РЦ при Патриархе Тихоне (1917-1925 гг.).



На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи. В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви. Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал обращенное к православной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих. Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри. Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «РПЦ ... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены». Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем ... Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием». Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию РПЦ по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место. Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь. Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди». В 1981 г. Архиерейский Собор РПЦ Заграницей прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.

Обновленческий раскол в РПЦ.

В 20-е г. РПЦ страдала не только от государственного давления, но и от внутрицерковных нестроений, которые вылились в многочисленные расколы. Наиболее угрожающим, опасным для Церкви был раскол «слева», получивший название «обновленчества». У его истоков стояла модернистская группировка духовенства, которая впервые проявила себя еще в 1905 г. как «группа 32-х». В программу этого радикально-реформаторского движения в Церкви входили требования, которые шли вразрез с канонами. Например: перевод богослужения с древнеславянского на современный русский язык, введение принципа брачности епископата, неприятие идеи восстановления Патриаршества. Среди обновленцев было немало деятелей христианско-социалистического толка. В глазах обновленцев социализм сам по себе был высшей, самодовлеющей общественной целью и ценностью. По-видимому, эти соображения толкнули их на сотрудничество с властями. С другой стороны, советские власти, стремясь подорвать Церковь изнутри, всячески поддерживали обновленческий раскол. Одним из идейных вдохновителей и лидеров раскола, известным еще с дореволюционных времен радикалом от Церкви был епископ Антонин (Грановский), уже в 1907 г. заявивший в проповеди о том, что самодержавие есть исчадие сатаны. Чрезвычайно сложной фигурой был Александр Введенский — на первых порах духовный, а затем и официальный лидер «обновленчества»: человек идейно и морально неустойчивый, в политике — циник, он вместе с тем был блестящим оратором, в каком-то смысле даже борцом за веру и уж определенно человеком глубоко верующим. Обновленцы активизировали свои действия в 1922 г., когда власти поместили под домашний арест Патриарха Тихона, обвинив его в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В тот момент Церковь была фактически лишена высшего руководства. Воспользовавшись этим, группа обновленческого духовенства во главе с А. Введенским самовольно объявила о создании нового органа церковной власти - Высшего Церковного управления. Какое-то время дела обновленцев, что называется, шли в гору. В отношении общественного авторитета их "звездным часом", пожалуй, стало присоединение к ним митрополита Владимирского Сергия (Страгородского) и появление в печати 16 июня 1922 г. заявления трех иерархов («меморандум трех»). Маститые иерархи - митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), архиепископы Нижегородский Евдоким (Мещерский) и Костромской Серафим (Мещеряков) - признали обновленческое Высшее Церковное Управление "единственной канонической церковной властью". Примеру видных архиереев последовала примерно половина русского епископата. Одни, будучи в состоянии растерянности, другие - подогреваемые честолюбием, третьи - надеясь ввести обновленческое движение в русло церковной законности и возглавить Высшее Церковное Управление.

Если в Петрограде живоцерковники быстро одолели тихоновцев, то в глухих местах дело обстояло иначе. В сельских местностях духовенство не желало принимать женатое духовенство. В социальном плане батюшки выступали против соединения теории классовой борьбы с учением Христа. Кто такие обновленцы в социальном плане? Это христиане-социалисты, которых сейчас немало на Западе. Но с Поместным собором так скоро дело не получилось. 6 августа 1922г. открылся Всероссийский съезд белого духовенства «Живой церкви», который постановил созвать Поместный собор в первой половине 1923г., узаконить белый епископат, второбрачие. Последнее возмутило монаха Антонина Грановского. Он был изгнан со съезда за это. Так произошел раскол в расколе. 24 августа Антонин создал в Москве «Союз церковного возрождения». А вот фракции обновленческого движения: Союз церковного возрождения. Его программа. Союз выступал против тотального реформизма «Живой церкви», высказываясь за сохранение монашества и черного епископата. Этот союз ограничился реформой богослужения: открытый алтарь, отсутствие иконостаса, перенесение иконостаса на середину храма. Чтение тайных молитв вслух и общенародное пение, хор лишний, сокращение колокольного звона. Антонин был за свободу литургического творчества. Но против изменения совершительных обрядов таинств.

В журнале «Живая церковь» печатались постоянно статьи с нападками на монашество, для них монастыри- гнезда бездельников. Протоиерей Евгений Белков основал Союз религозно-трудовых коммун, по примеру древних христиан. С приходом к власти большевиков большинство монастырей было закрыто. Но монастыри некоторые перелицевались, подавали заявление, что монастырь больше не существует, мы теперь трудовая коммуна. Их стали регистрировать. Монахи трудились, молились. Белков создает союз таких коммун. Это было до 1930г. Власть все поняла и коммуны прикрыли. В обновленчестве начинаются склоки, прямо базарные разборки, кто более обновленец, кто более православный. Антонин сказал: «Обновленчество - асенезационная бочка РПЦ. Ко времени собора 1923г. не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который бы не пролез в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой. Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры, прямо из пьяных дьячков». Для захвата церковного управления на местах Высшее Церковное Управление направило по епархиям уполномоченных, вменив им в обязанность «изгнание монахов, то есть архиереев из архиерейских домов» и захват православных храмов. Обвиняя архиереев в контрреволюционности, уполномоченные домогались их высылки из епархий. Раскольники добились устранения видных иерархов и среди них митрополитов Новгородского Арсения (Стадницкого), Казанского Кирилла (Смирнова), Ярославского Агафангела. Половина епископов и клириков, большая часть мирян не дрогнули перед натиском церковных авантюристов. Благочестивый народ в массе своей не пошел за раскольниками. Храмы, захваченные ими, стояли пустыми, а в православных приходах, сохранивших верность Патриарху было тесно. Большинство верующих оттолкнуло «обновленчество», явное заигрывание его лидеров с безбожной властью, их озлобленное, ненавидящее отношение к Патриарху Тихону, которого они старались лишить сана и звания, а лжемитрополит Антонин домогался его смертной казни. В результате разрушительных действий раскольников церковное управление оказалось обезглавленным, архиереи изгнаны с кафедр, большинство храмов захвачено обновленцами, духовенство и церковный народ повержен в смятение.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!