О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ НЕГРАМОТНЫХ (ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ)



 

XVI партийный съезд поставил такие большие задачи перед страной в деле индустриализации, в деле коллективизации сельского хозяйства, в организации всей жизни на новых началах, что это требует поднятия культурного уровня самых отсталых слоев населения. Такая работа не может быть сделана только руками небольшого передового отряда специальных работников.

Если мы посмотрим, как идет индустриализация страны, то увидим, как на фабрики, на заводы, на вновь строящиеся гиганты приходят сейчас из деревни новые слои рабочих, среди которых много безграмотных. Какие громадные трудности встают в деле организации всей этой массы, какая огромная работа нужна, чтобы привить этой массе самые основные, самые элементарные привычки коллективного труда!

Мы видим, что и коллективизация натыкается частенько на большую отсталость некоторых слоев населения деревни. Колхозники, которые приезжают с мест, рассказывают, как из-за мелочей иногда возникают конфликты, взаимное непонимание и недоразумения и как это тормозит работу. И все потому, что не хватает подчас самой элементарной культурности.

Мы, конечно, не можем рассматривать ликвидацию неграмотности только как ликвидацию технической неграмотности. Техническая грамотность – это только одно из слагаемых, из которых складывается культурный уровень человека, так как, кроме неграмотности, есть еще и привычки, например привычка к обособленному домашнему хозяйству, к обособленному крестьянскому хозяйству, неуменье вести какую-нибудь общественную работу, отсутствие интереса к тем проблемам, которые стоят в данный момент перед страной. И поэтому, говоря о ликвидации неграмотности, мы должны ликвидацию технической неграмотности теснейшим образом связывать с ликвидацией общественно-политической неграмотности, с привитием общих культурных навыков.

За последние два года работа по ликвидации неграмотности приобрела громадный размах.

На первый план выдвинулся большой организационный вопрос: как найти подход к неграмотному, чем привлечь неграмотного в школу? Ответ на этот вопрос дает практическая работа по организации культпохода.

Вширь-то мы пошли, но нам не только вширь надо идти, а надо идти и вглубь, а вот по части методики у нас порядочно недочетов. Нам основательно надо продумать, как в самый кратчайший срок при наименьшей затрате сил со стороны учащихся достигнуть максимальных результатов.

У нас очень много было методических споров, и некоторые из них перерастали даже в большие принципиальные споры по философским вопросам. Я думаю, что это совершенно зряшное дело. Вопрос сейчас заключается в том, как найти пути, чтобы обучить скорейшим образом взрослых неграмотных, дать им возможность овладеть теми элементарными навыками, которые необходимы для того, чтобы человек преодолел некоторые трудности в деле чтения, письма, счета. Это вопрос, который, как мне кажется, имеет весьма малое отношение к философии. Конечно, философия имеет громадное значение для правильного решения многих вопросов народного образования, но если мы начинаем говорить, что звуковой метод – это настоящая диалектика, а метод целых слов – механический подход, то это совершенно пустые разговоры. Надо, чтобы обсуждение методических вопросов на совещании пошло по определенному реальному пути, чтобы были намечены те способы, те приемы, которые помогали бы развертыванию наиболее целесообразного подхода к обучению взрослых грамоте.

Надо учесть тот большой и хороший опыт, который есть, надо обобщить этот опыт, сделать его достоянием всех учителей. Обмен опытом должен помочь выработке наиболее целесообразных способов обучения.

Мне вспоминается то, что в давнопрошедшие времена писал Лев Толстой в своих педагогических статьях. Он говорил, что тот метод обучения хорош, при помощи которого скорее всего можно научить человека грамоте. И он еще говорил так, что к разным ученикам приходится применять разные методы. Эти слова Толстого, которые он писал, когда сам обучал ребятишек грамоте, по-моему, остаются правильными и для настоящего времени.

Задачи, которые поставил XVI съезд партии, требуют от нас скорейшего вооружения грамотностью всего населения нашей страны. И нам нужно идти прямым путем, не отвлекаясь в сторону, не путаясь в методических спорах, часто талмудического характера. Нам нужно нащупать те методы и находить такие подходы, которые упрощали бы дело обучения неграмотных. То, что мы привлекаем сейчас к работе громадную массу культармейцев, которые часто сами едва умеют читать и писать, заставляет изыскивать наиболее простые методы, которые могли бы применять эти культармейцы. И я считаю очень важным достижением учет опыта работы с такими культармейцами, очень важным уменье внимательно вслушаться в то, что эти часто малограмотные культармейцы говорят, и сделать из этого соответствующие для практической работы выводы. Вопрос подхода к культармейцам так же важен, как и вопрос подхода к учащимся.

Как лучше вооружить культармейцев, чтобы они при том уровне знаний, который у них есть, сумели бы и сами дальше подучиться и сумели бы учить других? Это вопрос колоссальной важности, ибо рассчитывать на то, что мы можем иметь квалифицированные кадры, которые смогут поднять работу на такую методическую высоту, на какую бы нам хотелось, – это, конечно, утопия. Мы должны ликвидировать неграмотность в самые кратчайшие сроки и ликвидировать с теми кадрами, которые у нас есть. Вот почему мы должны очень серьезно поставить и разрешить вопрос о том, как научиться помогать нашим культармейцам, чтобы они в свою очередь могли бы учить неграмотных. Эта задача организационная, конечно, но она в то же время и методическая, потому что она заставляет нас из каждого метода выбрасывать все то, что чересчур сложно, что недоступно будет культармейцу.

Может быть, учителя, которые имеют большой методический опыт, могут при преподавании более утонченно подходить к вопросам, но массовый характер преподавания диктует нам сейчас необходимость найти наиболее простые методы. И вот, когда смотришь на наши методические учебники, на наши методические разработки, начинаешь чувствовать, что самого главного-то в них и не указано. Много уделяется места внешнему описанию урока. Внешне все можно проделать так, как рассказано, но результата не получится.

Сейчас у нас громадные кадры молодого учительства. Недавно на меня сильное впечатление произвели уральские учителя – молодежь, окончившая девятилетку. Это передовые учителя в смысле настроения, они добровольно пошли работать в деревню; в числе их была очень молодая публика, была, например, девочка лет шестнадцати-семнадцати. Она рассказывала, что в большом селе только она одна грамотная. И вот эта девочка-полуподросток должна все в селе делать: и газеты читать, и осведомлять население о решениях правительства, и все бумаги разбирать, которые из центра, из области, из округа идут. У нас сейчас грамотный человек в деревне массой дел загружен. И если мы начнем таких людей при обучении неграмотных всякими утонченными методами занимать, мы очень мало им поможем.

Я спрашивала эту молодежь: «Как к вам старые учителя относятся?» Они говорят: «Раз спросишь – посмеются, другой раз наивный вопрос предложишь – посмеются, а в третий раз и не спросишь». И вот как бы и с нашей методикой этого не было: раз посмотрят – темный лес, другой раз посмотрят – темный лес, а в третий раз будут заниматься как придется.

Политическая обстановка диктует нам, чтобы мы с максимальной простотой объяснили все методические подходы к неграмотным, и в этом сейчас центр тяжести. Но объяснений требуется иногда очень много и очень терпеливых. Надо уметь на место другого человека становиться. В этом году из Иванова приехала группа работниц-общественниц, ведущих пионерскую работу. И когда мы разговорились, то работница с одной из самых передовых фабрик сказала, что она только месяц тому назад узнала, что такое пионердвижение. Я даже глаза открыла от удивления.

 – Как же это могло быть, – спрашиваю, – ведь у нас давно есть пионеры, которые ходят с красными галстуками по улицам, ведь, вы же видите их? У многих работниц дети пионеры, – как вы могли не знать о пионердвижении?

 – Да, – говорит, – конечно, у нас дети пионеры, ходят с красными галстуками, а вот в чем сущность пионерского движения, нам ни дети не говорили, ни комсомол не разъяснил как следует. И я только впервые сейчас это узнала.

Иногда даже не представляешь, какие вещи могут быть непонятны. Мы часто говорим с культармейцами, а всегда ли мы знаем, о чем нужно с ними говорить? Я привела случай с ивановскими работницами, чтобы показать, как надо знать, чего хотят, в чем нуждаются люди, с которыми работаешь.

Тот же самый Толстой в тех же своих педагогических сочинениях говорит, что вот, мол, иногда спрашиваешь ученика, а он не отвечает. Почему? Потому, что ему кажется, что учитель объясняет вещи, которые не так важны. В то же время ученик удивляется, как может учитель говорить «на телеге», когда нужно сказать «на возу». Здесь налицо непонимание друг друга между деревенским учеником и городским учителем. И вот также и наши буквари – в них есть такие неточности, которые сеют недоумения у учащихся. Нужно наши буквари особенным образом просматривать, нужно прислушиваться и присматриваться к тому, что будут говорить о них рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки. На уроках стараться не самим побольше рассказывать, а послушать, какие у взрослых учащихся трудности возникают.

Особенно важно уметь зацепиться как раз за то, что интересует обучающихся, что близко им. Когда т. Д. Ю. Элькиной пришлось работать в Красной Армии и наблюдать настроения красноармейцев, как они чувствуют, что значит советский строй, то и появилась фраза в букваре «Мы не рабы». Эта фраза была близка тогда красноармейцам и надолго вошла в нашу работу. И сейчас надо уметь овладеть крестьянской массой, женской массой, знать, что ее больше всего волнует, что ее больше всего захватывает, начать другие волнующие, злободневные фразы подбирать.

А в наших букварях часто бывает случайный набор слов. Мы иногда считаем, что если мы употребили слова «трактор» или «паши пар», то это и есть пропаганда коллективизации. Это, конечно, не то; надо целый ряд уроков построить таким образом, чтобы они захватывали, чтобы они затрагивали близкие учащимся вопросы. У нас очень много фраз с новыми словами, но на одних словах «коллектив» или «трактор» (которые трудно к тому же прочесть начинающему читать) далеко не уедешь, надо параллельно вести глубокую разъяснительную работу. Слова, которые подбираются, должны эмоционально захватывать учащихся, потому что такие слова будут лучше запоминаться. То, что близко и интересует, врезывается иногда на всю жизнь в память. А вот «Даша» в память не врежется и будет путаться не то с «Машей», не то с «Сашей». Это, конечно, элементарная истина, но ее часто забывают.

Часто ищут каких-то «простых» слов, а не следят за тем, чтобы они были близки учащимся. Ведь нужно не забывать, что в одном месте понятно, например, слово «изба», а в другом – «хата». В одной местности, например в Московской области, есть свои словечки, а в Ленинграде есть свои – и вот этих слов, конечно, в букваре нужно избегать.

Теперь я подробнее хотела бы остановиться на другом вопросе – на вопросе политического воспитания. В этом отношении, мне кажется, у нас есть определенные недочеты. Мы говорим, и никто не спорит теперь, что ликвидация неграмотности должна быть тесно увязана с известным политическим просвещением. Но как это политическое просвещение неграмотных и малограмотных вести – это не всегда четко и ясно люди себе представляют. Всё чаще и чаще говорят о том, что нужно ввести политчас для малограмотных. И вот я боюсь, не будет ли этот политчас оторванным от обучения, не будет ли он построен формально, потому что прежде всего нужно знать, что неграмотных и малограмотных в данный момент волнует.

Позвольте вернуться к той книге, по которой я училась когда-то и о которой уже два раза говорила, – к педагогическим статьям Льва Толстого. Он говорит: бывают в школе такие дни, когда с ребятами нельзя заниматься, когда в жизни деревни происходит что-то такое, что всех ребят волнует, захватывает, и тогда учителя, что ни говори, ребята не слушают. Толстой рассказывает, как во время передела земли вся деревня говорит о переделе, – в это время и ребята говорят о переделе. И если учитель в это время будет приставать к ребятам с географическими названиями, то ребята их не усвоят, потому что их внимание сосредоточено на том, что интересует всю деревню. Занимаясь с неграмотными и малограмотными, надо все время нащупывать, что в данное время группу волнует: иногда это какой-нибудь непорядок, который есть в колхозе, иногда какая-нибудь политическая или хозяйственная кампания. Вообще всякий учитель должен знать, что волнует его учеников в данный момент. И вот надо уметь за это ухватиться, с этого начать. И, начиная от частных, небольших вопросов, подойти к вопросам политическим. В сущности, мы должны усвоить себе методы пропаганды того периода, когда складывалась наша партия: начинали с отсутствия кипятка на фабрике и от кипятка переходили к Марксу. И этот метод, по-моему, надо взять как правило. Только такими методами мы действительно овладеем малограмотными и безграмотными и научим их понимать политические вопросы.

Когда сейчас просматриваешь книжку для чтения малограмотных, то видишь, как составители хотят много передать малограмотному и как это передается без всякой связи с жизнью.

Мы должны вовлечь малограмотного в общественную работу, на которой он будет расти. Это одна из важнейших задач. Иногда толкуют таким образом: да, малограмотный должен вести общественную работу, – но эту общественную работу понимают как работу в стенах школы. Это неправильное понимание: надо уметь из стен собственного дома, из стен собственного хозяйства, из стен школы малограмотного вывести на арену общественности. Надо знать, как к этому подойти.

Эффективность работы с малограмотными сейчас должна измеряться не только быстротой чтения и письма (в столько-то минут столько-то слов прочитал), – этого, конечно, тоже нельзя игнорировать и нужно обращать на это большое внимание, но вместе с тем эффективность проверяется тем, насколько малограмотный или неграмотный превратился в хорошего общественника. Этого нам никак нельзя отделять от дела ликвидации неграмотности. Конечно, перегибов и здесь не должно быть, не должно быть пустой болтовни.

Что мы должны делать? Мы должны заинтересовать учащихся процессом индустриализации страны. Мы должны заинтересовать их коллективизацией. Должны заинтересовать рационализацией быта. Но как заинтересовать? Не только тем, что будут в тетрадке написаны слова «колхоз», «трактор» и т. д., – ведь этим еще не заинтересуешь, тут нужна более углубленная пропаганда.

У букваря одна цель – скорее и лучше обучить читать. Но параллельно с этим должны быть углубленные беседы, которые не ограничивались бы одними новыми словами, а разъясняли бы их сущность. И не одни беседы. Недавно один товарищ рассказал, как они организовали экскурсию с ликпункта. Привлекли к этому делу завод, завод собрал деньги. Одних учащихся послали на Днепрострой, других – в Ростов, третьих – в совхоз «Гигант». Когда экскурсанты вернулись, у них развязались языки: они стали рассказывать свои впечатления; неграмотные сразу выросли – из пассивных превратились в активистов. Люди вдруг увидели собственными глазами какую-то совершенно другую, незнакомую обстановку, и это произвело такое сильное впечатление, что эти безграмотные стали в первые ряды по соцсоревнованию. Глядя на них, все неграмотные убеждались, что надо идти учиться грамоте. Расширение горизонта учащихся имеет громадное значение.

Затем связь с ликвидацией неграмотности разных практических кружков. В некоторых местах, например в Воронеже, наряду с обучением грамоте идут занятия в кружках кройки и шитья. Конечно, важно, чтобы не только рядом с ликбезом был кружок кройки и шитья, но надо, чтобы тут же была и общественная работа. Например, сейчас в связи со всеобучем требуется во многих местах пошивка одежды для ребят. Нужно вообще вооружать учащихся знаниями по элементарной гигиене, по шитью, которые необходимы в обиходе. Нам во многих местах надо наряду с грамотностью давать уменье организовывать свою собственную жизнь.

Я думаю, что мы' поможем на просвещенческом фронте выполнить решения XVI партсъезда тогда, когда мы сумеем по линии методической работы найти правильные пути наиболее быстрого и скорейшего обучения технике грамотности и сумеем увязать это с расширением политического и производственного горизонта учащихся.

Все это, конечно, должно найти свое отражение в тех букварях и в тех книжках для чтения, которые мы издаем. Наши книжки часто перегружены таким материалом, которого малограмотный не может усвоить. Мы гордимся, что мы даем не только азбуку, а вдобавок запас разных политических знаний. Но часто эти знания преподносятся в такой форме, что безграмотный овладеть ими иногда совершенно не может.

Вот те задачи, которые, по-моему, стоят перед конференцией, – довольно разнообразные и большие задачи, которые должны быть так или иначе разрешены.

1930 г.

 

ЛИКВИДАЦИЯ МАЛОГРАМОТНОСТИ

 

Нам надо ликвидировать в нашей стране не только безграмотность, но и малограмотность. Это дело, конечно, более сложное, но оно должно быть осуществлено в возможно кратчайший срок. Необходимо вооружить массы хотя бы знаниями в размере школы I ступени и тем самым открыть им доступ к дальнейшему самообразованию. Жизнь требует от каждого постоянной учебы, и нужно научить человека учиться из жизни, из книг, вооружить его методом самообразовательной работы.

В нашей стране уже проделан опыт прохождения курса несколько более обширного, чем в объеме первой ступени, заочным путем. Приходилось наблюдать, как тысячи людей из малограмотных превращались во вполне грамотных людей. Если сейчас заочное обучение малограмотных превратить в полузаочное, то есть курсы заочного обучения по первой ступени превратить в учебник для малограмотных и начать по нему обучать малограмотных школьным путем, может получиться большой эффект. Надо сказать, что обучать малограмотного по заочному учебнику может всякий хорошо грамотный. В большинстве случаев он сделает это в десять раз лучше, чем без заочного учебника, где весь курс разбит на задания, где в тексте даются ясные, точные объяснения учащемуся, что и как надо делать, где учащийся постоянно проверяет себя.

Правильно составленный заочный учебник для малограмотных значительно облегчит преподавание и тем самым расширит круг могущих преподавать. Кроме того, наличие такого учебника сократит значительное время, которое потребуется на преподавание. Один преподаватель будет затрачивать столько же времени на обучение двух групп, сколько ему понадобилось бы времени на обучение одной группы без наличия такого учебника, да и группы могут быть гораздо многочисленнее.

Малограмотным по таким учебникам будет учиться гораздо легче. Кроме того, в процессе обучения малограмотный будет овладевать методом самообразовательной работы, что .имеет большое значение.

Если применить к этому делу метод культпохода, культэстафеты и т. д., втянуть в это дело общественность, ликвидация малограмотности может сразу получить широчайший размах.

Нужен очень хороший, стандартизированный учебник. Мне кажется, секция всеобуча при Обществе педагогов-марксистов должна была бы организовать общественный просмотр имеющихся заочных учебников для малограмотных, подвергнуть их критике и дать указания, как их в быстрейший срок доработать и переработать.

В таком стандартизированном учебнике кустарщина недопустима.

Штаб по ликбезу должен немедленно поставить ряд опытов по обучению малограмотных в школах по заочному учебнику, с одной стороны, с другой – обдумать организационную сторону этого дела.

Если принять во внимание, что такой учебник будет пригоден и для школ подростков, то, несомненно, это дело, которому надо уделить особо большое внимание.

1930 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!