РЦ при Патриархе Алексии I (1945-1970 гг.).



В послевоенные годы РПЦ приобрела высокий авторитет в православном мире во многом благодаря победе Советского Союза и укреплению международного влияния страны. Это обстоятельство было полезно для советской внешней политики и использовалось ею. В июле 1948 г. РЦ праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации поместных православных Церквей: Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской. С программой торжеств было соединено Совещание Глав и предстоятелей поместных православных Церквей по насущным вопросам современной церковной жизни. Это событие было уникальным и плодотворным. Совещание вынесло резолюции по вопросам о взаимоотношениях с Ватиканом, с экуменическим движением, об англиканской иерархии и церковном календаре. Особой заботой священноначалия в первые послевоенные годы было окончательное преодоление внутренних расколов. В 1945-1946 гг. последние обновленческие приходы перешли в ведение Патриархии. Под омофор Патриарха вернулись и те, кто отделился от Патриархии после издания «Декларации 1927 г.»

Насущной проблемой Патриарха и Синода оставалось замещение архиерейских кафедр. К 1949 г. епископат РЦ насчитывал уже 73 архиерея. На территории страны действовало более 14 000 храмов, а также две Духовные Академии и восемь Духовных Семинарий. 1948 г. принес с собой перемены к худшему в положении Церкви. В этом году прокатилась волна арестов священнослужителей. Начиная с 1949 г., число ежегодно закрываемых приходов вновь стало превосходить число открываемых, так что в 1953 г. Церковь насчитывала около 13 000 приходов, почти на тысячу меньше, чем в 1948 г. Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г. вызвала глубокие перемены в жизни Советской страны, которые внушали надежды на дальнейшую нормализацию отношений между Церковью и государством. И некоторые события оправдали эти надежды. Из лагерей были освобождены многие священнослужители, в 1956 г. Церкви были переданы мощи святого Никиты Новгородского, в 1957 г. возобновились богослужения в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Большим событием церковной жизни явилось издание Библии на русском языке. В 1958 г. над Церковью вновь стали сгущаться тучи. Новую кампанию по борьбе с религией возглавил Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев. Гонения происходили на фоне политической «оттепели». Неожиданным развенчанием «культа личности» Сталина Н.С. Хрущевым вызвала явное недовольство в партийно-номенклатурных кругах, поэтому ему важно было последовательным проведением антицерковной кампании убедить сталинистов в том, что он твердо стоит на партийных позициях. По его указаниям в печати усилились нападки на религию. Вновь, как и в предвоенные десятилетия, закрытие храмов приняло массовый характер. Число приходов сократилось до 7 000, опять стали разрушать храмы, из 67 монастырей осталось 21, из 8 семинарий—3. Восстановлен жесткий контроль над деятельностью священников. Увеличивается число осужденных за веру. Решительное отличие хрущевских гонений от тех, которые обрушились не Церковь в 20-е и 30-е годы, заключалось в том, что они прошли без кровопролития.

После отставки Н.С. Хрущева в 1964 г. во главе страны встал Л.И. Брежнев. Новое руководство в своей политике по отношению к Церкви было более умеренным, нежели прежнее. Массовое закрытие храмов было прекращено, хотя отдельные случаи имели место. Церкви, закрытые в годы хрущевских гонений, за 18 лет правления Л.И. Брежнева не были возвращены верующим. Тем не менее, архиереи получили более широкие возможности для объездов своих епархий, для контроля над пастырской деятельностью священников, однако не в тех пределах, которые им были доступны в послевоенные годы.

Святейший Патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 г.

РЦ при Патриархе Пимене (1971-1990 гг.).

В 1971 г. на Поместном соборе Патриархом Московским и всея Русибыл избран Пимен (Извеков, 1910-1990). В 70-х гг. церковная жизнь оставалась относительно стабильной и протекала без потрясений. Государственная политика по отношению к Церкви оставалась в основных чертах неизменной, какой она сложилась после отставки Н.С. Хрущева: жесткий, тотальный контроль за всеми проявлениями церковной жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для Церкви, но без массовых репрессий против духовенства или верующих мирян, без массового закрытия церквей и без шумных пропагандистских атеистических кампаний. Бесправное положение Церкви в 70-х гг. вызывало острую критическую реакцию со стороны общественности на Западе и в самой России. 80-е гг. в истории РПЦ прошли под знаком великого юбилея – 1000-летия Крещения Руси. В связи с предстоящим юбилеем Патриарх обратился к Л.И. Брежневу с просьбой о передаче Церкви одного из монастырей Москвы для устроения в нем духовно-административного центра РПЦ. Передача Церкви Свято-Данилова монастыря состоялась в 1983 г. 80-е гг. явились временем кризиса Советского государства и эпохой радикальных перемен в истории России. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, и уже в первый год его правления проявились реформистские тенденции. Новый политический курс, получивший название «перестройка», включал в себя среди прочего либерализацию политической системы, гласность в сферах массовой информации. В условиях начавшихся реформ пересмотр политики советского руководства по отношению к РПЦ стал неизбежным. В печати появились статьи, авторы которых в стремлении к духовному возрождению общества возлагали надежду на Православную Церковь. Благоприятные перемены в отношении политического руководства страны к Церкви были уже очевидны. Так, в 1987 г. возобновилась иноческой жизни во Введенской Оптиной пустыни, а в 1988 г. в Киево-Печерской лавре. В канун празднования 1000-летия Крещения Руси был проведен ряд международных конференций. Эти форумы показали огромный интерес отечественной и зарубежной научной общественности к предстоящему юбилею и к РЦ. Более того, конференции проложили путь к сотрудничеству церковной науки со светской. Юбилейный 1988-й вошел в историю как год радикального сдвига во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. В общественном сознании Церковь стала тем, чем она была в действительности со времен святого князя Владимира, - единственной духовной опорой государственного существования русского народа.

После празднования юбилея наметившиеся ранее перемены во взаимоотношениях Церкви и государства приобретают реальные черты: Церкви повсеместно возвращаются отнятые у нее и разоренные храмы. Конечно, не обходилось без препятствий, но теперь эти препятствия действительно исходили не от Кремля, а были следствием либо закоренелой ненависти к Церкви части местных коммунистов, либо чиновничьей лени и нежелания хлопотать об устроении выводимых из храмов складов, контор, лабораторий, фабрик, жилых квартир в другие, более приспособленные для этого помещения. За пять первых месяцев 1988 г. было открыто более 60 храмов, а в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили около 1 тыс. храмов; при этом большая их часть приходится на Украину, на территории РСФСР в 1988 г. было зарегистрировано только 176 новых приходов. Процесс восстановления приходов продолжался и в 1989 г., причем с ускорением, так что в РСФСР на 01.01.1990 г. действовало уже 3120 православных приходов, общее же число приходов РПЦ к этому времени превысило 11 тыс. В 1988-1989 гг. были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская; учреждена новая - Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. После празднования юбилея до конца 1989 г. возобновлено 29 монастырей в Московской, Рязанской, Курской, Кишиневской и Львовской епархиях.

03.05.1990 г. в Патриаршей резиденции в Москве почил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 6 мая совершено было погребение Первосвятителя в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника Патриарха Алексия I.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!