Типовая структура урока театральных дисциплин



     В своих трудах по «Системе» К.С. Станиславский писал: «На нашем актёрском языке «понять» - означает: «почувствовать». Это говорит о том, что знание теоретических положений системы К.С. Станиславского приобретают какое-либо значение для актёра только тогда, когда он умеет применить его на практике. А для этого актёру необходим регулярный психофизический тренинг, вырабатывающий необходимые профессиональные навыки и умения. Поэтому практические занятия для воспитания актёра занимают главное место. И это одинаково справедливо для любой из театральных дисциплин:
- и для актёрского мастерства,
- и для сценической речи,
- и для сценического движения.
Каждая из этих дисциплин призвана формировать психофизический аппарат актёра своими специфическими средствами:
- сценическая речь – через его вербальное поведение,
- сценическое движение – через его невербальное поведение,
- актёрское мастерство – через его психические реакции (оценки действенных фактов и выработку стратегии поведения).
Таким образом, все театральные дисциплины имеют:
- общий объект воздействия (психофизический аппарат ученика);
- общую генеральную форму обучения (практические занятия);
- общую главную цель (умение действовать в образе).
А это значит, что в театральной педагогике вполне правомерны и возможны:
- комплексные тренинговые уроки (совмещающие упражнения по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению);
- универсальные упражнения (в частности – актёрские этюды), применяемые в каждой из дисциплин со своими специфическими акцентами);
- общая типовая структура урока.
Согласно общей типовой структуре урок по театральным дисциплинам делится на три неравные по продолжительности части:
1) Настройка психофизического аппарата ученика на творческое самочувствие (концентрация внимания, пробуждение ассоциативного мышления, провокация на фантазирование, разминка речевого и опорно-двигательного аппаратов ученика).
2) Содержательная часть урока (упражнения – тесты, проверяющие степень освоенности приобретённых ранее навыков; и упражнения, воспитывающие навыки, являющиеся темой данного урока).
3) Закрепление вновь в творческом акте (в упражнении – импровизации, в подготовленном этюде, в этюде – импровизации).
В зависимости от конкретного назначения урока продолжительность его, а так же временные пропорции его частей могут варьироваться.
  Так, например, если это урок по освоению нового материала, то оптимальная продолжительность его составляет 1,5 – 2 астрономических часа (при этом, как правило, часть I урока занимает около 15 – 30 минут; часть III – 15 – 20 минут, а остальное время отводится части II).
Если же это – зачётный урок по конкретной теме, тогда часть I займёт 10 – 15 минут, часть II – от 60 минут до 90 минут, а часть III отсутствует.
Если это разминочный тренинг перед репетицией спектакля, то он будет состоять из части I и части III в пропорции 10 минут к 20 минутам (и в этом случае тренинг будет комплексным – сразу по трём дисциплинам; актёрское мастерство, сценическое движение и сценическая речь).
Если это разогревающий тренинг перед спектаклем – он будет состоять только из части I и длиться 10 – 15 минут.

Порядок ведения учебной документации в детских школах искусств по видам искусств, общеобразовательных школах.

Рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств по видам искусств (Министерство культуры РФ)

В соответствии с Федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» в детских школах искусств (далее по тексту – ДШИ) реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональные программы и общеразвивающие программы).

2. Предпрофессиональные программы разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).

3. Предпрофессиональные программы должны определять организацию и основное содержание образовательного процесса в ДШИ с учетом:

- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

4. Предпрофессиональные программы должны быть ориентированы на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;

- выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку наиболее одаренных из них к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.

5. Общеразвивающие программы реализуются в ДШИ с целью привлечения к различным видам искусств наибольшего количества детей, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.

Содержание общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разрабатываемой ДШИ самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации.

6. Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности должны обеспечиваться созданием в ДШИ комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:

- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);

- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными организациями, в том числе профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, реализующими образовательные программы в области соответствующего вида искусства;

- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;

- эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально-культурных особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективное управление ДШИ.

7. В уставе ДШИ указываются виды деятельности ДШИ, в том числе непосредственно связанные с реализацией образовательных программ в области искусств (образовательная, творческая, культурно-просветительская), структура управления ДШИ, особенности организации образовательного процесса по предпрофессиональным и общеразвивающим программам (правила приема в ДШИ, особенности осуществления оценки качества успеваемости обучающихся, в том числе формы и порядок проведения текущего контроля знаний обучающихся, промежуточной аттестации, порядок и условия перевода обучающихся с одной образовательной программы в области искусств на другую, порядок и условия отчисления обучающихся и др.), язык, на котором осуществляется реализация образовательного процесса, права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, режим работы ДШИ, порядок формирования и компетенция органов самоуправления ДШИ (совета образовательной организации, методического, педагогического, художественного, попечительского советов и др.), численный состав учебных групп, продолжительность занятий.

В уставе перечисляются локальные нормативные акты, принимаемые ДШИ по вопросам, связанным с организацией учебного процесса и реализацией образовательных программ в области искусств (например, положения о структурных подразделениях, положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся, положение об установлении критериев оценок при итоговой аттестации обучающихся и др.).

Устав ДШИ и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием работников ДШИ и утверждаются учредителем ДШИ в установленном порядке.

8. В ДШИ создаются органы самоуправления – педагогический и методические советы; могут быть созданы совет ДШИ, художественный, попечительский советы и др.

Совет ДШИ может создаваться с целью принятия оперативных решений в сфере деятельности ДШИ, рассмотрения и принятия локальных нормативных актов, принятия решений по организационной структуре ДШИ и др.

Условия формирования органов самоуправления ДШИ, численный состав, полномочия, срок полномочий должны быть отражены в уставе или локальных нормативных актах ДШИ.

9. Творческая и культурно-просветительская деятельность ДШИ должны быть направлены на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям.

10. С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в ДШИ создаются учебные творческие коллективы (учебные оркестры и ансамбли, учебные хоровые и вокальные коллективы, учебные хореографические и/или танцевальные коллективы и др.).

Деятельность учебных творческих коллективов может регулироваться локальными нормативными актами ДШИ и осуществляться как в рамках учебного времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).

11. ДШИ обладает правом использования творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения образовательных программ в области искусств, в методической деятельности, если иные условия не оговорены договором между ДШИ и родителями (законными представителями) обучающихся. Право использования ДШИ творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения образовательных программ в области искусств, должно быть отражено в уставе ДШИ. Данное использование допускается только в научных, методических, учебных или культурных целях, не связанных с извлечением прибыли (если иное не предусмотрено договором), при обязательном указании имени автора (авторов).

12. При реализации образовательных программ в области искусств ДШИ может иметь в своей структуре учебные отделения, учебные кабинеты, учебные концертные, выставочные, танцевальные залы, учебные театры, учебные манежи, музеи, библиотеки, фоно- и видеотеки, подготовительные структурные подразделения (отделения, классы) и иные структурные подразделения, а также объекты социальной инфраструктуры. ДШИ самостоятельна в формировании своей структуры. Порядок создания и деятельность структурных подразделений регулируются уставом и (или) локальными нормативными актами ДШИ.

13. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в ДШИ, могут определяться как учредителем ДШИ, так и непосредственно уставом ДШИ.

С целью обеспечения преемственности в реализации предпрофессиональных программ с программами среднего профессионального и высшего образования соответствующих видов искусств обучение в ДШИ по учебным предметам обязательной части предпрофессиональных программ должно осуществляться на русском языке, в вариативной части предпрофессиональной программы допускается реализация учебных предметов на языках народов Российской Федерации, если это предусмотрено уставом ДШИ.

14. Правила приема на обучение по образовательным программам в области искусств в части, не предусмотренной законодательством и нормативными актами, определяются учредителем ДШИ и закрепляются в уставе.

При приеме детей в ДШИ проводится индивидуальный отбор детей в форме творческих заданий с целью выявления их творческих способностей, а также, в зависимости от вида искусств, и физических данных, позволяющих осваивать предпрофессиональные программы. Зачисление детей на обучение по предпрофессиональным программам в ДШИ осуществляется по результатам их отбора. Порядок проведения индивидуального отбора детей устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.

Прием детей на общеразвивающие программы не требует их индивидуального отбора и осуществляется ДШИ самостоятельно с учетом имеющихся в ДШИ кадровых и материальных ресурсов.

Обучающимся ДШИ является лицо, зачисленное приказом руководителя в образовательную организацию.

15. Реализация предпрофессиональных и общеразвивающих программ возможна только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим программам.

16. Предпрофессиональная программа должна содержать следующие разделы:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися предпрофессиональной программы;

- учебный план;

- график образовательного процесса;

- программы учебных предметов;

- систему и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися предпрофессиональной программы;

- программу творческой, методической и культурно-просветительной деятельности ДШИ.

Разработанная ДШИ предпрофессиональная программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения данной программы, предусмотренных ФГТ.

Реализация предпрофессиональных программ должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).

17. Предпрофессиональная программа может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от сроков обучения детей, установленных ФГТ.

18. Структура общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, результаты освоения этих программ устанавливаются ДШИ самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации.

19. Организация учебного процесса в ДШИ осуществляется в соответствии с расписанием занятий по каждой из реализуемых образовательных программ, которое составляется и утверждается ДШИ самостоятельно на основании учебных планов.

20. ДШИ имеет право реализовывать предпрофессиональную программу в сокращенные сроки при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ.

Сокращенными называются такие предпрофессиональные программы, которые могут быть освоены ребенком за меньший период времени, по сравнению с нормативными, на основе имеющихся у него знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данной ДШИ или за ее пределами, в том числе в форме самообучения).

Сокращение срока освоения предпрофессиональных программ допускается при условии разработки ДШИ сокращенной предпрофессиональной программы и готовности обучающегося к ее освоению. Решение об освоении обучающимся сокращенной предпрофессиональной программы должно приниматься коллегиальным органом ДШИ (советом ДШИ или педагогическим советом) при наличии соответствующего заявления от родителей (законных представителей) обучающегося.

Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им за пределами ДШИ, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:

- приступить к освоению предпрофессиональной программы не с первого года ее реализации (поступления в ДШИ не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);

- перейти на сокращенную предпрофессиональную программу в результате достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала при обучении либо по предпрофессиональной, либо по общеразвивающей программе.

21. ДШИ имеет право реализовывать предпрофессиональную программу по индивидуальным учебным планам при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ. Реализация учебного процесса по индивидуальному учебному плану может осуществляться в следующих случаях:

- наличие у обучающегося творческой и интеллектуальной одаренности, проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях (конкурсах, концертах, олимпиадах и др.), что подтверждает возможность освоения учебных предметов в индивидуальном режиме;

- наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием.

22. В ДШИ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.

23. При реализации предпрофессиональных программ продолжительность учебного года с первого класса по класс, предшествующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускном классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели (за исключением предпрофессиональной программы со сроком обучения 5 лет), со второго класса (при сроке обучения 5 лет – с первого класса) по выпускной класс – 33 недели.

24. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32–33 недели – проведение аудиторных занятий, 2–3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительную работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

25. В ДШИ с первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 12–13 недель (в соответствии с ФГТ к той или иной предпрофессиональной программе), за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных организаций при реализации ими основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

26. При реализации предпрофессиональных программ в ДШИ изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

27. При реализации предпрофессиональных программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом ДШИ и может составлять от 40 до 45 минут, в первом-втором классах – от 30 минут. Продолжительность учебных занятий по одному учебному предмету в день не должна превышать 1,5 академического часа.

28. В ДШИ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, зачет (технический зачет), спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие.

29. При реализации предпрофессиональных программ предусматривается внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся, которая сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение, по каждому учебному предмету. Данное обоснование указывается в программах учебных предметов, реализуемых в ДШИ.

Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

30. ДШИ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом ДШИ, который принимается органом самоуправления ДШИ (советом ДШИ, методическим советом и др.) и утверждается руководителем ДШИ.

При реализации предпрофессиональных программ в процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.

31. Особенности творческого развития обучающегося в ДШИ не исключают возможности перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую. Порядок перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую определяется уставом ДШИ или локальным нормативным актом, принимаемым коллегиальным органом ДШИ и утверждаемым руководителем ДШИ.

32. При реализации предпрофессиональных программ перевод обучающегося из класса в класс по итогам весенне-летней промежуточной аттестации осуществляется на основании решения коллегиального органа (совета ДШИ, педагогического совета) ДШИ о возможности дальнейшего освоения обучающимся предпрофессиональной программы с учетом его творческого развития и, в случае необходимости, физических данных. Принятое решение оформляется соответствующим приказом руководителя ДШИ.

33. В случае принятия решения о невозможности продолжения обучения по предпрофессиональной программе по причине недостаточности творческих способностей и (или) физического развития обучающегося, ДШИ обязана проинформировать о данном решении родителей (законных представителей) обучающегося и обеспечить его перевод на другую реализующуюся в ДШИ образовательную программу (предпрофессиональную или общеразвивающую), либо предоставить возможность повторного обучения в соответствующем классе.

34. По решению коллегиального органа ДШИ (совета ДШИ, педагогического совета) за неоднократно совершенные нарушения устава допускается отчисление обучающегося из ДШИ. Отчисление обучающегося из ДШИ осуществляется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в ДШИ оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников ДШИ. ДШИ обязана в течение двух недель проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося об отчислении обучающегося из ДШИ. Отчисление обучающихся по инициативе ДШИ во время их болезни или каникул не допускается.

Порядок и условия отчисления обучающегося должны определяться уставом ДШИ.

35. Обучающиеся имеют право на восстановление в ДШИ при наличии вакантных мест. Порядок и условия восстановления в ДШИ лица, отчисленного ранее, определяются уставом ДШИ.

36. При реализации образовательных программ в области искусств в ДШИ осуществляется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося. С этой целью в ДШИ создается методический совет. Требования к методической работе, порядок оценки ее результатов определяются уставом или локальным нормативным актом ДШИ.

37. Реализация образовательных программ в области искусств обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых должен содержаться в программах учебных предметов.

В случае отсутствия государственной поддержки со стороны органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации на данные цели финансирование расходов на приобретение таких учебников, учебно-методических пособий, хрестоматий, нотных изданий, аудио-, видеоматериалов и других учебно-методических материалов должно осуществляться учредителем ДШИ.

38. Права и обязанности обучающихся ДШИ определяются законодательством Российской Федерации и уставом ДШИ. Обучающимся выдаются ученические билеты по форме, устанавливаемой ДШИ.

Обучающиеся имеют право бесплатно пользоваться библиотекой, фонотекой, аудио- и видеоматериалами ДШИ, информационными ресурсами, услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений ДШИ в порядке, установленном уставом и локальными нормативными актами ДШИ.

39. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся определяются уставом ДШИ. В частности, могут быть предусмотрены следующие обязанности:

- выполнять устав ДШИ и принятые на его основе локальные нормативные акты ДШИ;

- воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, творческом, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- создавать условия, необходимые для получения ими образования в ДШИ.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные уставом ДШИ, могут закрепляться в заключенном между ними и ДШИ договоре.

40. Реализация образовательных программ в области искусств обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета.

При реализации предпрофессиональных программ доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, устанавливается ФГТ. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 непосредственно предшествующих лет.

41. Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации. Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу.

42. ДШИ должна создавать условия для взаимодействия с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области соответствующего вида искусств, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций, использования передовых педагогических технологий.

43. ДШИ имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, творческой, методической и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Международное сотрудничество также может осуществляться на основе договоров, заключенных ДШИ с иностранными физическими и (или) юридическими лицами.

 

Психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возрастов;

           Изучая креативность как общую универсальную способность к творчеству, следует иметь в виду специфику ее проявления на различных возрастных этапах и динамику ее возрастного развития у личности, т.е. необходимо обратить внимание на онтогенетический аспект этой проблемы. Онтогенез изучает развитие психики индивида на протяжении жизни личности. В сферу онтогенеза креативности входит исследование возрастных особенностей развития творческой индивидуальности и раскрытие закономерностей отдельного индивида в процессе творческой деятельности.

Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Л. С. Выготский подчеркивает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей.

Итак, младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому важное значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно.

По мнению Л. И. Божович, смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человеческий опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те материальные и духовные ценности, которые кристаллизируют в себе новые богатства человеческой души.

Становление личности следует рассматривать как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности.

Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста подробнее.

Младший школьный возраст включает детей I-IV классов от 6 до 10 лет. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе общественных отношений. В связи с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью – игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

У младших школьников появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих деятельность. Это реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.

Постоянное соприкосновение детей этого возраста со всевозможными понятиями мира взрослых и психологический настрой усваивать, изучать приводят к очень характерному наивному и игровому отношению к некоторым знаниям. Им вообще не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они легко и беззаботно относятся ко всему, что не связано с их непосредственными делами. Приобщаясь к сфере познания, они продолжают играть, а усвоение многих понятий в значительной степени внешнее, формальное.

Наивно-игровой характер познания, органически свойственный детям этого возраста, обнаруживает вместе с тем огромные формальные возможности детского интеллекта. При недостаточности жизненного опыта и лишь зачаточности теоретико-познавательных процессов особенно очевидно выступает умственная сила детей, их особая расположенность к усвоению.

В младшем школьном возрасте дети удивительно легко осваивают очень сложные умственные навыки и формы поведения (чтение, счет в уме), что свидетельствует об огромных резервах детской восприимчивости и больших возможностях именно формального, игрового подхода к окружающему.

Некоторые исследователи отмечают наличие противоречия в умственном развитии младших школьников: несоответствие между тем, чему учат детей, и степенью их умственной и нравственной зрелости. Это проявляется в том, что дети приходят в школу с определенным жизненным опытом, но начинают с азов приобщаться к человеческой культуре. Они осваивают письменную речь, в то время как совершенно свободно владеют разговорной речью.

Такое несоответствие между проявлениями интеллекта детей в разговорах и играх, с одной стороны, и в занятиях по письму и счету, где они лишь начинают овладевать орудиями умственной деятельности, - с другой, указывает на отсутствие достаточной связи между содержанием учебных занятий и реальными возможностями детей.

Младшим школьникам свойственна рассудительность, способность к умозаключениям, но им, как правило, чужда эта рефлексия. Совмещение в умственных особенностях младших школьников правильности, формальной отчетливости суждений и одновременно крайней односторонности, а зачастую нереальность суждений, т.е. наличие наивно-игрового отношения к окружающему – необходимый этап возрастного развития, который позволяет безболезненно и весело приобщаться к жизни взрослых, не боясь и не замечая трудностей.

Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя и родителей. Она конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности, а также узколичные мотивы – благополучия, престижа. Среди этих мотивов доминирует мотив «хочу получать хорошие отметки». В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам учебной работы. Отрицательная мотивация «избегания неприятностей» не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.

Умственное развитие в этом период проходит через три стадии: первая – усвоение действий с эталонами по выделению исковых свойств вещей и построение их моделей; вторая – устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях; третья – устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Меняется и сам характер мышления ребенка. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, т.к. долгое время считалось, что мышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

По мнению Е. Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении.

К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности.

Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

Как показывают исследования К. М. Гуревич, В. И. Селиванова, ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

Одна из важнейших педагогических задач данного периода состоит в том, чтобы научить младших школьников учиться легко и успешно. Главная ценность обучения состоит не в накоплении объема знаний, а в усвоении этих знаний и в совершенствовании навыков работы. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способов его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается.

С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать ребенку ощутить ситуацию успеха.

Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Важными условиями умственного развития в эти годы являются:

• подражательность многим действиям и высказываниям;

• повышенная впечатлительность, внушаемость;

• направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять.

Каждое из этих свойств выступает, главным образом, своей положительной стороной, что благоприятно для обогащения и развития психики.

Учебные занятия служат новым источником роста познавательных сил младших школьников. Большое значение имеет выполнение действий «про себя», во внутреннем плане. Кроме того, развиваются волевые качества, проявляются особенности не только активности, но и формирующейся саморегуляции.

Для учеников начальных классов первостепенное значение имеют наряду с началом теоретической подготовки конкретность, образность познания. Важно использовать для обогащения психики присущие детям этого возраста яркое воображение и эмоциональность.

Рассмотренные особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

 

Методика проведения уроков
актёрского мастерства
Результатом творческой работы актёра является сценический образ, в котором актёр живёт на сцене подлинными сценическими переживаниями (эмоциями). Но создать сценический образ можно только погрузившись в состояние творческого вдохновения, т.е. подсознательного процесса, неподвластного воле человека. Равно как и подлинную эмоцию человек не может вызвать по собственной воле, потому, что и эмоция приходит к человеку невольно, как результат подсознательных процессов. (Сознательно человек может только изобразить эту эмоцию).
Итак, вмешиваться в работу своего подсознания человек не может. Но научиться увлекать своё подсознание творческой работой в нужное для себя время человек, как это выяснилось, способен. И главной целью системы К.С. Станиславского явилось – выработать систему сознательных приёмов, способную включать в работу творческую природу человека (Станиславский сформулировал девиз: «От сознательных приёмов - к подсознательному творчеству!»).
При этом главным возбудителем подлинного сценического переживания К.С. Станиславский назвал действие (которое является так же и главным материалом актёрского искусства). Вот почему главнойпедагогической задачей уроков актёрского мастерства является воспитание в ученике умения действовать в образе. Но эту задачу можно решить только посредством последовательного развития в ученике таких профессиональных навыков, как:
- чувственное восприятие и память чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, мышечных ощущений);
- воображение и фантазия;
- актёрская наивность (вера в художественный вымысел);
- сценическое общение и взаимодействие с партнёрами;
- нацеливание всего творческого процесса на выполнение сверхзадачи своего образа;
- подчинение своего сценического поведения сквозному действию роли, ведущему к её сверхзадаче.
Ну а для развития в ученике всех вышеуказанных навыков Константин Сергеевич (а позднее – его последователи) придумал целый ряд психофизических упражнений и этюдов.
Итак, методика проведения уроков актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского заключается в том, чтобы:
1) обрести рабочее самочувствие (концентрация внимания, снятие мышечных «зажимов», приведение психофизического аппарата в рабочее состояние);
2) настроиться на подлинное (органичное, целенаправленное, целесообразное и продуктивное) действие в предлагаемых обстоятельствах роли (при помощи включения всех актёрских навыков: подлинных чувственных восприятий, воображения и фантазии, наивной веры в художественный вымысел, сценического общения и т.д.);
3) поддерживать это подлинное действие (при помощи внимания, логики и последовательности простых действий, актёрской наивности и т.д.) до момента достижения сверхзадачи роли.
А программа обучения должна быть составлена так, чтобы от урока к уроку ученик осваивал по одному – двум навыкам:
- сначала научиться обретать рабочее самочувствие,
- потом осваивать навыки к воспроизведению памяти чувств, фантазии, актёрской наивности, сценического общения, нацеленности на сверхзадачу и сквозное действие и т.д.,
- характерность роли (внешняя и внутренняя).
При составлении программы отдельных уроков полезно исходить из принципов:
а) выполнение упражнения учениками по словесному заданию педагога (для развития «экрана внутренних видений ученика);
б) комплексность педагогических задач в каждом упражнении и уроке (что позволяет развивать одновременно несколько актёрских навыков);
в) контрастность упражнений (по принципу: одиночное - групповое, физическое – интеллектуальное, быстрое – медленное и т.д.) для поддержания работоспособности ребят и развития реактивности их актёрской природы.
г) последовательность и плавность перехода от лёгких упражнений к трудным (что уменьшает риск возникновения «актёрских вывихов»).

 

Методика проведения уроков сценической речи
             Три главные театральные дисциплины (актёрское мастерство, сценическая речь и сценическое движение) имеют одну общую цель: научить будущего актёра действовать в образе на сцене. Но у каждой из этих дисциплин есть своё особой назначение, свой подход к решению этой задачи. Актёрское мастерство воспитывает в первую очередь внутреннюю (психическую) технику ученика. Сценическая речь и сценическое движение воспитывают в ученике, прежде всего внешнюю технику, позволяющую ему сделать видимым и слышимыми внутренние душевные движения сценического образа.
Таким образом, дисциплина «Сценическая речь» предназначена для воспитания у ученика навыков словесного действия. Но овладеть словесным действием актёр способен только тогда, когда сумеет овладеть своим речевым аппаратом, т.е. когда речь его:
- слышна и благозвучна,
- внятна,
- понятна по мысли каждому из зрителей, сидящих в зале.
Поэтому сценическая речь, прежде всего, учит правильному звучанию (фонационный тренинг), грамотному и внятному произношению (дикционный тренинг), грамотному построению фразы, умению не терять речевых характеристик (громкости звучания и разборчивости речи) во время различных физических действий (рече-двигательная координация).
И только тогда, когда ученик освоил в достаточной степени эту, техническую, сторону владения речью, можно приступать к освоению элементов словесного действия:
- передаче при помощи речи внутренних видений (хорошим учебным материалом для этой цели может служить описательная проза);
- передаче мысли (на материале публицистической прозы);
- овладению подтекстом (на материале авторской сказки);
- овладению образностью слова (на материале тех же сказок, а так же стихов).
   И тогда, когда ученик в должной степени овладел всеми элементами словесного действия по отдельности, необходима работа, в которой должны быть использованы все элементы словесного действия одновременно. Как правило, учебным материалом для этого можно использовать событийный отрывок из прозаического произведения, или небольшой по объёму рассказ, или достаточно крупный монолог из драматургического произведения.
При этом, в отличие от уроков актёрского мастерства, преимущественно проходящих в форме групповых и малогрупповых занятий, преимущественной формой уроков сценической речи являются индивидуальные занятия. А самостоятельную работу по сценической речи гораздо эффективнее проводить не поодиночке, а в паре с кем-нибудь из соучеников.
      Работа над голосом и дикцией, с которой начинается курс сценической речи, не прекращается в течение всего периода обучения, и проводится в форме тренинговых упражнений как на групповых занятиях, так и индивидуально. Полезно каждое занятие предварять коротким тренингом, совершенствующим голосовое звучание и дикцию учеников. Подбор упражнений для тренинга должен исходить из принципов:
а) комплексности педагогических задач в каждом упражнении,
б) контрастности упражнений,
в) последовательности и постепенности в переходе от наиболее лёгких к более трудным упражнениям.

 

Методика проведения уроков сценического движения

Три главные театральные дисциплины (актёрское мастерство, сценическая речь и сценическое движение) имеют одну общую цель: научить будущего актёра действовать в образе на сцене. Но у каждой из этих дисциплин есть своё особой назначение, свой подход к решению этой, общей для них, задачи. Актёрское мастерство воспитывает в первую очередь внутреннюю(психическую) технику ученика. Сценическая речь и сценическое движение воспитывает в ученике, прежде всего, внешнюю технику, позволяющую ему сделать видимыми и слышимыми внутренние душевные движения сценического образа.

Таким образом, дисциплина «Сценическое движение» предназначена для воспитания у ученика тела, способного пластически воспроизводить все тончайшие душевные процессы, переживаемые сценическим образом.
Но для того, чтобы решать такую сложную творческую задачу, как выразительное пластическое отражение мыслей и чувств сценического образа, тело актёра должно быть подготовлено технически; т.е. телу ученика необходимо предварительно привить необходимые технические навыки, среди которых самыми главными являются:

а) непроизвольное кинестетическое внимание (т.е. постоянный автоматический контроль состояния мышц);

б) ловкость (или, что-то же самое, мышечная свобода в выполнении актёром любого физического действия на сцене);

в) ритмичность, как писал К.С. Станиславский: «У каждой человеческой страсти, состояния, переживания есть свой темпо-ритм. Каждый характерный внутренний или внешний образ имеет свой темпо-ритм. Словом, каждую минуту существования внутри и вне нас живёт тот или иной темпо-ритм… Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, создающими настроение в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе».
Только тогда, когда вышеуказанные три навыка более или менее освоены учеником, можно приступать к воспитанию пластичности ученика (т.е. к умению выразительно действовать на сцене). Главными составляющими этого умения являются:

а) целенаправленность (каждое физическое действие на сцене должно решать в данный момент только одну задачу);

б) экономичность (на каждое физическое действие должно быть затрачено ровно столько усилий, сколько оно требует – ни больше, ни меньше);

в) точность выполнения действия (точное соответствие физического действие между его логикой, темпо-ритмом и мышечным напряжением).
Наиболее эффективной формой проведения занятий по сценическому движению является групповое занятие, но обязательно подкреплять групповую форму обучения индивидуальными (либо малогрупповыми) занятиями для устранения индивидуальных ошибок.
Вышеизложенные методические требования к дисциплине «Сценическое движение» легли в основу многочисленных методик обучения, главными из которых являются:

а) школа И.Э. Коха (петербургская школа),

б) школа А.Б. Немеровского (московская школа),

в) школа на основе «Биомеханики», разработанной Вс.Э. Мейерхольдом.
Подбор упражнений для уроков сценического движения осуществляется по 4-м главным принципам:

1. выполнение упражнения по словесному заданию педагога;

2. комплексность педагогических задач в каждом упражнении;

3. контрастность упражнений;

4. последовательность и плавность перехода от лёгких упражнений к более трудным.

             

 Методика проведения уроков по гриму
Сценическую технику актёра условно можно подразделить на две категории:
1. Внутренняя техника (управляющая внутренними, психическими процессами человека);
2. Внешняя техника (управляющая телом и речью актёра, позволяющая максимально ясно и ярко выразить волевые посылы, мысли и эмоции сценического образа в окраске той индивидуальной характерности, которая присуща этому образу).
Техника гримирования относится к внешней актёрской технике, позволяющей максимально ярко выразить индивидуальные особенности сценического образа.
Однако с самых первых уроков по технике гримирования очень важно донести до студентов, что сам по себе грим, нанесённый на лицо актёра – всего лишь мёртвая маска, сама по себе не способная заменить живое лицо сценического образа. Грим способен лишь подчеркнуть те или иные (возрастные, национальные, индивидуальные) черты сценического образа и не должен скрывать живую выразительность лица актёра.
Помня о том, что нанесённый на лицо грим вредно влиять на кожу, начинать занятия по гриму необходимо с изучения правил гигиены в гриме и нанесения грима на лицо. Продолжать уроки по гриму можно только после того, когда правила гигиены полностью освоены всеми студентами.
Следующим этапом освоения техники грима должно быть изучение анатомических основ грима (изучить анатомическое строение лица, разбираться, где и какие могут быть на лице человека впадины, выпуклости, морщины); освоение схемы грима полного лица, схемы грима старческого лица и грим человека среднего возраста.
Только тогда, когда студенты изучили и осознали те закономерности, по которым одно лицо отличается от другого, когда они научились при помощи грима менять внешность лица в нужном им направлении, можно переходить к жанровому изучению грима.

Лучше всего начинать с самого простого: концертного грима (назначение которого – оттенить рельефность лица, подчеркнуть самые выразительные ораны лица – глаза и губы).
Далее – изучение характерного грима (изменение формы носа при помощи гумоза, национальный грим, мимические выражениялица).
И завершать уроки грима целесообразно изучением специфического грима:
- клоунский грим,
- сказочный грим,
- грим сказочных зверей.
При изучении возрастного, характерного грима, клоунского и сказочного грима, необходимо так же научить студентов подбирать и надевать соответствующие гриму парики, наклеивать на лицо растительность (бороды, усы, ресницы и т.д.)

В проведении уроков по гриму вам помогут следующие учебники:

1) Когтев Г.В. «Грим и сценический образ». М.; Сов. Россия, 1981 г.

2) Школьников С.П. «Основы сценического грима». Минск, Вышэйшая школа, 1976 г.

3) Сыромятникова И.С. «Технология грима». М., Высшая школа, 1991 г.

 

Воспитание: понятие, виды

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2471; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!