Особенности русской классической философии XIX-XX вв. (Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев).



Основной мотив русской философии - нравственное вето на любой "прогресс", любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

Проблемы, которые пытались разрешить русские философы, касались вопросов мироустройства, места и роли России в историческом развитии, роли человека, личности в обществе. Кроме этих вопросов, русских философов всегда волновал вопрос о ценностях в мире, что в нем преобладает - материально-вещественное или незримое, духовное?

В 40-50-е гг. прошлого века эти вопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

Особенности:

1. Русской философия, в отличие от европейской, и в большей степени немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего.

2. Особенностью русской философии можно считать ее преимущественно религиозный характер. Философские системы, как правило, возникали на базе православия. Это отчасти определялось тем, что многие русские философы этой эпохи были священнослужителями и их обращения к православию было совершенно естественно.

3. Другой особенностью русской философии следует считать ее социальную ориентированность. Эта особенность русской философии была обусловлена остротой социальных противоречий. Россия находилась на грани антифеодального взрыва, что естественно сказывалось на философской проблематике русских мыслителей.

4. Особенностью русской философии следует считать ее антропологическую направленность. Русских мыслителей очень волновала проблема смысла человеческого существования. Хотя, как правило, она оставалась в антитезе «человек – бог», она не становилась от этого менее значимой и актуальной.

5. Существенной особенностью русской философии может считаться ее связь с художественной литературой. Творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова настолько пронизано философскими идеями, что и сегодня о русской философии за рубежом больше судят по их творчеству, чем по творчеству русских философов – профессионалов.

 

 

Основные идеи и направления русского космизма ХIX – ХХ вв. (Н. Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский).

Русский космизм - это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый и цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди - разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним.

В недрах русской философии уже в конце XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития современной цивилизации. Он выходил за рамки планетарного мышления и призывал взглянуть на судьбы человечества с позиций космического измерения его бытия. Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский).

Центральная идея космоцентрического подхода – единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности. К. Э. Циолковский учил, что неведомые нам космические силы оказывают ощутимое воздействие на человеческую историю. Жизнь, по Циолковскому, зарождается в космосе и, достигнув разумной фазы, снова должна вернуться в космос.

Во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Верил в возможность науки и техники, человека, который смог бы покорить космос, и в общение межпланетных цивилизаций в будущем. В. И. Вернадский рассматривал нашу планету как гигантское живое и разумное существо, имеющее многоуровневую (иерархическую) организацию и включающее в себя такие уровни, как литосфера, гидросфера и атмосфера (неорганическое вещество), биосфера (живое вещество), техносфера и ноосфера (разумное вещество и продукты его жизнедеятельности). В будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Н. В. Федоров считал, что конечной целью человечества является преодоление смерти и достижение физического бессмертия. Выдвигал идею воскрешения умерших «отцов» и преодоления смерти средствам современной науки. Путь лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Утверждал культ предков, как основу истинной религии, тем самым разошелся с традиционным христианством.

Суть главной идеи состоит в том, что в основе эволюционного развития природы, космоса заложено стремление к порождению разума. И в разумных существах (людях) природа достигает осознания самой себя, приходит к самоуправлению. После этого одной из основных задач становится восстановление всего того, что ранее было разрушено из-за прежней слепоты и неразумности. Это восстановление разрушенного и сознательная регуляция дальнейших природных процессов, а значит, и целенаправленное преобразование космоса есть задача, стоящая перед человечеством.

Федоров закладывает основы новой морали: он призывает к отказу не только от эгоизма (жизни для себя), но и от альтруизма (жизни для других), поскольку альтруизм одних обязательно влечет эгоизм других. Он предлагает свою этическую «формулу»: жить «не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!