Реформы в системе образования:



1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Итоги и последствия «великих реформ» Александра 2-го

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

 

Общественно-политические движения в России второй половины XIX в. (причины радикализации и программные установки): народничество, революционные демократы, марксизм и рабочее движение.

После отмены крепостного права в 1861 году и буржуазных реформ в России утверждается капитализм. Из аграрной, отсталой страны Россия превращалась в аграрно-индустриальную: быстро создавалась сеть железных дорог, развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производств, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Крестьянскую реформу 1861 года Ленин назвал «переворотом», аналогичным западноевропейским революциям, открывшим путь капитализму. Но поскольку этот переворот был проведен «сверху», он сохранил пережитки крепостничества во всех областях общественной жизни и наложил отпечаток на капиталистическую эволюцию в России.

Сущность становления капиталистических отношений в России оставалась той же, что и в странах Западной Европы. Но, несмотря на однотипность этих процессов, утверждение капиталистического строя в России имело ряд существенных особенностей.

В настоящее время в исторической литературе утвердилось положение о том, что мировой капитализм развивался стадиями, эшелонами. Можно выделить регион первичного, классического капитализма (Западная Европа и Северная Америка); второй эшелон буржуазного развития — Россия, Япония, Турция, Бразилия, Балканские страны; третий эшелон — колониальная и зависимая «периферия» Азии, Африки и большинства стран Латинской Америки.

Различия между эшелонами определяются не столько «количественными» показателями, сколько характером, механизмом становления, качеством формирующихся капиталистических структур.

Буржуазное развитие в странах второго эшелона, к которому отнесена Россия, начиналось на более позднем этапе (с конца XVIII до середины XIX века) Некоторые формационные предпосылки, в частности, социально-экономичеcкие, здесь были выражены слабо, а политические и особенно правовые вообще отсутствовали. Импульс буржуазного развития в странах второго эшелона шел не столько изнутри, сколько извне, от стран буржуазного Запада. Процесс капиталистического развития осуществлялся форсированным путем, что приводило общества этих государств к большому социальному напряжению, общественным противоречиям, социальным конфликтам. Конечно, между странами первого и второго эшелонов непроходимой грани не существовало. Однако общие принципы буржуазной эволюции в странах второго эшелона проявлялись в иной форме, в другой последовательности.

В России, в отличие от западноевропейских стран, капиталистический способ производства сложился в сжатые сроки, произошло также и резкое смешение этапов формирования крупноиндустриального производства, стала иной последовательность аграрно-капиталистического и промышленного переворотов.

Если в странах первого эшелона капиталистического развития строительство железных дорог явилось результатом промышленного переворота, то в России крупное железнодорожное строительство началось до завершения промышленного переворота, явившись стимулом индустриального развития страны и одной из причин иной формы возникновения крупнофабричного производства — в ряде случаев без прохождения мануфактурной стадии. Именно так образовался в Донбассе и в Криворожье горно-металлургический район.

Характеризуя некоторые социальные процессы, необходимо отметить, что «насаждение капитализма сверху» привело к задержке консолидации в классе российской буржуазии и опережающему буржуазию социальному и политическому развитию российского пролетариата.

Не выполнив до конца своей исторической миссии — самостоятельного создания капиталистической системы в России, участвуя в этом процессе наряду с царизмом и иностранным капиталом, коренная российская буржуазия к началу XX века не смогла сложиться в класс, создать свои политические партии, политически осознать себя господствующим классом общества.

Что же касается пролетариата, то он раньше, чем буржуазия, появился на политической арене. Уже в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века рабочие становятся не только активными участниками первых марксистских кружков и групп в России, но и инициаторами политических акций, в частности, первой маевки петербургских рабочих в 1891 году.

Таким образом, будучи отсталым с точки зрения общей буржуазной культуры, зрелости социальных и политических предпосылок капиталистической формации, российский капитализм одновременно успешнее, чем в других более развитых странах, готовил себе могильщика. В условиях наступающей новой эпохи в России пролетариат вел за собой трудящихся, прежде всего крестьянство. Демократические и коренные социальные преобразования уже не были так резко разделены во времени, как в странах первого эшелона капиталистического развития, и стали звеньями единого революционного процесса.

 

Революционно-демократическое движение в России имело богатейшие традиции. Русская революционная мысль отличалась обостренным чувством социальной справедливости. В течение многих десятилетий она искала путь к освобождению России и установлению справедливого общества.

Особенностью России было то, что на раннем этапе руководство революционным движением принадлежало не буржуазии, а дворянству. История революционного движения началась с декабристов.

С 1861 года начинается новый, разночинский период освободительного движения. Виднейшими идеологами этого движения были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Во многом их взгляды развивались под воздействием западноевропейских мыслителей. Особенно популярным у А.И. Герцена был французский социалист Фурье, у Н.Г. Чернышевского — Прудон. Преломление взглядов Прудона и других мелкобуржуазных мыслителей в трудах русских революционеров-разночинцев привело к появлению «аграрного социализма». Они мечтали избавить крестьянство от крепостничества революционным путем. Демократы были идеологами крестьянской революции. Чернышевский и его сторонники свое главное внимание сосредоточивали на идейно-политической подготовке передовых людей России к революции.

Борясь за освобождение угнетенного народа, революционные демократы стремились создать в России социалистическое общество. Они полагали, что от феодальных порядков через крестьянскую революцию можно прийти к социализму, минуя капитализм. Это была утопическая сторона воззрения революционных демократов, состоявшая в переоценке русской сельской общины. Идеализируя ее, они видели в ней готовую ячейку социализма. На самом же деле ни по организации хозяйства, ни по уровню производительности труда она не соответствовала социализму. К тому же община уже тогда начинала распадаться под воздействием капиталистических отношений.

Утопизм — это слабая сторона революционных демократов. Главное в их учении — идея крестьянской революции. Выступая в качестве народных заступников, они ориентировались на народные массы, которые должны были освободить себя сами.

Взгляды революционных демократов 60-х годов восприняли народники. Идейной основой революционного народничества явилась теория общинного социализма. Идеология народничества развивалась в тот период, когда капитализм еще не утвердился и отчетливо не проявилось «разложение» деревни, расслоение крестьянства. Народники пытались помешать развитию капитализма в России, подняв народ на восстание. Подобно демократам, они идеализировали крестьянскую общину, артели, крестьянские промыслы как виды единого народного производства. Народники считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, что он искусственно «насаждается царским правительством», в чем они отчасти были правы. Народники были идеологами крестьянства, которое имело двойную природу, что естественным образом сказывалось на мировоззрении народничества и определяло его противоречивость.

Основы идеологии революционного народничества сформулировали АИ. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые пытались найти для России сокращенный путь развития, соответствующий интересам народных масс.

Наиболее крупными теоретиками революционного народничества 70-х годов были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, которые в своих взглядах отражали разные направления народнической мысли. Общим, связующим звеном в теории и деятельности революционных народников была идея социальной революции в России.

В середине 70-х годов наибольшим влиянием в народничестве пользовалось анархистское, или бунтарское, направление, идеологом которого был М.А. Бакунин (1814—1876). Дворянин и офицер, он порвал со своей средой, вступил на путь борьбы с самодержавием. Бакунин принимал активное участие в революции 1848 года в Германии, в освободительной борьбе славянских народов. Арестованный и выданный царским властям, он несколько лет провел в крепости, затем был сослан в Сибирь. Бежав из ссылки, Бакунин в начале 60-х годов становится активным деятелем европейского революционного движения. Теоретические взгляды Бакунина формировались на основе опыта революционной борьбы в Европе и в острой полемике с К. Марксом.

Бакунин неоднократно предпринимал попытки создать тайную организацию революционеров в России. Сначала он действовал через С.Г. Нечаева, который создал тайную организацию «Народная расправа», снискавшую себе политическим авантюризмом и неразборчивостью в средствах дурную славу, воплотившуюся в слове «нечаевщина».

В середине 70-х годов Бакунин несколько отошел от абсолютного отрицания государства, пересмотрел некоторые свои тактические принципы и методы борьбы. Однако это не помешало тому, что взгляды Бакунина нашли в России широкое распространение.

Пропагандистское направление в народничестве возглавил П.Л. Лавров (1823—1900), разносторонне образованный человек, профессор петербургской артиллерийской академии, всю жизнь посвятивший науке и революционной борьбе. В революционном движении Лавров стал участвовать в 60-е годы. После покушения Каракозова на Александра II он был арестован и выслан в Вологодскую губернию, откуда бежал за границу в 1870 году. Там он стал членом IИнтернационала, сошелся с Марксом, но на позиции марксизма не встал.

Находясь в ссылке, Лавров изложил свои взгляды по вопросам исторического развития и общественного прогресса в работе «Исторические письма». В ней он показал, что главным движущим элементом развития общества являются идеи, научные знания. Носителем этих знаний, аследовательно, и преобразующей силой общества, по мнению Лаврова, может быть только «цивилизованное меньшинство» — интеллигенция. Но интеллигенция приобрела свое развитие ценой крови, страданий и труда миллионов людей, поэтому она находится в неоплатном долгу перед народом и должна приложить все силы для его просвещения, повышения его сознательности. Общественный прогресс представлялся Лаврову как «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости». По мнению Лаврова, не сам народ, не интеллигенция в целом, а лишь «критически мыслящие личности» выступают подлинными творцами истории. Но нельзя надеяться только на ее собственные силы. «Чтобы сила не тратилась даром,— отмечал Лавров,— надо ее организовать. Критически мыслящие и энергически желающие личности должны желать не только борьбы, но и победы, для этого надо понимать не только цель, к которой стремиться, но и средства, которыми можно ее достигнуть». Следовательно, прогресс общества Лавров связывал с идеей создания организации революционеров.

Партия не должна быть узкой. В центре ее — небольшое число выработанных, думающих, энергичных людей, для которых критическая мысль неотделима от дела, рядом с ними — интеллигенция. Реальная же основа партии — неизбежные союзники, общественные группы. Основная задача революционеров должна состоять в подготовке народа к революции. Не отдельные политические группы и партии, а лишь сам народ может стать ее творцом. «Перестройка русского общества,— писал Лавров,— должна быть совершена не только с целью народного блага, но и посредством народа». Только тогда воплотятся в жизнь идеалы будущего строя, когда они станут потребностями большинства русского народа, будут им осознаны и поняты. Сам по себе народ не может их уяснить, поэтому к нему надо идти не с призывом к революции, как требовали бакунисты, а с разъяснением его истинных потребностей. Осуществить это призвана интеллигенция, которая сама должна быть всесторонне подготовленной.

Несмотря на то, что по вопросам о государстве, тактике революционной борьбы взгляды Лаврова резко расходились с Бакуниным, по другим проблемам — о политической борьбе, буржуазной революции, о взглядах на крестьянство — их точки зрения совпадали или были близки.

С развитием революционных событий в России Лавров постепенно принимает общую для большинства народников тактику политического переворота и революционного заговора. Он выступает в качестве «союзника» «Народной воли», признавшей идею политической борьбы и принцип «государственности».

Преодолев в истории развития ряд кризисов, народничество не потеряло своей актуальности и в конце XIX века. Оно получило новый импульс, новое направление, которое объективно отражало настроение большинства крестьянства России. Требования передачи всей земли тем, кто ее обрабатывает, кооперативная идея социализма стали основой будущей программы партии эсеров.

 

Рабочее движение. На рубеже 70 – 80-х гг. XIX в. главными центрами рабочего движения стали Петербург и Центральный промышленный район. В мае 1870 г. в Петербурге на Невской бумагопрядильной фабрике произошла крупная стачка. Рабочие потребовали повышения оплаты труда, получив отказ, объявили забастовку. Пятерых «подстрекателей» отдали под суд.

В 1875 г. в Одессе был создан «Южнороссийский союз рабочих». Его организатор Е. О. Заславский разработал устав, в котором говорилось, что рабочие достигнут «признания своих прав только посредством насильственного переворота». Образованный в 1878 г. в Петербурге «Северный союз русских рабочих» возглавил ряд стачек в столице.

Стачка, организованная на Никольской мануфактуре Тимофея Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г., получила название Морозовской. Рабочие требовали отменить штрафы, упорядочить условия найма на работу и ограничить произвол фабрикантов. Стачка была подавлена. Около 600 рабочих арестовали, более 30 из них отдали под суд. Однако присяжные заседатели оправдали подсудимых.

По данным фабричной инспекции, в конце 1880-х – начале 1890-х гг. в стачках ежегодно участвовали десятки тысяч рабочих. Среди них основную массу составляли работники текстильной промышленности и рабочие заводов, выпускавших продукцию из металла. Несмотря на жёсткие действия властей, волнения продолжались.

От народничества к марксизму. Индустриализация страны повлекла за собой быстрое увеличение численности рабочих и рост стачечного движения. В этих условиях стала очевидной несостоятельность теорий народников, которые делали ставку на сельскую общину и связывали с ней осуществление на практике социалистических идеалов. Теории явно расходились с российской действительностью, что заставило их идеологов пересмотреть свои взгляды.

В начале 90-х гг. XIX в. рупором легального народничества стал журнал «Русское богатство», в котором заметную роль играли Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов и многие другие. Н. К. Михайловский подчёркивал антигуманный характер капиталистического общества, низводившего человека до «бессловесного придатка машины». Он выступал против идеализации капитализма, верил в высокую миссию передовой интеллигенции, считал, что только социализм способен быть подлинно гуманным обществом. Вместе с тем Н. К. Михайловский отвергал насильственные методы свержения существующего строя.

Для В. П. Воронцова капитализм был «чужеродным элементом» российской экономики, лишённым в России перспектив развития. Двигателем прогресса он рассматривал крестьянскую общину.

Те, кто разделял идеи марксизма, главные надежды на построение справедливого общества связывали уже не с крестьянством, а с наёмными рабочими (пролетариатом). Вслед за К. Марксом его последователи в России были убеждены в неизбежности наступления социализма, в том, что он будет представлять собой самую совершенную общественную систему, способную обеспечить всему человечеству лучшую жизнь, чем при капитализме. Социализм объявлялся конечной целью революционного движения, главной движущей силой которого выступал пролетариат, испытывающий при капитализме постоянную нужду и нищету.

Первый том «Капитала» К. Маркса был переведён на русский язык в 1872 г. По выражению современника, 1890-е гг. стали в России эпохой марксистского поветрия среди революционно настроенной молодёжи.

Образование марксистской рабочей партии. Георгий Валентинович Плеханов был первым пропагандистом идей марксизма в России. Он эмигрировал за границу и в Женеве в 1883 г. совместно с соратниками создал первую российскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». Г. В. Плеханов призвал российских рабочих объединяться «в особую партию», как «единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России». Он считал, что только свержение самодержавия и установление революционным способом демократических порядков и народовластия откроет перед Россией дорогу к подлинному прогрессу. Г. В. Плеханов предсказывал, что революционный переворот будет проходить в два этапа – буржуазно-демократический и социалистический.

Марксистские организации возникали и в России, например, кружок Д. Н. Благоева, кружок П. В. Точисского, кружок Н. Е. Федосеева. Члены кружков изучали произведения К. Маркса, Г. В. Плеханова, вели революционную пропаганду среди рабочих, распространяли прокламации и марксистскую литературу, участвовали в демонстрациях. Кружки действовали во всех крупных промышленных центрах страны.

В 1895 г. в Петербурге была создана организация «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Одним из её организаторов был Владимир Ильич Ульянов (Ленин). «Союз» вёл активную пропаганду марксистских идей среди рабочих, издавал и распространял листовки. Вскоре полиция арестовала многих членов организации. В сибирской ссылке оказался и В. И. Ленин. Там он написал книгу «Развитие капитализма в России», в которой обосновывал этот процесс и неизбежность революции.

В 1898 г. на нелегальном съезде в Минске была образована Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Её печатным органом стала газета «Искра», которая издавалась за границей и нелегально распространялась в России.

Марксистские идеи в России проповедовали легальные марксисты, например, П. Б. Струве (его перу принадлежал программный документ РСДРП «Манифест»), Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др. Большинство их произведений публиковалось в открытой печати. Позднее многие из легальных марксистов не только порвали с марксизмом, но и подвергли критике основные положения этой доктрины.

Марксизм – учение К. Маркса, в котором утверждалась неизбежность смены капитализма социализмом.

Январь 1885 г. – Морозовская стачка.

1895 г. – создание петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

1898 г. – образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 575; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!