Культурные связи белорусских земель в составе Речи Посполитой.



Распространение влияния польской культуры в ВКЛ. усилившееся после Люблинской унии, привело к вытеснению белорусского языка из официального употребления. Особенно усилился этот процесс после войн середины XVII в. В 1696 г. сеймовым постановлением было официально запрещено пользоваться белорусским языком в государственном делопроизводстве. Государственными языками Речи Посполитой были польский и латинский. Со второй половины XVIII в. польский стаз основным языком в сфере образования. Белорусский язык продолжат существовать только в народной культуре, носителями которой было крестьянство, городские низы, часть православной и униатской шляхты и духовенства. В начале XVII в. на территории Беларуси существовали православные братские, арианские, униатские школы, кальвинистская школа в Слуцке (1617 г.), иезуитские школы и коллегиумы, школы при других католических орденах. В неправославных учебных заведениях преподавание велось на латинском языке. Учащиеся изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Образование в XVII - первой половине XVIII в. имело религиозный характер.

В XVII-XVIII вв. продолжалось создание местных летописей и хронографов, сеймовых дневников. Активно развивалась мемуаристика, создавались публицистические (Леонтий Карпович. Афанасий Филиппович. Милетий Смотрицкий) и сатирические произведения общественно-политической направленности ("Прамова Ивана Мелешки". "Письмо к Обуховичу", "Прамова русина" и др.).

Развитие научных знаний было ограничено господством религиозного мировоззрения. Естественными науками занимались ученые-одиночки. выходцы из ВКЛ. В 1650 г. в Амстердаме работал Кашмир Семенович,автор книга "Неликое искусство артиллерии". В Амстердаме уроженец Мстиславщины Илья Копиевич по поручению Петра I в 1699 г. подготовил и издал учебник математики на русском языке. В Москве Копиевич издал ряд русскоязычных учебников. Исключительным явлением стал атеистический трактат Казимира Лыщинского "О несуществовании бога". напечатанный в 1687 г. В 1689 г, в Варшаве по приговору сеймового суда Лыщинский был казнен.

Художественная культура на территории Беларуси в XVII - первой половине XVIII в. развивалась под воздействием европейского барокко. Для этого художественного стиля характерны пышность, парадность, динамика. В белорусском барокко сочетались западноевропейские, византийские и местные черты. Литературные произведения в этом стиле писали Симеон Полоцкий, Андрей (Ян) Белобоцкий, Матей Сорбевский, Даниель Набаровский, Фома Иевлевич. Для литературы барокко в Беларуси характерно сочетание традиций средневековья и эпохи Возрождения. Симеон Полоцкий являлся автором рукописных сборников "Вертоград многоцветный". "Рифмологион" и др., был приглашен для воспитания детей царя Алексея Михайловича. Для учебных целей он написал и издал "Букварь языка словенска". "Псалтырь рифмованную". По инициативе С. Полоцкого в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Стиль барокко наиболее ярко проявился в архитектуре. Первым архитектурным сооружением на территории Беларуси, созданным в стиле барокко, считается иезуитский костел в Несвиже, построенный итальянским архитектором Джованни Бернардони. Черты барокко присутствовали в скульптурных украшениях, стенных росписях, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно-прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, керамика).

Художественные идеи барокко отразились в театральном искусстве, музыке. В XVII в. существовали школьные театры, которые силами учеников ставили небольшие спектакли-интермедии на нравственно-религиозные темы. Музыкальное искусство носило преимущественно религиозный характер (духовные песнопения, произведения для исполнения на органе). Широкую известность получил сборник светской музыки - так называемая "Полоцкая тетрадь".

Период господства барокко в Речи Посполитой совпал с расцветом сарматизма. Сарматизм - это политическая идеология, этические и эстетические нормы, принятые шляхтой в XVI-XVIII вв. В его основу положен миф о происхождении польской шляхты от древнего воинственного племени сарматов.

В XVI - середине XVIII вв. "сарматским народом" считалась преимущественно шляхта Речи Посполитой. Шляхтич-сармат должен был сочетать в себе черты патриота, ревностного католика, благородного рыцаря, последовательного защитника шляхетских вольностей.

Сарматизм в культуре наиболее ярко проявился в парадном "сарматском" портрете, который сочетал внешнее сходство, реальную атрибутику и условность живописи. Со временем сарматизм стал синонимом консерватизма, показной набожности и сословной ограниченности.

30. Культурные связи белорусских земель в составе Российской империи.
В первой половине XVIII в. культурные процессы в Речи Посполитой во многом сохраняли преемственность с предыдущим периодом. В середине XVIII в. на территории Беларуси действовали около 25 школ. В этот период система школьного образования находилась в руках церковных учреждений и различных монашеских орденов.

Под влиянием Контрреформации ведущее место в этой системе занимал орден иезуитов. С 20-х гг. XVIII в. на территории Беларуси появляются школы, созданные орденом пиаров. Подавляющее число учащихся во всех типах школ составляли дети шляхты. Продолжала действовать Виленская иезуитская академия, созданная в 1579 г. Протестантские и православные школы прекратили свою деятельность.

В художественной культуре до середины XVIII в. продолжало господствовать барокко. Стиль барокко широко использовался в разных странах для усиления позиций католицизма и пропаганды идей Контрреформации.

Во второй половине XVIII в. культура развивалась под воздействием идей европейского Просвещения -общественно-политического, идейного и культурного движения. Идеи Просвещения зародились в Англии и Франции (Дж. Локк. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) и являлись продолжением гуманистических традиций Ренессанса.

Основными чертами эпохи Просвещения являются светскость культуры и образования, приоритет естественных наук, критика феодальных порядков, религиозного мировоззрения и догматического мышления, отстаивание права каждого человека на личную свободу. Проводником идей Просвещения в Речи Посполитой была часть прогрессивно настроенной шляхты, которая боролась за реформирование общественно-политического строя, создание благоприятных условий для развития промышленности, системы образования, культуры.

Значительные изменения во второй половине XVIII в. произошли в системе образования. Школьное образование постепенно приобретало светский характер. В 1773 г. был официально распущен орден иезуитов. Его имущество и школы были переданы созданной тогда же Эдукационной комиссии - учреждению, в ведении которого находились учебные заведения Речи Посполитой.

Эдукационная комиссия создала сеть начальных и средних учебных заведений. Большое место отводилось изучению естественных наук. В 1773 г. началась реорганизация Виленской академии, которая в 1781 г. получила название Главной школы ВКЛ. Ректором был назначен ученый-астроном М. Почобут-Одляницкий.

На территории Беларуси в 70-е гг. XVIII в. появились профессиональные школы (медицинская, акушерская, ветеринарная, черчения, рисования, финансовых контролеров, музыкально-театральная), основанные А. Тизенгаузеном в Гродно и Поставах. Гродненскую медицинскую школу возглавил французский натуралист Жан Эмануэль Желибер. Во всех типах учебных заведений стали использоваться методы развивающего обучения.

Идеи Просвещения способствовали развитию природоведческих и общественных наук. В Беларуси распространилось учение физиократов - французских экономистов, признававших землю и земледелие единственным источником богатства. Последователями физиократов были И. Хрептович. М. Карпович, И. Страйновский.

Литература Беларуси в XVIII в. переживала сложный период. Летописи, хроники, полемические произведения, панегирическая и батальная литература теряли популярность и исчезали. Наиболее распространенными формами белорусской литературы стали анонимная интимная лирика, пародийно-сатирическая и юмористическая поэзия. Для театральных представлений в школах создавались интермедии - небольшие произведения, часто в стихотворной форме, бытового или социального содержания. Во второй половине XVIII в. интермедия как литературно-драматический жанр перерастает в комедию. Преподаватель католической гимназии на Витебщине К. Марашевский написал для школьного театра драматическое произведение в трех актах под названием "Комедия". Автор использовал два языка - белорусский и польский. Известность получила пьеса М. Цецерского "Лекарь поневоле", написанная по мотивам известной комедии Мольера. В белорусской интермедии сильно сказывалось польское и украинское влияние.

Театральная жизнь в XVIII в. на территории Беларуси присутствовала преимущественно в виде крепостных театров, созданных магнатами в своих имениях (Сапегов в Ружанах, Огинских в Слониме, Радзивиллов в Несвиже, С. Зорича в Шклове и др.). Основу театральной труппы составляли специально обученные актеры из крепостных крестьян, а также приглашались наемные профессиональные актеры. В это время широкое распространение получила батлейка - народный кукольный театр, в котором ставились пьесы религиозного, бытового, поучительного содержания.

На вторую половину XVIII в. приходится этап расцвета позднего барокко. В архитектуре ВКЛ в середине XVIII в. сложился своеобразный стиль - виленское барокко, родоначальником которого считается архитекторИоганн Глаубиц. Для виленского барокко характерна утонченность фасадов, живописность силуэта (многоярусные ажурные башенки, фигурные фронтоны), пышность и разнообразие интерьеров. Черты виленского барокко присутствовали в архитектуре католических, униатских и православных храмов (Николаевская церковь в Могилеве, монастырский комплекс в Жировичах). Архитекторы использовали элементы барокко при строительстве общественных зданий и жилых домов (дом на рынке в Несвиже).

Изобразительное искусство Беларуси второй половины XVIII в. представлено иконописью. светским портретом, монументальной живописью, резьбой по дереву ("белорусская резь"), скульптурой, изразцами. В иконописи утрачивалась условность, мастера стремились передать глубину пространства, естественные пропорции человеческого тела. В портретном жанре соединялись традиции западноевропейского портрета и местных школ живописи. Сарматский портрет постепенно вытеснялся западноевропейским парадным портретом. Примером использования приемов зарубежных мастеров является портрет короля Станислава Августа Понятовского, выполненный Несвижским художником Юзефом Ксаверием Гесским (1783 г.).

В монументальной живописи (росписях стен и потолков храмов), скульптуре и деревянной резьбе (с обязательной позолотой) доминировало барокко, создававшее впечатление торжественной пышности, праздничности. Архитектурно-декоративная керамика (кафля, изразцы) использовалась для украшения внешнего вида зданий и для оформления интерьера. Белорусские мастера XVIII в. создавали полихромные, или "ценинные" (многоцветные), гладкие и рельефные изразцы.

В конце XVIII в. на белорусские земли проник и вытеснил барокко новый европейский стиль - классицизм, основанный на традициях античной (древнегреческой и древнеримской) архитектуры.

Вопрос 32. Положение белорусских земель в составе Российской империи (конец XVIII - начало XIX в.)

В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли вошли в состав Российской империи. На территории Беларуси вводилось новое административно-территориальное деление: вместо воеводств и поветов создавались губернии и уезды. В начале XIX в. белорусские земли входили в 5 губерний: Могилевскую, Витебскую, которые составили Белорусское генерал-губернаторство. Гродненскую. Минскую и Виленскую. объединенные в Литовское генерал-губернаторство.

Население белорусских земель, за исключением крестьян, приносило присягу. Те, кто не желал присягать, могли в трехмесячный срок продать недвижимое имущество и уехать за границу. Большинство шляхты и магнатов присягнули императрице и получили все права российских дворян. Их имущественные и религиозно-культурные права гарантировались государством. Привилегированное положение шляхты гарантировала "Жалованная грамота дворянству", изданная Екатериной II в 1785 г. Одновременно шляхта лишилась тех привилегий, которые были невозможны в Российской империи - централизованном государстве с монархической формой правления: выборы короля, право на создание конфедераций, право иметь собственные вооруженные отряды, ликвидировались сеймы и сеймики. Часть шляхты, которая не смогла документально подтвердить свои дворянские права в ходе специальных мероприятий - "разборов", - лишалась дворянства и права владеть имениями. "Жалованная грамота дворянству" разрешала дворянству создавать сословно-корпоративные органы - дворянские собрания.

После первого раздела Речи Посполитой в восточной Беларуси была проведена перепись населения, входе которой выяснилось бедственное положение хозяйств белорусских крестьян. Правительство освободило их на 2 года от государственных податей. а в последующие 10 лет взимало налоги в половинном размере. Податные сословия, прежде всего крестьянство, платили подушную подать, земский сбор, на них распространяласьрекрутская (служба в армии) повинность.

В 1785 г. на города Беларуси было распространено действие "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи", которая ликвидировала магдебургское право. Все население городов делилось на шесть разрядов. Выборные от каждого из них входили в так называемую "шестигласую" думу, которая являлась исполнительным органом и работала постоянно. Распорядительным органом в городе была выборная общая дума. Городской голова руководил деятельностью обеих дум. Ликвидировались юридики.Города, принадлежавшие магнатам, постепенно выкупались государством.

В 1794 г. для еврейского населения введена "черта оседлости" - граница территории, на которой разрешалось постоянное жительство евреям белорусских и украинских земель, входивших ранее в состав Речи Посполитой. Евреи проживали преимущественно в городах и местечках, где занимались ремеслом и торговлей.

После вхождения белорусских земель в состав Российской империи оживилась хозяйственная жизнь. Мануфактуры стали создаваться в восточных регионах Беларуси (парусиновые, канатные, полотняные, суконные, кожевенные и др.). С 1778 по 1800 г. была основана 21 новая мануфактура.

Российское правительство в конце XVIII - начале XIX в. не препятствовало деятельности католической и униатской церквей, поддерживало православие.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!