Основные черты средневекового теологического мировоззрения



1. Монотеизм

2. Теоцентризм бытия и антропоцентризм мироздания

3. Духовная трактовка развития

Монотеизм. Бог рассматривается как бесконечный. С одной стороны, он противостоит всему миру, с другой стороны – может раскрыть себя познающему субъекту. Споры о том, познаваем Бог или нет. Бог личностен в христианстве, т. е. обладает всеми атрибутами личности, свобода, субъектность, субстанциональность, в отличие от богов античности.

Наряду с теоцентризмом бытия (все бытие обуславливается богом) утверждается и антропоцентризм мироздания. Отличия античного мировоззрения от науки средних веков. Каждая эпоха выбирает свою модель, которая объясняет неочевидные вещи. Антропоцентризм – в любом аспекте мироздания содержится человечность в символичной форме. Человек отвечает за состояние мира, на нем лежит нравственная ответственность. Человек создан как венец творения.

Сравнительно с античной традицией по-другому описывается путь совершенствования человека. Если для античного философа главным методом был интеллектуализм (культивировались познавательные способности, умение раскрыть первоосновы мира), то для средневекового христианства утверждается концепция волюнтаризма. Главное – воля человека, которую он должен привести в соответствие с божественной волей. Цель развития личности – привести свою волю в соответствие с божественной.

4. Отвержение фатализма и утверждение свободы воли. Нецелесообразность бытия. Человек рождается для того, чтобы умереть – в античности. Христианство – цель земного существования – это подготовка к существованию небесному. Утверждается свобода воли человека. В античности любой поступок могли объяснить волей богов, судьбой, роком. В христианстве – человек вправе распоряжаться собой, как он считает нужным. При этом цели развития не меняются. Пути достижения этих целей у каждого человека индивидуальны. Цель – райское состояние.

5. Вера как основа для познания. В античной философии идеалом греческой философии была наука, то для средневековой науки основанием для рассуждений, опыта является вера, в том числе как познавательная функция.

6. Предмет познания – Бог. В античности – природа, в средневековой мысли – Бог, а через него человек. Все остальное – косвенные результаты.

7. Метод познания – толкование Священных текстов. Для античной – эмпирический опыт. Античное познание стремится раскрыть природные закономерности, христиане изучают священное писание. Это главный метод познания.

8. Трисоставность антропологической структуры: дух, душа, тело. Представления об антропологической структуре. Для античности человек состоит из души (в ней находятся способности) и тела (некая форма существования души). Для средневековья – трисоставность – дух, душа и тело. Дух – главный в этой иерархии. Тело – низшая, подчиненная ступень. Но философы средневековья утверждают, что возможны различные варианты соотношения этих трех частей. Если доминирует телесное – в человеке будет греховность.

9. Душа – субстанциональна, бессмертна. Трактовка души как таковой. В античности душа – это некая способность. В средневековье – душа субстанциональна, бессмертна. Благодаря субстанциональности она бессмертна. Субстанция не исчезает. Субстанция – в отличие от функции – это то, что есть, действующее самостоятельно, существующая независимо (функция – отражение изменения, нечто временное).

10. Подчеркивается ошибочность чувств в процессе познания. Утверждение пагубного влияния чувств на познание, духовное развитие человека. В целом античное мировоззрение утверждало роль чувств в познании, оно происходит путем внешнего контакта с предметом. Христианство – Бог невещественен, подчеркивается ошибочность чувств в познании.

8. Предмет исследования и этапы развития физики

Всю историю физики можно условно разделить на три основных этапа:

· древний и средневековый,

· классической физики,

· современной физики.

Первый этап развития физики иногда называют донаучным. Однако такое название нельзя считать полностью оправданным: фундаментальные зерна физики и естествознания в целом были посеяны еще в глубокой древности. Это самый длительный этап. Он охватывает период от времен Аристотеля до начала XVII в., поэтому и называется древним и средневековым этапом.

Начало второго этапа – этапа классической физики – связывают с одним из основателей точного естествознания – итальянским ученым Галилео Галилеем и основоположником классической физики, английским математиком, механиком, астрономом и физиком Исааком Ньютоном. Второй этап продолжался до конца XIX в.

К началу XX столетия появились экспериментальные результаты, которые трудно было объяснить в рамках классических представлений. В этой связи был предложен совершенно новый подход – квантовый, основанный на дискретной концепции. Квантовый подход впервые ввел в 1900 г. немецкий физик Макс Планк (1858–1947), вошедший в историю развития физики как один из основоположников квантовой теории. Его трудами открывается третий этап развития физики – этап современной физики, включающий не только квантовые, но и классические представления.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!