МЫ ДОЛЖНЫ РАЗЪЯСНЯТЬ КРЕСТЬЯНАМ, ЗА ЧТО БОРЕТСЯ ПАРТИЯ



 

Надо, чтобы была в деревне такая книжка, которая рассказала бы о том, что такое наша партия, за что она борется, за что рабочий класс борется. В деревне часто неправильно понимают отношения между крестьянами и рабочими. Некоторым крестьянам кажется, что нужна особая партия – крестьянская, которая больше будет о крестьянских делах заботиться, нежели партия коммунистическая.

Политпросветчик должен разъяснить крестьянам, за что борется рабочий. Ко мне как-то пришли крестьяне и рассказывали: «Приехал к нам комсомолец читать доклад о партии коммунистов. Мы обрадовались. А он спрашивает: «Есть тут партийные?» Мы отвечаем, что у нас ни одного партийного нет. «Ну, – говорит, – зачем же я тогда доклад буду читать?» Собрал свои бумажки и ушел. Очень обидно было. Нам никто не говорил, что такое партия, а раз мы не знаем этого, то как мы можем быть партийными?» Я задумалась над словами крестьян. Это очень верные слова. Чрезвычайно важно, чтобы не только рабочие, но и крестьяне знали, что партия делает, за что борется. Если крестьяне будут знать, чего хочет Коммунистическая партия, за что борется рабочий класс, то они увидят, что рабочий класс борется за то, чтобы все были равны, чтобы не было никакого угнетения, чтобы не было никакого разделения на классы. А теперь крестьяне иногда думают, что рабочие власть взяли для того, чтобы устроить себе сладкое житье, а до других им дела нет.

Важно разъяснить, что дело рабочих – это в то же время и дело крестьян. Только рабочий класс живет в других условиях, чем крестьянство. Рабочие более сплоченны, более организованны, поэтому они являются застрельщиками в борьбе и ведут за собой крестьянство. Если все это мы разъясним крестьянам, то для розни между рабочим классом и крестьянством больше не будет почвы. В разъяснении вопросов о партии, о рабочем классе – одна из основных задач, стоящих перед нами в деревне.

 

ДЕРЕВНЕ НУЖНЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

Другая очень важная задача – дать крестьянам те знания, которые необходимы для того, чтобы они свою жизнь могли построить по-новому. Возьмите вопрос о здоровье. Крестьянка часто не знает, как нужно обращаться с детьми, как сделать так, чтобы ребята не болели. В деревне умирает больше 50% ребят до пятилетнего возраста из-за того, что крестьянки не так, как надо, кормят детей, не знают, как предохранить детей от заразных болезней. Или такой пример. Посреди деревни стоит лужа – рассадник малярии. Осушить эту лужу можно, поработав всего полдня, но деревня не знает, что это надо сделать. Очень важно, чтобы деревенский врач рассказывал в избе-читальне о том, что надо сделать в том или ином случае.

Политпросветчики, избачи должны распространять в деревне знание того, что по-старому хозяйничать нельзя, что надо по-новому, что со старым, разъединенным хозяйством ничего не добьешься, жизни не изменишь. Надо учить бедняков и середняков тому, как следует объединять разрозненные хозяйства.

Во всей этой большой разъяснительной работе крестьянка должна принимать самое активное участие.

1925 г.

 

ЛЕНИН, РАБКОРЫ, СЕЛЬКОРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

Во время недавно окончившегося I Всесоюзного учительского съезда очень много говорилось и писалось об отношении Владимира Ильича к делу народного просвещения. Говорилось и о том, какое громадное значение придавал он ликвидации безграмотности, распространению газет, устройству библиотек, новой школе. Приводились его слова на I Всероссийском съезде по народному образованию в 1918 г., где он говорил: «Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем от всяких мировых столкновений и боен, подобно той, что продолжается уже пятый год»[21]. Приводились слова Владимира Ильича о том, что у нас есть все предпосылки для социалистического строя, нет только одного – культурности, цивилизации.

Само собой, что рабкорам и селькорам надо как можно глубже вдуматься в то, что писал и говорил Владимир Ильич. К вопросам народного образования он относился с такой серьезностью, как никто. Иногда его слова проходили не замеченными, не понятыми даже работниками просвещения; и только теперь, пожалуй, когда вновь и вновь перечитывается и обдумывается каждое его слово, некоторые его замечания, часто брошенные как бы вскользь, начинают пониматься во всем их значении. И чем дальше, тем больше и глубже они будут пониматься.

То, что говорил Владимир Ильич о деле народного образования, нужно знать, конечно, не только работникам просвещения, – это нужно знать в первую голову широким массам трудящихся – рабочим и крестьянам.

Владимир Ильич не мыслил, что дело народного образования можно построить без активного участия самих народных масс. В своей речи на I Всероссийском съезде по народному образованию в 1918 г. – выше мы уже упоминали о ней – он говорил: «Русская же школа отныне освобождается от этой опеки буржуазии и вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом вступает в новую жизнь на началах социализма, братства и равенства»[22]. Вдумываясь в эту фразу, видишь, что Владимир Ильич не мыслил строительство новой школы иначе, как при активном участии самих масс. И это совершенно согласуется со всей его точкой зрения на роль народных масс в деле строительства новой жизни, в деле строительства социализма.

Когда Владимир Ильич был уже тяжело болен и не вставал с постели, я рассказала ему однажды о том, что американцы поставили себе целью ликвидировать у себя безграмотность. Владимир Ильич оживился: «Мы должны тоже это сделать». Я усомнилась: у нас ведь совсем другое дело, чем в Америке, – у нас нет ни средств, ни школ – ничего. Владимир Ильич ответил: «Если массы сами возьмутся за дело – ликвидируем». Эта глубокая вера в творческую силу масс была очень характерной для Владимира Ильича. Сначала он собрался сам написать об этом статью, потом, когда почувствовал, что силы у него уходят окончательно, сказал, чтобы я написала, а он припишет. Я написала статейку «База культуры»[23]; он посмотрел, сказал, что ладно, хотел какое-то место исправить и продиктовать приписку, но это было в начале марта 1923 г. – перед новым припадком. Так и не успел Ильич сделать приписку. Эта приписка должна была быть обращением к массам, к рабочим и крестьянам, о том, чтобы они сами брались за дело своего просвещения.

Товарищи рабкоры и селькоры! Дописывайте неподписанные слова. Учитесь у Ильича, изучайте сказанное им о деле народного образования, о школе, о ликвидации безграмотности, учебе, культуре. Тогда ваш взгляд обострится, вы научитесь видеть, чего не замечали; научитесь видеть промахи, находить ошибки; научитесь указывать выход; научитесь вовлекать рабочих, крестьян в организацию дела просвещения.

Конечно, научитесь вы этому не сразу, надо учиться и учиться, учиться видеть, заставить свою мысль работать в этом направлении, проверять свои соображения опытом; но, вооруженные тем, что сказал о деле народного просвещения, о школе Ильич, вы этому научитесь и сумеете показать, как на деле в обстановке нашей отсталости, в обстановке условий жизни и труда рабочих и крестьян осуществлять заветы Ильича.

Зажегшись его энтузиазмом, вы зажжете им и массы, вы поможете им справиться с темнотой, с безграмотностью, возвести здание новой школы.

Ильич писал, что мы стоим перед лицом культурной революции. Рабкоры и селькоры будут в этой революции на передовых постах.

1925 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!