Господь Шива И Ума Прославляют Маркандейу Риши



ТЕКСТ 1Сута Госвами сказал: Всевышний Господь Нарайана устроил грандиозное представление Своей сбивающей с толку иллюзорной энергии. Получив этот опыт, Маркандейа Риши принял прибежище у Господа.

ТЕКСТ 2Шри Маркандейа сказал: О, Господь Хари, Я принимаю прибежище у Твоих лотосных стоп, которые даруют бесстрашие тому, кто предаётся им. Даже великие полубоги сбиты с толку твоей иллюзорной энергией, которая является им в обличии знания.

ТЕКСТ 3Сута Госвами сказал: Господь Рудра, путешествуя по небу на своём быке в сопровождении супруги, Рудрани, а также своих личных спутников, наблюдал Маркандейу Риши в трансе.

ТЕКСТ 4Богиня Ума, увидев мудреца, обратилась к Господу ГирИше: Мой господин, только взгляни на этого учёного брахмана: его тело, ум и чувства неподвижны в трансе.

ТЕКСТ 5Он умиротворен как океан, когда утихает ветер и успокаиваются обитатели вод. Поэтому, мой господин, поскольку ты даруешь благо совершающим аскезы, пожалуйста, награди этого мудреца совершенством, которое явно предназначено ему.

ТЕКСТ 6Господь Шива отвечал: Несомненно, этот святой брахман не желает ни благословений, ни даже самого освобождения, ибо он посвятил себя чистому преданному служению безупречной Личности Бога.

ТЕКСТ 7Всё же, моя дорогая Бхавани, давай поговорим с этой святой личностью, кроме всего прочего, общение с преданными - это высшее достижение для живого существа.

ТЕКСТ 8

Сута Госвами сказал: Промолвив это, Господь Шанкара – прибежище чистых душ, повелитель всех духовных наук и властитель воплощённых существ – обратился к мудрецу.

ТЕКСТ 9Поскольку материальный ум Маркандейи перестал воспринимать окружающее, мудрец не заметил, что Господь Шива и его жена, владыки вселенной, лично пришли к нему. Маркандейа был настолько погружён в медитацию, что не осознавал самого себя и внешний мир.

ТЕКСТ 10 Хорошо понимая ситуацию, могущественный Господь Шива воспользовался мистической силой, чтобы войти в небо сердца Маркандейи, подобно тому, как ветер проникает в открытое окно.

ТЕКСТ 11-13Шри Маркандейа увидел Господа Шиву внезапно появившегося в его сердце. Золотистые волосы Господа Шивы напоминали молнию, у него было три глаза, десять рук, а высокая фигура сияла словно солнце. Он был одет в тигровую шкуру, нёс трезубец, лук, стрелы, меч и щит, а также чётки, барабан даммару, череп и топор. Удивлённый мудрец вышел из транса и подумал: «Кто это, и откуда он взялся?»

ТЕКСТ 14Открыв глаза, мудрец увидел Господа Рудру, духовного учителя трёх миров вместе с Умой и их спутниками. Тогда, склонив голову, Маркандейа предложил им свои почтительные поклоны.

ТЕКСТ 15Маркандейа совершил поклонение Господу Шиве, Уме и их спутникам, предложив им слова приветствия, сиденья, воду для омовения стоп, ароматную воду для питья, благоуханные масла, цветочные гирлянды и светильники арати.

ТЕКСТ 16Маркандейа сказал: О, могучий владыка, что я могу сделать для тебя, пребывающего в духовном блаженстве и полностью удовлетворенного? Несомненно, по своей милости ты даруешь умиротворение всему этому миру.

ТЕКСТ 17Снова и снова я предлагаю тебе свои поклоны, о, Шива - всеблагой, о, трансцендентная личность. Взаимодействуя с благостью, ты даёшь наслаждение, в соприкосновении с гуной страсти ты наводишь ужас, и ты также имеешь дело с гуной невежества.

ТЕКСТ 18Сута Госвами сказал: Господь Шива, величайший полубог и прибежище святых, был удовлетворён восхвалением Маркандейи. Довольный, он улыбнулся и обратился к мудрецу.

ТЕКСТ 19

Господь Шива сказал: Пожалуйста, проси у меня чего пожелаешь, ибо среди дающих благословения мы трое –– Брахма, Вишну и я – лучшие. Созерцание нас никогда не бывает напрасным, потому что просто видя нас, смертный обретает бессмертие.

ТЕКСТ 20-21Управляющие полубоги и обитатели всех планет вместе с Господом Брахмой, Всевышним Господом Хари и мной, славят, поклоняются и помогают тем брахманам, которые святы, всегда умиротворены, свободны от материальных привязанностей, милосердны ко всем живым существам, преданы нам, лишены ненависти и наделены равным видением.

ТЕКСТ 22Эти преданные не делают различий ни между Господом Вишну, Господом Брахмой и мной ни между собой и другими живыми существами. Поэтому, поскольку ты относишься к таким святым, мы поклоняемся тебе.

ТЕКСТ 23Священные воды святых мест, лишенные жизни статуи полубогов - очищают лишь по прошествии долгого времени, но лишь мгновение проведённое в твоём обществе способно очистить человека.

ТЕКСТ 24Медитируя на Высшую Душу, совершая аскезы, занимаясь изучением Вед и следуя регулирующим принципам, брахманы представляют три Веды, не отличные от Господа Вишну, Господа Брахмы и меня. Поэтому я предлагаю мои поклоны брахманам.

ТЕКСТ 25Даже худшие из грешников и изгои общества очищаются, просто слушая или созерцая таких личностей, как ты. Только представь, как они могут очиститься, поговорив с тобой.

ТЕКСТ 26Сута Госвами сказал: Вкушая нектар слов Господа Шивы, исполненных сокровенной сути религии, Маркандейа Риши не мог насытиться.

ТЕКСТ 27Маркандейа, которого иллюзорная энергия Господа Вишну заставила долгое время скитаться по водам потопа, был чрезвычайно истощён. Но нектарные слова Господа Шивы избавили его от груза усталости. Тогда он обратился к Господу Шиве.

ТЕКСТ 28Шри Маркандейа сказал: Несомненно, воплощённым душам очень трудно постичь игры повелителей вселенной, которые кланяются и возносят молитвы тем же живым существам, которыми правят.

ТЕКСТ 29Когда авторитетные учителя являют собой идеал поведения, поощряя и восхваляя должное поведение других - это побуждает воплощённые души принять дхарму - религиозные принципы.

ТЕКСТ 30Подобное поведение Всевышнего Господа и Его спутников, наделённых непостижимой божественной энергией, не низводит Его до уровня мага, демонстрирующего свои трюки.

ТЕКСТ 31-32Я предлагаю свои поклоны Верховной Личности Бога, который сотворил всю вселенную одним лишь Своим желанием, а затем вошёл в неё как Сверхдуша. Приведя в действие гуны природы, он только кажется непосредственным творцом этого мира, в действительности находясь в стороне, подобно тому, как спящему кажется, что он действует во сне. Он хозяин и верховный повелитель трёх гун природы, однако, Он остаётся единственно чистым и несравненным. Он верховный духовный учитель, изначальная личностная форма Абсолютной Истины.

ТЕКСТ 33О, вездесущий владыка, поскольку я получил благословение, увидев тебя, о чем ещё я могу просить? Просто созерцая тебя, человек исполняет все свои желания и может достичь всего, что только можно вообразить.

ТЕКСТ 34Но всёже я попрошу у тебя одно благословение, о, тот, кто полон всех совершенств и способен пролить дождь исполнения всех желаний. Я прошу непоколебимой преданности Верховной Личности Бога и посвятивших себя Ему преданным, особенно тебе.

ТЕКСТ 35Сута Госвами сказал: Так, почитаемый и восхваляемый красноречивыми высказываниями Маркандейи, Господь Шарва [Шива], вдохновлённый своей супругой, ответил ему следующее.

ТЕКСТ 36О, великий мудрец, поскольку ты предан Господу Адхокшадже, все твои желания будут исполнены. До конца цикла творения ты будешь наслаждаться славой праведника и свободой от старости и смерти.

ТЕКСТ 37О, брахман, да обретёшь ты совершенное знание прошлого, настоящего и будущего, а также трансцендентное осознание Всевышнего, обогащённое отречением. Ты наделён брахманической силой и потому можешь занять положение учителя Пуран.

ТЕКСТ 38Сута Госвами сказал: Даровав благословения Маркандейе Риши, Господь Шива отправился в путь, продолжая описывать богине Деви достоинства мудреца и то проявление иллюзорной энергии Господа, через которое он прошёл.

ТЕКСТ 39Маркандейа Риши, лучший из потомков Бхргу, прославляется благодаря достижению совершенства в мистической йоге. И поныне он странствует по этому миру, полностью погружённый в беспримесную преданность Верховной Личности Бога.

ТЕКСТ 40Итак, я описал тебе деяния разумнейшего мудреца Маркандейи, и то как он испытал удивительную силу иллюзорной энергии Всевышнего Господа.

ТЕКСТ 41Хотя это событие было уникальным и беспрецедентным, некоторые неразумные личности, сравнивают его с циклом материального бытия, созданным Всевышним Господом для обусловленных душ ––– бесконечным циклом, идущим с незапамятных времён.

ТЕКСТ 42О, лучший из Бхргу, это описание о Маркандейи Риши, наделено трансцендентной силой Всевышнего Господа. Каждый, кто внимательно пересказывает или слушает его, никогда более не попадет в колесо самсары - цикл материального существования, основанного на желании совершать деятельность ради её плодов.

Глава Одиннадцатая

Краткое Описание Махапуруши

ТЕКСТ 1Шри Шаунака сказал: О, Сута, ты лучший среди ученых людей и великий преданный Всевышнего Господа. Поэтому мы вопрошаем тебя об окончательном выводе тантрических писаний.

ТЕКСТ 2-3Да пребудет с тобой удача! Пожалуйста, объясни нам, стремящимся к познанию, процесс крийа-йоги, практикуемой посредством регулярного поклонения трансцендентному Господу, супругу богини удачи. Пожалуйста, также объясни, как преданные Господа постигают части Его тела, спутников, оружие и украшения в соответствии с определёнными материальными представлениями. Поклоняясь Господу со знанием дела, смертный может обрести бессмертие.

ТЕКСТ 4Сута Госвами сказал: Склоняясь перед моим духовным учителем, я перескажу описание достояний Господа Вишну, приведённое в Ведах и тантрах великими авторитетами, начиная с рождённого из лотоса Брахмы.

ТЕКСТ 5Вселенская форма Личности Бога (вират) включает в себя девять основных элементов, начиная с непроявленной природы, и их последовательные трансформации. Как только эта вселенская форма была наделена сознанием, в ней проявились три планетные системы.

ТЕКСТ 6-8Таково представление о Всевышнем Господе, как о вселенской личности, в которой земля ––– Его стопы, небо Его пупок, солнце - Глаза, ветер - ноздри, полубоги вторичного творения Его гениталии, смерть - анус, а луна Его ум. Райские планеты ––– голова Господа, направления - Его уши, а полубоги, защищающие различные планеты ––– множество Его рук. Бог смерти Его брови, стыд –– нижняя губа, жадность ––– верхняя губа, иллюзия ––– Его улыбка, свет луны ––– Его зубы, деревья - это волоски на теле всемогущего Пуруши, а облака ––– волосы на Его голове.

ТЕКСТ 9Подобно тому, как размеры обычного человека можно определить, измерив различные части его тела, так же можно определить и размер Махапуруши, изучая устройство планетных систем Его вселенской формы.

ТЕКСТ 10На Своей груди нерождённый Господь носит олицетворяющий чистоту души камень Каустубха, и знак Шриватса, который суть непосредственное проявление сияния этого самоцвета.

ТЕКСТ 11-12Его цветочная гирлянда - это материальная энергия, состоящая из разнообразных комбинаций гун природы. Его жёлтые одежды это стихотворные размеры Вед, а священный шнур ––– слог ом, состоящий из трёх звуков. Его серьги в форме акул - это процессы Санкхйи и йоги, а корона, дарующая бесстрашие обитателям всех миров, это высшее положение Брахмалоки.

ТЕКСТ 13Ананта - ложе Господа, это непроявленная фаза материальной природы, а лотосный трон Господа суть гуна благости, наделённая религией, знанием и т.д.

ТЕКСТ 14-15Булава Господа, это главный элемент, прана, включающий в себя энергии чувств, умственную и физическую силу. Его великолепная раковина - это элемент воды, диск Сударшана – элемент огня, а меч, чистый как небо – эфир. Его щит олицетворяет гуну невежества, лук, именуемый Шарнгой - время, а наполненный стрелами колчан – действующие органы чувств.

ТЕКСТ 16Говорится, что стрелы Его - это чувства, а колесница ––– полный сил, действующий ум. Его внешность - тонкие объекты восприятия, а жесты рук - суть всей целенаправленной деятельности.

ТЕКСТ 17Мандала - служит местом поклонения Господу, духовное посвящение предназначено для очищения души, а выполнение преданного служения - это процесс избавления от последствий всех грехов.

ТЕКСТ 18Игриво держа лотос, который представляет собой разнообразные достояния, обозначаемые словом бхага, Всевышний Господь принимает служение от пары опахал чамара, которые есть суть религия и слава.

ТЕКСТ 19О, брахманы, зонтик Господа это Его духовная обитель, Ваикунтха, где нет страха, а Гаруда, носящий Господа жертвоприношений - три Веды.

ТЕКСТ 20Богиня процветания Шри, которая никогда не покидает Господа, появляется с Ним в этом мире, как олицетворение Его внутренней энергии. Вишваксена, главный среди Его личных спутников, известен как олицетворение Панчаратры и других тантр. А восемь привратников Господа, возглавляемые Нандой - Его мистические совершенства, начиная с анимы.

ТЕКСТ 21О, брахман Шаунака, Васудева, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха это имена непосредственных личных экспансий Всевышнего Господа.

ТЕКСТ 22Верховная Личность Бога воспринимается в состояниях бодрствования, сна и глубокого сна – соответственно через - внешние объекты, ум и материальный разум, а также в четвёртом, трансцендентном состоянии - турья, которое характеризуется чистым знанием.

ТЕКСТ 23Господь Хари проявляется в четырёх личных экспансиях, каждая из которых содержит главные и второстепенные части тела, оружие и украшения. Посредством этих разных форм, Господь поддерживает четыре фазы бытия.

ТЕКСТ 24О, лучший из брахманов, Он один является самосветящимся, изначальным источником Вед, совершенным и полным в Своей славе. Посредством Своей материальной энергии Он творит, разрушает и поддерживает всю эту вселенную. Поскольку Он выполняет разнообразные материальные функции, Его иногда описывают как подверженного материальной двойственности, однако Он всегда остаётся на трансцендентном уровне. Тот, кто посвящает себя Ему, может осознать Его как саму свою душу.

ТЕКСТ 25О, Кришна, о, друг Арджуны, О, главный среди потомков Вршни, Ты уничтожаешь династии царей причиняющих беспокойства земле. Твоя доблесть никогда не угасает. Ты хозяин трансцендентной обители, и Твоя самая сокровенная слава, о которой поют пастухи и пастушки Врндавана и их слуги, дарует благо тем кто просто слушает о ней. О, Господь, пожалуйста, защити Своих преданных.

ТЕКСТ 26Каждый, кто встаёт рано утром и с ясным умом, сосредоточенным на Махапуруше, тихо воспевает это описание Его качеств, осознает Господа как Верховную Абсолютную Истину, пребывающую в сердце.

ТЕКСТ 27-28Шри Шаунака сказал: Пожалуйста, опиши нам, различные группы семи личностных ипостасей и спутников, которые Бог солнца проявляет каждый месяц, а также их имена и деяния. Спутники бога солнца, которые служат своему повелителю, это экспансии Верховной Личности Бога Хари в качестве правящего божества солнца. О, Шука, Вера наша в твои слова велика.

ТЕКСТ 29Сута Госвами сказал: Ход солнца среди других планет регулирует их движение. Оно сотворено посредством безначальной материальной энергии Господа Вишну, Высшей Души всех воплощённых существ .

ТЕКСТ 30Бог солнца, будучи неотличным от Господа Хари, суть душа всех миров и их изначальный творец. Он – источник всей ритуальной деятельности, предписанной в Ведах, и мудрецы называют Его множеством имён.

ТЕКСТ 31 О, Шаунака, Господь Хари, источник материальной энергии, в Его обличии бога солнца, описывается в девяти аспектах: время, место, усилия, исполнитель, инструмент, ритуал, писания, атрибуты поклонения и желаемый результат.

ТЕКСТ 32Верховный Господь, как бог солнца, проявляет Свою энергию времени и проходит через каждый из двенадцати месяцев, начиная с Мадху, регулируя движение планет во вселенной. В каждом из этих месяцев с богом солнца путешествуют разные группы спутников.

ТЕКСТ 33Мой дорогой мудрец, Дхата, как бог солнца, Кетастхали, как апсара, Хети, как ракшас, Васуки, как наг, Ратхакет, как йакша, Пуластйа, как мудрец и Тумбуру, как гандхарв, правят месяцем называемым Мадху или Чайтра.

ТЕКСТ 34Арйама, как бог солнца, Пулаха, как мудрец, Атхауджа, как йакша, Прахети, как ракшас, Пунджикастхали, как апсара, Нарада как гадхарв и КаччханИра, как Наг, правят месяцем Мадхава(Вайшакха).

ТЕКСТ 35Митра, как бог солнца, Атри, как мудрец, Паурушейа, как ракшас, Такшака, как наг, Менака, как апсара, Хаха, как гандхарв и Ратхасвана, как йакша, правят месяцем Шукра(Джештха).

ТЕКСТ 36Васиштха, как мудрец, Варуна, как бог солнца, Рамбха, как апсара, Сахаджанйа, как ракшас, Хуху, как гандхарв, Шукра, как наг и Читрасвана, как йакша, правят месяцем Шучи (Ашадха).

ТЕКСТ 37Индра, как бог солнца, Вишвавасу, как гандхарв, Шрота, как йакша, Элапатра, как наг, Ангира, как мудрец, Прамлоча, как апсара и Варйа, как ракшас, правят месяцем Набха(Шравана).

ТЕКСТ 38Вивасван, как бог солнца, Уграсена, как гандхарв, Вйагхра, как ракшас, Ашарана, как йакша, Бхргу, как мудрец, Анумлоча, как апсара и Шанкхапала, как наг, правят месяцем Набхасйа (Бхадра).

ТЕКСТ 39Пуша, как бог солнца, Дханарджна, как наг, Вата, как ракшас, Сушена, как гандхарв, Суручи, как йакша, Гхетачи, как апсара и Гаутама, как мудрец, правят месяцем Тапас(Магха).

ТЕКСТ 40Риту, как йакша, Варча, как ракшас, Бхарадваджа, как мудрец, Парджанйа, как бог солнца, Сенаджит, как апсара, Вишва, как гандхарв и Аиравата, как наг, правят месяцем, известным как Тапасйа или Пхалгуна.

ТЕКСТ 41Аашу, как бог солнца, Кашйапа, как мудрец, Таркшйа, как йакша, Ритасена, как гандхарв, Урваши, как апсара, Видйуччхатру, как ракшас и Махашанкха, как наг, правят месяцем Сахас(Маргаширша).

ТЕКСТ 42Бхага, как бог солнца, Спхурджа, как ракшас, Ариштанеми, как гандхарв, Урна, как йакша, Айур, как мудрец, Каркошака, как наг и Пурвачитти, как апсара, правят месяцем Пушйа.

ТЕКСТ 43Твашта, как бог солнца, Джамадагни, сын Ришики, как мудрец; Камбалашва, как наг; Тилоттама, как апсара; Брахмапета, как ракшас; Шатаджит, как йакша; и Дхртараштра как гандхарв, хранят месяц Иша (Ашвина).

ТЕКСТ 44Вишну, как бог солнца, Ашватара, как наг, Рамбха, как апсара, Сурйаварша, как гандхарв, Сатйаджит, как йакша, Вишвамитра, как мудрец и Макхапета, как ракшас, правят месяцем Урджа(Карттика).

ТЕКСТ 45Все эти личности –– исполненные достояний экспансии Верховной Личности Бога, Вишну, в форме бога солнца. Эти божества избавляют от последствий грехов тех, кто вспоминает их каждый день на рассвете и на закате.

ТЕКСТ 46Так, на протяжении двенадцати месяцев владыка солнца путешествует по всем направлениям с этими шестью видами спутников, даруя чистое сознание обитателям этой вселенной как в этой так и в слудущих жизнях.

ТЕКСТ 47-48Пока мудрецы славят бога солнца гимнами из Сама, Рг и Йаджур Вед, которые раскрывают его сущность, гандхарвы тоже поют Ему хвалу, а апсары танцуют перед его колесницей. Наги снаряжают упряжь, а йакши запрягают коней, пока могучие ракшасы толкают колесницу сзади.

ТЕКСТ 49Стоя лицом к колеснице, шестьдесят тысяч брахманов, известных как Валакхилйи, движутся перед ней, вознося молитвы всемогущему богу солнца ведическими мантрами.

ТЕКСТ 50Так, ради защиты всех миров, Верховный Господь Хари, нерождённый, безначальный и бесконечный, проявляется в течение каждого дня Брахмы в качестве Своих личных представителей.

Глава Двенадцатая


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!