Основные понятия культурологии



Одна из главных целей культурологии - выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Адаптация– процесс физического, психофизио­логического и социального приспособления к среде.

Аккультурация – процесс, во время которого происходитчастичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры.

Артефакт – процесс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него состоянии и возникающий обычно в ходе его исследования.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно К. Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного, воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Ассимиляция – пол­ное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Верование – убежденность, эмоциональная привержен­ность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Герменевтикаодна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Глобализация – ускорение интеграции наций в миро­вую систему в связи с развитием современных транс­портных средств, СМИ, экономических связей.

Диверсификация культуры выражается в форме разветв­ления доминирующей культуры на множества субкультур.

Доминирующая культура– совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководству­ется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно ор­ганизовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением.

Знания – достоверные сведения о чем–либо, научные сведения. Знания являются результатом познания – специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.

Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й.Хейзинга, Д.Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.

Изобретение – новая комбинация известных культур­ных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления пещей, т. е. технологии. Изобрете­ния подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.

Инкультурация – продолжающийся всю жизнь человека процесс усвоения тра­диций, обычаев, ценностей и норм родной культуры.

Искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Искусство – один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

Контркультура – термин, которыйобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующи­ми ценностями.

Культура (I) – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные спо­собности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э. Тейлор)

Культура (II) – совокупность символов, верований, ценно­стей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря это­му, общества, нации и группы различаются именно сво­ей культурой. Культура народа – это его образ жизни.

Культурная аккумуляция представляет собой такой про­цесс, конечным завершением которого выступает обра­зование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчеза­ет больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культур­ная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Культурная диффузия – стихийное и не контро­лируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распростра­нение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расши­ряющееся культурное общение заставили ученых гово­рить о процессе глобализации современной культуры.

Культурная интеграция – такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благода­ря близости или сходству основных элементов культуры и различию второстепенных, неглавных элементов.

Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которо­му культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмис­сия делает возможным такое явление, как преемствен­ность культуры, ее непрерывность во времени.

Культурная экспансия (от лат. expansio– распростра­нение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первона­чальные пределы или государственные границы.

Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успева­ет приспособиться к опережающему развитию мате­риальной культуры, например, научно–технического прогресса.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.

Культурология – синтетическая область знаний, возник­шая на стыке философии культуры, культурной антро­пологии, социологии культуры, теологии культуры, эт­нологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из этого, культуроло­гию можно рассматривать как знание о прошлой и со­временной культуре, ее структуре и функциях, перспек­тивах развития.

Ментальность – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Ментальность является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

Мораль общества – предписания того, что та­кое правильное и неправильное поведение в соответст­вии с провозглашенными нормами.

Нация – территориальное, экономическое и лингвисти­ческое объединение людей, имеющее социальную струк­туру и политическую организацию, является этносоциальной общностью, рассматриваемой в исторической перспективе.

Национальная культура – культура, которая включает наряду с традицион­но-бытовой, профессиональной и обыденной также спе­циализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной куль­туры охватывает субкультуры всех больших групп. Эт­нические культуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профес­сиональных, – постепенно у каждой из них формиру­ется собственная культура, т. е. система ценностей и пра­вил поведения.

Неорганическая модернизацияявляет собой ответ на внеш­ний вызов со стороны более развитых стран. Она пред­ставляет собой способ «догоняющего» развития, пред­принимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зави­симости.

Нравы – особо оберегаемые, высоко почитаемые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают мораль­ные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

Нравственность – совокупность этических нор­м, духовных принципов, которые определяют важней­шие стороны жизни общества.

Обряд – совокупность действий, установленных обыча­ем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиоз­ные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относят­ся ко всем слоям населения.

Органическая модернизацияявляется моментом собст­венного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация на­чинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Полное знание о культуре возникает на пересечении ан­тропологического, гуманитарного и социологического знаний.

Ритуал – стилизованный и тщательно распла­нированный набор жестов и слов, исполняемых лица­ми, избранными и подготовленными для этого. Ри­туал наделен символическим значением. Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ри­туала.

Семиотика – наука о знаковых системах или семиозисе культуры (то есть процессах порождения знака) и знаковой – лингвистической и нелингвистической – коммуникации.

Символ – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы.

Синкретизм (греч. – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего- либо (напр., синкретизм первобытного искусства, характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре).

Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдель­ных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая куль­туру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и до­бавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Техника – (в узком смысле) инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые «объекты» (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности – инженерией. Либо под техникой (в широком смысле) понимается инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. При этом нередко «внетехнический», точнее «внетехнологический», смысл техники рассматривают как дополнение к инструментальности, как смысл, находящийся за пределами самой техники.

Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Универсалии культуры – исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т. п. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению.

Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения. Ценности определенной культуры задают образцы и стандарты поведения и оказывают влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценности бывают материальные и духовные, большие и малые и др. В том или ином сообществе складывается определенная система ценностей. Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечае­мых событий для общества или группы.

Этническая культура– совокупность черт культуры, ка­сающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верованиям виды народного искусства.

Этнокультурный стереотип - обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Этнокультурные стереотипы подразделяются на автостереотипы (отражают представления о свое народе) и гетеростереотипы (представления о другом народе).

Этнос – это соци­альная группа, членов которой объединяет этническое самосоз­нание – сознание своей генетической связи с другими предста­вителями этой группы. Этническое самосознание индивида стро­ится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что по­лагает себя потомком ряда предшествующих поколений пред­ков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколе­ние передается память о предках. В результате образуется ис­торическая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Язык культуры - те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!