Возрастные особенности девочек 6 -10 лет



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Факультет физической культуры, спорта и безопасности

Кафедра теории и методики физической культуры и спорта

 

 

Методика развития гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

  Исполнитель: Вершинина Алена Сергеевна, обучающийся БФ-51z группы заочного отделения _______ ___________________ дата       А.С. Вершинина
    Выпускная квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедры теории и методики физической культуры и спорта ________ _________________ дата         И.Н. Пушкарева   Научный руководитель: Пушкарева Инна Николаевна кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, _________ ___________________ дата      И.Н. Пушкарева

 

 

Екатеринбург 2018

СОДЕРЖАНИЕ

      Стр.
Введение   ………………………………………………........ 3
Глава 1.   Аналитический обзор литературы…………….. 5
  1.1. Характеристика художественной гимнастики как вида спорта………………………………….   5
  1.2. Возрастные особенности девочек 6-10 лет…… 8
  1.3. Методика развития гибкости девочек 6-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой..   10
Глава 2.   Организация и методы исследования…………. 38
  2.1. Организация исследования…………………….. 38
  2.2. Методы исследования………………………….. 39
Глава 3.   Результаты исследования и их обсуждение…... 54
Заключение   ………………………………………………........ 61

Список литературы …………………………………………………....

63
Приложения   ………………………………………………........ 67

 

ВВЕДЕНИЕ

В художественной гимнастике, одним из основных направлений учебно-тренировочного процесса является совершенствование методики развития гибкости. Процесс развития гибкости осуществляется постепенно, а так же непрерывно. Упражнения на гибкость нужно использовать в тренировочном процессе регулярно и в большом объеме.

Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, потому что в наше время уровень развития гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки является ниже требуемого результата, в связи с резким омоложением спорта. В настоящее время художественная гимнастика предъявляет очень высокие требования к исполнению элементов девочек 7-10 лет. Качественное исполнение элементов на прямую зависит от уровня развития гибкости, таким образом, чтоб быть конкурентно способной спортсменской в художественной гимнастике необходимо развивать данное качество до очень высокого уровня. Поэтому мы изучаем старые методики развития гибкости и разрабатываем новые экспериментальные методики.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования: методика развития гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

Цель исследования: повышение уровня развития гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

Задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Разработать методику, направленную на развитие гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.

3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие гибкости девочек-гимнасток на этапе начальной подготовки.

Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 69 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 48 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.

Глава 1. Аналитический обзор литературы

Характеристика художественной гимнастики как вида спорта

Художественная гимнастка является олимпийским видом спорта. В котором гимнастки соревнуются в техническом мастерстве, выразительности исполнения сложных движений телом, в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Гимнастика является сочетанием искусства и спорта [14,3].

Художественная гимнастика — сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра.

В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. В Европе художественная гимнастика начала распространяться в пятидесятые годы. На Олимпийских играх этот вид спорта впервые был представлен в 1984 году в США.

Как уже упоминалось, художественная гимнастика один из самых молодых видов спорта. Девочки начинают заниматься гимнастикой с самого детства, 4-5 лет, а в 15-16 лет многим гимнасткам приходится расставаться со спортом. Лишь малая часть занимается этим прекрасным видом спорта до 20-22 лет.

В художественной гимнастике девочки приобретают умение преподнести себя. Показать с лучшей стороны. Каждый жест красивый, уверенный, грациозный. Гимнастки всегда женственны, с красивой осанкой и потрясающей фигурой.

В художественной гимнастике, спортсменки выступают с такими предметами как: скакалка, обруч, мяч, булавы и лента. В соревновательной индивидуальной программе девочки выполняют четыре упражнения. Каждый год один из видов программы убирается, по решению международной федерации художественной гимнастики.

В программе по групповым упражнениям (пять человек + запасная), гимнастки соревнуются в двух видах программы. Одно упражнение с пятью одинаковыми предметами, а второе упражнение сочетание двух предметов, например: два обруча – три мяча или три ленты – две скакалки.

Художественная гимнастика – женский вид спорта, но с недавнего времени в странах Азии стала появляться разновидность мужской художественной гимнастики.

Художественная гимнастика – сложно координационный, ациклический вид спорта. Она служит прекрасным средством физического воспитания девочек, девушек и женщин [13].

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обуславливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а так же к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения. Особенностью возраста 8 – 9 лет  в развитии двигательных качеств является взаимозависимость прироста отдельных качеств, чего нет в  старшем возрасте. Проявляется это в том, что целенаправленное воздействие на одно из качеств, стимулирует развитие остальных[4].

Одна из важных проблем в художественной гимнастике заключается в освоении движений в обе стороны, с левой и правой ноги, в овладении предметами правой и левой рукой. В связи с этим следует учитывать, что двигательная ассиметрия хорошо поддается коррекции в 8-9 летнем возрасте.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ и качества исполнения [3].

Трудность – это суммарная техническая ценность комбинаций, определяемая сложностью элементов и соединений, их оригинальностью и количеством.

Исполнение – это выполнение элементов эстетически и технически совершенно. В оценку исполнения входят:

· Артистические компоненты: единство композиции, музыка и движения, выразительность движений тела, разнообразие.

· Технические компоненты: техника выполнения элементов, чистота работы с предметом.

В процессе развития спортивного мастерства гимнасток требования к отдельным компонентам были не равнозначны. Большое внимание уделялось сначала одному, потом другому компоненту. Практически всегда это зависело от требований основного управляющего компонента в разных олимпийских циклах – правил соревнований. Однако в таком виде спорта, как художественная гимнастика должна присутствовать гармония и связь между трудностью и исполнением.

Важное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении индивидуальной композиции – это создание эмоционально-двигательного образа на основе личностного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных движений.

Большую роль в творческих поисках форм соревновательных программ играет музыка. Характер и эмоциональность музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным). Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше возможности донести свой образ до зрителей и судей [38].

Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям женской моторики, их способности к выполнению мягких, плавных движений, танцевальных по характеру. Разнообразие и широкий диапазон трудности упражнений позволяют применять их в занятиях с группами различного возраста и разного уровня подготовки.

Художественная гимнастика воспитывает у детей и морально-волевые качества – целеустремленность, трудолюбие, самодисциплину и умение работать в команде. Это важные и нужные факторы в спортивной жизни. Впрочем, не только в ней.

Упражнения из художественной гимнастики используются в учебно-тренировочных занятиях другими видами гимнастики: воздушная, эстетическая, спортивная, и различными видами спорта: синхронное плавание, спортивная акробатика, прыжки в воду и т.д., как одно из средств общей и специальной подготовки спортсменов.

За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировое признание и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.

 

Возрастные особенности девочек 6 -10 лет

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими индивидуальными особенностями организма - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных раз­мерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период намного больше, чем его масса [8].

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный ап­парат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 10 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для увеличения под­вижности во всех основных суставах.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы и пр.

Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Изменение двигательных нервных окончаний, прогрессирующее к 8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе[6].

Параметры, характеризующие качество быстроты в период 6 – 10 лет возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего разви­тия. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.

В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет мо­жет достигнуть 70–73 мл/кг/мин. Такие величины МПК до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим на­грузкам умеренной мощности (медленный бег).

В динамике 6 – 10 лет повышается уровень морфоло­гического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем.

При проведении тренировочного процесса у детей 6 – 10 лет, необходимо учитывать:

  • позднее окостенение отдельных участков скелета;
  • нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя;
  • слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов.

В период 7 – 9 лет ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. Насколько большой объем движений он освоит в этот период, тем легче он освоит элементы технического мас­терства в избранной специализации [39].

Период 6– 10 лет является оптимальным для формирования ос­новных локомоций и координационных механизмов, чем больше двигатель­ных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к услови­ям жизни.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!