НУЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ РАБОТУ В ДЕРЕВНЕ



 

Вопрос изучения деревни, ее хозяйства, быта и т. д. должен проводиться не по шаблону; изучение деревни должно быть дифференцировано. Скажем, в Башкирской республике одни условия хозяйства, на Украине – другие, в РСФСР – третьи и т. д. Если мы хотим, чтобы наша агитация и пропаганда нашей работы в деревне задевали крестьянство и просвещали его, то нам необходимо действительно изучить особенности каждого района. Если мы будем работать по шаблону, то постоянно будем попадать впросак. Я думаю, что товарищи из других республик поделятся с нами своим опытом в этом направлении.

Например, вопрос о литературе в деревне. Мы не можем еще нащупать необходимый для крестьянина тип популярной литературы, приемлемой для деревни. Точно также книжки по сельскому хозяйству. Сплошь и рядом эти книжки совершенно не ориентированы на деревню. Эта литература не учитывает тех условий, в которых существует деревня. Часто бывает, что какой-нибудь метод работы, вполне приемлемый в совхозе или крупном хозяйстве, является совершенно непригодным для крестьянского хозяйства; крестьянин находит его в популярной книжке и не знает, что с этим делать. Он начинает смотреть на сельскохозяйственную литературу как на литературу, в которой говорится что-то, совершенно не имеющее никакого отношения ни к его жизни, ни к его хозяйству. Затем среди популярных книжек почти совершенно отсутствуют книжки по животрепещущим вопросам в деревне: вопросам землеустройства, комитетов крестьянской взаимопомощи и т. д.

Я думаю, что содержание работы в различных республиках должно быть несколько различно в зависимости от быта республик, от особенностей экономических условий и т. д.

Если мы возьмем работу в избах-читальнях (а эта работа – вопрос чрезвычайной важности), то мы увидим, что пока в большинстве изб-читален существуют только довольно сильные драматические кружки, но не кружки, которые бы занимались обслуживанием самых животрепещущих вопросов деревенской жизни. Хорошо, если есть кружок по сельскому хозяйству, но если он и есть, то обычно он ведет работу без определенного плана; а между тем вся работа избы-читальни должна врастать в самые важные деревенские вопросы, тем более что до сих пор у крестьян есть такой взгляд на избу-читальню, что там занимаются не совсем деловыми вопросами: туда можно пойти только иногда посмотреть веселый спектакль.

 

СТЕННАЯ ГАЗЕТА В ДЕРЕВНЕ

 

У нас нет руководства по проведению стенных газет, а между тем стенная газета в деревне имеет колоссальнейшее значение: она вносит гласность – если, конечно, она правильно поставлена, – а это очень важно для жизни деревни, ибо когда появляется какое-нибудь животрепещущее сообщение в стенной газете в деревне, то все население этим очень интересуется. Поэтому можно сказать, что эта часть работы избы-читальни чрезвычайно важна. Важно поставить стенную газету так, чтобы она отражала интересы деревни.

Около стенной газеты могут, конечно, вырабатываться и селькоры, которые будут писать и на места и в центр. Отсюда совершенно ясна необходимость вложить более серьезное содержание в работу нашей избы-читальни в смысле обслуживания ее книгами в виде передвижек...

Таким образом, вокруг избы-читальни мы можем сосредоточить большую культурную работу, если мы включим туда и работу врача, и работу агронома, и вообще работу всех интеллигентных сил и будем с каждого брать то, что он может дать. Такую деловую, серьезную работу для крестьян мы можем организовать; и если бы мы захотели оценить деятельность избы-читальни, то мы прежде всего должны были бы обратить внимание, насколько в работу вовлечены все интеллигентные силы деревни и насколько вся эта работа объединена...

 

ВАЖНА НЕ ФОРМА, А СОДЕРЖАНИЕ

 

У нас вообще существует довольно первобытный подход в этом отношении. Например, XIII съезд партии постановил, что в каждой волости должна быть изба-читальня. Некоторые сделали из этого такой вывод: нужна изба-читальня, а все другое надо закрыть. Из Тамбовской губернии приезжал сюда селькор и рассказывал, что у них закрывают культпросвет потому, что в соседнем селе устраивается изба-читальня. Культпросвет, о котором говорил селькор, проделал большую работу по вовлечению массового крестьянства в кооператив, и закрывать его ни в каком случае нельзя. Мы сговорились с этим селькором, что важно устроить так, чтобы культпросвет связался с избой-читальней: поставил бы спектакль, выручку от которого отдал бы на организацию избы-читальни, а дальше повести дело так, чтобы постепенно изба-читальня возлагала на этот культпросвет ту или иную работу. Нужно сказать, что втискивать в одни и те же формы работу, ведущуюся в разных местах, невозможно. В каждой местности формы могут быть различны; важна не форма, важно, чтобы содержание, которое она заключает, было такое, которое нам нужно; нужно стремиться к объединению работы, к уничтожению организационной оторванности. Одна из основных задач – как можно шире раскинуть влияние изб-читален наряду с развитием и других организаций...

 

ПРОФСОЮЗЫ И РАБОТА В ДЕРЕВНЕ

 

Надо сказать, что профсоюзы недооценивают той роли, которую они могут сыграть в деле своего влияния на деревню. Верхушки профсоюзов этой работой мало интересуются, и в большинстве случаев квалифицированные рабочие мало на это откликаются. Но низы профсоюзов в целом ряде отраслей, специальностей чрезвычайно интересуются вопросами, касающимися деревни, – железнодорожники, сахарники, Всеработземлес, горняки, торфяники, текстильщики, нарпит; целый ряд работников по профессиональной линии принадлежит к числу тех рабочих, которые еще сохранили связь с деревней. Нужно сказать, что эта связь рабочего с деревней составляет особенность РСФСР. У нас рабочие еще сохранили связь с деревней и потому чувствуют большой интерес к деревне. Это, конечно, нужно было бы чрезвычайно широко использовать, но профсоюзы халатно относятся к этому.

Недавно в партийном порядке обсуждался вопрос о необходимости послать в деревню побольше коммунистов. Если посылать их в обычном порядке мобилизации, то это не дает положительных результатов. Если в деревню приезжает человек, будь он сам нарком, но если он деревню не знает, то на него будут смотреть как на чужого. Но организация партийцев-рабочих, которые едут в деревню как свои, организация, выраженная в форме землячества или в каких-либо других формах, – такая организация чрезвычайно важна, так как через нее мы можем иметь смычку с крестьянством.

Мне хотелось бы заслушать от товарищей из других республик их взгляд на эту работу. Интересно было бы узнать, как у них эта работа идет: стоит ли она также в центре внимания и какие явления ей сопутствуют.

1924 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!