САМООБРАЗОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ



 

У крестьянской молодежи громадная, ненасытная жажда знания, готовность учиться. Не у отдельных единиц только, а именно у масс. Необходимо прийти ей на помощь. Школы крестьянской молодежи, агрономические, сельскохозяйственные, профессиональные школы, школы трактористов – все это дело хорошее, прекрасное. Только еще долгое-долгое время ими смогут воспользоваться лишь тысячи, а желающей учиться молодежи – сотни тысяч, миллионы. Каждая, самая глухая деревушка хочет учиться.

Как быть? Надо налечь на самообразование. Надо дать молодежи ясную программу занятий, разбитую на ряд ступеней, циклов.

Мы много говорим о самообразовании, но о самообразовании вообще. То, чему надо учиться, остается в представлении молодежи слишком неопределенным, бесформенным. Век живи – век учись. Надо упростить задачу, сделать ее конкретной. Ты грамотен – проходи программу № 1. Это значит, ты должен научиться грамотно писать, знать четыре правила арифметики, знать то-то из географии, то-то из истории, естествознания, гигиены, то-то из политграмоты, прочесть такие-то книжки. Для того чтобы этому научиться, нужны такие-то учебники, книжки. Нужна библиотечка № 1 – самая простая, самая дешевая. К этой библиотечке дается указание, как самому заниматься, в каком порядке, как себя проверить, как применять полученные знания. Это будет конкретная задача. Она преодолена. Тогда молодежь начинает грызть гранит программы № 2: она покоится уже на знаниях программы № 1 и расширяет круг знаний и по математике, и по родному языку, и по географии, и по истории, и по политграмоте. И опять – набор книжек к этой программе и ряд конкретных указаний. Затем программа № 3 и т. д.

Важно тут что? Не летать по поднебесью, а стоять твердыми ногами на земле. Не стараться уже в программу № 1 включить все и вся, а дать действительно самое элементарное, без чего трудно идти дальше. Нужна постепенность. Нужна хорошая методическая проработка. Программа должна вся состоять из ряда конкретных заданий. Причем, конечно, эти задания должны быть и конкретны и реальны, должны быть рассчитаны на определенное время и определенные условия и не звучать так: «Изучить местное хозяйство» – или что-либо в этом роде.

Затем чрезвычайно важно, чтобы программы носили государственный характер: не были начинанием какого-то отдела и тем более лица, а были утверждены Наркомпросом в таком же порядке, как утверждаются программы школ I и II ступени.

Когда программы будут созданы, надо будет повести комсомолу агитацию за образование кружков для занятий по этим программам. Тут громадное значение будет играть взаимопомощь. Более сильные должны помогать менее сильным товарищам. Конечно, кружки будут группироваться около изб-читален, куда будут посылаться программные библиотечки, около школ. Важно будет организовать при избах-читальнях и школах учет этих общеобразовательных кружков.

Если удастся создать такие программы и соответствующее движение среди молодежи, это могло бы повести к довольно быстрому окультуриванию деревенской молодежи.

1925 г.

 

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ

 

Вопрос о ликвидации безграмотности нельзя рассматривать изолированно, вне связи его с поднятием культуры в целом, вне связи с другими областями культурной работы. Мы часто грешим в этом направлении, представляя себе дело слишком «механически», без учета всех условий.

Мы не должны ни на минуту, ни на секунду ослаблять нашей работы по ликвидации' безграмотности, ибо «промедление смерти подобно», – экономически, культурно мы не можем развиваться дальше, не покончив с безграмотной темнотой. В Х-летие Октябрьской революции мы подведем итоги нашей работы. Но надо смотреть правде в глаза. Для того чтобы ликвидировать безграмотность среди всего взрослого населения, необходим целый ряд предпосылок.

Первая предпосылка – необходимо всеобщее обязательное обучение детей. ВЦИК постановил провести всеобщее обучение в течение восьми лет[24]. Долгонек срок-то! Но мы в достаточной мере срывались на коротких сроках, согласимся на данный срок. Через два года посмотрим, нельзя ли будет этот срок укоротить.

Другая необходимая предпосылка – обучение грамоте всех допризывников, всей молодежи. Как с этим вопросом обстоит у нас дело? Не очень-то важно.

Третья предпосылка – чтобы до каждого глухого угла доходили газета и нужная книга. Начало есть. Как дальше пойдет – посмотрим.

Четвертая предпосылка – чтобы, кончив школу грамоты, люди могли учиться дальше – в школе или путем самообразования. Тут еще, как говорится, «конь не валялся». Если дети и подростки не учатся, а растут безграмотными, станут -ли учиться люди пожилые?

Если в деревне нет ни газет, ни книг, грамота быстро забудется – нельзя же годами читать букварь? Если не будет помощи в том, чтобы учиться дальше, научиться самостоятельно разбираться в читаемом, грамота принесет мало пользы.

Конечно, грамотность – база, основа культуры, но учащиеся ребята должны заражать взрослых своей жаждой знания; газета, книга должны будить потребность в грамотности, желание учиться дальше, будить энергию.

Передо мной лежит конспект статьи Владимира Ильича, написанный им в 1922 г. перед самой болезнью. В этом конспекте Владимир Ильич пишет, что важно поднять всю культуру в целом. Вопрос стоит именно о поднятии всей культуры (слово «всей» в конспекте подчеркнуто три раза), а для того чтобы ее поднять, нужны годы. Тут нужна работа многих лет. Важно не спешить, но работать основательнее, глубже забирать, увязывая между собой всю работу.

Раздумывая над этими мыслями Владимира Ильича, видишь, что и в области ликвидации безграмотности дело гораздо сложнее, чем оно, может быть, представлялось нам несколько лет тому назад, что дело не только в том, чтобы создать достаточное количество ликпунктов и инструктивных школ, – дело в том, чтобы во всех областях культурной работы – и в области дошкольного, и в области школьного, внешкольного, профессионального, партийного образования – развернуть громадную работу, придать ей необычайно широкий размах.

Вспомним статью Владимира Ильича «О кооперации». Он писал там: «Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали Не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы, все-таки, теперь стоим»[25].

Только на фоне этой культурной революции, требующей самого активного участия всей сознательной части трудящихся, всех культурных работников, возможна и быстрая ликвидация безграмотности.

1925 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!