Потребительские свойства музыкальных товаров



К потребительским свойствам музыкальных инструментов относятся: социальная значимость, функциональные, эргономические, надежности и эстетичности.

Социальная значимость музыкальных инструментов определяет их общественную полезность. Основное социальное назначение музыкальных инструментов – воздействие на эмоциональный мир человека, воспитание в нём способности воспринимать все богатства окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень определённого человека и общества в целом.

Рис 1.2. Диапазон некоторых музыкальны инструментов  

 Функциональные свойства музыкальных инструментов определяют ценность инструмента как источника звука. Эти свойства характеризуются диапозоном и интервалом звучания, тембром, громкостью звучания и возможностью их изменения, возможностью создания дополнительных звуковых эффектов

Диапозон звучания музыкальных инструментов определяет ряд звуков, от самого низкого до самого высокого, извлекаемого с помощью инструмента. Каждый музыкальный инструмент имеет строго определённый частотный диапозон звучания: чем он шире, тем выразительней звучание инструмента, тем больше его возможности в воспроизведении высоких и низких звуков.                       

Диапозон каждого конкретного инструмента приводится в сопроводительной документации в словестной или нотной записи. На рис в графическом виде изображон диапазон звучания некоторых музыкальных инструментов.

Интервал звучания – соотношение двух звуков в октаве по высоте. Чем больше тоновая величина интервала, тем больше возможности инструмента как источника звука. Наиболее приятны на слух следующие интервалы: прима, большая и малая терции, чистые кварта и квинта. При настройке музыкальных инструментов используют именно эти интервалы.

Такие музыкальные инструменты как скрипка и мандолина имеют квинтовый строй, трхструнная домра – квартовый строй.

Интервал звучания, как и диапозон звучания каждого конкретного инструмента приводится в сопроводительной документации в словестной или нотной записи.

Тембр звучания – характерная окраска звука, зависящая от наличия призвуков. Темб позволяет различать звуки одной и той же высоты полученные на разных инструментах.

Для характеристики тембра звучания инструментов важна частотная характеристика извлекаемых звуков. В технической документации на инструмент сведения о тембре не приводят. В музыкальной терминологии тембр описывается прилагательными. Принято характеризовать его четырьмя показателями: сочность (для диапозона частот 200 – 800 Гц), бархатистостью (для диапозона частот 800-2500 Гц), яркостью (для диапозона частот 2500-2800 Гц), и резкостью (для диапозона частот 3000-6300 Гц).

На тембр звучания оказывают влияние ещё ряд факторов, к которым относятся: атака, реверберация, вибрато, унисон.

· Атака – характеризует нарастание звука и измеряется в милисекундах. Время атаки колеблется от 20 до 200 мс.

· Ревербация создаёт у слушателя иллюзию большого концертного зала с хорошей акустикой. При этом звук приобретает некоторую певучесть и длительность послезвучания.

· Вибрато – электронное или механическое устройство, позволяющее производить исккуственное переодическое изменение спектра сигнала по амплитуде, частоте и фазе.

· Унисон – одновременнное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты, а так же одинаковых звуков в различных актавах. Наличие унисона обогощает звучание, делает его более сочным, густым и мягким.

Возможность изменения тембра расширяет исполнительские ресурсы инструмента. Достигается изменение тембра путём изменения спектрального состава звука за счёт ваариаций амплитуды гармоник и их соотношения между собой.

Наибольшие возможности изменения тембра имеют электромузыкальные инструменты. В электронномузыкальных инструментах имеются электронные устройства – темброблоки, позволяющие во время игры менять окраску тембра. Управление темброблоком осуществляется включение следующего тумблера.

Акустические инструменты имеют очень ограниченные возможности изменения тембра; большинство же вообще такой возможности не имеют.

Возможность создания дополнительных звуковых эффектов – свойство присущее в основном электронным музыкальным инструментам , акустические инструменты таким свойством практически не обладают.

Благодаря наличию в электромузыкальных инструментах блока эффектов или приставки с эффектами создаются необычные звучания – эффекты: вибрато, бустер, вау-вау, дистошн, фаз, сустейн, лесли и др.

· Бустер –придаёт звуку трескучий характер за счёт усиления звука в первоначальный момент после щипка струны или нажатия клавиши.

· Вау-вау – имитация кваканья лягушки

· Дистошн – по тембру звучания приближатся к звучанию кларнета, саксофона, виолончели

· Фаз – сигнал как бы распыляется на большое число высокочастотных составляющих, по соему звучанию очень близок к дистошн

· Сустейн – эффект, заключающийся в поддержании незатухающих колебаний и регулировать скорости затухания

· Лесли – эффект, создающий лёгкое подвывание звука с определённой переодичностью

Громкость звучания музыкального инструмента – это субъективное восприятие силы звука.

Акустические музыкальные инструменты создают громкость звука до 80 дБ. При использовании в небольших помещениях их мощность вполне достаточно. Например, гитары обладающие громкостью 20 дБ, могут озвучить площадь около 50 м2 . При озвучивании с помощью акустических инструментов большых помещений, концертных залов, а так же при концертировании на открытых пространствах громкость может оказаться недостаточной. В этом случае применяют электрическое звукоусиление.

Громкость звучание электромузыкальных инструментов зависит от характеристик усиления звуковой частоты

И акустических систем, к которым подключаются инструменты. Громкость этих музыкальных инструментов может варьироваться в широких пределах.

Эргономические свойства характеризуют затраты психофизиологической энергии музыканта при игре на инструменте. К основным эргономическим свойствам музыкальных инструментов относятся: легкость извлечения звуков, удобство игры, возможность виртуозного исполнения, удобство хранения и ношения.

Физические усилия, необходимые для извлечения звуков, различны для инструментов с различными способами звукообразования. Наибольшие усилия затрачиваются при игре на духовых музыкальных инструментах.

Удобство игры на инструменте зависит от размеров инструмента и места расположения органов управления, усилий, необходимых для приведения органов управления в действие.

Комфортабильность игры на таких музыкальных инструментах как фортепиано, аккордион, определяется величиной статического сопротивления клавиатуры, являющейся одной из основных характеристик инструмента. Оно зависит от массы

деталей и жесткости пружин. Физическая усталость оказывает существенное влияние на качество исполнения. Удобство игры определяют органолептическим способом.

Возможность виртуозного исполнения неразрывно связана с удобством игры, на что в значительной мере повлияло появление электромузыкальных инструментов. В этих инструментах за счёт использования электронных устройств упрощается по сравнению с аккустическими инструментами техника исполнения таких приёмов как: беглые пассажи, глиссандо, выделение мелодии и ослабление аккомпонемента, автоматическое исполнение ритма.

Удобство ношения и хранения музыкально инструмента определяется его массой, размерами, формой, а так же наличием футляра или чехла.

Надёжность музыкальных инструментов определяется их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и безопасностью пользования.

Безотказность важна для всех инструментов, так как отказ во время игры, особенно при сольном исполнении, недопустим. Безотказность инструмента определяется безотказностью его отдельных узлов клавиатурного механизма, струн и т.д.

Долговечность музыкального инструмента определяется его физическим и моральным старением. При правильной эксплуатации акустических музыкальных инструментов срок их службы исчисляется десятками, а иногда и сотнями лет, о чём свидетельствуют скрипки, изготовленные итальянскими мастерами, жившими несколько веков назад.

Для современных электромузыкальных инструментов помимо физического существенно и моральное старение, которое обусловлено развитием радиотехники и электроники.

Сохраняемость – свойство музыкальных инструментов сохранять обусловленные документацией показатель их хранения и транспортировки. Инструменты должны сохранять свои игровые свойства (легкость извлечения звуков и изменение громкости звучания), стабильность строя, стабильность регулирования механизмов, а так же целостность и качество отделки корпуса и отдельных деталей в условиях хранения и транспортировки, оговореных в техническом документе.

Ремонтопригодность музыкальных инструментов обусловлена возможностью предупреждения, обнаружения и исправления неисправностей. Показатели ремонтопригодности зависят от вида инструмента; так, замена струны в щипковых инструментах является непродолжительным по времени и недорогостоящим ремонтом. Значительно сложнее ремонт духовых и электромузыкальных инструментов.

Показателями ремонтопригодности являются стоимость и продолжительность ремонта.

Безопасность пользования относится в основном к электромузыкальным инструментам, где есть вероятность поражения электрическим током.

Эстетические свойства характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения музыкального инструмента. Все акустические инструменты имеют традиционную форму и отделку, обеспечивающие необходимые функциональные свойства. Поэтому попытка сделать более современными их эстетические характеристики неизбежно привела бы к нарушению звучания инструмента и в первую очередь тембра, что совершенно недопустимо.

При оценке эстетических свойств акустических музыкальных инструментов ограничиваются оценкой совершенства их производственного исполнения, качества обработки и отделки поверхности. Полную оценку эстетических свойств можно дать только для электромузыкальных инструментов.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!