Особенности развития культурного взаимодействия белорусских земель в 16 в.



В XIV - XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника».

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

Культура белорусских земель ВКЛ в XIV-XVI вв. соединяла древнерусские традиции, влияние Византии и западноевропейского Возрождения. Во второй половине XIII-XIV вв. в духовной и культурной жизни белорусских земель преобладала православная церковь. С XV в. католичество, поддерживаемое государством, доминировало в культурно-духовной сфере. В XVI в. существенным фактором развития культуры на белорусских землях ВКЛ стали Реформации (религиозное движение против господства католичества) иКонтрреформация (религиозно-политическое движение католической церкви против Реформации, за восстановление позиций господствующей религии в Европе).

С конца XV в. на развитие культуры в ВКЛ значительное влияние оказало европейское Возрождение (Ренессанс) - период в развитии культуры Европы от средневековья до Нового времени (XIV - начато XVII вв.). Главными чертами культуры Ренессанса являются: преобладание светских тенденций в науке, литературе, искусстве, интерес к античному духовному наследию. Социально-экономической основой европейского Возрождения было развитие раннекапиталистических отношений и становление буржуазного общества. Философия эпохи Возрождения - гуманизм - сделала человека и окружающий его мир объектом изучения. Человеческое достоинство становится абсолютной ценностью. Гуманизм развил идею индивидуальной свободы. Родиной Ренессанса является Северная Италия, затем он, приобретая национальные черты, распространился во Франции и странах Северной и Центральной Европы. Классический Ренессанс делится на три этапа: ранний (XIII-XIV вв.). Высокий (XV в.) и поздний (XVI в.). Возрожденческие тенденции проявились в деятельности Ф. Скорины (около 1490 - около 1551 гг.). Он является основателем белорусского книгопечатания. В 1517-1519 гг. в Праге Ф. Скорина издал 23 книги

Ветхого Завета. В Вильно в 1520-е гг. им были изданы "Малая подорожная книжица" и "Апостол".

В 50-70-е гг. XVI в. типографии действовали в Преете, Несвиже, Лоске, Заблудове, Вильно и в других городах и местечках. Там издавалась религиозная, полемическая, экономическая, медицинская, юридическая и другая литература. Большинство книг печаталось на польском и латинском языках. По подсчетам исследователей, только 10% книг, изданных в ВКЛ в XVI - первой половине XVII вв., были напечатаны на церковнославянском и старобелорусском языках.

Гуманистические настроения, патриотическая позиция были присущи представителям протестантскойинтеллигенции Симеону Нудному, издавшему первую на территории современной Беларуси книгу, напечатанную кириллицей ("Катехизис", 1562 г.), и В. Тяпинскому, издавшему двуязычное Евангелие (около 1570 г.).

Культурные интересы православного населения ВКЛ в условиях господства католичества и польской культуры отстаивали православные братства - национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского населения ВКЛ. В конце XVI в.- начале XVII в. при православных братствах действовали типографии, которые издавали религиозную, полемическую, учебную литературу.

Важное значение для распространения гуманистических традиций в ВКЛ имела книгоиздательская деятельность Виленской типографии купцов Мамоничей (1569 г. - 20-е гг. XVII в.). В 1569 г. в Заблудове в имении православного магната г. Ходкевича (современная Польша) родоначальники русского книгопечатания Петр Мстиславец и Иван Федоров издали "Евангелие учительное" и "Псалтырь".

Во второй половине XVI в. - начале XVII в. под воздействием Реформации и Контрреформации на белорусских землях развивалась система образования. В это время в Вильно (1584 г.), Могилеве (1590 г.), Бресте (1591 г.) и в других городах действовали начальные школы при православных братствах, в которых использовались церковнославянский и старобелорусский языки. Школы создавались при протестантских общинах (арианские, кальвинистские, лютеранские).

Со второй половины XVI в. большинство образовательных учреждений создавалось католической церковью. Особенной активностью отличался орден иезуитов. Создавались школы при католических монастырях, иезуитские школы и коллегиумы. В 1579 г. в Вильно при поддержке Стефана Батория на основе иезуитского коллегиума было создано первое в Великом княжестве Литовском высшее учебное заведение -иезуитская академия.

В литературе и изобразительном искусстве переплетались западноевропейские и восточноевропейские культурные традиции. Продолжалась традиция летописания ("Летописец великих князей Литовских", "Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского", "Барколабовская хроника", "Хроника Быховца" и др.). Появились первые произведения, написанные в жанре исторической литературы ("Кроника польская, литовская, жемойтская и всея Руси" М. Стрыйковского, "Кроника Сарматии Европейской" А. Гвагнина). Художественная литература была представлена батально-эпической и панегирической поэзией (Ян Вислицкий, Андрей Римша, Ян Радван, Гальяш Пельгримовский).

Большинство литературных произведений были написаны на польском или латинском языках. Выдающимся произведением о белорусских землях ВКЛ является латиноязычная поэма Н. Гусовского "Песнь о зубре". Реформация. Контрреформация и особенно Брестская церковная уния способствовали распространению полемической литературы. Авторами публицистических произведений были протестанты С. Будный, В. Тяпинский, православные Л. Карпович, С. Зизаний, иезуит П. Скарга, униат И. Потей и другие.

Черты искусства Ренессанса проявились в архитектуре. Основными типами монументальных сооружений в XIV-XVI вв. были храмы и замки. Образцами белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах. Мало-Можейкове, костел в Ишкольди. Замки (Лидский, Кревский, Новогрудский. Гродненский и др.) строились в романском сти/ie. В конце XVI в. появляются сооружения, созданные в стиле барокко (костел Божьего Тела в Несвиже). Развивалась церковная (иконопись, фрески) и светская живопись (портрет), книжная миниатюра, гравюра, деревянная скульптура.

Контрреформация и усиление влияния католичества привели к завершению в конце XVI в. - начале XVII в. эпохи Возрождения в Беларуси.

В XVI - первой половине XVII веков был заложен фундамент для современного белорусского языка, литературы, театрального, музыкального и иных искусств. Основополагающую роль в развитии белорусской культуры в эти годы сыграло начало книгопечатания.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!