиболее ранние ссылки на духовные писания традиционнно принимаются, как оригинальное основание для кастовой системы, которая была позже развита законодателем Ману.

** “Бог, сотворивший мир и все вещи в нем …создал из одной крови все нации людей, чтобы жили на всем лике земном” (Деяния 17:24, 26).        

 

 

и превосходящими другие нации; в те времена Индия обладала мощью, материальной и духовной. Западные нации, в настоящее время материально более богатые, чем восточные нации, считают себя превосходными. Западники, считающиеся последователями Христа, должны следовать доктрине братства людей и отцовства Бога, этим устраняя рождающие ненависть и войны различия. Мудрые люди, вроде Линкольна, пытаются уничтожить разделения на Западе, как и мудрецы Индии пытаются уничтожить поверхностные разделения касты, класса и веры.

       Помимо разделений касты и класса, имеется духовная интерпретация кастовой системы, относящаяся к естественным классам человечества. Каждое                 *              человеческо существо принадлежит к одной из четырех

Духовное значение  естественных каст, в соответствии с его преобладающим кастовой системы      качеством. Раб чувств является Шудрой, или Кайястха*,                                            состояние (кайя, тело; стха, привязанный к), телесно-отождествленное состояние; часто он является материалистом, сомневающимся в существовании Духа, в следствие своего порабощения чувствами. Любой, культивирующий мудрость и искореняющий невежество находится в состоянии Вайшьи, “культивируя” различительные духовные состояния ума. Тот, кто борется в медитации против нашествия чувственных склонностей, инстинктов, настроений и зол в телесном царстве, считается проходящим через Кшатрия или воинственное состояние ума; управляя способностью самоконтроля. Обладающий знанием Духа через общение с Богом в медитации, достиг состояния Брамина, или сотояния духовного отождествления.

       Согласно духовной интерпретации телесного царства, человек в чувственно-отождествленном, или Шудра, состоянии ума должен бороться, чтобы осознать свои чувства, своими слугами, не хозяевами. Обязанность ученика, в “культивирующем”, или Вайшья, состоянии, состоит в искоренении невежества и посева семян мудрости в поле сознания. В состоянии Кшатрии, духовный воин должен изо всех сил стараться защищать свое ментальное царство от захватчиков, нарушающих медитацию, внутренних сил эго, привычки и чувств. Он таким образом естественно переходит в состояние неуязвимости Брамина – Бога-реализацию. ________________________________________________________________________

* В досаде кастового разделения, разьедавшего Индию в течении столетий, источник и статус Кайястха, как касты, остаются противоречивыми. В современности, Кайястха в Бенгале и Северной Индии обычно сохраняется, чтобы отличить почтенное высшее подразделение касты Кшатриев.  В иных классификациях, тем не менее, она отождествляется с кастой Шудр. Профессор П.В. Кэйн – часто цитируемый на этот предмет – показал, что из обзора ранней литературы и исторических записей, датированных с периода возвышенного мудреца Яджнавалкьи, Кайястха отноилось совсем не к касте, но к переписчикам и счетоводам, служившим царю или другому общественному учреждению. Профессор Кэйн заключает: “Было бы более подстать документам сказать, что Кайястха был в начале чиновник, занимающийся государственной или общественной работой... которая иногда выполнялась даже Брахманами, и что на некоторых территориях она могла исполняться отдельной кастой” (Новый Индийский Антиквариат, “Заметка о Кайястха”, Март 1939). Поэтому, так как нет ни исторического основания рассматривать Кайястха, как кастовое отделение, ни структура самого слова кайя-стха “пребывая в теле” – не имеет связи с традиционной ассоциацией с профессией писца, оно может пониматься как описательное слово, подходящее изначалной попытке обозначить естественную касту, или состояние (не общественную касту по рождению) того, чья природа преимущественно отождествляется с телом. (Примечание издателя).

 

           Эта станза Гиты специально относится к обязанности духовного человека, достигшего состояния Кшатрия. Кришна, душа, говорит ученику: “О Арджуна, ты находишься на стадии духовности Кшатрия!” Твой долг состоит в борьбе с временными чувственными привязанностями телесного сознания! Не дрогни! Пробудись! Подними солдат разума и медитативного покоя! Выстрои их на поле боя интроспекции! Разгроми захватнические силы чувственных привязанностей!”

       То же духовное наставление применимо для каждодневной жизни. В праведном материальном сражении, например, человек должен сражаться благородно и бесстрашно, защищая свою родину от злых сил захватчиков, благосостояние и интересы своих сограждан, и поддерживая идеалы достойного человеческого существования.

 

 

Стих 32


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!