Четыре Типа Вселенского Уничтожения



Шримад Бхагаватам

Песнь Двенадцатая

Глава Первая

Деградирующиие Династии Кали-йуги

ТЕКСТ 1-2Шукадева Госвами сказал: Последним царём, упомянутым в нашем предыдущем перечислении будущих правителей династии Магадхи, был Пуранджайа, который примет рождение как потомок Брихадратхи. Министр Пуранджайи Шунака убьёт царя и возведёт на трон собственного сына Прадйоту. Сыном Прадйоты будет Палака, его сыном будет Вишакхайупа, а его сыном - Раджака.

ТЕКСТ 3Сыном Раджаки будет Нандивардхана, и так в династии Прадйотанов появится пять царей, которые будут править землёй 138 лет.

ТЕКСТ 4У Нандивардханы будет сын по имени Шишунага, а его сын будет известен под именем Какаварна. Сыном Какаварны будет Кшемадхарма, а сыном Кшемадхармы - Кшетраджна.

ТЕКСТ 5Сыном Кшетраджны будет Видхисара, а его сыном - Аджаташатру. У Аджаташатру родится сын по имени Дарбхака, а его сыном будет Аджайа.

ТЕКСТ 6-8Аджайа станет отцом второго Нандивардханы, чьим сыном будет Махананди. О, лучший из Куру, в век Кали эти десять царей династии Шишунаги будут править землёй в совокупности 360 лет. Мой дорогой Парикшит, царь Махананди станет отцом очень могущественного сына рожденного от шудрани. Он будет известен как Нанда, станет предводителем миллионов воинов и владеть несметными богатствами. Он посеет хаос среди кшатриев, и с того времени практически все цари станут безбожными шудрами.

ТЕКСТ 9Этот владыка Махападмы, царь Нанда, будет править всей землёй совсем как второй Парашурама, и никто не бросит вызов его власти.

ТЕКСТ 10У него будет восемь сыновей во главе с Сумалйей, которые будут могущественными царями земли на протяжении ста лет.

ТЕКСТ 11Один брахман (Чанакйа) воспользуется доверием царя Нанды и его восьми сыновей и уничтожит династию. В их отсутствие миром будут править Маурйи, продолжив правление в век Кали.

ТЕКСТ 12Этот брахман возведёт на трон Чандрагупту, чьего сына будут звать Варисарой. Сыном Варисары будет Ашокавардхна.

ТЕКСТ 13За Ашокавардханой последует Суйаша, чьим сыном будет Сангата. Его сыном будет Шалишока, сыном Шалишоки будет Сомашарма, а сыном Сомашармы будет Шатабханва. Его сын будет известен как Брхадратха.

ТЕКСТ 14О, лучший из Куру, эти десять царей Маурйев будут править землёй на протяжении 137 лет Кали-йуги.

ТЕКСТ 15-17Мой дорогой царь Парикшит, следующим царём будет Агнимитра, а затем Судхйештха. За Судхйештхой последуют Васумитра, Бхадрака и сын Бхадраки, Пулинда. Затем, будет править сын Пулинды по имени Гхоша, а вслед за ним Ваджрамитра, Бхагавата и Девабхути. Таким образом, о, прославленный среди героев Куру, на протяжении более ста лет землёй будут править десять царей Шунга. Затем земля перейдёт под власть царей династии КАанва, которые будут проявлять очень мало хороших качеств.

ТЕКСТ 18Васудева, разумный министр с происхождением из семьи Канва, убьёт последнего из царей Шунга, похотливого распутника по имени Девабхути, и возьмёт правление в свои руки.

ТЕКСТ 19Сыном Васудевы будет Бхумитра, а его сыном будет Нарайана. Эти цари из династии Канва будут править землёй 345 лет Кали-йуги.

ТЕКСТ 20Последний из рода Канва, Сушарма, будет убит собственным слугой, Бали, низкорождённым шудрой из рода Андхра. Этот низкий Махараджа Бали будет некоторое время править землёй.

ТЕКСТ 21-26Брат Бали по имени Кришна станет следующим правителем земли. Его сыном будет Шантакарна, а его сыном - Паурнамаса. Сыном Паурнамасы будет Ламбодара, который станет отцом Махараджи Чибилаки. От Чибилаки произойдёт Мегхасвати, чьим сыном будет Ашамана. Сыном Ашаманы будет Анишакара. Его сыном будет Халейа, а его сыном - Талака. Сыном Талаки будет Пуришабхиру, а вслед за ним царём станет Сунандана, Сунандану сменит Чакора и восемь Баху, среди которых Шивасвати будет великим покорителем врагов. Сыном Шивасвати будет Гомати. Его сыном будет Пуриман, чьим сыном будет Медашира. Его сыном будет Шивасканда, а его сыном - Йаджнашри. Сыном Йаджнашри будет Вилайа, у которого будет двое сыновей, Чандравиджна и Ломадхи. О, возлюбленный сын Куру, эти тридцать царей будут наслаждаться царствованием в совокупности ещё 456 лет.

ТЕКСТ 27Затем последуют семь царей племени Абхира из рода Авабхети, а затем десять Гардабхи. После них будут править шестнадцать царей Канки, и они будут известны своей чрезмерной жадностью.

ТЕКСТ 28Затем власть возьмут восемь Йаванов, за ними последуют четырнадцать Турушков, десять Гурунтов и одиннадцать царей из династии Маула.

ТЕКСТ 29-31Эти - Абхиры, Гардабхи и Канки будут наслаждаться землёй 1099 лет, а Маулы будут править 300 лет. Когда все они умрут, в городе Килакила появится династия царей, состоящая из Бхутананды, Вамгири, Шишунанди, брата Шишунанди Йашонанди и Правираки. Эти цари Килакилы будут удерживать власть в совокупности 106 лет.

ТЕКСТ 32-33За Килакилами последуют тринадцать их сыновей, Бахликов, а после них царь Пушпамитра, его сын Дурмитра, семеро Андхров, семеро Каушалов, а также цари провинций Видура и Нишада будут отдельно править в разный частях мира.

ТЕКСТ 34Затем появится царь Магадхи по имени Вишваспхурджи, который будет подобен второму Пуранджайе. Он превратит цивилизованный людей в падших, таких как Пулинды, Йаду и Мадраки.

ТЕКСТ 35Глупый царь Вишваспхурджи сделает своих подданных безбожниками и воспользуется своей властью, чтобы окончательно подорвать основы сословия кшатриев. Из своей столицы Падмавати он будет править той частью земли, что простирается от истока Ганги до Прайага.

ТЕКСТ 36В это время брахманы в таких провинциях как Шаурашира, Аванти, Абхира, Шура, Арбуда и Малава забудут обо всех очистительных ритуалах, а члены царских семей в тех местах станут не лучше шудр.ТЕКСТ 37

Землями вдоль реки Синдху, а также Округами Чандрабхага, Каунти и Кашмира будут править шудры, падшие брахманы и мясоеды. Отринув путь ведической цивилизации, они утратят всю духовную силу.

ТЕКСТ 38О, царь Парикшит, в то время будет править много таких нецивилизованных царей и все они будут немилосердны, обладать неуравновешенным нравом и станут лживы и безбожны

Эти варвары в обличии царей будут губить подданных, убивать невинных женщин, детей, коров и брахманов и похищать жён и собственность других людей. Они будут сумасбродны, слабохарактерны и век их будет очень краток. Разумеется, не очищенные никакими ведичесикими ритуалами, они будут полностью покрыты гунами страсти и невежества.

ТЕКСТ 41Подданные, которыми правят такие низкие цари, станут подражать характеру, поведению и речи своих правителей, будут всегда обеспокоенными и влачить жалкое существование.

Глава Вторая

Признаки Кали-йуги

ТЕКСТ 1Шукадева Госвами сказал: О, царь! Вследствие могущественного влияния века Кали, день ото дня будут ослабевать религия, правдивость, чистота, терпение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память.

ТЕКСТ 2В Кали-йугу исключительно богатство будет считаться определяющим признаком хорошего рождения, правильного поведения и хороших качеств человека, а закон и справедливость будут устанавливаться тем, кто сильнее.

ТЕКСТ 3Мужчины и женщины будут сожительствовать лишь по причине сиюминутного влечения, а успех в делах будет зависеть от умения обманывать. Женственность и мужественность будут определяться лишь сексуальностью, а брахманом будут считать того, кто просто носит шнур.

ТЕКСТ 4О духовном положении человека будут судить только по внешним атрибутам, и переход из одного духовного уклада в другой будет заключаться лишь в их смене. Человеку будут доверять только если он достаточно зарабатывает, а выдающимся ученым будет считаться тот, кто искусно жонглирует словами.

ТЕКСТ 5Человек будет осуждаем, если у него нет денег, лицемерие станет добродетелью, а в брак будут вступать просто по устному согласию. Люди перестанут украшать тело знаками и атрибутами и чтобы пристойно выглядеть будет достаточно омовения.

ТЕКСТ 6Удалённый водоём будет расцениваться как святое место, а о красоте будут судить по причёске. Чревоугодие станет целью жизни, а наглость будут принимать за правдивость. Умение содержать семью станет критерием опыта, а принципы религии будут соблюдаться только для поддержания репутации.

ТЕКСТ 7По мере того, как землю наводнит неблагочестивое население, власть будет брать сильнейший, независимо от сословия.

ТЕКСТ 8Лишившись жён и имущества из-за таких алчных и немилосердных правителей, которые будут вести себя не лучше обыкновенных воров, подданные будут сбегать в горы и леса.

ТЕКСТ 9Измученные голодом и чрезмерными налогами, люди будут есть листья, коренья, плоть, дикий мёд, плоды, цветы и семена. Страдая от засухи, они дойдут до полного истощения.

ТЕКСТ 10Подданные будут сильно страдать от холода, ветра, жары, дождя и снега. Кроме того, их будут мучить раздоры, голод, жажда, болезни и невыносимые тревоги.

ТЕКСТ 11Максимальная продолжительность жизни для людей Кали-йуги будет пятьдесят лет.

ТЕКСТ 12-16К окончанию века Кали тела всех живых существ значительно уменьшатся в размерах, а религиозные принципы варнашрамы будут разрушены. Путь Вед будет совершенно забыт человеческим обществом, а так называемые религии будут в большинстве своем атеистичными. Почти все цари превратятся в воров, основными занятями людей станут кражи, ложь и бессмысленное насилие, а все общественные уклады опустятся до низшего уровня шудр. Коровы будут размером с козу, духовные обители не лучше мирских домов, а семейные узы не далее ближайших связей брака. Большинство растений и трав измельчают, а деревья станут карликовыми. В облаках будут непрестанно сверкать молниии, праведность покинет дома, а люди по качествам своим уподобятся ослам. В это самое время Верховная Личность Бога явится на земле. Силой действия чистой благости Он спасёт вечную Дхарму.

ТЕКСТ 17Господь Вишну ––– Верховная Личность Бога, духовный владыка всех движущихся и неподвижных живых существ и Высшая душа всего ––– принимает рождение, чтобы защитить принципы религии и освободить Своих преданных от последствий кармической деятельности.

ТЕКСТ 18Господь Калки явится в доме самого возвышенного брахмана в селении Шамбала, великой души Вишнуйаши.

ТЕКСТ 19-20Калки аватара, Господь вселенной, оседлает Своего быстрого коня Девадатту и с мечом в руке обойдет землю, проявляя Свои восемь мистических совершенств и восемь особых божественных качеств. Излучая ослепительное сияние и скача с огромной скоростью, Он уничтожит на своем пути миллионы воров, осмелилившихся рядиться в царские одежды.

ТЕКСТ 21После того, как самозваные цари будут убиты, жители городов и деревень ощутят лёгкое дуновение ветра, несущее благоухание сандаловой пасты и других священных украшений Господа Васудевы и умы их очистятся.

ТЕКСТ 22Господь Васудева, Верховная Личность Бога явится в их сердцах в Своей трансцендентной форме благости, и оставшиеся в живых начнут заново заселять землю.

ТЕКСТ 23Когда Всевышний Господь явится на земле как Калки, хранитель религии, начнётся Сатйа-йуга, и следующие поколения будут рождаться в гуне добродетели.

ТЕКСТ 24Когда Луна, Солнце и Брхаспати(Юпитер) соберутся вместе в созвездии Карката, и все три одновременно войдут в лунный дом Пушйа ––– в этот самый момент начнётся эпоха Сатйа или Крита.

ТЕКСТ 25Итак, я описал всех царей ––– прошлых, ныне живущих и будущих ––– которые принадлежат к солнечной и луной династии.

ТЕКСТ 26От твоего рождения до коронации царя Нанды пройдёт 1150 лет.

ТЕКСТ 27-28Из семи звёзд, образующих созвездие Семи Мудрецов, первыми на ночном небе восходят Пулаха и Крату. Говорится, что лунный дом, через который пройдёт по этим звездам небесный мередиан, соединяющий север и юг, будет управлять созвездием Семи Мудрецов в это время. Семь Мудрецов останутся связанными именно с этим лунным домом на сто человеческих лет. В течение твоей жизни, о царь, они разместились в накшатре, под названием Магха.

ТЕКСТ 29Всевышний Господь Вишну сияет словно солнце, и известен как Кришна. Когда Он вернулся в Свою духовную обитель, в этот мир вошёл Кали, и люди начали получать удовольствие от греховных поступков.ТЕКСТ 30

Пока Господь Шри Кришна, супруг богини удачи, касался земли Своими лотосными стопами, у Кали не было силы, чтобы захватить эту планету.

ТЕКСТ 31Когда созвездие семи мудрецов проходит через лунный дом Магха, начинается эпоха Кали. Она длится двенадцать сотен лет по исчислению полубогов.

ТЕКСТ 32Когда великие мудрецы созвездия Саптариши перейдут из Магха в Пурвашадху, Кали войдёт в полную силу, начиная с династии царя Нанды.

ТЕКСТ 33Знатоки истории утверждают, что с того самого дня, как Господь Шри Кришна ушёл в духовный мир началось влияние века Кали.

ТЕКСТ 34Через тысячу небесных лет Кали-йуги снова проявится Сатйа-йуга. К тому времени умы всех людей прояснятся.

ТЕКСТ 35Итак, я описал тебе царскую династию Ману, такой как она известна на земле. Подобным образом можно изучать историю вайшйев, шудр и брахманов, живших в различные эпохи.

ТЕКСТ 36Эти великие души известны теперь только по именам. Они существуют только в преданиях прошлого, и лишь их слава остаётся на земле.

ТЕКСТ 37ДевАпи, брат Махараджи Шантану, и Мару, потомок Икшваку, обладают огромной мистической силой и поныне живут в КалАпе(столице Шамбалы).

ТЕКСТ 38В конце эпохи Кали эти два царя, получив наставления непосредственно от Верховной Личности Бога, Васудевы, вернутся в человеческое общество и восстановят вечную дхарму людей, которой свойственно деление на варны и ашрамы, как это было прежде.

ТЕКСТ 39Цикл из четырёх эпох ––– Сатйа, Трета, Двапара и Кали ––– постоянно повторяется на земле, воспроизводя одну и ту же общую последовательность событий.

ТЕКСТ 40Мой дорогой царь Парикшит, все цари, которых я описал и другие люди приходили в этот мир претендуя на владение им, но, в конце концов, все они покинули его, встретив свою гибель.

ТЕКСТ 41Телесные обозначения временны, и то што сегодня называется «царь» - завтра будет «черви», «испоражнения» и «прах». Что может знать о своем истинном благе человек, если он ради своего тела причиняет вред другим живым существам, и таким образом просто прокладывает себе дорогу в ад?

ТЕКСТ 42 [Цари материалисты думают]: «Эта бескрайняя земля принадлежала моим предшественникам, а теперь ей правлю я. Как сделать так, чтобы она осталась в руках моих сыновей, внуков и других потомков?»

ТЕКСТ 43Глупцы принимают тело, состоящее из земли, воды и огня за своё «я», а эту землю за - «моё». В любом случае они покидают своё тело и землю и уходят в небытие.

ТЕКСТ 44Мой дорогой царь Парикшит, все эти цари, пытавшиеся своими силами наслаждаться землёй, были низвергнуты силой времени, став не более чем историческими хрониками.

Глава Третья

Бхуми-гита (Песнь Земли)

ТЕКСТ 1Шукадева Госвами сказал: Взирая на то, как земные правители стремятся покорить её, Земля рассмеялась. Она сказала: «Только взгляните, как эти цари, которые всего лишь игрушки в руках смерти, желают подчинить меня».

ТЕКСТ 2Даже самые мудрые правители из-за материального вожделения потерпели на своем пути неудачу. Движимые вожделением, эти цари возлагают великую надежду и веру на мёртвый комок плоти, называемый телом, даже когда эта материальная оболочка исчезает подобно пузырям пены на воде.

ТЕКСТ 3-4Цари и политики воображают: «Сначала я одолею чувства и ум; затем подчиню моих главных министров, советников, подданных, друзей и родственников, а также богатых владельцев слонов и так избавлюсь от терний препятствий на моём пути к покорению всей земли». Охваченные великими ожиданиями, такие правители не замечают притаившуюся рядом смерть.

ТЕКСТ 5Завоевав все земли, эти гордые цари вторгаются в океан, чтобы победить и его. Самоконтроль в корыстных целях - бессмыслен. Подлинная цель самоконтроля –– духовное освобождение.

ТЕКСТ 6О, лучший из Куру, Бхуми продолжала: Хотя в прошлом многие великие люди и их потомки оставили землю, покинув этот мир в том же беспомощном состоянии, в каком и пришли, но и сегодня глупцы пытаются завоевать меня.

ТЕКСТ 7Ради того, чтобы захватить меня, привязанные к приходящему люди сражаются друг с другом. В жажде власти отец встает на сына и брат на брата.

ТЕКСТ 8Такие правители бросают друг другу вызов: «Вся эта земля моя! Она не твоя, глупец!» Затем нападают друг на друга и гибнут.

ТЕКСТ 9-13Такие цари как Притху, Пурурава, ГАдхи, Нахуша, Бхарата, Картавирйа, Арджуна, Мандхата, СагАра, Рама, Кхатванга, Дхундхуха, Рагху, Тринабинду, Йайати, Шарйати, Шантану, Гайа, Бхагиратха, КувалайАшва, КакУштха, НаишАдха, Нрига, Хиранйакашипу, Вритра, Равана, который заставил весь мир стенать, Намучи, ШАмбара, Бхакума, Хиранйакша и ТАрака, а также многие другие демоны и цари, обладавшие огромным могуществом, знанием, и героизмом - покоряли всех и были непобедимы. Тем не менее, о, всемогущий Господь, хотя они и прожили свою жизнь, изо всех сил пытаясь овладеть мной, все они подчинились неумолимому ходу времени, оставив после себя лишь воспоминания. Никто из них так и не смог править вечно.

ТЕКСТ 14Шуадева Госвами сказал: О, могучий Парикшит, я поведал тебе обо всех этих царях, которые прославились на весь мир, а затем ушли. Моей истинной целью было преподать тебе трансцендентное знание и научить отрешённости. Истории о царях усиливают и украшают эти повествования, но сами по себе не являются высшим аспектом знания.

ТЕКСТ 15Человек, стремящийся к чистому преданному служению Господу Кришне, должен слушать описания прославленных качеств Господа Уттамашлоки, постоянное воспевание которых уничтожает всё неблагоприятное. Такое слушание и помятование должно сопровождать преданного постоянно.

ТЕКСТ 16Царь Парикшит сказал: Мой господин, как смогут люди, живущие в эпоху Кали, оградить себя от накапливающейся скверны этого века? О, великий мудрец, пожалуйста, объясни мне это.

ТЕКСТ 17Пожалуйста, расскажи о различных эпохах вселенской истории, особых качествах каждой эпохи, продолжительности космического сохранения и уничтожения, и о движении времени, которое является непосредственным представителем Высшей Души, Личности Бога, Господа Вишну.

ТЕКСТ 18

Шукадева Госвами сказал: Мой дорогой царь, в начале, в Сатйа-йугу, век истины, религия предстаёт, стоя на всех своих четырёх ногах, и люди этой эпохи тщательно хранят её. Эти четыре ноги Дхармы суть правдивость, сострадание, аскетизм и милосердие.

ТЕКСТ 19

Люди Сатйа-йуги по большей части самоудовлетворены, милостивы, дружелюбны, умиротворены, мудры и терпимы. Они черпают удовольствие изнутри, видя равенство во всём и всегда усердно стремясь к духовному совершенству.

ТЕКСТ 20

В Трета-йугу каждая нога религии постепенно ослабевает на одну четверть под влиянием четырёх столпов безбожия ––– лжи, насилия, неудовлетворённости и раздора.

ТЕКСТ 21

В эпоху Трета люди посвящают себя выполнению ритуалов и аскез. Они не применяют чрезмерного насилия и не слишком стремятся к чувственным наслаждением. Их интересует преимущественно религиозность, экономическое развитие и регулируемое наслаждение чувств, и они достигают процветания, следуя предписаниям трёх Вед. О, царь, хотя в эту эпоху общество разделено на четыре класса, большинство людей - брахманы.

ТЕКСТ 22В Двапара-йугу религиозные качества аскетизма, правдивости, сострадания и милосердия ослабевают наполовину из-за своих безбожных противоположностей –неудовлетворённости, лжи, насилия и враждебности.

ТЕКСТ 23В век Двапара люди очень благородны и стремятся славе. Они посвящают себя изучению Вед, владеют огромными богатствами, содержат большие семьи и страстно наслаждаются жизнью. Из четырёх классов самые многочисленные – это кшатрии и брахманы.

ТЕКСТ 24В эпоху Кали остаётся только одна четвёрть религиозных принципов. Но и они будут постоянно ослабевать из-за всё возрастающего безбожия и, в конце концов, рухнут.

ТЕКСТ 25В век Кали люди склонны к жадности, отличаются дурным поведением, немилосердны, и враждуют друг с другом без веской причины. Несчастные и обуреваемые материальными желаниями, люди Кали-йуги практически все падшие шудры.

ТЕКСТ 26Материальные гуны ––– благость, страсть и невежество ––– хитросплетения которых наблюдаются в человеческом уме, приводятся в движение силой времени.

ТЕКСТ 27Когда ум, разум и чувства прочно укрепились в гуне благости, это время следует считать Сатйа-йугой, веком истины. Люди тогда черпают наслаждение в знании и аскетизме.

ТЕКСТ 28О, разумнейший, время, когда обусловленные души действуют из чувства долга, но имеют скрытые мотивы и эгоистичные желания, следует считать веком Трета, в котором преобладают качества страсти.

ТЕКСТ 29Когда вместе со стремлением к эгоистической деятельности появляются жадность, ложная гордыня, лицемерие и зависть - такое время называется веком Двапара, которым правят смешанные гуны страсти и невежества.

ТЕКСТ 30Когда преобладает обман, ложь, лень, сонливость, насилие, депрессия, скорбь, беспорядок, страх и нищета, это - век Кали, эпоха гуны невежества.

ТЕКСТ 31Из-за плохих качеств века Кали люди станут недальновидными, несчастными, прожорливыми, похотливыми и нищими. Став нецеломудренными, женщины будут свободно ходить от одного мужчины к другому.

ТЕКСТ 32Городами будут править воры. Веды будут осквернены спекулятивными толкованиями атеистов. Политические лидеры будут пить соки из своих подданных, а так называемые священники и интеллектуалы будут преданны своим желудкам и гениталиям.

ТЕКСТ 33ванапрастхи будут жить в деревнях, а саннйаси станут алчными.

ТЕКСТ 34

Женщины сильно уменьшатся в размерах, будут неумерены в еде, многодетны и утратят всякий стыд. Они будут грубы, проявлять склонность к воровству, обману и чрезмерой наглости.

ТЕКСТ 35Предприниматели будут лживы и заниматься торговлей по мелочам. Люди без всякой веской причины, без зазрения совести будут зарабатывать на жизнь любыми отвратительными способами.

ТЕКСТ 36Слуги будут покидать разорившегося хозяина, даже если он обладает прекрасными качествами. А хозяева будут выгонять немощного слугу, даже если он из поколения в поколение служит семье. Коров будут выгонять или убивать, когда они перестанут давать молоко.

ТЕКСТ 37В Кали-йугу мужчины будут несчастны и подвластны женщинам. Они будут отвергать своих отцов, братьев, родственников и друзей, и вместо них общаться с сёстрами и братьями своих жён. Таким образом, их понимание дружбы будет основываться исключительно на половых связях.

ТЕКСТ 38Бескультурные люди будут принимать пожертвования во имя Господа, и зарабатывать на жизнь, устраивая показуху из аскетизма и ношения одежд отшельника. Те, кто ничего не знают о религии, будут восседать на асанах и пытаться говорить о религиозных принципах.

ТЕКСТ 39-40В век Кали умы людей всегда будут возбуждены. Они будут мучимы голодом и налогами, мой дорогой царь, и всегда испытывать страх перед засухой. Им будет не хватать одежды, еды и питья, они будут неспособны правильно отдыхать, омываться или вступать в половые отношения и тела их более не будут украшать священные знаки. На самом деле, люди Кали-йуги постепенно станут похожи на привидения и призраков.

ТЕКСТ 41В Кали-йугу люди будут ненавидеть друг друга из-за нескольких монет. Отбросив узы дружбы, они будут готовы без колебаний расстаться с жизнью и даже убить собственных родственников.

ТЕКСТ 42Люди более не будут защищать своих престарелых родителей, детей или целомудренных жён. Полностью деградировав, они будут озабочены только удовлетворением своих желудков и гениталий.

ТЕКСТ 43О, царь, в эпоху Кали разум людей будет отравлен атеизмом, и они практически перестанут приносить жертвы Верховной Личности Бога, высшему духовному учителю вселенной. Несмотря на то, что великие личности, которые контролируют три мира, склоняются к лотосным стопам Всевышнего Господа, никудышные и жалкие, люди этой эпохи не будут этого делать.

ТЕКСТ 44Охваченный ужасом от приближающейся смерти, человек корчится в своей постели, голос его прерывается и он едва сознаёт, что говорит. Но если он произносит святое имя Всевышнего Господа, то может освободиться от последствий своей кармической деятельности и достичь высшей обители. Тем не менее, люди века Кали не будут поклоняться Всевышнему Господу.

ТЕКСТ 45В Кали-йугу все объекты, места и даже отдельные личности – будут осквернены. Однако Всемогущий Господь может избавить от всей скверны того, кто сосредоточил на Нём свой ум.

ТЕКСТ 46Если человек слушает, прославляет, медитирует, поклоняется или просто выражает почтение Всевышнему Господу, пребывающему в сердце, Господь освободит его ум от этой скверны, накопленной за многие тысячи жизней.

ТЕКСТ 47Как огонь очищает золото от любой примеси других металлов, так и Господь Вишну пребывающий в сердце, очищает умы йогов.

ТЕКСТ 48Ни процесс поклонения полубогам, ни аскетизм, ни контроль дыхания, ни сострадание, ни омовение в святых местах, ни строгие обеты, ни милосердие ни воспевание различных мантр - не сможет очистить ум человека в той же степени, что и проявление беспредельной Личности Бога в его сердце.

ТЕКСТ 49Поэтому, о, царь, изо всех сил старайся удержать Всевышнего Господа Кешаву в своём сердце. Сохраняй эту концентрацию на Господе, и в момент смерти ты обязательно достигнешь высшего назначения.

ТЕКСТ 50Мой дорогой царь, Личность Бога это высший контролирующий. Он ––– Верховная Душа и высшее прибежище всех существ. Тому, кто медитирует на Него в предверии смерти, Он раскрывает его вечную духовную сущность.

ТЕКСТ 51Мой дорогой царь, хотя Кали-йуга –– это океан недостатков, всё же у этого века есть одно хорошее качество: просто воспевая имя Кришны, человек может освободиться от материальных пут и вознестись в трансцендентное царство.

ТЕКСТ 52Результата, который достигается в Сатйа-йугу медитацией на Вишну, в Трета-йугу проведением жертвоприношений и в Двапара-йугу поклонением лотосным стопам Божества, в Кали-йугу можно достичь , просто воспевая святое имя господа Хари.

 

Глава Четвертая

Четыре Типа Вселенского Уничтожения

ТЕКСТ 1Шукадева Госвами сказал: Мой дорогой царь, я уже описал тебе единицы измерения времени, начиная с мельчайшей, измеряемой движением одного атома, вплоть до продолжительности жизни Господа Брахмы. Я также уже говорил о продолжительности разных эпох в истории вселенной. Теперь выслушай рассказ о дне Брахмы и процессе уничтожения.

ТЕКСТ 2Одна тысяча циклов из четырёх эпох составляет один день Брахмы, известный как калпа. За этот период, о, царь, приходит и уходит четырнадцать Ману.

ТЕКСТ 3После дня Брахмы наступает уничтожение, которое длится одну его ночь, продолжительностью, такой же как и его день. В это время все три мира подвергаются уничтожению.

ТЕКСТ 4Это называется наимиттика, или уничтожение, во время которого Господь Нарайана возлежит на ложе из Ананта Шеши и вбирает в Себя всю вселенную, пока Господь Брахма спит.

ТЕКСТ 5Когда две половины жизни Господа Брахмы, самого возвышенного сотворённого существа, подходят к концу, уничтожаются семь основных элементов творения.

ТЕКСТ 6О, царь, с уничтожением материальных элементов, начинает разрушаться вселенское яйцо, включающее в себя комбинацию элементов творения.

ТЕКСТ 7О, царь, когда приблизится уничтожение, на земле не будет дождей на протяжении ста лет. Засуха приведёт к голоду и население будет буквально пожирать друг друга. Обитатели земли, сбитые с толку силой времени, постепенно погибнут.

ТЕКСТ 8Нещадно палящее солнце выпьет своими обжигающими лучами всю воду из океана, живых тел и самой земли, не дав ни капли дождя взамен.

ТЕКСТ 9Затем, из уст Санкаршаны изойдёт великий огонь уничтожения. Поднимаемый могучей силой ветра, этот огонь будет жечь всю вселенную, опаляя безжизненную оболочку космоса.

ТЕКСТ 10Обжигаемая со всех сторон ––– палящим солнцем сверху и огнём Господа Санкаршаны снизу ––– вселенская сфера будет пылать как горящий шар из коровьего навоза.

ТЕКСТ 11Могучий и ужасный ветер разрушения будет дуть на протяжении более ста лет, и небо, затянутое пылью, почернеет.

ТЕКСТ 12После этого, о, царь, соберутся цепи разноцветных облаков, ревя раскатами грома и будут проливать потоки дождя на протяжении ста лет.

ТЕКСТ 13Так вселенское яйцо заполнится водой, образовав единый космический океан.

ТЕКСТ 14Когда вся вселенная будет затоплена, вода вберёт аромат земли, и элемент земли, лишённый присущего ему качества, растворится.

ТЕКСТ 15-19Затем, элемент огня вберёт вкус элемента воды, который, будучи лишён своего уникального качества, вкуса, погрузится в огонь. Воздух вберёт форму, присущую огню, и огонь, лишённый формы, погрузится в воздух. Элемент эфира вберёт качество воздуха -- осязание и тогда, воздух войдёт в эфир. Затем, о, царь, ложное эго в невежестве поглотит звук - качество эфира, после чего эфир растворится в ложном эго. Ложное эго в гуне страсти завладеет чувствами, а ложное эго в гуне благости поглотит полубогов. Затем, совокупная махат-таттва поглотит ложное эго с его разнообразными функциями, а эта махат-таттва будет поглощена гунами природы ––– благостью, страстью и невежеством. Мой дорогой царь Парикшит, эти гуны в дальнейшем будут поглощены изначальной непроявленной формой природы, побуждаемой временем. Эта непроявленная природа не подвержена изменениям шести видов, вызванных влиянием времени. Скорее, у неё нет ни начала, ни конца. Она суть непроявленная, вечная и неиссякаемая причина творения.

ТЕКСТ 20-21В этом непроявленном состоянии материальной природы, называемом прадханой, нет речи, ума и проявления тонких элементов, начиная с махат, нет гун благости, страсти и невежества. В нём нет ни жизненного воздуха ни разума, ни каких-либо чувств или полубогов. В нём нет определённого расположения планетных систем, и отсутствуют различные состояния сознания ––– сон со сновидениями, бодрствование и глубокий сон. Там нет эфира, воды, земли, воздуха, огня или солнца. Это состояние подобно глубокому сну или пустоте. Разумеется, оно неописуемо. Те, кто сведущи в духовной науке объясняют, однако, что т.к. прадхана -- это изначальная субстанция, она и есть подлинная основа материального творения.

ТЕКСТ 22Это уничтожение, которое называется пракритика, во время которого энергии, принадлежащие Верховной Личности и Его непроявленной материальной природе, разрушенные силой времени, лишаются своей силы и полностью растворяются друг в друге.

ТЕКСТ 23И только Абсолютная Истина проявленная в формах разума, чувств и объектов чувственного восприятия, является их высшей основой. Всё, что имеет начало и конец, иллюзорно, будучи объектом, воспринимаемым ограниченными чувствами и потому неотлично от своей причины.

ТЕКСТ 24Лампа, глаз, который видит её свет и видимая форма -- всё это, по сути, не отлично от элемента огня. Подобным же образом разум, чувства и чувственное восприятие не существуют отдельно от высшей реальности, несмотря на то, что Абсолютная Истина остаётся целиком отделённой от них.

ТЕКСТ 25Три состояния сознания, называются бодрствованием, сном со сновидениями и глубоким сном. Но, мой дорогой царь, разнообразные ощущения, порождённые этими различными состояниями в чистом живом существе, суть ни что иное, как иллюзия.

ТЕКСТ 26Так же как облака в небе появляются, а затем исчезают благодаря соединению и растворению составляющих их элементов, эта материальная вселенная творится и уничтожается в Абсолютной Истине посредством соединения и растворения её элементарных составляющих частей.

ТЕКСТ 27Мой дорогой царь, в Веданта-сутре говорится, что исходный элемент из которого состоит любое проявление этой вселенной, можно воспринять как отдельную реальность, подобно тому, как нити, образующие ткань могут восприниматься отдельно от неё.

ТЕКСТ 28Всё, что воспринимается в рамках общей причины и частного следствия, есть иллюзия, т.к. такие причины и следствия существуют только относительно друг друга. Несомненно, всё что имеет начало и конец - нереально.

ТЕКСТ 29Воспринимаемое превращение даже одного атома материи не возможно без связи с Высшей Душой. Чтобы восприниматься как реально существующее, нечто должно обладать тем же качеством, что и чистый дух ––– вечным, неизменным бытием.

ТЕКСТ 30В Абсолютной Истине нет материальной двойственности. Двойственность, воспринимаемая невеждой подобна разнице между небом, заключённым в пустом горшке и небом за пределами горшка, или разнице между отражением солнца в воде и самим солнцем в небе, или разницей между жизненным воздухом в одном живом теле и жизненным воздухом в другом теле.

ТЕКСТ 31Так же как золото, в соответствии с различными целями может проявляться и использоваться в разнообразных формах, подобным же образом Верховная Личность Бога, которая недоступна для материальных чувств, описывается разными людьми различными словами -- как обычными, так и словами Вед.

ТЕКСТ 32Несмотря на то, что облако порождено и становится видимым благодаря солнцу, оно, тем не менее, является причиной тьмы для глаза, который суть тоже частичное проявление солнца. Аналогично, материальное ложное эго - это определённое порождение Абсолютной Истины, ставшее явным благодаря Ей, - препятствует индивидуальной душе, другому частичному проявлению Абсолютной Истины, осознать Её.

ТЕКСТ 33Когда облако, изначально порождённое солнцем, уносится прочь, глаз может видеть подлинную форму солнца. Аналогично, когда душа разрушает материальную оболочку ложного эго, вопрошая о трансцендентной науке, она возвращается в своё изначальное духовное сознание.

ТЕКСТ 34Мой дорогой Парикшит, когда иллюзорное ложное эго, которое опутывает душу, разрубается мечом аналитического знания, в человеке развивается осознание Господа Ачйуты, Высшей Души, это называется атйантикой или окончательным уничтожением материального бытия.

ТЕКСТ 35О покоритель врагов! Знатоки тонких явлений природы, провозглашают, что процесс творения и уничтожения идет непрерывно, и в него вовлечены все сотворённые существа, начиная с Брахмы.

ТЕКСТ 36Все они постоянно претерпевают превращения и неумолимо разрушаются могучим течением времени. Разнообразные стадии существования материальных объектов служат вечной причиной их возникновения и уничтожения.

ТЕКСТ 37Эти стадии бытия, порождённые безначальным и бесконечным временем, безликим представителем Всевышнего Господа, невидимы, подобно тому, как изменения положения планет в небе невозможно увидеть сразу.

ТЕКСТ 38Таким образом, движение времени описывается в контексте уничтожения четырёх видов ––– непрерывного(нитьях), случающегося иногда(наймиттиках), элементального(пракритиках) и окончательного(атьйантиках).

ТЕКСТ 39О, лучший из Куру, я поведал тебе об играх Господа Нарайаны, творца этого мира и высшего источника бытия, представив их тебе лишь вкратце. Даже сам Господь Брахма не смог бы описать их целиком.

ТЕКСТ 40Для человека, страдающего в огне бесчисленных бедствий и желающего пересечь необъятный океан материального бытия, нет более подходящей лодки, чем культивирование преданности трансцендентному вкусу к описаниям игр Верховной Личности Бога.

ТЕКСТ 41Давным давно, это краткое изложение всех Пуран было поведано непогрешимым Господом Нара-Нарайаной Рши Нараде, который затем повторил его Кршне Дваипайане Ведавйасе.

ТЕКСТ 42Мой дорогой Махараджа Парикшит, эта великая личность, Шрила Вйасадева, преподал мне это писание, Шримад-Бхагаватам, которое находится на одном уровне с четырьмя Ведами.

ТЕКСТ 43

О, лучший из Куру, тот самый Сута Госвами, который сидит перед нами, расскажет этот Бхагаватам мудрецам, собравшимся на великое жертвоприношение в Наимишаранйе. Он сделает это, когда члены собрания во главе с Шаунакой зададут ему свои вопросы.

 

Глава Пятая


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 244; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!