Эмигрантский церковный раскол.



В 20-е годы взаимоотношения руководителей Церкви с советской властью были осложнены эмигрантским церковным расколом «справа». В ходе гражданской войны многие видные иерархи оказались на территориях захваченных белогвардейцами, и были вынуждены впоследствии эмигрировать из страны, опасаясь расправы красных. В 1921 г. в местечке Карловцы в Югославии собрался эмигрантский собор духовенства и мирян под председательством митрополита Антония (Храповицкого). Собор выражал безусловную лояльность и подчиненность Патриарху Тихону. Целью новообразованной эмигрантской Церкви было провозглашение восстановления Романовых как самодержавных русских царей. Конечно же, Патриарх не мог от лица официальной РПЦ поддерживать решения карловацкого синода, призывавшего к свержению установившегося в стране строя. Накануне своего ареста 5 мая Патриарх подписал указ о закрытии карловацкого синода. Однако этот указ исполнен не был, так как карловчане посчитали, что он был подписан под давлением советских властей. Так было положено начало еще одному расколу, который привел к созданию РПЦ за границей (РПЦЗ), который удалось преодолеть лишь в 2007 г.

Главной причиной внутрицерковных расколов 20-х гг. была излишняя политизированность населения и духовенства как части его, амбициозность, жажда власти отдельных его представителей.

РЦ при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре (1925-1936 гг.)

В день погребения патр. Тихона в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, на котором было вскрыто завещание Патриарха: наши Патриарший права и обязанности до законного выбора Патриарха, предоставляю временно митр. Казанск. Кириллу. В случае невозможности таковые переходят к митр. Ярославскому Агафангелу, а если и это неосуществимо, то к митр. Крутицкому Петру. Т.к. митр. Кирилл и Агафангел, находясь вне Москвы (по сути в ссылке), не могли возглавить церковное управление, сонм архиереев постановил - «митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания». Каноны не дозволяют епископам назначать себе преемников. Но ввиду исключительный условий, в которых жила РПЦ, когда созыв Поместного собора был невозможен, завещание было лучшим способом сохранить преемство ( это определил еще Собор 1917-18 г.). С кончиной патриарха Тихона обновленцы связывали надежду на крах Патриаршей Церкви. Часть обновленцев главный упор в борьбе с РПЦ сделала на так называемое «объединение с Тихоновской Церковью». 11 апр. обновленческий Синод, возглавляемый лжемитрополитом Вениамин (Муратовским) который - выступил с призывом к объединению. Некоторые из православных архиереев были готовы принять эту идею. Резкую отповедь лицемерным проискам обновленцев дал митр. Казанск. Кирилл. Митр. Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял, однако, твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоедини. к РПЦ отпавших, в случае их покаяния. С 1 окт. 1925 г. открылся так называемый III Поместный собор обновленцев. На лжесобор прибыл и представитель Константинопольского Патриархатата архим . Василий (Аимопуло). Внутри «Синода» - 35 человек, образован президиум в составе председателя лжемитр. Вениамина и 4-х членов (ключевой фигур стал А. Введенский с титулом «митропалита» и Николай Платонов, позже митр. Ленинградский). Гл. результатом лжесобора явилась провокация, целью которой  была грубая клевета на покойного патриарха и Патриаршего местоблюстителя, обвинение в связях с монархистами эмигрантами и в контрреволюционных настроениях, подхваченные советской печатью. Предвидя серьезные осложнения, митрополит Петр 5 и 6 дек. 1925 г. издал акты. В 1-м акте – «Завещании» – назначил преемников на случай своей кончины: митр. Кирилла, Агафангела, Арсения (Стадницкого) и Сергия (Страгородского). Во 2-м акте – «Распоряжении», говорилось: «По невозможности… отправлять мне обязанности Местоблюстителя, временно поручаю исполнение митр. Нижегородскому Сергию, а по его невозможности, вступить Экзарху Украины Михаилу (Ермакову), а по нём архиепископу Иосифу (Петровых), Ростовскому». 10 дек. митр. Петр - арестован. С точки зрения власти, его виной было сопротивление навязываемому РПЦ объединение с обновленцами. Его участь разделило еще несколько архиереев, проживавших в Москве. Как показали события ближайших месяцев, в ГПУ готовились «обновленцы нового призыва». Первый тур гонений, несмотря на то, что были расстреляны многие иерархи, а другие находились в тюрьмах, не достиг своей цели. Обновленчество же явно теряло авторитет среди народа.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!