ВСКРЫВАТЬ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ МОРАЛИ



 

Но взгляд на природу – старое миропонимание – составляет только как бы рамку, в которую вставлена самая сущность религии – это мораль, известный ряд правил поведения. Религиозная мораль – вот где основа нашего враждебного отношения к религии.

Если мы будем рассматривать религиозную мораль с точки зрения пролетариата, мы увидим, что в наличных религиях эта религиозная мораль служит на пользу богатым, господствующим. Например, христианская мораль учит смирению, непротивлению злу. Буржуазии, помещикам, царской власти, которые являлись угнетателями, которые притесняли неимущих, очень выгодна была проповедь смирения народным массам: им было очень выгодно, чтобы эти массы думали о царстве небесном, а не думали о том, чтобы тут, на земле, устроиться так, чтобы было всем хорошо, и о том, как сбросить притеснителей. Вот почему царская власть так охотно поддерживала православие, вот почему царские министры, всякая знать, не верившая ни в бога, ни в черта, ходили в церковь. Надо было показывать пример народу, чтобы спокойно править, надо было одурманивать народ. Религиозной морали, согласно которой человек отвечает за свои поступки лишь перед господом богом, согласно которой он руководится лишь желанием заполучить тепленькое местечко в царстве небесном, должна прийти на смену коммунистическая мораль. Согласно коммунистической морали каждый человек должен руководиться в своих поступках не своими интересами, а интересами общими.

Он должен жить и работать на общую пользу. Коммунистическая мораль учит, что в этой работе на общую пользу лежит высшее человеческое счастье.

Слить свою работу, свою борьбу, свою жизнь с работой, борьбой, жизнью трудящихся масс – в этом заключается коммунистическая мораль. Надо это делать не потому, что так велит какой-то господь бог, а потому, что это дает человеку такую радость, такое счастье, как ничто другое, – жизнь его становится ярче, красочнее, сила его растет, потому что опирается на силу масс, каждое переживание становится глубже...

Новая, коммунистическая мораль, выросшая из среды организованного пролетариата, станет со временем моралью всех трудящихся и с корнем вырвет всякую религию, всякую веру в мифического бога.

Вывод: при ведении антирелигиозной пропаганды надо вскрывать сущность религиозной морали, вскрывать ее непролетарский характер и противопоставлять ей новую, коммунистическую мораль.

Г.

 

ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ И КРАСНЫЕ УГОЛКИ

 

Мы стремимся к тому, чтобы всю Россию покрыть сетью изб-читален. Ближайшей своей задачей ставим, чтобы в каждой неукрупненной волости иметь избу-читальню. Однако мы должны строить эти избы-читальни так, чтобы не разрушать зародышей политпросветработы, возникающих в окрестных деревнях, а, напротив, бережно растить их. Волостная изба-читальня должна помочь соседним деревням завести у себя красные уголки, которые при благоприятных условиях могут вырасти в местные избы-читальни. Эти красные уголки могут возникать при различных учреждениях: при школах, кооперативных чайных, при железнодорожных станциях, при сельсовете, а то и просто в избе какого-нибудь крестьянина, который согласится, чтобы у него в избе собирались граждане для совместного чтения и обсуждения газет и брошюр.

Волостная изба-читальня должна не только помочь крестьянам соседних деревень заводить красные уголки, но и держать с ними крепкую связь – наладить постоянное обслуживание их газетами и книжками, справками и указаниями. Если есть в деревне какое-нибудь культ-учреждение, кружки, культпросвет и т. п., надо с ними связаться и использовать активность их членов для организации избы-читальни, куда они и войдут организованным ядром. Важно ведь, чтобы всюду шла работа, чтобы повсюду были политпросветские ячейки, естественно вырастающие и имеющие корни в населении. Пусть у каждой из таких ячеек будет своя физиономия, важно, чтобы они были, были связаны с избой-читальней, ею обслуживались, находились под ее влиянием.

Может и так быть, что село, где находится изба-читальня, очень велико и изба не вмещает всех желающих, тогда не беда, если, кроме избы, возникнут два-три уголка, надо их только связать с избой.

1924 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!