ОРГАНИЧЕСКИ СВЯЗАТЬ ЛИКБЕЗПОХОД С БОРЬБОЙ ЗА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЛЕНУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ШТАБА ЛИКБЕЗПОХОДА И ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ОБЩЕСТВА «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ»)



 

Мы сделали очень крупные шаги в деле ликвидации неграмотности. Но если сравнить это с тем, что нужно сделать, – перед нами широчайшее поле работы. Мы ведь не можем понимать ликвидацию неграмотности только в том смысле, чтобы научить человека читать и подписывать свою фамилию. Громадные задачи, стоящие перед страной, предъявляют к нам значительно большие требования. В нашем советском смысле слова грамотность есть вооружение человека умением учиться дальше. Если мы посмотрим с этой точки зрения на то, что мы сделали, то будет ясно, что пройдены пока только первые шаги.

Страна перестраивается. Меняется весь облик жизни. Меняется быт, жизненный уклад, масса женщин втягивается в производство, а это означает необходимость развития общественных столовых, детских садов – словом, идет коренная перестройка всего быта. А это требует повышенной грамотности всего населения.

В колхозах идет сейчас большая работа по организации труда. Вводится сдельщина, учитываются трудодни, качество работы. А неграмотный колхозник не в состоянии сам ни землю обмерить, ни подсчитать количества проделанной работы. То же происходит на фабриках и заводах. Перестраивается на высший лад все производство, по-новому оборудуются цеха. Это также требует иной грамотности рабочего – значительно высшей по уровню, чем та, которая имеется сейчас. Понятие о грамотности приобретает, таким образом, совсем иное значение.

У нас в последнее время увлекаются объявлением целых районов, городов сплошь грамотными. Мы считаем при этом грамотными тех, кого по существу вполне грамотными считать нельзя. Работа над ликвидацией малограмотности, которая иногда граничит с неграмотностью, должна быть развернута очень большая. Нам надо сделать так, чтобы каждый умел пользоваться книжкой, чтобы каждый умел читать газеты и т. д. Все это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Надо ликвидацию неграмотности теснейшим образом связывать с ликвидацией политической неграмотности. У нас очень многие еще плохо разбираются в элементарных вопросах политики. В погоне за количеством мы снизили всестороннее внимание к малограмотности. В дальнейшем нужно, расширяя всемерно движение за ликвидацию неграмотности, в то же время глубже, внимательнее подходить к вопросам обслуживания людей, обученных элементарной грамоте. Шире надо вовлекать их в общественную работу, политически воспитывать их на этой работе. Важно, чтобы вопросы политграмоты преподавались у нас не только в учебниках, не только на уроках, но на конкретной практической работе.

Больше внимания нужно уделять бытовым условиям жизни обучающихся.

Ликвидация неграмотности и малограмотности должна быть тесно увязана с овладением техникой. Нужно дать обучающимся широкий политехнический кругозор. Указания Ленина о политехнизме касаются не только ребят. Он говорил, что каждый рабочий, каждый ремесленник, каждый трудящийся должен иметь широкий политехнический кругозор. Он должен иметь ясное представление о своем производстве, о той отрасли, в которой он работает, понимать, как эта отрасль работы связана со всем производством в целом, со всей жизнью страны. Он должен понимать значение машины в переустройстве всего народного хозяйства. Ликвидацию неграмотности мы должны связывать с борьбой за овладение техникой. И для этого нужно пропитать всю учебу политехническим содержанием. Мало иметь только в книжках рисунки тракторов, комбайнов и т. д. Нужно на практике учащемуся показать, как пользоваться этими машинами,

Аппетит, говорят французы, приходит во время еды. Так и у нас. С ростом культуры у нас повысился спрос на большую грамотность. Спрос на культурные ценности в нашей стране сейчас очень велик. И это накладывает на ОДН и все организации по ликвидации неграмотности новые обязанности – гораздо более планомерно организовывать эту работу и стараться охватить ею все население.

1931 г.

ЛЕТ НАЗАД И СЕЙЧАС

 

Десять лет тому назад, 17 октября 1921 г., т. Ленин выступил на II съезде политпросветов. Это был момент перехода к новой экономической политике. Речь Владимира Ильича надо брать в связи со всеми его речами и выступлениями за этот период. Это был период полного развала промышленности, вместе с тем и период известного деклассирования пролетариата. Фабрики стояли, рабочие делали зажигалки, разъезжались по деревням и т. д.

Промышленный пролетариат «у нас, благодаря войне и отчаянному разорению и разрухе, деклассирован, т. е. выбит из своей классовой колеи и перестал существовать, как пролетариат. Пролетариатом называется класс, занятый производством материальных ценностей в предприятиях крупной капиталистической промышленности. Поскольку разрушена крупная капиталистическая промышленность, поскольку фабрики и заводы стали, пролетариат исчез»[93], – говорил Ленин на II съезде политпросветов.

Нужно было сохранить чрезвычайно большую трезвость мысли, чтобы уметь посмотреть прямо в глаза такой горькой истине. Но Владимир Ильич умел смотреть правде в глаза. После поражения революции 1905 г., в период второй эмиграции, Ильич думал о предстоящих победах пролетариата. Так и в данный момент. Пролетариат деклассирован,, мелкобуржуазная стихия влияет на пролетариат. В Тезисах о роли профсоюзов, написанных Владимиром Ильичем в самом конце декабря 1921 г., он пишет: «И компартия, и совучреждения, ведущие культурно-просветительную работу, и все коммунисты среди профсоюзов должны поэтому обратить гораздо большее внимание на идейную борьбу с мелкобуржуазными влияниями, течениями и уклонами среди профсоюзов...»[94]

Главполитпросвет был советским учреждением, ведущим культурно-просветительную работу, – следовательно, эта директива имела прямое отношение и к нему. И в данной речи Ленин требовал: «Очень хорошо, что вы учите народ читать, писать, проводить экономическую кампанию, это все очень хорошо, но это не политическое просвещение, потому что политическое просвещение означает подведение итогов всему»[95].

Должно быть дело политпросветчикам и до профсоюзов. И мы, политпросветчики, усердно изучали, что писал Владимир Ильич о роли профсоюзов, о том, как они должны работать с массой. Мы читали и перечитывали, что коммунисты «должны жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, ее действительные стремления, потребности, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень ее сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков и пережитков старины, уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд»[96]. Мы учились, что тому, кто работает с массой, «необходим еще особый такт, уменье подойти к массе особым образом в каждом отдельном конкретном случае, достигая с минимумом трений подъема этой массы на ступеньку выше в отношении культурном, хозяйственном, политическом»[97].

Оценивая текущий момент в своей речи от 17 октября, Владимир Ильич говорил о том, что надо, ни на минуту не упуская из виду поставленной цели, не сдавая позиций, изменить тактику, овладеть этой мелкобуржуазнои стихией и не покладая рук, сурово учась, выиграть время для того, чтобы подвести экономический фундамент для нового, социалистического здания на место феодального и полуразрушенного капиталистического, нужно создать подъем производительных сил, который «в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей»[98].

«Надо поставить дело так, чтобы каждый трудящийся прилагал свои силы к укреплению рабоче-крестьянского государства. Только тогда может быть создана крупная промышленность.

Нужно, чтобы сознание это проникло в массы, и чтобы оно не только проникло в массы, но и закрепилось в них практически. Вот откуда, – говорю я, – подчеркивал Владимир Ильич, – вытекают задачи Главполитпросвета»[99].

В своей речи от 17 октября Владимир Ильич горячо говорил о необходимости повышения культуры. Надо ликвидировать неграмотность. Безграмотный человек стоит вне политики. Но этого мало. Нам нужно громадное повышение культуры. «Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства»[100]. Владимир Ильич говорил о том, что политпросветчик должен уметь бороться с волокитой, со взяткой, с бюрократизмом, бороться, как и рядовой гражданин, показывая, как это надо делать. Надо не хвалиться тем, что ты коммунист, не чваниться, а работать вместе с массой, вовлекая ее в борьбу с бюрократизмом, со взяткой. Вылечиться от бюрократизма можно лишь подъемом культуры. Надо научиться просвещать, проявлять на культурном фронте наибольшее упорство, настойчивость и систематичность.

Владимир Ильич говорил о важности подъема культуры не потому, конечно, что он пришел на съезд политпросветов, а потому, что он хотел перед всей страной подчеркнуть самую настоятельную необходимость борьбы за повышение культуры.

Говорил он об этом и на VII Московской губпартконференции, и в статье «О значении золота». На IX Всероссийском съезде Советов говорил о необходимости воспитания широких масс «рабочих и крестьян в деле самостоятельного, быстрого, делового участия их в надзоре за соблюдением законности»[101]. В конце своего заключительного слова на съезде Ленин, указывал на то, что «задача Наркомпроса в новом периоде заключается в том,, чтобы в наиболее короткий срок создать кадр специалистов во всех областях из среды крестьян и рабочих», предложил «еще более усилить связь школьной и внешкольной образовательной работы со злободневными хозяйственными задачами как всей республики, так и данной области и данной местности»[102]. И, намечая план речи на XI съезде РКП(б), в пункте 15-м Ильич пишет: «Гвоздь момента» (звено цепи) = разрыв между величием поставленных задач и нищетой не только материальной, но и культурной»[103].

С тех пор, как была сказана т. Лениным речь на II съезде политпросветов, прошло десять лет. Эта речь особо красочно иллюстрируется теперь. Уже создан экономический фундамент социалистического здания, индустрия быстро развивается, бедняки и середняки объединили свое хозяйство в колхозах, идут следом за все крепнущим рабочим классом; кулак ликвидирован как класс. Совсем уж другая стадия развития.

А культура? В деле ликвидации неграмотности мы благодаря культпоходу значительно продвинулись вперед. У нас уже Ленинград превратился в город сплошной грамотности, то же Боровичский район[104], то же Адыгея и др. У нас начало проводиться всеобщее обучение: провели его по РСФСР в объеме четырехлетки, охват ребят от 8 до 11 лет – 97,1% (без автономных республик), по автономным республикам – 87,9. Школу начали политехнизировать, прикрепили к заводам, колхозам, бьемся за качество учебы.

Нет сомнения, культурный уровень страны значительно повысился; выросло сознательное отношение к труду. Но разве все уже сделано на культурном фронте? По ликвидации неграмотности «хвостов» больше чем достаточно. Ликвидация неграмотности часто весьма проблематичная. Более углубленная учеба развернулась далеко не достаточно, политическое просвещение масс, о котором говорил Ленин, еще недостаточно осуществляется. Политпросветработа в связи с проведением в жизнь всеобуча, сосредоточения главной заботы на нем порядком-таки подзавяла. Школа также еще выглядит временами убого, а между тем требование на политпросветработу, на культурное обслуживание поднялось очень сильно. Работа нужна вовсю. Как десять лет тому назад, надо уметь сзязывать политпросветработу с глубокой оценкой текущего момента и его особенностями в целом. И это по всей линии работы. Таков завет Ильича.

1931 г.

 

О КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

Всякая революция совершается руками масс. Относится это и к культурной революции. Когда в 1923 г. я как-то жаловалась на медленные темпы ликвидации неграмотности, т. Ленин сказал: «Все дело в том, чтобы массы сами взялись за это дело, тогда неграмотность будет ликвидирована». В своей последней статье он писал о том, что мы стоим перед лицом культурной революции. Начиная с Октября, массы стремились упорно к знанию, но это был главным образом актив, правда очень многочисленный, но десятки миллионов еще оставались безграмотными, темными. Темпы продолжали оставаться медленными сравнительно с теми, какие требовались новым укладом страны. Только тогда, когда быстро стала идти индустриализация страны, а затем и перестройка на базе коллективизации всего сельского хозяйства, изменились и темпы культурной работы.

Крутой поворот начался в 1928 г. Летом 1928 г. по инициативе комсомола начат был так называемый культпоход. Наиболее законченный и яркий характер принял культпоход в Саратове. Саратовский округ был в революцию 1905 г. округом, где было много крестьянских восстаний, кончившихся расправами царского правительства, откуда помещики почти совершенно «смылись», и помещичье землевладение свелось почти на нет еще до Октября. Это отразилось и на самом Саратове. Из непромышленных центров это был один из наиболее культурных. И вот в 1928 г. в Саратове начался по инициативе комсомола культпоход – большое культурное движение за ликвидацию неграмотности. Начали заботиться всячески о неграмотных: пропускали их вперед в очередях за продуктами, по определенным дням устраивались для них спектакли – выяснилось, что многие неграмотные никогда не бывали в театре, – комсомолки стали приходить к безграмотным побыть с детьми, пока мать пойдет в вечернюю школу – на ликпункт. Стали ходить заниматься с безграмотными на дом. Создалась целая армия добровольцев, работавших под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!» Добровольцы, работавшие бесплатно на культурном фронте, стали называться культармейцами. Число культармейцев все росло, их выделяли из своей среды сами массы.

Зима 1928/29 г. была моментом, когда стал широчайшим образом развертываться культпоход в городах. В 1928 г. культпоход перекинулся в деревню. Он охватил здесь самые глухие места. Центрально-Черноземная область была, например, областью, где господствовали раньше самые черносотенные, густопсовые помещики, где народ был сплошь безграмотным, где деревня вырождалась. И вот культпоход перекинулся в эту глушь. Ребята учили матерей, мужья – жен. Школа неграмотных взрослых, ликпункт, часто не имела своего помещения и перекочевывала из избы в избу. Зайдешь в избу и видишь такую картину: изба битком набита безграмотными, среди них женщины с грудными ребятами, все напряженно учатся читать, писать. В избе жарко. Хозяин, рассказывал один из ездивших туда инспекторов, радушно относится к посетителям, тоже не сидит без дела: топором чинит учащимся карандаши (перочинного ножа нет). Начался поход молодежи в деревню. Учащиеся старших курсов педтехникумов Центрально-Черноземной области приезжали поочередно в деревню на два-три месяца на практику. Крестьяне выезжали встречать их на санях с валенками и тулупами.

 

***

 

Сейчас ликбезпоход дал крупнейшие результаты. Ленинград является уже городом сплошной грамотности, Боровичский район стал также районом сплошной грамотности. К XIV годовщине Октября вся Ленинградская область станет областью сплошной грамотности. К тому же стремится Московская область, Саратовская и др.

Особо безграмотность была сильна до революции среди нацменов: так, в Чувашии грамотных было 7%, среди татар бывшей Казанской губернии – 12,7, среди марийцев в бывшей Уфимской области – 3,3, среди мордвы в бывшей Казанской губернии – 9,3, среди таджиков – '3,0, казахов – 1,0, киргизов – 0,6, туркменов в бывшей Закаспийской области – 0,7, среди бурятов в бывшей Закаспийской области – 0,8, якутов – 0,7. Среди северо-кавказских народностей: у чеченцев – 1,7%, у кабардинцев – 3,0 и т. д.

Трудности работы среди нацменов были очень велики: тяжелейшие условия жизни, старый быт, вековое порабощение женщины – все это создавало очень большие трудности для ликвидации безграмотности. Надо было создавать передвижные формы работы – красные юрты и кибитки, вести большую агитационную работу. Достижения очень велики, особенно там, где развертываются индустриализация и коллективизация. Особенно показательна Адыгея. До революции там училась только дворянская верхушка, черкесская знать. Грамотных было всего 3%. В 1930 г. Адыгея стала сплошь колхозной, это дало громадный толчок развитию всей культурной жизни. По аулам развернута была в 1930 г. густая сеть ликпунктов. За букварь засели и стар и млад, особенно усердно взялись за учебу черкешенки. К Ленинским дням 1931 г. Адыгея стала страной сплошной грамотности. И не одна Адыгея. Такие же победы мы видим и в Кабардино-Балкарии. В дореволюционное время грамотных там было 2,3%, теперь – 80%.

И везде в национальных областях и республиках мы видим громадную тягу к знанию.

«Начался культштурм в Калмыцкой области – читаем мы в «Известиях». – В калмыцко-базаринской степи, около Астрахани, на берегу Инакского озера состоялось большое народное празднество. В празднике участвовало свыше 4 тысяч человек, из них 1500 культармейцев. Были проведены митинги, затем под открытым небом была поставлена пьеса «Улан Сар», посвященная второй большевистской весне. Такое многолюдное собрание – первое в истории Калмыкии. Присутствовала половина населения улуса. После празднества культармейцы выехали в другие улусы».

Всюду громадные сдвиги. В Белоруссии еще в 1920 г. было лишь 31,5% грамотных, в 1930/31 г. – 87%.

Мы скоро станем страной грамотной.

Станем, но еще не стали, и нельзя ослаблять работы, пока дело не доведено до конца. Вот почему Совет Народных Комиссаров РСФСР 15 августа 1931 г. постановил: «Ввести всеобщее обучение неграмотного населения в городе и деревне на территории РСФСР в возрасте 16 – 50 лет»[105].

Совнарком принял такое постановление тогда, когда развернувшаяся культработа сделала этот декрет исполнимым. Не административным путем можно провести такую работу, а лишь методами, выработанными в процессе культпохода. «Методы ударничества, социалистического соревнования, общественных буксиров, встречных планов и др. должны найти широкое применение во всей работе по осуществлению всеобщего обучения грамоте», – говорит Совнарком.

 

***

 

Но ликбезпоход имеет в виду не только техническую грамотность, он имеет в виду вовлечь всех учащихся школ ликбеза в активное социалистическое строительство, дать им политический кругозор и общие культурные навыки работы, подготовить их к дальнейшей учебе. Повсюду создана целая сеть колхозных и рабочих школ.

Возьмем колхозы. На Урале существует Краснополянский район. Это район сплошной коллективизации. Среди колхозников немало старых партизан, боровшихся с колчаковцами, – еще в те времена они организовались в колхозы. В этом районе около тридцати селений. И вот в центре района, в большом селе, организован Дворец культуры, где идут постоянные курсы для колхозников вышеуказанных селений, которые посылают на курсы своих делегатов: тут и курсы по санитарии, и по ликбезу, и по дошкольному делу, и по агрономии, и по животноводству. Около Дворца культуры ряд показательных учреждений, где курсанты учатся на практике, как надо проводить в жизнь то или иное мероприятие. В другом селе – колхозный университет. Колхозное движение будит сознание колхозниц. «Женщины повернулись теперь лицом к колхозу», – утверждали делегатки последнего съезда Советов[106]. А повернувшись лицом к колхозу, женщины поворачиваются и лицом к культуре.

Что касается фабрик и заводов, то там существует целая сеть учреждений рабочего образования, дневных и вечерних, очных и заочных. Путь к знанию открыт рабочему и работнице. На многих заводах учится большая половина рабочих. Теперь речь уже идет о предприятиях-школах, где учеба охватывала бы поголовно всех рабочих и работниц,

 

***

 

Рабочие и работницы поставили себе целью овладеть знанием, овладеть техникой. При ВСНХ организован специальный отдел технической пропаганды. И вот изо дня в день ведут рабочие и работницы, колхозники и колхозницы борьбу за овладение знанием. Процесс «Промпартии» наглядно показал, как необходимо рабочим овладеть знанием. Сейчас рабочие, колхозники очень много черпают из газет, докладов, слушая радио, рассказы, но им не хватает систематики. Эту систематику должны им давать школы взрослых разных видов и сортов, должны давать учебники. Спрос на учебники громаден.

Новые и новые кадры вливаются в ряды рабочего класса, они приходят из деревни, не знают производства, на фабрике чувствуют себя в первое время, как в лесу, И вот ВЦСПС постановил, что каждый рабочий должен предварительно пройти вводные курсы в производство. Эти «вводные курсы» должны давать представление о сырье, где и как оно добывается, должны показать весь процесс обработки, должны научить понимать машину, обращаться с ней. «Вводные курсы в производство» должны дать вновь приходящим в производство рабочим представление о всем производстве в целом, о месте данной отрасли производства и данного предприятия в общем плане строительства. Не слепым исполнителем, а сознательным участником соцстройки должен быть советский рабочий. «Вводные курсы в производство» должны помочь ему стать таковым. Сейчас принимаются меры к тому, чтобы использовать для этих целей кино.

Быстро растет сознание рабочей и колхозной массы. Вся обстановка труда – ударничество, соцсоревнование, тесная спайка в работе бригад, помощь более сильных работников более слабым (общественный буксир), гласность во всей работе, общественный учет этой работы, общественный контроль, – все это захватывает, увлекает, воспитывает сознательное отношение к труду. А сознательное отношение к труду вызывает стремление к знанию. Книга начинает чувствоваться как орудие труда. Не по заветам отцов, а по указаниям науки хотят работать массы.

И вот на фоне этого общего культурного роста трудящихся стало возможным проведение такого мероприятия, как всеобщее обучение. Сейчас еще трудности громадны: нет помещений, нет достаточного количества учебников, тетрадей, учебных пособий, а" главное, нет по-настоящему подготовленных педагогов. Сейчас от педагога требуется очень большая не только педагогическая, но и политическая подготовка. Без этого учитель теряет в глазах учеников всякий авторитет. «Что такое Гоминьдан?» – спрашивают ребята, и, если учительница этого не знает, ребята не дадут ей прохода. И Гоминьдан должна знать, и последние события, и постановления ЦК ВКП(б).

Очень трудна проблема кадров в национальных областях и республиках. Число техникумов растет повсюду, но оно совершенно недостаточно. Возьмем Белоруссию. В 1921/22 г., десять лет тому назад, там было 4 техникума, теперь – 65; было 2 рабфака, теперь – 24; но все это капля в море по сравнению с громадным спросом. Педтехникумов не хватает. А учителя необходимы. С ними ведется громадная работа. «План введения всеобщего обязательного обучения к моменту годовщины решения ЦК ВКП(б), – отметил 25 июля 1931 г. в своем рапорте нарком просвещения т. Бубнов, – выполнен с превышением». Общее число учащихся школ I ступени по РСФСР (без автономных республик) достигло 8 709 937 человек – 105,7% плана Наркомпроса. Прирост учащихся по одной начальной школе против 1929/30 г. выразился в 28,4%. По автономным республикам общее число учащихся начальных школ достигло 1506013 – 101,3%) плана республики.

Если в прошлом, 1929/30 г. средний процент охвата детей школьного возраста был 71, спускаясь по сельским местностям до 68,2, то за истекший год процент охвата детей школьного возраста по РСФСР (без автономных республик) поднялся до 97,1, а по автономным республикам – до 87,9. Проведено также обязательное обучение в размере семилетки в промышленных центрах.

В порядке подготовки нового, 1931/32 учебного года проблема всеобщего семилетнего образования для всех детей будет являться одной из центральных задач культурного строительства.

 

***

 

За последний год произошел также серьезный сдвиг в качестве школьной учебы. Наша школа становится политехнической. Школы прикрепляются к фабрикам и заводам, колхозам и совхозам. Связь между ними укрепляется.

5 сентября 1931 г. опубликовано постановление ЦК, ВКП(б) «О начальной и средней школе». Это постановление ЦК приковывает внимание партии и советских организаций к школе. Улучшается материальное положение учителя, который в деле снабжения приравнивается к рабочему, даются указания хозяйственным организациям, но самое главное, самое значимое в этом постановлении – это то, что указывается на необходимость самой напряженной борьбы за качество учебы. Школа должна не снижать революционную теорию, а освещать ею практику, школа должна вооружать общеобразовательными знаниями и воспитывать из ребят коммунистов. Необходимо поднять на высокую ступень методическую помощь учителю, поставить надлежащим образом инструктаж и т. п.

Если борьба за всеобщее обучение прошлый год уже развернулась как классовая борьба против сектантов, не хотевших пускать своих детей в безбожную советскую школу; против кулаков – эксплуататоров детского труда, труда батрачат, нянек и пр.; против тех, кто нарушал постановление об обязательном обучении, то есть нарушал права ребенка, – то в этом году борьба будет еще острее. Она будет острее потому, что школа будет охватывать более старший возраст, потому, что школа станет более боевой, более проникнутой коммунистическим духом. ЦК предлагает бороться с теми, кто тянет школу назад к словесной школе, школе зубрежки и муштры, и против тех, кто не понимает всего громадного воспитательного значения школы и толкует о том, что школа якобы обречена на отмирание, становится ненужной, против тех, кто строит всякие утопические проекты, применяет непроверенные методы, дискредитирующие советскую школу. На фронте педагогики идет борьба коммунистов с мелкобуржуазными тенденциями. Четче, яснее выступает линия партии в деле воспитания подрастающего поколения. Волна учительских митингов приветствовала постановление ЦК. Идет мобилизация сил, началась большая работа по методической помощи школе. Пионерорганизации знакомят со своей стороны шестимиллионные кадры юных пионеров с постановлением ЦК, учителя знакомят с этим постановлением школьников. Ребята будут помогать налаживать школу. Будут помогать это делать и родители, грамотность, сознательность которых с каждым днем растут.

 

***

 

Четырнадцать лет прошло со времени Октября. Упорно идет из года в год, изо дня в день борьба 3$ лозунги Октября. В борьбу за них втянуты миллионы. Силами масс превращаем мы нашу страну в страну социалистической культуры. Много еще работы впереди, но с каждым годом яснее становятся культурные перспективы, которые могут быть осуществлены лишь в Стране Советов и порукой за осуществление которых являются уже одержанные на культурном фронте победы.

1931 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!