ЧЕМУ И КАК УЧИТЬСЯ ( ДОКЛАД НА ПЛЕНУМЕ ЦК РЛКСМ)



 

Товарищи, я хочу остановиться только на некоторых вопросах, которые мне кажутся особенно важными, которые необходимо подчеркивать, когда речь идет о ленинском воспитании. Через все речи Владимира Ильича, через все его статьи проходит красной нитью ненависть ко всякому угнетению и ко всякой эксплуатации. Конечно, всякий скажет, что ленинец должен быть заражен этой ненавистью к эксплуатации, ненавистью к угнетению. Вопрос в том, как бороться с этим угнетением и эксплуатацией. Если мы посмотрим, как подходят к этому вопросу анархисты, то мы увидим, что они подходят к вопросу об эксплуатации и угнетении огульно, они не предлагают конкретных мер для борьбы с той или иной формой эксплуатации, а предлагают огульно уничтожить тот порядок, который создает эту эксплуатацию и угнетение, не вникая в причины существования их и не продумывая того, как эти причины уничтожить.

Если мы посмотрим, как подходил к этому вопросу Владимир Ильич, то увидим, что он тщательно изучал каждую форму эксплуатации. Например, эксплуатация на фабриках и заводах. Он не ограничивался тут общими формами, а изучал тщательно все формы этой эксплуатации. Мы знаем, что у него есть такие брошюрки, как брошюрка о штрафах[20], брошюрка о законе второго июня[21], где детально разбирается, в какие именно формы выливается эксплуатация.

Как подходил Владимир Ильич к вопросу о крестьянстве, как он его ставил, как освещал эксплуатацию помещиками крестьян? Он рассматривал этот вопрос в корне его развития, начиная с момента освобождения крестьян: как это освобождение крестьян было проведено, как помещики получили всевозможного рода отрезки от той земли, которой раньше крестьяне пользовались, и как при помощи этих отрезков они кабалили крестьян.

Изучая речи и статьи Владимира Ильича, вы увидите, как детально, как до мелочей подробно разбирал он все вопросы эксплуатации и угнетения. Эксплуатация капиталистов, эксплуатация помещиками крестьян, национальный гнет – все эти вопросы он основательно изучал, брал их в развитии и самое существенное выделял, чтобы видеть, против чего именно надо бороться и как бороться. Это кажется весьма естественным и очень простым. И конечно, каждый ленинец скажет, что он не только ненавидит гнет и эксплуатацию, но знает также те формы, в которых гнет и эксплуатация проявляются.

Но, товарищи, надо помнить следующее: мы сейчас живем уже не в капиталистическом строе, а в строе, который представляет переход от. капиталистического к социалистическому, переход на основе малоразвитой промышленности и мелкого крестьянского хозяйства. Конечно, нельзя думать, что в этом переходном строе не будет уже никакой эксплуатации. Правда, многие старые формы эксплуатации, благодаря революции, благодаря тому громадному социальному сдвигу, который произошел, отошли в прошлое, но нельзя думать, чтобы теперь не было уже никакой эксплуатации и не было никакого угнетения. Эта эксплуатация и угнетение приобрели теперь новые формы, правда органически связанные со старыми, но все же носящие несколько другой характер. И вот тут, товарищи, большая опасность, что ненависть, направленная против старых форм эксплуатации, не будет иметь для себя объекта потому, что старое отжило. А новых форм эксплуатации и угнетения можно и не заметить, если не смотреть, не уметь вглядываться в жизнь, не уметь смотреть, что кругом делается. Теперь, конечно, тех форм, которые были раньше, мне кажется, уже нет. Нет такой наглой эксплуатации рабочих, которая была раньше. Уничтожена помещичья собственность, и хотя она местами и возрождается, но в общем и целом старые формы уже отжили, но тем внимательнее надо смотреть кругом себя, чтобы заметить всякую новую, зарождающуюся форму эксплуатации. Это не так просто, как кажется.

Теперь мы еще близки к старому, капиталистическому строю, а чем дальше, тем сложнее будут все эти вопросы, и надо остерегаться того, чтобы не впадать в общие фразы, детально всматриваться в формы, детально изучать их. Уже и теперь сказывается недостаток этого внимательного и систематического изучения – изучения нового быта. Уже теперь слишком в общих формах мы часто говорим об эксплуатации и угнетении. Вот ленинец и должен внимательно изучить все те новые формы, которые будут чем дальше, тем сложнее. Трудность еще в том, что сейчас общественное развитие идет чрезвычайно быстрым темпом, чрезвычайно быстро меняется окружающая обстановка, и надо постоянно иметь перед глазами эти изменения, изучать эксплуатацию в ее изменяющихся формах.

Это вопрос очень сложный, и для того, чтобы умело подойти к нему, надо быть вооруженным теорией. Недавно я разговаривала с товарищами из комсомола и спрашивала их, какие кружки у них существуют. Кружки по политграмоте есть, затем есть кружки по ленинизму – это все есть, но выходило так, что -по марксизму кружков как будто нет. А если мы хотим понять ленинизм, то мы прежде всего должны вооружиться марксизмом. Ленин был марксист. Он был учеником Маркса. Тщательно изучал все произведения Маркса и Энгельса, постоянно возвращался к ним, не то что раз когда-то прочитал, а постоянно возвращался к чтению произведений Маркса и Энгельса и постоянно черпал в них новые и новые подходы к жизни, вдумывался в каждое их слово. Маркс изучал те законы, на основании которых развивается человеческое общество, Он осветил эти законы. Когда мы говорим о явлениях природы, всякому ясно, что тут необходимо знать природу – законы химических и физических явлений – и, по мере того как люди больше и больше улавливают, изучают эти законы, они получают все большую власть над природой. Изучать законы природы для того, чтобы одолевать природу, – это настолько общее место, что не приходится об этом и говорить. Но то же самое относится и к жизни человеческого общества. Общество развивается на основании определенных законов. Есть определенная связь явлений, есть определенный закон развития. Чтобы овладеть движением, чтобы направить революционное движение в настоящее русло, чтобы добиться победы, необходимо знать все законы, на основании которых развивается человеческое общество.

Владимир Ильич говорил о необходимости научиться понимать «революционную диалектику» Маркса. Маркс показал, как развивается явление, как в каждом развивающемся явлении есть зародыш, ростки новых форм жизни, как эти новые формы уничтожают старые. Вот почему Владимир Ильич в речи, которую он говорил на III Всероссийском съезде комсомола, предостерегал его от увлечений лозунгами. Он считал, что не столько важны отдельно взятые лозунги, как изучение явлений в их связи. Свою революционную диалектику Маркс применил к тому периоду человеческого развития, который носит название капиталистического развития. Он показал, как возникло капиталистическое общество, как развивалось, как внутри этого капиталистического общества сложились силы, те силы, которые должны стать могильщиком капиталистического строя. Он показал, как рабочий класс рос, как развивался. Маркс указал на революционную цель, которая стоит перед рабочим классом, и на ту историческую роль, которую рабочий класс играет. Вот понимание цели рабочего класса, понимание взаимоотношения явлений и их развития – вот что составляет сущность марксизма. И надо вооружиться теорией марксизма, чтобы ясно понимать то, что кругом происходит, понимать быстро развивающиеся события. В прежнее время марксистами называли себя часто люди, которые не понимали этой революционной диалектики марксизма. Они считали, что достаточно прочесть Маркса и согласиться с его выводами – и это дает уже право назвать себя марксистом. Но Владимир Ильич не так смотрел на то, чем должен быть марксист. Он считал, что марксизм – руководство к действию, и потому революционное .учение Маркса он приложил к русской действительности, к той эпохе, в которой ему пришлось работать и действовать. Это как раз была историческая эпоха, когда стало совершенно ясно, что капитализм разрушается, – эпоха, предшествовавшая мировой войне и последовавшая за ней. Эта имеющая глубоко революционное значение эпоха была Владимиром Ильичей оценена на основании той марксистской теории, которой он владел в совершенстве.

Но не только теорию марксизма знал Владимир Ильич: он изучал все особенности русских конкретных условий, продумал, как приложить марксистскую революционную теорию к жизни. Вооружившись революционной теорией, он смог найти именно те пути, которые необходимы были для того, чтобы пролетариат смог победить. Не в личных свойствах Владимира Ильича разгадка того, что он глубоко продумал революционную теорию марксизма и правильно применил ее. Вам, товарищи, придется разрешить много сложных вопросов, которые перед вами поставят последующие годы, и потому вам необходимо вооружиться этой революционно-марксистской теорией.

Владимир Ильич ни на минуту не выпускал из виду революционные цели изменения существующего строя и создания коммунистического строя. Он не упускал из виду великой исторической роли пролетариата; этим он отличался от оппортунистов, с которыми всю жизнь вел упорную борьбу. Когда выступал немецкий социал-демократ Бернштейн и стал говорить, что движение – все, а цель – ничто, Владимир Ильич встал на сторону Каутского, в те времена бывшего еще революционером. Отрицание важности цели рабочего движения было оппортунизмом, отрицанием исторической роли пролетариата, отказом от принципа марксизма. Несколько в другой форме, в своеобразной русской форме, подняли знамя оппортунизма экономисты; они также совершенно недооценивали революционной роли пролетариата. Они говорили, что нужна экономическая борьба, и вот только на эту экономическую борьбу они обращали внимание, а на связь этой экономической борьбы с политической борьбой, на ту связь, которую всегда подчеркивал Маркс, они не обратили внимания. И вот Владимир Ильич вместе с Плехановым вел отчаянную борьбу с экономистами.

Точно так же, в чем была главная ошибка меньшевиков, против которых боролся так упорно Владимир Ильич? Он указывал, что меньшевики, вступая в блок с либералами, ориентируясь на радикальную буржуазию, отказываются от основного – от правильной оценки роли пролетариата во всем революционном движении. Ясное понимание цели, понимание тех путей, которые ведут к этой цели, понимание исторической роли пролетариата и дало возможность Владимиру Ильичу правильно оценить все эти оппортунистические отклонения.

Для того чтобы идти революционным путем, молодежи необходимо вооружиться марксистской теорией. Эта теория даст понимание окружающей действительности. Нет, вообще говоря, каких-нибудь лозунгов, верных для всех времен. Каждый лозунг имеет значение в той конкретной исторической обстановке, в которой он выдвигается. Когда-то в своей книжке «Исторические письма» Мартов говорил о том, что всякий лозунг, будучи революционным в известной обстановке, при изменившейся обстановке может быть реакционным. Понимание того, когда уместен тот или иной лозунг, дается как раз умением подходить к действительности и оценивать ее с точки зрения марксизма. Если неподготовленный человек возьмет сочинения Ленина, то ему может показаться, что у него много противоречий. В целом ряде вопросов Владимир Ильич защищал в различные моменты различные точки зрения, и человек, который не понимает внутренней связи явлений, их революционной диалектики, увидит лишь противоречия там, где на деле развитие одной и той же точки зрения только в различной обстановке. Например, возьмем такой вопрос, как Учредительное собрание. До известного момента, пока не было еще налицо власти пролетариата, которая начала зарождаться в форме Советов, большевики выступали за Учредительное собрание; когда создались революционные Советы, когда они стали фактической властью, тогда лозунг Учредительного собрания получил совершенно другое значение. Из лозунга революционного он превратился в лозунг реакционный, который мог бы повести к тому, что организованная уже власть пролетариата, организованного в Советы, была бы ослаблена.

Возьмем вопрос о кооперации. До захвата власти Владимир Ильич о кооперации говорил в другом совершенно тоне, чем говорил в последних своих статьях, где он писал о том, какое громадное значение имеют кооперативы в настоящее время для перестройки всего общества на коллективистических началах. Если мы возьмем и будем перелистывать сочинения Владимира Ильича, мы увидим, как на протяжении времени в различной конкретной обстановке Владимир Ильич совершенно различно оценивал те или другие формы движения.

Чтобы понять конкретную обстановку, надо, во-первых, быть вооруженным теорией, которая дает систему, определенный подход, – это с одной стороны. А с другой стороны, надо тщательно изучать окружающую действительность. Если вы посмотрите, как подходил к этому Владимир Ильич, вы увидите, что он изучал тщательным образом действительность и по книгам, и по личному опыту, и на основании разговоров и рассказов товарищей. Если вы посмотрите ту массу тетрадок, в которых Владимир Ильич делал выписки, вы увидите, как сравнивал он каждый факт, который он наблюдал в русской жизни, с аналогичными фактами европейской жизни и, сравнивая их, старался отметить ту или иную разницу. Его заметки в тетрадках показывают, что он старался уловить ту разницу, которая создается благодаря различной обстановке. Если вы прочитаете воспоминания о Владимире Ильиче, вы увидите, как он внимательно расспрашивал товарищей, как по отдельным рассказам, по отдельным фактикам старался воссоздать всю картину явления, как он проверял себя каждый раз в каждом вопросе. Во время одной из партийных дискуссий Владимир Ильич писал: когда в партии возникают какие-нибудь разногласия, когда партия переживает кризис, то надо подходить к вопросу с величайшей честностью, смотреть правде в глаза.

И вот к изучению действительности Владимир Ильич подходил всегда с этой величайшей честностью, умел смотреть правде в глаза, и он умел учиться у врага. Если враг правильно оценивал какое-нибудь явление, Владимир Ильич не смотрел на то, что оценка исходит от врага, он пользовался ею, чтобы найти правильный подход к факту. С другой стороны, Владимир Ильич умел не только прямо, но и косвенно учиться у врага. Похвала врага служила ему предостережением, он пересматривал вопрос еще раз, чтобы проверить себя, не сделано ли какой ошибки.

Владимир Ильич на ошибках учился. Например, Владимир Ильич выдвинул в 1903 г. и очень горячо защищал пункт партийной программы о возвращении крестьянам земельных отрезков, отошедших во время земельной реформы 1861 года к помещикам, и вот в 1908 г. есть статья, которая посвящена учету опыта первой революции. Там он прямо говорит о пункте программы, что это неправильный лозунг, касающийся отрезков.

И это несмотря на то, что в свое время Владимир Ильич страстно защищал этот лозунг против Плеханова, долго завоевывал всех, чтобы перешли на его сторону, чтобы поняли все значение этих отрезков, а потом, после революции, он не остановился перед тем, чтобы объективно оценить его. Он писал, что этот лозунг был недостаточен, что надо было выдвинуть сразу более революционный лозунг.

Эта революционная честность, умение подойти к каждому вопросу, не соображаясь с тем, что, может быть, надо все переоценивать с самого начала, не соображаясь с тем, что, может быть, предстоит громадная работа, не соображаясь ни с чьим личным самолюбием, не боясь признать свою ошибку (он ставил вопрос отчетливо, в упор, стараясь найти правильный ответ на него), – вот это умение, умение изучать пристально, умение наблюдать, умение чужой опыт использовать и обдумывать, умение смело смотреть в глаза фактам должны быть свойствами той молодежи, которая хочет быть ленинцами.

И наконец я скажу несколько слов о той преданности революционному делу, которой требовал Владимир Ильич от революционера. В его книжке «Что делать?» он пишет о том, к чему должен быть готов революционер. Он пишет о том, что первые годы, вот эти годы, когда только что нарождается движение, – что эти годы должны быть годами громадной выдержки, должны быть годами незаметной работы, которая потом учтется, что вначале работа, по существу, не видна, не заметна. Революционер должен быть готов к ведению этой незаметной, черной, повседневной работы. Но в то же время революционер должен быть готов к величайшим подвигам, величайшему героизму, об этом точно также говорит Владимир Ильич в своей книжке «Что делать?», которая в свое время так увлекла членов партии, которая сыграла в революционном движении такую громадную роль. Революционер должен быть готов на все: и на повседневную, черную, незаметную работу и на величайшие героические подвиги. Эта оценка Владимира Ильича дает ясное представление о том, каков должен быть ленинец. Он должен вести повседневную, будничную работу, какой бы тяжелой она ни была, должен внимательно относиться к ней. В момент подъема революционного движения он также должен быть готов на все.

Я хотела остановиться еще на одном вопросе – на понимании Владимиром Ильичей роли масс. В 90-х годах, в самом начале возникновения партии революционного марксизма, очень оживленно обсуждался вопрос о роли личности в истории. Михайловский и другие говорили тогда о том громадном значении, которое имеет личность в истории. У Михайловского есть статья на тему «Герои и толпа». Масса – это безвольная толпа, идущая за героями. Вопрос о героизме, о роли сознательной личности в истории выдвигался и Лавровым. Позднее эсеры усвоили себе эту точку зрения на героев и толпу, на первый план выдвигали героическую личность. Марксисты подходят к вопросу иначе. Они говорят о классовой борьбе.

Если вдуматься в этот термин – «классовая борьба», то надо будет к этому вопросу о роли личности подходить так, как подходил Владимир Ильич. На первый план он выдвигал вопрос о массе, о том, под влиянием каких побуждений действует масса. Марксизм рассматривает действия отдельных личностей в связи с тем классом, представителем которого эта личность является. Личность, взятая вне массы, вне класса, – ничто. Но если она свяжет свою деятельность с деятельностью революционного класса, с деятельностью пролетариата, то благодаря тому, что человек свой утлый челн привяжет к корме большого корабля, к корме того дела, которое делает пролетариат, – благодаря этому личность может получить очень большое значение, но только в том случае, если она не отделяет себя от массы, если является ее выразителем.

И вот если вы посмотрите на сочинения Владимира Ильича, на те речи, которые он говорил, вы увидите, какое громадное значение придавал он массе. Он говорил, что «социализм есть живое творчество масс». В последних своих статьях он говорил о том, что теперь надо двигаться дальше гораздо медленнее, чем раньше, но двигаться громадной массой, миллионами двигаться. Эта оценка значения массы, ее творческой силы характерна для Владимира Ильича. Вопрос об организации масс, о внесении сознательности в движение масс Владимир Ильич считал первоочередным. Он подходил к этому вопросу по-марксистски. Ленинцы должны учиться такому же отношению к массе.

А понять массу, научить ориентироваться на нее может опять только марксизм, вскрывающий первопричины движения масс, учащий нащупывать движение силы революции, вести массы к великой цели.

Если молодежь хочет стать ленинцами, она должна внимательно изучать теорию, изучать «революционную диалектику» марксизма.

1924 г.

 

БУДЬ ГОТОВ!

 

Всякий пионер на призыв «Будь готов!» отвечает: «Всегда готов!», – но далеко не всякий пионер знает, откуда взялся этот призыв и этот ответ.

«Будь готов!» – это был призыв Ленина к членам партии, борцам за рабочее дело.

22 года тому назад, в 1902 г., у рабочего класса России не было еще своей партии. Правда, в 1898 г. состоялся первый съезд социал-демократов. На нем было лишь несколько человек представителей рабочих организаций. На съезде постановлено было организовать Российскую социал-демократическую рабочую партию, даже выбран был ЦК. Но полиция выследила съезд, переарестовала почти всех его участников, и дело распалось, осталось одно название. По отдельным большим городам были небольшие социал-демократические организации, которые вели работу среди рабочих, но они были слабы и почти не связаны между собой. Одна организация работала так, другая – иначе. Больше всего эти организации помогали рабочим устраивать забастовки. Некоторые социал-демократы думали, что задача партии только в том и состоит, чтобы помогать рабочим вести борьбу с хозяевами, а о том, что надо царя сбросить и всю жизнь построить по-иному, рано еще говорить. Другие говорили, что совсем неважно даже, чтобы была партия, важно только поднять рабочих на восстание против царизма, а что для этого надо сорганизоваться – забыли.

Тов. Ленин написал тогда книжку. Она называлась «Что делать?». В этой книжке он объяснял, что надо работать над тем, чтобы сделать рабочих как можно более сознательными, говорил о том, какое громадное значение имеет организация. Он писал, что надо, чтобы партия, передовой отряд рабочего класса, как можно лучше разбиралась в том, что кругом нее делается; надо, чтобы она ясно видела дорогу, понимала хорошо, что в каждую минуту надо делать. И надо, чтобы партия представляла собой дружную организацию, которая, когда надо, умела бы выступать, как один человек. Тогда только можно победить и царизм и буржуазию. Сознательность и организованность с неба не падают. Надо не покладая рук учиться разбираться в окружающем, надо учиться действовать организованно, дружно во всем.

«Мы должны всегда, – писал т. Ленин в 1902 г. в своей книжке «Что делать?» – вести нашу будничную работу и всегда быть готовы ко всему...»[22]

Должны быть готовы вести работу тайком от полиции, печатать листовки в тайных типографиях, пользоваться всяким удобным случаем, чтобы помогать рабочим стать сознательными и организованными, должны быть готовы идти за это в тюрьму и на каторгу. Должны быть даже готовы и к тому, чтобы, когда придет подходящий момент, восстать с оружием в руках.

«Будьте готовы», – говорил т. Ленин членам партии, и ленинская партия, которая теперь называется Российской коммунистической партией, не боялась никакой самой черной, самой скучной работы. И, когда пришло время, удобное для революции, ленинская партия «была готова» и повела за собой рабочих и крестьян.

Юных пионеров не было еще на свете, когда Ленин звал борцов за рабочее дело быть готовыми, но юные пионеры твердо решили быть верными заветам Ленина: они неустанно учатся, они неустанно организуются, ставят себе целью сорганизовать всех ребят, сделать их всех сознательными, умелыми; юные пионеры хотят научиться строить новую жизнь, они хотят продолжать дело Ленина.

– Будьте готовы!

– Всегда готовы!

1924 г.

 

ШКОЛА И ПИОНЕРДВИЖЕНИЕ

 

Учительство быстро поднимается и растет, вооружается для строительства новой школы необходимыми знаниями, проникается идеологией пролетариата, а параллельно с этим из недр рабочего класса вырастает пионердвижение, качественно изменяющее тот детский материал, над которым приходится работать учителю. Это, с одной стороны, облегчает его задачу, с другой – требует от него дальнейшей работы над собой.

Юные пионеры представляют собой детскую организацию, имеющую свой устав, свою цель, свои методы работы.

В организации дети приучаются коллективно чувствовать, коллективно действовать, подчиняться воле коллектива.

Уже самый факт наличия детской организации имеет громадное воспитательное значение. Ребенок привыкает иметь постоянно перед глазами интересы целого коллектива, связывает все свои действия с действиями коллектива. У него складывается определенная коллективистическая психология, являющаяся наилучшим регулятором инстинктов, уничтожающая чувство беззащитности, одиночества. Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу.

Стремление к организации присуще здоровым детям, растущим в нормальных условиях. Тот, кто наблюдал игры детей, знает это.

Вот почему организация юных пионеров так интересует и захватывает ребят.

Юные пионеры ставят себе целью помогать рабочему делу, служить ему.

Могут сказать: помощь рабочему делу, помощь борьбе пролетариата – цель, мало доступная детям. Так ли это? Современным детям эта цель близка и понятна. Они слышат кругом разговоры о недавнем прошлом, о том, из-за чего шла борьба, они видят кругом неустройство жизни, им нетрудно понять, к чему стремится партия, комсомол. Чем раньше они поставят себе цель, чем раньше научатся подчинять ей свои действия, тем более сильные, более целеустремленные люди из них выйдут.

Рано поставленная цель, коллективная работа имеют уже сами по себе громадное значение для развития ребят.

Активно-трудовой метод, которым руководятся отряды, также как нельзя лучше действует на ребят.

Вот почему светлеют лица детей, когда они видят стройные ряды «красношеек», видят дисциплинированность ребят, их ясные, радостные лица.

Однако мы видим обычно лишь праздничную сторону жизни пионеров – их выступления, слышим их речи, но самое важное – повседневная, будничная работа. И тут чрезвычайно важно, чтобы ребята все время росли, развивались, чтобы запас знаний у них все возрастал и понимание поставленной цели углублялось. Без этого пионердвижение выродится, через год-два оно будет терять для пионеров свою привлекательность. Пионердвижение должно быть связано с занятиями в школе, должно опираться на них.

Другое. Важно, чтобы ребята в своей работе ставили себе правильные частные цели, чтобы эти цели тесно связывались с общей целью, чтобы они были достаточно конкретны и постепенно усложнялись. Выбор целей имеет громадное значение, и эта сторона, пожалуй, самая трудная. Надо, чтобы конкретная цель была общественно необходима, чтобы она была посильна, чтобы она не была чересчур легка, чтобы результаты усилий могли быть учтены, были бы осязаемы, чтобы конкретные цели, которые ставят себе звенья и отряды, постепенно, по мере роста сознательности и умения, усложнялись.

Каковы должны быть отношения между школой и детдвижением?

Кое-кто из молодежи, увлеченный успехами первых шагов движения, говорит: «Не школа, а детдвижение».

Такая постановка вопроса неправильна. Она проистекает из того, что пока еще не поставлен со всей остротой вопрос о систематических, углубленных занятиях, без которых пионеры никогда не превратятся в ленинцев. Без систематических занятий, связывающих воедино данные опыта, цельного монистического мировоззрения молодежь у себя не выработает. Умение жить и работать коллективно – это одна сторона дела, умение ясно и далеко видеть, логически мыслить, располагать факты в определенной перспективе – это другая его сторона. Если бы пионердвижение провозгласило «Долой школу!», оно перестало бы быть, несмотря на всю свою красочность, прогрессивным, передовым, оно объективно играло бы реакционную роль, внешней красочностью прикрывая прежнее духовное рабство.

Поэтому нужна тесная смычка между советской школой и детдвижением.

Советская школа стремится, как и детдвижение, воспитать подрастающее поколение в ленинском духе, стремится подготовить его к разрешению тех задач, которые поставила перед ним история. Советская школа стремится вооружить ребят как можно лучше знаниями, которые необходимы им для ясного понимания того, что нужно делать, как надо перестраивать жизнь, как надо ее налаживать, которые необходимы им для победы. Советская школа учит ребят, как знания, добытые человечеством, применять к делу, тесно увязывать теорию с практикой. Без знаний человек как слепой. Советская школа стремится сделать его зрячим. Отсюда ясно, что нельзя противополагать пионердвижение школе, между ними существует самая тесная внутренняя связь.

Что даст детдвижение школе?

Оно даст ей прежде всего новый детский материал. Пионердвижение чрезвычайно повышает в детях сознание своего человеческого достоинства, повышает стремление к знанию, интерес к нему, вырабатывая серьезное отношение к делу, дисциплинирует их. С такими ребятами учителю гораздо легче работать.

Надо только, чтобы и учитель и руководители пионердвижения – комсомольцы – постарались выяснить ребятам разницу между старой, буржуазной и новой, советской школой, между школой, проникнутой буржуазной идеологией, и школой советской, проникнутой пролетарской идеологией; надо, чтобы и учитель и комсомольцы старались как можно лучше выяснить ребятам, почему им надо знать ту или иную часть программы, почему им надо проработать тот или иной вопрос. Если учитель научится делать это, он будет поражен успехами детей. На его вопрос: «Зачем мне надо это знать?» – ребенку будут отвечать не так, как часто отвечали раньше: «Это не твое дело, твое дело не рассуждать, а учиться, старшие лучше знают, что тебе полезно знать». Ребенку будут отвечать на его вопрос иначе: «Ты хочешь строить новую жизнь, для этого тебе надо узнать – если дело идет, например, об истории, – как строили свою жизнь люди раньше, какая и за что между ними была борьба; ты узнаешь, изучая историю, чего не надо делать, и благодаря этому лучше поймешь, что надо делать». Если дело идет о географии, учитель объяснит: «Ты хочешь, чтобы во всем мире не было рабства, не было угнетения, – как же ты можешь не знать, где какой народ живет, как он живет, как работает, как борется?» Если дело идет о физике, учитель скажет: «Ты хочешь, чтобы люди не надрывались над работой, для этого ты должен знать законы природы; только изучая эти законы, человек научается овладевать силами природы и заставлять их служить себе; только изучив достижения техники, введя их в жизнь, люди могут освободить себя из-под власти природы; тебе надо знать, в чем эти достижения состоят, без этого ты будешь плохим строителем» и т. д. и т. д.

Вся школьная программа таким путем может быть осмыслена для ребят. Зажигая энтузиазм ребят к изучению школьной программы, учитель и сам зажжется к ней тем энтузиазмом, который осветит все его занятия, вложит в них массу жизни, яркости, научит правильному подходу к ребенку.

Как много могут дать такие одухотворенные конечной целью занятия и учителю и ребятам, ясно каждому.

При таком подходе к делу быстро пойдет и сближение школы с жизнью. Когда и учитель и ученики ясно поймут все значение этого сближения, они сообща сумеют сделать школу таким же куском жизни, куском нового быта, каким стало уже детдвижение.

В процессе всей этой работы школа станет для ребят своей, близкой, необходимой им.

Учитель хочет, горячо хочет строить новую школу. Но он должен отдать себе отчет, что это он может сделать только вместе с детьми.

Пионердвижение до чрезвычайности облегчит ему задачу.

И потому каждый учитель должен помогать пионердвижению, помогать форпостам пионеров захватывать в сферу своего влияния всех школьников, помогать их задаче втянуть всех ребят в организацию, стремящуюся к великой цели.

И поэтому каждый руководитель детдвижения должен ясно сознавать разницу между буржуазной и советской школой, отдавать себе отчет в задачах, стоящих перед современной школой, должен разъяснить пионерам, какую большую помощь могут оказать они стране, помогая строить советскую школу*.

Сейчас вопрос о содержании преподавания в советской школе в основном разрешен. Но не разрешен еще ряд других вопросов.

Совершенно недостаточно освещен, например, еще вопрос о школьном самоуправлении. Опыт деткомдвижения может тут дать очень много.

Не разрешен еще один из важнейших вопросов нашей трудовой школы – это вопрос об увязке программы с практической деятельностью ребят, с их трудом. Хотя новая школа бьется над этим вопросом с 1917 г., но до конца он еще не разрешен. Тут также чрезвычайно сильно может помочь делу опыт детдвижения.

Пионеры, хотя и в недостаточной мере, ставят себе конкретные общественно необходимые трудовые цели. Тут практика еще очень слаба, еще нет достаточного учета этой работы. Несомненно, что работники детдвижения лучше всего могут, развивая инициативу ребят в этом направлении, проложить тут новые пути.

И когда это будет достигнуто, умение ставить конкретные общественно необходимые трудовые цели поможет лучше наладить работу школы.

Имея в виду эту цель, надо сейчас же стремиться увязывать деятельность пионеротрядов со школьными программами.

У новой, советской школы и у пионердвижения одна и та же цель, освещающая их путь; школа нужна для углубления детдвижения; детдвижение открывает перед школой новые возможности, является для школы опорной базой в целом ряде вопросов, и потому между школой и детдвижением должна быть самая тесная смычка. Эта смычка поможет молодому поколению СССР подготовиться к разрешению тех великих задач, которые выдвинет перед ним мировая борьба пролетариата.

1924 г.

 

НА ПУТЯХ К СОЦИАЛИЗМУ

 

«Нам наши противники не раз говорили, – писал Владимир Ильич в последней своей статье о кооперации, – что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы, все-таки, теперь стоим»[23]

Этой культурной революции Ленин придавал громадное значение.

Он знал, он писал еще в 1917 г. о том, что «социализм не создается по указам сверху[24] ...социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»[25].

Но массы темны, безграмотны, и это мешает им строить социализм. «Нам... не хватает цивилизации для того, чтобы перейти непосредственно к социализму, хотя мы и имеем для этого политические предпосылки», – писал Владимир Ильич в статье «Лучше меньше, да лучше».

Что разумел Владимир Ильич под культурной революцией? То, что массы как-то сломают дружным, организованным напором стену темноты и невежества, возьмут с бою необходимые им знания, необходимую им цивилизацию. Это будет чрезвычайно трудно при малом числе школ и культучреждений, по все же возьмут.

Слова Владимира Ильича о культурной революции, написанные в начале 1923 г., не сразу были осознаны всеми товарищами.

Только после его смерти многие ощутили, что эта революция приближается действительно, что Владимир Ильич не ошибся.

Ярко бросилась в глаза тяга к знанию у ленинского призыва.

Заставило говорить о себе учительство. Оно пошло за партией и упорно коллективно учится. За последний год оно чрезвычайно выросло.

Под напором проснувшейся самодеятельности крестьянства меняют фронт и другие культурные силы деревни; врачи, агрономы и пр.

Но самым поразительным, самым характерным является нарождение и рост новой культурной силы – пионердвижения. Оно растет чрезвычайно быстро и уже перекинулось в деревню.

Пионеры-ребята начиная с 14 лет до 16 учатся жить и работать сообща, объединять постоянно свои усилия, свою работу для достижения поставленной цели, учатся сообща заводить новые порядки, строить жизнь по-новому, учатся подчинять свою волю воле коллектива, бороться за свои убеждения. Пионердвижение – это уже кусок живого социализма. Через десяток лет из пионеров вырастет такая силища, которая переделает всю жизнь по-новому.

Пионеры совсем «всерьез» относятся к своей работе. Они понимают, что на них ляжет обязанность осуществить, воплотить в жизнь заветы Ильича.

Пионер не пьет, но он также мешает родным торговать самогоном, и, бывали случаи, родные выгоняли за это пионеров из дому.

Пионер не курит и не допускает, чтобы курили в его присутствии. К пионерскому костру подходит рабочий, присаживается и закуривает. Комары кругом. Тотчас к нему подходит пионер: «Товарищ, мы пионеры, не курим и не допускаем, чтобы курили в нашем присутствии: отойди, пожалуйста, в сторону». Смущенный рабочий тушит папироску.

Пионеры соблюдают гигиенические правила. Лагерь юных пионеров. Две сотни ребят в стройном порядке шествуют к речке, у каждого в руке зубная щетка- – пионеры чистят зубы. Они также моют руки перед едой, не пьют и другим не дают пить сырой воды, держат в чистоте уборные...

Пионеры не верят в бога. Ничто не мешает им понять, что его нет. Им самим он не нужен. Они живут дружным товарищеским коллективом и не чувствуют одиночества. Мать посылает девочку к попадье учиться закону божьему, та не идет, несмотря на то что мать бьет ее. Но и бить себя пионеры не дают, а посему юная пионерка уходит из дому.

Пионеры заботятся о смычке рабочих и крестьян. И поэтому, когда деревенские ребята бродят вокруг их лагеря, бросают в них комья грязи, дразнят их, ни один пионер не отвечает на вызов: на общем собрании было постановлено с деревенскими ребятами ссор не заводить.

Эти примеры можно было бы продолжить до бесконечности.

Да, юные пионеры – наше будущее.

Наркомпрос содействует чем и как может работе пионеров. Теперь в школах повсюду заводятся форпосты юных пионеров. Увязка школьной и пионерской работы диктуется потребностями школы и детдвижения.

Ничего нет, однако, ошибочнее мысли, что пионердвижение создано по предписанию Наркомпроса. Это самостоятельно растущее с низов движение.

В заключение приведу письмо, полученное мной на днях от юных пионеров какой-то деревни (ребята забыли написать название деревни) Борисовского уезда Минской губернии.

«Отряд наш организован в мае 1924 г. под руководством беспартийного крестьянина нашей деревни – Батыя Ивана Осиповича; в первоначальные дни нашей организации нас было только 19 мальчиков и девочек, и первые шаги нашей организации носили в деревне характер, чуть не обостренный против населения: все смотрели на нас как на каких-нибудь врагов, и нам, некоторым детям, пришлось даже перенести побои со стороны родителей; в особенности т. Батыю пришлось больше всего перенести всякой клеветы и угроз. Но т. Батый духом не пал и сумел подойти настолько близко к детям, что последние готовы были с ним идти куда угодно за октябрьские завоевания. В настоящее время т. Батый убедил всех жителей нашей деревни, что из себя изображают пионеры, и нас теперь уже не 19, а 42 пионера (29 мальчиков и 13 девочек), рост нашего отряда с каждым днем усиливается, и в скором будущем надеемся, что все дети нашей деревни станут под наше красное знамя, хотя у нас пока не знамя, а флаг, но мы считаем его вместо знамени; флаг приобретен самими нами же, детьми: пошли в лес, набрали ягод и грибов, купили полтора аршина красной материи, которая в настоящее время существует у нас вместо знамени. Весть о нашей организации быстро облетела по всем окрестностям, и первыми нам на помощь пришли борисовские организации юных пионеров. В настоящее время мы, дети, стоим на крепкой ноге нашего существования и хотя медленно, но все-таки движемся вперед по намеченному пути В. И. Ленина».

Дальше ребята пишут, что «условия их, безусловно, тяжелые», так как нет школы, учебников, все надо покупать, и они научились только читать.

Как характерно это письмо! Заботится об организации юных пионеров беспартийный крестьянин, ребята терпят побои за свое участие в пионерорганизации, потом население убеждается и не препятствует. Это показывает, что детдвижение стихийно растет и ширится, что у него глубокие корни в массе и что все детдвижение стоит уже «на крепкой ноге своего существования». Надо заботливо растить этот кусок живого социализма!

1924 г.

 

ЮНЫЙ ЛЕНИНЕЦ, БОРИСЬ С НЕГРАМОТНОСТЬЮ!

 

Юный ленинец, ты взаправду хочешь быть ленинцем и исполнять ленинские заветы?

Ленин хотел, чтобы Россия была просвещенной, светлой, сытой, здоровой. Он хотел, чтобы Россия прежде всего была грамотной. В стране темной, безграмотной не может быть социализма.

Что хочешь ты, юный ленинец, сделать для того, чтобы помочь стране стать грамотной? Обсуди это в своем звене, в своем отряде.

Ты еще юн и сам еще знаешь очень мало. Но все же ты можешь кое-что сделать. Ты грамотен, конечно: юный ленинец не может быть неграмотным. Но у тебя, наверное, есть неграмотный товарищ, может быть, неграмотная сестра или брат. Позаботься, чтобы они учились. Помогай брату или сестре и в работе, чтобы они могли ходить в школу. Если школы нет и некому их учить, постарайся сам обучить их читать и писать. Грамотна ли твоя мать? Помогай и ей выучиться грамоте...

Позаботься, чтобы у них был букварь, чтобы твой букварь, по которому ты учился, не лежал зря.

Твое звено придумает еще много других способов, которыми ты можешь помочь ликвидировать неграмотность.

Не правда ли, ты сделаешь псе что можешь, чтобы помочь стране справиться с неграмотностью?

1924 г.

 

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ!

 

Прямо стихийный какой-то рост детдвижения, из городов перекинувшегося уже в деревню, требует от нас, чтобы мы с особым вниманием отнеслись к вопросу о так называемой внешкольной работе.

В данном номере[26] мы помещаем ряд статей по детской книге и детским библиотекам, ряд статей по экскурсионному делу, по клубному. В этих статьях, по-моему, много интересных мыслей, но это только начало разработки вопроса.

Вопрос о книге для современного городского и деревенского ребенка – вопрос колоссальной важности. Ее надо создавать наново, исходя из ребенка, его опыта, условий жизни и пр. С этим вопросом теснейшим образом связан вопрос о детских библиотеках и передвижках, имеющих целью приблизить книгу к ребенку, в особенности в деревне.

Вопрос об экскурсиях надо перевести несколько в другую плоскость – разрабатывать для деревенских и городских школ планы экскурсий, может быть, более элементарных, но имеющих не меньшее значение. Нужно дать планы экскурсий и подработку их в связи с программами ГУСа.

Еще больше надо передвинуть вопрос о клубах – от клубов для городских подростков, о которых достаточно уж писали, надо подойти вплотную к вопросу о детском клубе и формах его работы.

Надо осветить роль клубной детской жизни, игры, общественно организованного коллективного труда, роль учения, наглядного показа, роль искусства.

Игра имеет особо важное значение. Вопрос этот мало еще разработан, к сожалению.

Вопросы наглядности – и в связи с этим вопросы о световых картинах, детском кино, детском музее – занимают совсем особое значение.

В мои намерения не входит освещение этих вопросов в данной статье, или, вернее, заметке.

Цель ее – привлечь внимание ко внешкольной работе с детьми.

1924 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!