Классификация и характеристика линий в одежде



Композиция одежды строится на прямых, кривых и ломаных линиях.

В одежде различают четыре основные группы линий: 1) силуэтные, или контурные; 2) конструктивные; 3) конструктивно-декоративные; 4) декоративные.

1. Силуэтные линии. Характеристика силуэтных линий была дана при изложении вопроса развития силуэта одежды

2. Конструктивные линии. Любую форму образуют посредством линий, создаваемых швами. Линии эти условно можно разделить на основные конструктивные (рабочие) и конструктивно-декоративные.

Основными конструктивными линиями являются: плечевые швы, боковые швы лифа и юбки, шов по линии талии, швы втачивания рукавов и нижние швы рукавов.

При создании формы изделия помимо конструктивных швов применяют вытачки, которые также могут быть конструктивными и конструктивно-декоративными. К конструктивным относят верхнюю вытачку, расположенную от линии плечевого или бокового срезов или от линии проймы, а также вытачку по линии талии и вытачку от локтевого среза рукава.

В большинстве случаев конструктивные линии (швы), участвуя в решении формы, малозаметны в готовом изделии.

Глаз вообще привыкает к конструктивным швам и вытачкам, поскольку они повторяются в большинстве композиционных разработок, воспринимает их не как линии фасона, а как неизбежную закономерность построения основы формы.

3. Конструктивно-декоративные линии. Поскольку одежда должна отвечать не только утилитарным, но и эстетическим требованиям, композицию ее решают посредством как конструктивных, так и конструктивно-декоративных линий, несущих двойную нагрузку. Последние могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными, плавными кривыми.

Конструктивность всех этих линий заключается в том, что они дополняют конструктивное построение внутри самой формы, заменяя отчасти соответствующие вытачки. Декоративность их в том, что они обогащают форму, участвуют в решении фасона.

Конструктивно-декоративные линии (швы) могут быть оформлены складками, бейкой, кантом или декоративной строчкой.

4. Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относят линии, образуемые различными элементами отделок: мережкой, бейкой, вышивкой, кружевом, защипами и т. д. Декоративными можно считать и контурные линии деталей: воротника, лацкана, манжеты, кармана, хлястиков, поясов и т. д.

Конструктивные швы можно сделать более выразительными и заметными, используя вышивку или цветную строчку вдоль этих швов.

В отдельных случаях обязательные конструктивные швы, не участвующие обычно в решении фасона, приобретают особую выразительность и имеют декоративное значение, например, когда плечевой шов перенесен в сторону переда и декоративно оформлен складками, бейкой, декоративной строчкой; боковой шов пальто наложен широкой складкой и отделан декоративной строчкой; линии проймы, верхние швы рукавов и швы юбки также отделаны декоративной строчкой.

То же самое относится и к вытачкам. Верхняя вытачка, например, может быть оформлена в виде мягкой встречной складки, оборок, подрезов, защипов и т. д.

Согласованность и соподчинение конструктивных и декоративных линий в композиции одежды. В большинстве композиционных решений одновременно применяют конструктивные и декоративные линии, которые взаимно увязываются и соподчиняются. При этом декоративные линии, выполняющие роль основы композиционного замысла, являются ведущими, зачастую маскируют и подчиняют себе конструктивные линии.

Главные и второстепенные линии композиции. Г л а в н ы е линии композиции как бы организуют силуэт и форму, выражают назначение, стиль, характер, замысел этой композиции.

Наряду с главными линиями в композиции существуют в т о р о с т е п е н н ы е (дополнительные) линии, которые должны быть согласованы и увязаны с главными.

Линии, связанные с естественными очертаниями фигуры. В некоторых случаях исходным моментом в решении композиции одежды является л и н и я г о р л о в и н ы. Формы ее могут выражаться прямыми ломаными или плавными кривыми линиями в самых разнообразных сочетаниях:

а — вырез каре, образуемый сочетанием вертикальных и горизонтальных линий;

б — вырез мысом (мысообразный), выраженный диагональными линиями;

в — овальный вырез, выраженный плавной кривой;

г — вырез лодочкой, характеризуемый плавной, но менее вогнутой линией;

д — вырез трапециевидной формы, сочетающий горизонтальную и наклонные линии.

Линия горловины различно влияет на общую форму костюма, увеличивая или уменьшая общую массу, создавая те или иные восприятия фигуры. Так, линия мысом, глубоко врезаясь в торс, зрительно делает фигуру более стройной. Овальный вырез и вырез лодочкой зрительно расширяют лиф.

В некоторых композиционных решениях форма линии горловины сочетается с формой застежки. Горловина может быть оформлена воротником различной формы, выявляющей стиль и назначение модели.

Л и н и я г р у д и может быть подчеркнута различными линиями кокеток, складок, манишек и отдельных деталей. Эти линии могут располагаться в различных направлениях: горизонтальных, диагональных и др.

Кокетки могут быть выражены прямыми или плавными кривыми линиями. Линия кокетки придает одежде спортивный, деловой, иногда нарядный характер. Она может быть декоративно оформлена в виде канта, подчеркнута строчкой, бейкой, заканчиваться бантом и т. д.

Манишка также может быть выражена как прямыми, так и плавными линиями, которые создают более мягкую, женственную форму изделия.

Л и н и я т а л и и. Эту линию можно выразить прямыми, ломаными или плавными кривыми линиями. Соединяя лиф с юбкой, эта линия является сугубо конструктивной и ее, как правило, закрывают поясом различной формы и ширины. Пояс с пряжкой, переброской, завязками, бантом является элементом, оформляющим и маскирующим конструктивную линию соединения лифа с юбкой. Если же линию оставляют открытой, ее декоративно оформляют, применяя машинную строчку, кант, бейку, сборки, придавая ей различную форму.

Л и н и ю б е д е р не всегда выявляют и подчеркивают в одежде, но иногда эта линия является главной в композиции. В этом случае она влияет на всю форму модели.

В ряде композиционных решений линию бедер подчеркивают различными декоративными элементами: складками, подрезами, хлястиками, бейками, бантами, патами, отделочной строчкой и т. д.

Следует иметь в виду, что членение формы по линиям груди, талии и бедер сплошными конструктивными или конструктивно-декоративными линиями зрительно расширяет фигуру, делает ее более массивной; прерывистое членение различными клапанами, патами, хлястиками, подрезами как бы уменьшает объем фигуры.

г д е

 

Л и н и я н и з а — одна из наиболее существенных линий в композиции, определяющих пропорции одежды.

Линия низа влияет на вид всего костюма в целом, так как она ограничивает силуэт снизу и эмоционально воздействует на восприятие всего образа. Условно эта линия может быть выражена прямой, ломаной, плавной кривой или зигзагообразной линиями.

Оформление линии низа может носить самый различный характер. Иногда по низу изделий прокладывают машинную строчку. Широкая бейка может подчеркнуть и сделать эту линию более выразительной. Юбка в складку носит спортивный, деловой характер. Линия низа такой юбки — ломаная, зигзагообразная, она очень динамична и выразительна . Широкий волан в пышную сборку, широкая полоса цветов или перьев, меховая опушка по линии низа пальто придают одежде остроту и нарядность и являются ведущим моментом в создании модели.

В прямых и расширенных книзу юбках любой длины по линиям среднего или бокового швов иногда делают разрез. В нарядных, например эстрадных, платьях разрез может быть очень глубоким, что влияет на форму юбки.

Эстетическое значение линий в композиции одежды. В моде наблюдаются периодические увлечения той или иной линией. Это относится как к силуэтным, контурным линиям, так и к тем, с помощью которых осуществляется внутренняя композиционная разработка модели.

В е р т и к а л ь н а я линия - выражает строгость, лаконичность. Она определяет масштабы одежды, пропорциональное членение одежды на части (лиф, кокетка, баска, юбка и т. д.). Вертикаль способствует зрительному удлинению фигуры. Увлечение этой линией как ведущей в композиции характерно для начала ХIХ века (стиль ампир).

Г о р и з о н т а л ь н а я линия определяет устойчивость, статичность модели. Она способствует зрительному уменьшению фигуры по вертикали. В современной одежде горизонтальная линия также находит применение: это линии кокетки и другие конструктивно-декоративные линии.

Д и а г о н а л ь н а я линия выражает движение, динамику. Диагональ типична для построения одежды с асимметричными формами деталей. Подобные композиционные решения были характерны для 80-х годов ХIХ в. В современной одежде эта линия применяется в мягких и жестких драпировках, запахах и т. п.

П л а в н а я кривая характерна своей мягкостью, «текучестью». В конце ХIХ в. в период увлечения усложненными фасонами посредством плавных линий строили форму многослойных юбок. Плавную линию используют и в современной одежде (мягкие драпировки, круглые кокетки, баски, плавные рельефы.

Сочетание линий в одежде. Фасон обычно разрабатывают, используя вертикали, горизонтали, диагонали и плавные кривые в самых различных композиционных соподчинениях. В основе композиции всегда лежит какая-нибудь о д н а л и н и я, с которой согласуются все остальные.

 

Рис. 72 Рис. 73

Неправильное сочетание линий в композиции. Если основными в композиции являются линии, явно н е в з а и м о с в я з а н н ы е, модель теряет свою художественную ценность. Примером может служить спинка пальто с диагональными линиями, усиленными отделочной строчкой (рис. 72, а): линия проймы втачного рукава не сочетается с диагональными линиями рельефов. Более уместным здесь был бы цельнокроеный рукав.

Другой пример — спинка пальто покроя реглан (рис. 72, 6). В этом случае линии проймы соединены линией кокетки, образуя угол в центральной части спинки, в результате чего нарушается плавность линий проймы.

На рис. 72, в показана еще одна спинка пальто реглан с прямыми рельефными линиями, как бы врезающимися в плавные линии проймы; это приводит к нелогичности и нарушению композиционного замысла.

Примером неправильного сочетания линий может служить полочка пальто, изображенная на рис. 72, г. Здесь одна вытачка оформлена в виде мягких защипов, идущих от линии плеча, а другая — в виде подреза со сборками — от линии проймы. Такое соединение в одной модели разнохарактерных линий недопустимо.

Еще более недопустимым является композиционное решение, при котором модель перегружена различными по характеру, «спорящими» между собой линиями.

В любой период моды наблюдается ее утрирование и вульгаризация. Ведь одежду шьют не только опытные специалисты, но и малоквалифицированные люди, с дурным вкусом, стремящиеся к созданию нарочито усложненных фасонов.

На рис. 73, а изображена модель платья. В основе композиции лежит вертикаль, усиленная застежкой с пуговицами. Лиф и юбка строятся посредством диагональных линий рельефов. Талия подчеркнута горизонтальной линией. На юбке — овальные линии кокетки (баски).

Другой пример — спинка пальто (рис. 73, 6), явно перегруженная разнохарактерными линиями. Такое нагромождение конструктивных и декоративных линий снижает качество модели.

На рис. 73, в показана спинка пальто, также перегруженная конструктивными и декоративными линиями (защипы, декоративная строчка, рельефы). В таком композиционном решении обнаруживается отсутствие чувства меры и эстетического начала. Кроме того, в средней части спинки созданы очень сложные узлы обработки.

Рис. 74

Перегрузка модели. Однородными линиями также свидетельствует о неправильном композиционном решении модели. Рассмотрим это на примерах:

рис. 74, а назойливое повторение рельефных овальных ЛИНИЙ в модели пальто. Эти рельефные линии в верхних вытачках стали бы значительно выразительнее если снять рельефные линии с карманов и низа рукавов;

рис. 74, 6.— на рукавах и спинке пальто Использованы однородные встречные складочки — защипы и декоративная строчка;

рис. 74, в — многократное повторение овальной линии в линиях воротника, манжет, клапанов и низа жакета.

Во всех указанных примерах единство композиции нарушается, она как бы распадается па отдельные узлы. Такие модели можно исправить, снимая с них излишние линии, закрывая по очереди отдельные элементы, линии.

 

 

Вопросы для проверки усвоения

1. Назовите компоненты композиции костюма.

2. Дайте определение терминов «форма одежды», «силуэт одежды».

3. Сколько существует форм одежды? Назовите их

4. Какие сочетания цветов используют в композиции костюма?

5. Какие свойства материала влияют на назначение модели и на фасон изделия?

6. Назовите постоянные и съемные виды отделки в современных моделях одежды.

 


Лекция 14


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 679; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!