Основные принципы методики преподавания театральных дисциплин



1) Самым главным принципом методики преподавания театральных дисциплин является то, что все театральные дисциплины имеют одну общую цель: привить ученику умение органично, продуктивно, целесообразно действовать на сцене от лица сценического образа.
При этом каждая театральная дисциплина достигает этой единой цели своими специфическими средствами:
- актёрское мастерство направлено, прежде всего, на психологическую составляющую действия, представляющего из себя психофизический процесс;
- сценическое движение решает эту общую задачу, организуя нужным образом опорно-двигательный аппарат ученика;
- сценическая речь эту же задачу решает, прививая ученику умение действовать словом (т.е. обучая его словесному действию).
Наряду с этими главными театральными дисциплинами (актёрским мастерством, сценическим движением, сценической речью) присутствуют вспомогательные дисциплины (танец, вокал, грим), главным назначением которых является окончательное оформление сценического образа.
Исходя из вышеназванного главного принципа следует второй принцип.
2. Программы обучения по всем театральным дисциплинам должны быть строго координированы между собой с точки зрения этапов учебного процесса, подбора учебного материала, приоритетов учебных дисциплин. В смысле выбора приоритетов следует заметить, что традиционно приоритетной дисциплиной из числа театральных считается актёрское мастерство. И, например, Е.Б. Вахтангов считал, что ученик будет способен решить сложную актёрскую задачу только тогда, когда будет подготовлен к её решению соответствующими навыками в сценическом движении и сценической речи. Поэтому свои учебные программы он составлял так, чтобы навыки в сценическом движении и в сценической речи подготавливали ученика к овладению соответствующими навыками актёрского мастерства. М.А. Чехов, напротив, отправной точкой обучения считал воспитание в ученике внутренних психических процессов (внимание, фантазия, атмосфера, окраска действий, психологический жест, центр движения, воображаемое тело), которые помогают ученику овладевать внешними выразительными средствами актёра – пластикой и речью. В.Э. Мейерхольд же, разрабатывая свою биомеханику, считал приоритетной театральной дисциплиной актёрскую пластику.
Исходя из вышеизложенного, следует сформулировать третий принцип преподавания.
3) Все педагоги, преподающие разные театральные дисциплины, должны работать в единойэстетической и методологической театральной системе (и соответствующей ей театральной этике отношений) и в полном согласии о приоритетах дисциплин по воспитанию актёра. Идеальным вариантом для реализации третьего принципа является случай, когда всем процессом обучения руководит один главный педагог (мастер курса), которому подчиняются все педагоги курса.

Этические нормы преподавания
театральных дисциплин

Этические нормы преподавания театральных дисциплин складываются из двух главных составляющих.
1) Театральная этика К.С. Станиславского.
2) Педагогическая этика.
Первая составляющая является необходимой этической нормой поведения всех театральных деятелей (режиссёров, актёров, театральных педагогов и учеников, сотрудников театральных служб и т.д.), нарушение которой делает невозможным творческий процесс, превращая творчество в бездуховное и бездушное ремесленничество. Три самых главных этических принципа театрального творчества К.С. Станиславский сформулировал в форме афоризмов:
Люби искусство в себе, а не себя в искусстве.

Театр начинается с вешалки.

Театр – искусство коллективное.


И все многочисленные этические требования к театральным деятелям, изложенные К.С. Станиславским в его труде «Этика», вытекают из этих трёх основополагающих этических принципов.
Вторая составляющая имеет отношение к театральным педагогам и может быть вкратце сведена так же к трём основополагающим девизам:
Не навреди!

Будь всегда честен!

Сам выполняй всё то, что требуешь от учеников!

     Первый девиз позаимствован у Гиппократа, адресовавшего его врачам, но и для педагогов, взращивающих человеческие души, помогающих формироваться человеческим личностям, этот завет является самым актуальным: всё, что и как педагог воспитывает в своих учениках, должно быть экологичным с точки зрения человеческой морали. Ни в выбранном для работы материале, ни в педагогических приёмах, ни во взаимоотношениях педагога с учениками не должно быть допущено ни грамма цинизма, пошлости, ненависти и т.д. Но это не означает, что в качестве материала для работы надо брать слащавые «благостные» вирши, а педагог не должен наказывать учеников за их проступки. Материал для работы может содержать в себе самые тёмные и грязные стороны жизни, но нужно давать им адекватную моральную оценку. Так же и в отношении к ученикам педагог обязан быть строгим (но он обязан при этом и любить их), и при необходимости наказывать провинившихся, но гнев его должен быть праведен и направлен не на ученика, а на его проступок, а наказания адекватны проступкам.

Принцип «сам выполняй всё то, что требуешь от своих учеников» дополняет два вышеизложенных принципа воспитания морально здоровой личности ученика. Он учитывает подсознательную склонность учеников во всём подражать своему учителю. И если учитель говорит правильные слова, а сам поступает при этом неправильно, то тем самым он воспитывает в учениках двуличие и цинизм. Поэтому у учителя вдесятеро большая ответственность за свои поступки, чем у обычного человека.

Из трёх этих общих этических принципов вытекают все многочисленные этические нормы поведения педагога для каждого частного случая его жизни.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2923; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!