ЧЕМ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УГОЛКИ имени В. И. ЛЕНИНА (ОТВЕТ НА АНКЕТУ ТЕХНИЧЕСКОГО БЮРО ГАЗЕТЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ»)



 

В ответ на анкету, полученную мной от техбюро «Экономической жизни», скажу следующее.

В своей книжке, написанной в 1894 г., «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» Владимир Ильич в первой же главе сочувственно приводит стихотворение, взятое Каутским к своей книжке об экономическом учении Карла Маркса: «Мы хотим, чтобы нас меньше почитали, но зато прилежнее читали!»[21]

Шумное прославление, чрезмерное почитание какого-нибудь революционного деятеля вызывало у Владимира Ильича всегда замечание: «Ну, превращают его в икону». В «Заметках публициста» в 1920 г. Владимир Ильич писал: «... мы не допустим превращения лозунга «диктатура пролетариата» в икону... », «... на икону надо помолиться, перед иконой можно перекреститься, иконе надо поклониться, но икона нисколько не меняет практической жизни, практической политики»[22].

В своей книжке «Государство и революция» Владимир Ильич пишет о великих революционерах, что «после их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы...»[23]

Я думаю, что приведенные цитаты рисуют ясно, чем должны быть уголки имени В. И. Ленина: они должны быть направлены не на прославление его имени, а на ознакомление масс с его взглядами.

При уголках непременно должны быть библиотечки, куда должно входить как можно больше сочинений Владимира Ильича в таких изданиях, которые особо удобны для распространения: статьи и речи, подобранные по отдельным вопросам, – а также сочинения других авторов, дающие сводку взглядов Владимира Ильича по тем или другим вопросам, служащие как бы рекомендательной инструкцией к чтению статей Владимира Ильича.

Библиотечка должна давать одну-две биографии из наиболее деловых, где поменьше всяких фантастических рассказов из жизни Владимира Ильича, обычно извращающих его личность, и больше данных о его деятельности. Надо также дать материал об отношении Владимира Ильича к массам и масс – рабочих, крестьян, угнетенных национальностей – к нему. Необходима история РКП(б): по истории партии вообще надо дать как можно больше.

В уголке непременно должны быть развешены списки статей и речей Владимира Ильича по отдельным вопросам – если возможно, с кратким изложением их основных мыслей, с цитатами. Списки можно помещать на плакатах с рисунками. Что касается лозунгов, то их надо брать по преимуществу из произведений Ильича, относящихся к последним годам, брать наиболее жизненные, имеющие практическое значение и для данного момента: о печати, о культуре, о кооперации, о крестьянстве, о революции, о госаппарате, о работе среди женщин, о задачах молодежи и т. д. Лучше бы всего поручить выбор лозунгов ленинским кружкам, которые надо связывать с уголками.

Из портретов Владимира Ильича лучше всего брать те, которые изображают его в действии: сидящим над «Правдой», говорящим речь, делающим запись, слушающим оратора.

Скульптуры все очень безобразны – их лучше не помещать. Хороша только маска, снятая с Ильича в первую ночь после смерти[24].

Картин, вроде нелепой картины «Ильич, играющий в шахматы» или «Эсерка, стреляющая в Ильича», никоим образом помещать в уголках не следует.

Хорошо иметь граммофон с пластинками речей Ильича.

1924 г.

 

ДОКЛАД О РАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ НА СОВЕЩАНИИ НАРКОМОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ О МЕТОДАХ ДЕРЕВЕНСКОЙ РАБОТЫ

 

У нас имеется отдел по работе в деревне, который имеет целью помочь этой работе в области организации изб-читален и всех видов политпросветительной работы, наладить эту работу и направить ее в правильное русло. Если мы рассмотрим методы работы и содержание ее, то мы увидим, что в смысле содержания работа эта требует еще очень многого, потому что мы склонны те методы работы, которые мы применяем в наших городских условиях и которые вполне приемлемы при постоянной работе с рабочими, переносить и в деревню.

Затем сплошь и рядом выдвигаются вопросы, в направлении которых важно пробудить самодеятельность населения, – скажем, Доброхим, Добролет, МОПР; эти вопросы выдвигаются и в партийном порядке, проводятся путем кампании в деревне. Летом 1924 г. мне пришлось наблюдать, как в Ростове-на-Дону, в местности, охваченной недородом, где у крестьян центром внимания был вопрос о том, как прожить зиму, студенты университета, отправляясь на летнюю практику, поставили своей задачей пропаганду МОПРа и Доброхима. Тот, кто знает деревню, может себе представить, какая картина получается: все внимание крестьян сосредоточено на вопросе о том, как просуществовать, а тут к нему идут с агитацией МОПРа и Доброхима. Смысл и содержание такой революционной агитации совершенно пропадают, потому что крестьянину в данную минуту не до этого. Применение тех методов, которыми мы работаем в городе, в деревне требует пересмотра. Необходимо гораздо более внимательно ориентироваться на деревню и на ее потребности.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!