Составные части и особенности строения музыкальных товаров разных видов



Согласно принятой классификации музыкальные инструменты подразделяют на два класса: акустические (резонаторные) и электромузыкальные.

Акустические инструменты являются наиболее традиционными и распространёнными, имеющими наибольший удельный вес в формировании ассортимента.

Как видно на рисунке 2.6 все акустические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, язычковые, духовые и ударные.

В классе акустических инструментов наибольшее распространение имеют струнные. Это объясняется спросом на них у всех групп потребителей. Применение их носит универсальный характер: в концертных залах (в ансамблях и соло), для домашнего музицирования и в походных условиях.

В ассортименте струнных инструментов лидирующая роль принадлежит щипковым инструментам, что объясняется их небольшой массой и габаритами, удовлетворительным диапозоном звучания, выразительным тембром, высоким уровнем ремонтопригодности.

Щипковые инструменты различают по количеству струн, диапозону звучания, интервалам между звуками открытых струн (не прижатых ни на одном ладу), форме корпуса, внешней отделке, конструктивному выполнению основных узлов.

К щипковым инструментам относят: гитары, балалайки, домры, мандолины, различные национальные инструменты (гусли, цимбалы, бандуры и др.).

Так же щипковым инструментом является арфа – весьма сложный, многострунный инструмент, предназначенный для крупных симфонических оркестров.

Гитара – самый популярный щипковый музыкальный инструмент. Существуют следующие разновидности гитар: испанская, русская, гавайская. Классической считают испанскую шестиструнную гитару. По количеству струн гитары бывают: -двенадцати, -шести, -семиструнные. Наибольшее распространение получили –семи и –шестиструнные гитары.

В зависимости от длины рабочей части струны (мензуры) различают гитары следующих видов: большие (концертные), нормальные (мужские), уменьшенных размеров – терц (дамские), кварт и квинт – школьные. Гитары уменьшенных размеров получили названия от интервала, на которые они звучат выше нормальных гитар. В таблице 1.1. приведена длина мензуры, указанных выше видов гитар.

Таблица 1.1. Показатели длины мензуры

Разновидности гитар Длина мензуры, мм
Нормальная шестиструнная 650
Большая семиструнная 650
Терц 610
Кварт 585
Квинт 540

 

 

Таблица 1.2. Характеристика гитар

Разновидность гитар Строй Характер тембра, звучание и настройка
Семиструнная (русская) большая Сочный, бархатистый, мягкий глубокий тембр. Настройка, смешанная по терции и кварте. Звучит актавой ниже нотной записи.
Терц Настройка струн на малую терцию выше большой гитары Менее глубокий, более яркий тембр
Кварт Настройка струн на чистую кварту выше большой гитары Менее глубокий, более яркий тембр
Шестиструнная (испанская) Сочный, бархатистый, мягкий глубокий тембр. Настройка, смешанная по терции и кварте. Звучит октавой ниже нотной записи.
Гавайская По сравнению с классической гитарой тембр более резкий, слегка гнусавый, с характерным оттенком. Звучит октавой ниже нотной записи.

 

Гитара состоит из следующих основных узлов: корпуса с обечайками, клецов, деки, дна, пружин, подставки, обкладок, грифа и колковой механики.

Корпус предназначен для усиления звуковых колебаний струн. Он имеет форму восьмерки и состоит из плоской верхней (1) и несколько выпуклой нижней деки – дна (2). Дека – часть корпуса струнных музыкальных инструментов, служащая для отражения и усиления звуков. Деки соединяются между собой двумя правой и левой обечайкими (9), концы которых изнутри крепятся к клецам верхнему (6) и нижнему (7). К обечайкам приклеивают контробечайки (8), создающие необходимую площадь для приклеивания дек. Обечайки, контробечайки и клецы образуют рамку корпуса. К внутренней поверхности дек, в средней их части, приклеивают пружины (17) – бруски различного сечения, служащие для создания необходимого сопротивления напряжению струн и равномерному распределению звуковых колебаний.

Рис . Устройство гитары: 1 – дека, 2 – дно, 3 – шейка, 4 – гриф, 5 – головка, 6 – верхний клец, 7 – нижний клей, 8 – контробечайки, 9 – обечайка, 10 – пятка, 11 – порожек, 12 – подставка, 13 – лады, 14 – обкладочная жилка, 15 – розетка, 16 – розеточная жилка, 17 – пружина, 18 – кнопка, 19 – струны, 20 – точка, 21 – колковый механизм.

Резонаторное отверстие гитары (15) имеет круглую форму, по размерам несколько большую, чем у других щипковых инструментов. Ниже резонаторного отверстия неподвижно приклеивают подставку (12), которая имеет отверстия и кнопки для закрепления струн (19).

Гриф – пластинка из древесины или пластмассы, накладывается на верхнюю часть музыкального инструмента. Гриф – важнейший узел; от того, насколько правильно выбраны его ширина, толщина и профиль овала зависит удобсттво игры. Гриф гитары (4) широкий его нижняя утолщенная часть называется пяткой. В пятке просверливается отверстие под соединительный винт. В Верхней части грифа находится деревянный или костяной верхний порожек (11) с прорезями для струн. Нижний порожек расположен на подставке (12) для струн. Расстояние между нижним и верхним порожками называется мензурой гитары. Головка грифа имеет механизм с колками (21) для закрепления струн.

Гриф гитары как и всех щипковых инструментов поделён на доли – лады с врезанными в него ладовыми пластинками из латунной или нейзильборовой проволоки. Разбивка грифа на доли должна быть точной. В основе разбивке ладов лежит принцип изменения длины рабочей части струны. Длина каждого лада должна быть таковой, чтобы, укорачивая на эту величину длину струны, высота звука изменялась бы каждый раз на полтона. Точность разбивки ладов – один из важных показателей качества инструментов, нарушение правила разбивки грифа делает невозможным настройку инструмента и игру на нём.

Гитары выпускают обыкновенного, повышенного и высшего качества. Они различаются между собой применяемыми материалами и качеством отделки.

Корпус гитары изготавливается из березовой или буковой фанеры, гриф делают из древесины твёрдых пород – клёна, бука, березы; накладку на гриф – из груши, чёрного дерева, бука; порожки – из граба, пластмассы, кости, подставку – из бука, клёна, ореха, пластмассы, стрелку – из бука, берёзы, клёна, струны – стальные, басовые обматывают канителью. В больших гитарах применяются капроновые струны.  

 


[1] Воронина Ю.С. Ежегодный рост рынка музыкального оборудования составляет 30 %. // Российская газета. № 14. 2018. – С. 20-24.

[2] Зверовщиков А.Е. Исследование объективности связи ценообразующих факторов качества музыкальных инструментов с мнением их потенциальных покупателей // Общественные науки. №1. 2018. – С.190-206.

[3] Шахмилов А.З. Российский рынок музыкального бизнеса и его региональное состояние // Вопросы структуризации экономики. №6. 2017. – С. 56-59.

 

[5] Брилевский О.А. Товароведение непродовольственных товаров: учебник. – М.: Март, 2015. – С. 237.

[6] Чечик А.М Товароведение и экспертиза товаров культурно-бытового назначения: учебник. – М.: Экономика, 2016. – С. 267-268.

[7] Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И. Товароведение непродовольственных товаров: учебник. – М.: Изд. «Дашков и К», 2014. – С. 328-329.

[8] Брилевский О.А. Товароведение непродовольственных товаров: учебник. – М.: Март, 2015. – С. 239-240.

[9] Балаева С.И. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: учебник. – М.: Дашков и К, 2014. – С. 361-362.

[10] Неверова А.Н., Чалых Т.Н., Пехташева Е.Л. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник. – М.: Академия, 2013. – С. 270.

[11] Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – С.182-183.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!