ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.



Личность - есть формирующаяся индивидуально-своеобразная совокупность черт индивида, которая определяет своеобразные для данного человека мышление и поведение.

Для социологии личностьвыступает как продукт общественных отношений, как выразитель и как конкретный носитель этих отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности.

Личность понимается как свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Социальная психология выясняет, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как она реализует свою социальную сущность.

В социальной психологии изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это Я-концепция, СУ, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация.

Для социального психолога предметом изучения и профессионального внимания являются самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление.

– уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности.

Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя.

Самоуважение – положительное отношение к себе, принятие себя таким, каким есть.

Локус контроля – проявляется в том, что ищет и находит объяснение поведению людей.

Самопрезентация – представление себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление окружающих.

Структура личности.

Структура личности(по Платонову) включает четыре подструктуры: 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3.Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира).

Важным регулятором поведения личности является Я-концепция – совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его СО. Роль Я-концепциии:

1) способствует достижению внутренней согласованности личности;

2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта;

3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя.

Модель К. К. Платонова названа автором «Динамическая функциональная структура личности». Она вкючает три «общие» подструктуры.

Одна из них называется «основной» и состоит из четырех частных подструктур: а) подструктура направленности это совокупность отношений и моральных качеств личности. Как пишет К. К. Платонов, это «индивидуально преломленное классовое общественное сознание, не имеющее природных задатков». В состав этой подструктуры входят: влечения, желания, интерес, мировоззрения, убеждения. Формируется эта подструктура черезвоспитание; б) подструктураопыта. Сюда включаются знания, навыки, умения, привычки. Этот блок формируется в процессеобучения; в) подструктураформ отраженияобъединяет индивидуальные особенности психических процессов. Эта подструктура образуется в результатеупражнений; г)биологически обусловленнаяподструктура состоит из свойств темперамента, типа нервной системы, половых и возрастных особенностей, органических факторов, задатков. Эта подструктура определяется морфологией и физиологией мозга и может совершенствоваться через тренировку. Две другие «общие» подструктуры  «характер» и «способности» дополнительно обозначаются эпитетом «наложенные», поскольку накладываются на «основную» подструктуру.

По мнению К. К. Платонова, все черты (свойства) личности укладываются в эти постоянно взаимодействующие друг с другом подструктуры. Характер является «каркасом личности», аккумулируя свойства четырех подструктур в «основном» блоке. Способности же актуализируются в деятельности и определяют «качество личности». Автор поясняет выбор названий подструктур и всей личностной структуры следующим образом: «основная» подструктура так названа с целью отличия от двух «наложенных»; «общие» подструктуры потому общие, что свойственны любой личности; «динамическая» структура  так как изменчива в онтогенезе личности и различна для разных конкретных личностей; «функциональная»  поскольку и структура в целом, и ее части исполняют определенные функции. При этом структура личности является «психологической», так как обобщает психические свойства личности, хотя и связанные с социальными отношениями и ролями.

Модель А. Г. Ковалева. По А. Г. Ковалеву структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента  «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека»20.

Модель Р. Мейли. В структуре личности Р. Мейли выделял три компонента: темперамент, характер и способности. По его мнению, каждая из этих составляющих личности определяет ее действия в некотором аспекте: темперамент определяет энергетику, динамику действий; способности являются механизмами осуществления действий; характер придает действиям смысл и целенаправленность21.

Модель Э. Берна очень напоминает модель личности по З. Фрейду. Он приписывает личности три подсистемы, называя их «эго-состояниями», каждое из которых вполне сопоставимо с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Первая инстанция  «родитель», осуществляющая и олицетворяющая контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция  «ребенок», олицетворяющий аффективные комплексы и представленный в двух возможных вариантах: а) ребенок естественный (ему присущи веселье, фантазия, движение, импульсивность); б) ребенок адаптированный, т. е. бунтующий против «родителя» или отчуждающийся. Третья инстанция  «взрослый», олицетворяющий рациональность, компетентность, независимость, способность к вероятностной оценке ситуаций.

Модель А. Маслоу в качестве основы личности рассматривал мотивационную сферу, с чем согласны многие исследователи. Эту сферуА. Маслоупредставлял в виде иерархической системы потребностей от первичных физиологических до «вершинных» духовных. Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей, а следовательно, и их участие в мотивации поведения личности возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения).

Наглядно система А. Маслоу изображается обычно в виде так называемой «пирамиды потребностей», в основании которой расположены «физиологические потребности». Далее по восходящей в порядке очередности: «потребности в безопасности и защите»; «потребности принадлежности и любви»; «потребности в уважении, в том числе в самоуважении»; «потребности самоактуализации».

Послойная структура личности находит отражение у Хофмана и Брауна, внешним слоем являются идеалы, внутренним – глубинные инстинктивные желания.

Клягесом предложена схема, включающая компоненты личности и характера: материя, структура, движущие силы.

Кетеллуказывал на три аспекта личности: интересы, способности, темперамент.

Рубинштейн рассматривал личность в трех планах: направленность, способности, темперамент и характер.

 

Мид выделял в структуре личности – Я; меня (каким меня видят др.); самость человека, личностное Я.

 

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности.

Социально-психологическая типология личности.

1) по доминирующей пространственно-временной ориентации выделяются три типа: мемуарист; конъюктурщик; прогнозист;

2) по различиям в потребностно-волевых переживаниях: пессимист; уравновешенный; оптимист;

3) по содержательным направленностям выделяются следующие типы:

Авторитарная характеризует человека, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субардинации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам.

Базовая– формируемая культурой того или иного народа, порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры.

Мргинальная личность– находится между разными, несовместимыми культурами.

Личность типа А - активный, ориентирован на количество, а не на качество.

Личность типа Б - отличается легким и поверхностным подходом к жизни.

Теории личности.

Теория личностного развития Эриксона.

Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетическая предопределенность стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических крзисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).

2. автономия в противоположность сомнениям и стыду

3. проявление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3-6лет).

4. трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7-12лет).

5. личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12-18лет).

6. интимность и общительность в противоположность личностной психологической изолированности (около20лет).

7. забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30-60гг).

8. удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого, он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняется у него в течение жизни. Новые личностные черты возникают лишь на основе предыдущего развития. Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки.

Эриксоном были определены стадии развития личности:

Раннее младенчество (от рожд-1года)

позднее младенчество(1-3г)

раннее детство(3-5) возраст «почемучек»

среднее детство(5-11)

одростничество и юность(11-20)

ранняя взрослость (20-45)

средняя взрослость(40-45-60)

поздняя взрослость(свыше60)

Фрейд Фрейдизм (психоанализ). Согласно убеждениям З. Фрейда, развитие и структура личности определяются иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами — бессознательными влечениями. В силу этого личность и общество обречены на конфронтацию или даже тайную, войну, скрытую в глубинах психики индивида, главной из которых является сексуальное влечение — либидо, и необходимость выжить, в изначальной враждебной индивиду социальной среде.

Одним из категориальных социально-психологических понятий у Фрейда является понятие СуперЭго. Это то, что составляет личностное содержание психики человека, поскольку оно включает в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, и идеальное Я как образ, к которому надо стремиться. Если сравнивать СуперЭго с понятиями современной социальной психологии, его можно сопоставить с системой социальных установок личности. Важная роль СуперЭго у Фрейда определяется тем, что именно типом этого качества психики человека детерминируется характер общества. Если в нем преобладают люди с сильным, жестким СуперЭго, то само общество становится авторитарным.

Теоретической основой социально-психологических воззрений Фрейда было его убеждение в том, что человек (личность) и общество навсегда обречены на состояние конфронтации и враждебности. Причина этой конфронтации кроется в плохо управляемых влечениях Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и СуперЭго призваны, лишь как-то примирить эти влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму.

Соиально-психологические взгляды Фрейда нашли отражение во многих его работах: «Тотем и табу» (3. Фрейд, 1923), «Групповая психология и анализ Эго» (1991) и «Цивилизация и ее болезни» (1991). Говоря о «групповой психологии», важно отметить следующий момент. Дело в том, что в оригинальном немецком издании речь шла не о групповой психологии, а о психологии масс, и сам Фрейд понимал ее как социальную психологию, которая имеет дело «...с индивидом как членом расы, нации, касты, профессии, учреждения, или как с частью собрания людей, которые организованы в группу с какой-то целью в какое-то определенное время».Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или, как еще называют, психическими инстанциями:

«и» («оно») — источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руководствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желания;

«эго» («Я») — действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и. самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов — условий среды, которые иногда требуют отсрочки; «эго» дает возможность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам;

«суперэго» («сверх-Я») — действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного,хорошегоилиплохого. Фрейд разделял «суперэго» на две подсистемы: совесть и эго-идеа.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает: а)способность к критической самооценке; б)моральные запреты; в)возникновение чувства вины, когда мы не делаем того, что должны делать.

Эго-идеал формируется на основе того, что родители одобряют или высоко ценят, он побуждает человека устанавливать для себя высокие стандарты поведения и мышления, в результате реализации которых появляется чувство гордости и самоуважения.

Согласно теории развития личности, разработанной Фрейдом, личность взрослого сформирована опытом раннего детства, т. е. структура его характера, сформированная в раннем возрасте, остается неизменной и в зрелые годы. Поэтому, узнавая что-либо о своем детстве, о своем прошлом опыте, люди могут научиться, наиболее адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справиться с ними.

Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию человека, вызывающая у него тревогу или беспокойство, «эго» («Я») старается смягчить опасность этой угрозы, используя два способа:

а) с помощью реального, сознательного решения проблемы;

б) искажая ситуацию, реальные события для того, чтобы защитить сознание человека.

Способы искажения называются механизмами психической защиты. Фрейд описал несколько механизмов психической защиты, среди которых наиболее известными являются вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация.

Когда человек начинает испытывать запретные чувства, например страх, гнев, отвращение, стыд, эти чувства часто противоречат его же представлениям о добре и зле и порождают в свою очередь неприятные ощущения, мешающие нормальной жизни. Поэтому запретные чувства могут:

 

• вытесняться из сознания в область бессознательного и «прорываться» в форме оговорок или сновидений;

• переноситься на других людей. Так, человек, испытывающий гнев по отношению к близкому человеку, может перенести его на кого-либо другого, например, вместо того, чтобы сказать: «я ненавижу X», он может сказать: «X ненавидит меня» или «У ненавидит X»;

• рационализироваться. В этом случае истинные причины, которые порождают ту или иную мысль или поступок, бывают столь неприятными для осознания, что человек неявно, сам, не отдавая себе в этом отчета, заменяет их на более приемлемые. Например, человек, которому нравится находиться в одиночестве и который постоянно испытывает раздражение, потому что ему приходится общаться с людьми в процессе работы, может убеждать себя и других в том, что у всех, с кем он общается, просто невыносимый характер;

• замещаться, т. е. истинный объект враждебных чувств замещается гораздо менее угрожающим для человека. Например, ребенок, который после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру; излишне требовательный начальник критикует свою сотрудницу, и она в свою очередь реагирует вспышками ярости на незначительные промахи членов семьи. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает осуждение самого себя;

• сублимироваться, если человек изменяет свои нежелательные

импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально-разрешенных или приемлемых мыслей или действий. Сублимация в психоанализе рассматривается как единственно конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, поскольку она позволяет «это» изменить цель импульсов или их объект без сдерживания самих импульсов. Например, человек с сильным неосознанным чувством превосходства над другими может стать великолепным писателем — он сможет демонстрировать свое чувство способом, который даст общественно полезный результат.

Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать, как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Такого рода амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности.

Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером. При этом в качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, и даже просто идея, например, идея Христа или коммунизма. Как отцу, так и лидеру отдается часть функций Эго, что означает передачу им ответственности человеком за те или иные свои действия.

Теория психоанализа 3. Фрейда получила дальнейшее развитие в работах A. Адлера, К.Г. Юнга и других ученых.

Адлер

Центральными понятиями для А. Адлера являются стиль жизни и социальное чувство.

Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое возникает, по Адлеру, у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психологических переживаний, а социальное чувство отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Это чувство определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности; при одностороннем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь.

1. Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера — его утверждение о том, что понять и объяснить поведение человека можно только через понимание общественных отношений, поскольку оно ограничено рамками общественной жизни. Людям свойственно врожденное стремление вступать в общественные отношения сотрудничества, конфликт же между человеком и обществом Адлер считал чем-то неестественным.

2. Другое важное положение теории Адлера заключается в том, что люди живут в мире, какой они сами себе создали. Их главными мотивами, стимулами, движущими силами являются те цели, которые они перед собой ставят, выбирают, создают.

 

Ученый называл их фиктивными. Фиктивные цели — это личные мнения людей о событиях настоящего и будущего. Они регулируют, подчиняют себе жизнь людей. Примерами подобных целей могут служить такие девизы (или кредо), как «каждый за себя», «моя хата с краю», «честность — лучшая политика», «все люди равны» и т. д.

Он утверждал, что люди склонны вести себя в соответствии со своими личными убеждениями независимо от того, являются ли они объективно (т. е. независимо от воли людей) реальными или нет. Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они помогают людям разрешать их жизненные проблемы. Однако если фиктивная цель не помогает, а мешает человеку, ее надо изменить или отбросить.

3. Главную цель своей теории Адлер видел в том, чтобы она помогала людям в их усилиях изменять свое поведение в сторону более здорового в психологическом смысле. Его волновала проблема возникновения у людей чувства неполноценности (комплекса неполноценности) и его компенсация.

Он считал, что у каждого человека скорее заболевает тот орган, который был менее развит, менее успешно функционировал, т. е. был «неполноценным» от рождения. Заболевания, слабость или дефекты каких-либо органов побуждают людей компенсировать эту неполноценность путем тренировки и упражнений, что. нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа: складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности».

Этот процесс компенсации имеет место не только в телесной сфере, но и в психической: у людей может развиться субъективное (ощущаемое только данной личностью) чувство неполноценности, источником которого является ощущение собственного психологического или социального бессилия. Особенно часто подобное чувство неполноценности развивается у человека в том случае, если его усилия, которые он направил на компенсацию дефекта, не привели к желаемому результату.

Чувство неполноценности, считает Адлер, берет свое начало в детстве, когда ребенок долгий период времени находится в зависимости от родителей и других взрослых, будучи совершенно беспомощным. Именно из-за желания преодолеть свою неполноценность, беспомощность и зависимость люди начинают борьбу за превосходство. У них может развиться комплекс превосходства, который выражается в том, что человек стремится преувеличить свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

Согласно теории Адлера, чувство неполноценности является источником стремления человека к саморазвитию, росту, компетентности, а стремление к превосходству или желание лидировать — это врожденное свойство человека и фундаментальный закон человеческой жизни. Под лидерством Адлер понимал нечто близкое максимальному развитию потенциальных возможностей личности.

Чувство превосходства надо развивать и, воспитывать в течение всей жизни, если мы хотим реализовать свой потенциал. Это чувство можно развивать по двум направлениям: позитивному и негативному. Люди со слабой способностью адаптироваться к жизни в обществе могут пойти по негативному направлению и реализовывать свое стремление к превосходству за счет интересов других людей, т. е. эгоистическим путем. Те же, кто хорошо приспосабливаются к общественной жизни, проявляют свое стремление к превосходству, напротив, учитывая благополучие других людей. Стремление людей к превосходству управляется их фиктивными целями.

К.Г.Юнг.

В понимании К.Г.Юнга решающую роль в социальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое «внечеловечно», не имеет отношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно познанию.

К. Юнг переработал теорию психоанализа 3. Фрейда и предложил новые подходы к пониманию человека.

1. Согласно теории Юнга, в человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей.

Экстраверт ориентирован на внешний мир; его интересуют предметы, другие люди, он быстро устанавливает связи, разговорчив, мобилен, легко привязывается.

Интроверт склонен к уходу от внешнего мира, от предметов, объектов, он стремится к уединению, сосредоточен на себе самом, своих мыслях, чувствах, опыте. Он сдержан в общении, его главный интерес — это он сам.

2. Душа человека состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

 

Эго — это центр нашего сознания, благодаря эго, мы воспринимаем себя чувствующими, мыслящми, обладающими памятью и способностью к самоанализу людьми.

 

Личное ессознательное содержит в себе мысли, чувства, воспоминания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты — все то, что Юнг называет комплексами. Источниками комплексов является личный прошлый опыт человека, а также родовой, наследственный опыт. Они оказывают очень большое влияние на поведение людей. Например, человек с комплексом власти может расходовать большое количество психической энергии на деятельность, которая непосредственно или косвенно (символически) связана с властью или с темой власти. Темы, питающие комплексы, могут быть самыми разными и самыми обычными.

Коллективное бессознательное — хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. В коллективном бессознательном «содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».

3. Согласно Юнгу, оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями, побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее врожденный тип реагирования на неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события, например столкновение с родителями или любимым человеком, с какой-либо опасностью, несправедливостью.

Юнг полагал, что архетипические образы и идеи находят отражение в сновидениях, в виде символов используются в литературе, живописи, религии, причем символы, характерные для разных культур, нередко имеют большое сходство между собой. Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно.

Три архетипа, которым Юнг придавал большое значение — это «персона», «тень» и «самость».

Персона (маска) — наше общественное, публичное лицо, то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми, те роли, которые мы проигрываем в своей жизни, подчиняясь требованиям общества, чтобы ладить с другими людьми, иногда скрывая свою сущность, иногда демонстрируя какие-либо свои качества, способности, образы.

Тень представляет темную, дурную, животную сторону личности, подавленную вследствие своей общественной неприемлемости, но в то же время являющуюся, согласно Юнгу, источником жизненной силы и творческого начала в жизни человека.

Самость — объединяющий центр личности, вокруг которого группируются все ее элементы, сознательные и бессознательные. Развитие самости, или, что то же самое, достижение зрелого, гармоничного, единого «Я», — очень сложный процесс, длящийся примерно до среднего возраста и требующий больших усилий.

Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!