СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РКСМ ( РЕЧЬ НА V ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ РКСМ)



 

Чем, товарищи, характеризуется буржуазная система воспитания? Она характеризуется не тем, что там существуют две ступени, а тем, что существуют всякие препятствия переходу из первой ступени во вторую. Программы первой и второй ступеней нарочно не согласуются. Вторая ступень имеет свои подготовительные классы, в которые поступают дети буржуазии. Они, естественно, из этих подготовительных классов могут переходить во вторую ступень, а во вторую ступень из народной школы поступать трудно, потому что программа составлена так, что приходилось держать экзамен, этот экзамен был особенно затруднительным. Нарочно вводятся в младших классах средних учебных заведений такие предметы, которые в народной школе не проходятся, и надобны особенно героические усилия для ученика народной школы, чтобы овладеть этими предметами, хотя по другим предметам он обладает гораздо большими знаниями. Точно так же между средней и высшей ступенями устраиваются разные затруднения, чтобы нельзя было из второй ступени перейти в высшие учебные заведения.

Дальше я буду говорить, что у нас есть плохого. Но если мы говорим о системе народного образования, то, конечно, нельзя говорить, что в Советской России сейчас существует буржуазная система образования. Переход из школы I ступени в школу II ступени и далее совершенно свободен. И вот это – коренное отличие от буржуазной системы. Буржуазная система имела две системы школ: школу для буржуазии и школу для народа.

Вот почему рабочий класс всех стран выдвигает лозунг единой трудовой школы, т. е. такой школы, в которой легко переходить из одной ступени в другую, из самых низших ступеней переходить до университета. Если мы отбросим лозунг единой школы, то мы отбросим тот лозунг, который выдвигает пролетариат во всех странах как требование пролетариата, который облегчает ему продвижение в высшую ступень к овладению знаниями.

У нас школа действительно очень плоха, и плоха она потому, что мы слишком много хотели захватить, а сил-то у нас не было.

Для того чтобы создать школу, надо создать ей соответствующую программу и соответственный педагогический персонал. И поэтому нам надо говорить о том, как хорошо поставить школу II ступени, а не говорить о том, что достаточно для рабочего ограничиться первой ступенью, четырьмя годами. Конечно, рабочий должен знать как можно больше.

С первых дней существования Наркомпроса приходилось по поводу профобразования вести борьбу со старой профессурой, и мне лично приходилось не на одном собрании присутствовать, а на целом ряде собраний, на которых Наркомпрос занимал эту позицию. Мы говорили: теперь надо рабочему быть не только простым исполнителем, не только овладеть техническими навыками, а потому ему также надо приобрести и те знания, которые делают его хозяином производства. В ответ на это мы встречали со стороны профессуры гробовое молчание, они говорили: рабочему нужны обыкновенные ремесленные школы. Тот полемический характер, который всегда принимают наши споры о профессиональной школе, и объясняется тем, что нам в начале существования Наркомпроса пришлось с профессурой выдержать в этом направлении большую борьбу. Старая профессура хотела оставить, старую ремесленную школу, куда, конечно, никакой Союз молодежи не был бы допущен.

Старая ремесленная школа носила определенный характер: воспитывались исполнители, которые могут только на чужом заводе по чужой указке работать. Мы хотим создать такого рабочего, который мог бы работать технически, но в то же самое время ясно понимал бы все перспективы производства.

Вот т. Шохин возмущался словом «политехническая» школа. Но ведь надо разъяснить, что значит термин «политехническая школа», значит ли это «многоремесленная школа». Правда, некоторые так и понимали эту политехническую школу. Но это совершенно превратное и неверное представление о ней. Политехнической школой называется такая школа, которая дает ясное представление о всем процессе производства, которая дает представление о том, как организовано производство во всей стране, как организовано производство на отдельных предприятиях, которая дает представление о всем производстве в целом и в соотношении между всеми отдельными производствами. Коммунисту знать это чрезвычайно необходимо, особенно сейчас, в такой момент, какой переживает Советская Россия и переживает весь мир. Старая хозяйственная система, старая, капиталистическая система сейчас умирает. Нарождается новая система, коммунистическая, которая должна быть построена на планомерном производстве. Но для того, чтобы задачу поставить, надо ее ясно понимать. Оттого, что мы этого не знаем, мы на каждом шагу терпим поражения.

Если бы мы знали, если бы рабочий это знал, строительство Советской России шло бы во много раз успешнее. Мы на собственной шкуре постоянно, ежечасно испытываем недостаток понимания у нас общественной организации. Вот политехническая школа и есть такая школа, которая дает представление об организации производства. Вот такую политехническую школу защищал Маркс, защищают ее и коммунисты. Политехническая школа – это не такая школа, которая когда-то, в будущем, будет достигнута; она необходима нам сейчас, сию минуту, потому что мы смотрим на рабочего не так, как смотрела буржуазия; мы считаем, что рабочий должен быть не только исполнителем, но в то же время и хозяином производства. Вот такую точку зрения защищал Наркомпрос против профессуры, которая считала, что достаточно с рабочего и ремесла, и вот почему разгорелись так страсти, когда Наркомпрос Украины выдвинул вопрос о том, что надо-де уничтожить совершенно среднее образование, а надо начинать обучение ремесленное как можно раньше. Это, конечно, совершенно неправильная точка зрения, потому что она приближается к точке зрения профессуры. Сейчас и т. Шохин говорил, что надо опираться на семилетнюю школу, т. е. на первую и вторую ступени. Я не буду говорить о том, что теперешняя наша вторая ступень хороша. Я первая веду войну с нашей второй ступенью и с тем подходом к. обучению во второй ступени, который у нас существует.

Мы говорим о трудовой школе. Трудовая школа – нельзя сказать, чтобы она нигде не была осуществлена, но осуществлена в чрезвычайно редких случаях. Тут, по-моему, задача состоит в том, чтобы построить правильно эти первую и вторую ступени. А поэтому надо, чтобы молодежь помогала Наркомпросу поставить эту правильную систему, построить вторую ступень в том виде, в каком она нужна рабочему классу, как она нужна рабочей молодежи. Что значит так называемая общеобразовательная школа и как мы ее мыслим?

На съезде губоно, который сейчас происходит, и на конференции опытно-показательных школ, которая перед этим была, я защищала определенную программу второй ступени. Я говорила, что старые программы не имели в себе того, что немцы называют «спинным хребтом». Были отдельные предметы. Эти отдельные предметы не были связаны между собой никакой внутренней связью.

Я предлагаю в программе за основу взять трудовую деятельность людей и организацию физического и умственного труда. В наших старых школах об этом говорили очень мало. Очень мало говорили о том, как надо организовать свою умственную и физическую деятельность. А это надо подробно объяснить – и не только объяснить, но и показать на деле. Если мы посмотрим, как работают наши курсанты совпартшкол, то увидим, что они растрачивают очень много сил и энергии зря. И что часто даже в совпартшколах не обучают тому, как надо работать. А между тем, чтобы овладеть знанием, надо прежде всего научиться работать. И школа II ступени должна этому обучить и показать на практике.

Затем организация труда. Надо, чтобы ученик второй ступени ясно имел представление о том, как организовать труд в ремесле, в мануфактурном производстве, на фабриках, на предприятии. Мы говорим о производственной пропаганде и указываем, какое она огромное значение имеет среди взрослых. Но тем более это важно для школьников второй ступени. Затем надо еще один вид организации труда преподать ученикам второй ступени: необходимо показать, как организован был труд в обществе капиталистическом, как в нем не было никакой планомерной организации труда, какой там был в этом отношении хаос, и указать, что в коммунистическом обществе должна быть строго продуманная планомерная система производства, где не было бы растраты сил и энергии. Только когда это ученик узнает, он поймет, что такое коммунизм. Но трудовая деятельность людей не происходит вне времени и пространства. Она происходит над определенными предметами живой и мертвой природы. Поэтому надо научить, как можно воздействовать на эти предметы – уголь, руды, минералы, нефть и пр. Все это надо изучить под углом зрения трудовой деятельности людей. Точно так же и неживую природу. Вот одна часть программы – естествознание. Затем дальше идет другая сторона – общественная жизнь людей. Ее надо ясно понимать всякому учащемуся второй ступени, как мы, марксисты, понимаем. Мы понимаем, что в основу кладется трудовая деятельность людей, ее организация, деление общества на классы. Затем необходимо показать, как идет борьба между классами, как появляется классовое господство при помощи государства, указать классовое мировоззрение. Все это надо показать и обосновать на организации труда. Если мы так построим программу, будет она профессиональной или общеобразовательной?

Профессиональной ее назвать нельзя, потому что «профессиональная» означает школу приобретения навыков и умения обращаться в одной определенной области труда, а тут говорится о всех областях труда. Но я думаю, что, подходя с той точки зрения, что рабочим нужно приобретать не только навыки и умения, но также и общий взгляд на организацию труда, нужно сказать, что такая программа должна войти непосредственно в общее образование, что это – общеобразовательная программа и в то же время она является политехнической программой.

Конечно, построенная таким образом программа необходима каждому рабочему. И вот тут наше разногласие с т. Шохиным, вероятно, кончится, потому что против школы II ступени, построенной так, он вряд ли будет возражать. Его ненависть к школе II ступени естественна, поскольку школа II ступени держалась старой программы и шла по течению. Но это касается не системы, а лиц. Мы имеем школу I ступени, после нее – II ступени и затем переход в высшее учебное заведение. Рабфаки – это только временная школа, которая устраивается потому, что вся рабочая молодежь выросла вне всякой школы и должна где-нибудь получить подготовку.

Теперь остановлюсь на школах фабзавуча. Школа фабзавуча имеет чрезвычайно большую ценность, потому что это не ремесленная школа, не школа старого типа, так называемая профессиональная школа. Нет, школа фабзавуча является профессиональной только до известной степени, потому что она берет живое производство. В этом живом производстве происходит обучение навыкам, и потом эти навыки должны освещаться теоретически. Вот что значит школа фабзавуча. Она должна создать нового, квалифицированного рабочего, какого требует не ремесленная промышленность, а индустрия. Важно, чтобы в школах фабзавуча готовились не ремесленники, а именно тот тип рабочих, который необходим для крупной промышленности, такой тип квалифицированных рабочих, какого у нас чрезвычайно мало, но который так нужен нашему производству.

Теперь я вкратце повторю все, что я сказала. Значит, буржуазная система отличается несколькими перегородками между разными ступенями. Советская школьная система не является буржуазной. В ней очень много старых пережитков в том отношении, что программа старая, учителя старые, и нужно воспитывать новых учителей. Воспитать нового учителя можно, взяв его только из рабочей среды, перевоспитав и открыв перед ним все задачи, которые должны стоять перед школой. Нужно создать нового учителя, новые программы, новые методы. Одним словом, нужно эту школу II ступени построить на новых началах, но выбрасывать вторую ступень, само по себе, не имеет никакого смысла, потому что это означало бы, что рабочие-подростки обрекаются на полуграмотность, а это, конечно, в Советской России недопустимо, и против этого наша партия должна самым решительным образом бороться. Вот почему Коммунистическая партия и стоит на точке зрения единой трудовой школы и школы политехнической в том смысле, в каком сейчас я развивала эту точку зрения.

1922 г.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕТСКАЯ НЕДЕЛЯ

 

Исполнительный комитет Коминтерна молодежи постановил объявить III Международную детскую неделю с 24 по 30 июля. Детское движение у нас в России только еще организуется, и Детская неделя у нас проводится под знаком пропаганды детского движения.

«Зачем нужно какое-то детское движение, какая-то детская организация? Вырастут, станут немного разбираться – ну, тогда примкнут к комсомольскому движению; а пока – дети, – что они понимают? Пускай играют да учатся...» – так могут сказать иные товарищи.

«Юные пионеры» – так назвала себя детская коммунистическая организация – включают ребят, мальчиков и девочек, начиная с 11 лет.

Юные пионеры стремятся воспитать в своих членах коллективистические инстинкты, потребность разделять и радость и горе с коллективом, привычку не отделять своих интересов от коллектива, мыслить себя как члена коллектива, воспитать в своих членах коллективистические навыки, т. е. умение работать и действовать коллективно, организованно, подчиняя свою волю коллективу, проводя свою инициативу через коллектив, завоевывая мнение коллектива, и, наконец, воспитать коммунистическое сознание ребят, помогая им осознать себя членами рабочего класса, борющегося за счастье человечества, членами великой армии международного пролетариата.

Одна уже формулировка этих задач показывает, что чем раньше будут втягиваться ребята в детское движение, тем лучше. Очень часто приходится слышать от детей рабочих: «Отца мы не видим никогда: днем на работе, вечером на собрании». Мать или тоже на работу ходит, или завалена хозяйством и возней с ребятами. И растут дети рабочих как придется: или сидят в своем углу и ничего не видят, со скуки балуются, или подпадают под влияние улицы. Им даст детская организация много радостных переживаний, даст простор развитию их сил, их самодеятельности, даст пищу их уму.

Конечно, организация юных пионеров не может быть похожа на организацию взрослых. Было бы очень плохо, если бы она была копией организации взрослых. Но духом коммунизма она должна быть пропитана.

Прежде всего она должна дать детям много радостных переживаний. Хоровое пение, игры, купание, экскурсии в природу, поэзия рассказов у костра, посещение фабрик, участие в пролетарских праздниках – все это оставит неизгладимое впечатление на всю жизнь, свяжет эти переживания с представлением об организации, о коллективе. Участие в пролетарских праздниках, посещение рабочего клуба, фабрики, рабочего собрания протягивает крепкие нити между ребятами и рабочим классом, и нити эти надо всячески укреплять. Женотделы (отделы партийных комитетов по работе среди женщин. – Ред.), партячейки, профсоюзы должны брать шефство над юными пионерами и делать что могут для укрепления в ребятах духа классовой солидарности.

В Неделю детского движения пусть рабочие организации принимают шефство над юными пионерами, пусть устроят для них экскурсии, покажут им свою работу, расскажут им о ней, пусть расскажут детям выбранные от рабочих организаций рабочие и работницы о своем детстве, о своей борьбе, пусть рабочий класс усыновит в Детскую неделю юных пионеров.

Ребята есть ребята. Поэтому юные пионеры отводят игре широкое место. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Но есть игра и игра. Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. и т. п. Путем игры можно воспитать зверя, путем игры можно воспитать и коммуниста. Юные пионеры берут на себя эту последнюю задачу. Комсомольцы приходят им в этом деле на помощь.

Но не одной игрой занимаются юные пионеры. Современные дети слишком много видели и слышали, и у них есть уже желание принимать участие в борьбе за счастье человечества, в строительстве новой жизни. Пусть работа их невелика: собрать лекарственные растения, расчистить палисадник перед заводом и посеять там цветы, сшить рубашонки для детских яслей, разнести приглашения на собрание, украсить рабочий клуб и т. п., – но каждая такая коллективная работа заставляет каждого из них осознать себя полезным членом общества, заставляет стремиться творчески работать и дальше. Надо, чтобы все советские учреждения внимательно относились к юным пионерам и открывали бы им возможности работать в новых отраслях.

Для школы детское движение является крайне ценным. Оно дает навыки, которые чрезвычайно важны для школы, которые могут помочь правильно поставить детское самоуправление в школе, создавать возможность осуществления новых методов преподавания, – оно повышает у учеников интерес к занятиям, жажду знания. Передовое учительство может только приветствовать юных пионеров. В Международную неделю детского движения школа должна открыть двери перед юными пионерами. Юные пионеры должны стать горячими помощниками учителя в деле организации новой школы, должны стать закваской для этой школы.

В неделю между 24 и 30 июля надо заложить прочные камни детского движения в РСФСР,

1923 г.

 

ЮНЫЕ ПИОНЕРЫ

 

Буржуазия всех стран прекрасно знает, какую могучую власть имеют над человеком переживания детства, и потому она старается с ранних лет пропитать ребят своим духом. Усердно работает в этом направлении духовенство, усердно работают кадры послушных буржуазному правительству учителей, продажные детские писатели, жадные до наживы владетели кинематографов.

Последние годы, когда под влиянием войны обострилась классовая борьба, обострилась и борьба за детскую душу. Буржуазия широко использует бойскаутские методы, чтобы организовать ребят в верные старому строю отряды. Буржуазия прекрасно знает силу организации и не дремлет. Она внимательно изучает потребности и интересы детского возраста и старается придать детскому движению такие формы, которые увлекали бы детей, производили бы на них сильное впечатление, давали бы простор их самодеятельности.

Типичная форма буржуазного детского движения, куда буржуазия стремится втянуть как можно больше пролетарских ребят, – это бойскаутизм. Лагеря, костры в лесу, увлекательные игры, спорт – все это так захватывает ребят, что они и не замечают, как незаметно опутывают их в этих организациях сетью буржуазного мировоззрения, как воспитывают из них послушных рабов капитала. По тому же типу, как бойскаутизм, построена в Италии фашистская детская организация «Балилла». Коминтерн молодежи, при поддержке коммунистических партий, стремится с своей стороны сорганизовать коммунистическое детское движение. Он организует пролетарских ребят, помогая им защищать свое человеческое достоинство, уча отстаивать свои убеждения, отстаивать товарищей перед лицом учителей, защищать от полиции и т. д.

Очень хорошо сорганизованы детские группы в Германии. Ребята не позволяют себя бить в школе, отказываются петь патриотические песни, отказываются читать молитвы, помогают рабочим собирать на стачки, делают сборы помощи голодающим детям, за что их нередко таскают в полицию, где они мужественно держатся. Детское движение организует ребят, воспитывает в них волю к борьбе, мужество. Детские группы в Германии – своего рода боевые организации.

У нас в России также стало развиваться детское движение. Участники этого движения, ребята с 11 до 14 лет, называются «юными пионерами»; работают с ними почти исключительно комсомольцы. В СССР государство в руках рабочих и крестьян, и если в буржуазных странах государственная власть стоит всецело на точке зрения буржуазии и старается всячески помешать детскому коммунистическому движению, то у нас дело как раз наоборот. И могущественная у нас Коммунистическая партия и комсомол могут беспрепятственно и широко помогать развитию детского движения. Наркомпрос и все другие советские организации идут навстречу ребятам. Возможности открыты для движения широкие.

Важно, чтобы пионерское движение как можно теснее было связано с рабочими организациями и особенно с работницами.

Что могут сделать работницы для юных пионеров?

Прежде всего сознательные работницы могут повести широкую агитацию среди малосознательных работниц и крестьянок, объясняя им, что такое «юные пионеры».

В пролетарской семье дети часто предоставлены самим себе. Отец работает на фабрике, мать тоже, а если и не работает, то завалена заботами о семье, стряпней, стиркой и т. п. Дети мыкаются без призора, легко поддаются влиянию улицы, а если и сидят дома, то видят мало радости: не до них родителям. Участие в организации юных пионеров даст им общение с товарищами, даст много радостных переживаний, даст знание борьбы рабочего класса, пробудит их любознательность. Все это надо растолковать тем работницам и крестьянкам, которые недовольны, что ребята вступают в пионеры, ругают их за это. Надо объяснить им, что поступать в пионеры девочкам не менее важно, чем мальчикам. Девочек не надо держать привязанными к дому; надо, чтобы они с ранних лет приучались быть в одних организациях с мальчиками, быть с ними на товарищеской ноге, – это имеет большое значение для дальнейшего развития девушек, да и мальчиков тоже. Необходимо, чтобы с ранних лет девочки интересовались общественными вопросами, учились идти нога в ногу с коллективом, пропитывались общественными инстинктами.

Дети жадно слушают рассказы взрослых. Пусть работницы, много пережившие, расскажут юным пионерам о пережитом: как приходилось бороться с фабрикантами, как можно было чего-либо добиться лишь путем упорной борьбы, как тяжело жилось рабочим и их семьям при царизме, как трудно было рабочему человеку пробиться к знанию в те времена; пусть они расскажут пионерам о войне, о своем участии в революции, о борьбе с белыми и т. д. и т. п.

Юные пионеры хотят работать, хотят иметь умелые руки. Им надо много уметь, и они готовы учиться у всякого, кто может научить их. Работницы умеют многое, пусть они идут к пионерам и передадут им свои знания.

Среди пионеров немало ребят, которым тяжело живется, у которых нет родных, которым нужна материнская ласка. Пусть работницы смотрят на юных пионеров как на своих детей...

Работницы найдут тысячи путей, как помочь пионерам вырасти стойкими борцами, умелыми работниками будущего, хорошими коммунистами.

Работницы! Усыновите юных пионеров.

1923 г

 

ПРАЗДНИК УРОЖАЯ

 

РКСМ за последнее время все больше и больше обращает внимание на сельскохозяйственную пропаганду в деревне. Об этом говорят и постановления III Всероссийской конференции РКСМ, и брошюра Андрея Шохина «Комсомольская деревня», посвященная учету обследования состояния и работы комсомольских ячеек в Тамбовской губернии, об этом свидетельствует проект организации школ крестьянской молодежи, внесенный в Наркомпрос РКСМ, свидетельствует наконец организуемый комсомолом в начале октября Праздник урожая.

Эту инициативу комсомола надо всячески приветствовать. Наркомзем усиленно вел сельскохозяйственную пропаганду в связи с ранней вспашкой пара и пр. и добивался иногда больших результатов, но его пропаганда носила, так сказать, судорожный характер, приурочивалась к известным кампаниям и требовала громадного напряжения сил. Чего ей не хватало – это прочной базы на местах, активных ячеек, ведущих сельскохозяйственную пропаганду, на которые можно было бы опереться.

Сельскохозяйственная пропаганда политпросветучреждений носила слишком случайный характер и также не имела базы.

Поэтому инициативу комсомола должны поддерживать и Наркомзем, и Наркомпрос, и все сознательные элементы деревни.

РКСМ за последние годы многому научился, и прежде всего научился использовать все имеющиеся налицо силы в своих целях.

Приступая к организации Праздника урожая, ЦК РКСМ обратился прежде всего к партии, затем к Наркомзему, к Центросоюзу, к Главполитпросвету, к Союзу работников земли и леса и др. – и заработала машина.

Праздник урожая – день широко поставленной сельскохозяйственной пропаганды, поэтому ясно, что первую скрипку должны играть тут агрономы, – они могут показать и рассказать, что и как надо делать, чтобы улучшить местное земледелие, рассказать о завоеваниях техники, о том, чего можно достигнуть путем приложения открытий науки к земледелию. К агрономам выпущено специальное воззвание, а Наркомзем дал директиву в административном порядке.

Громадную помощь правильному проведению Праздника урожая могут оказать сельскохозяйственные техникумы и вузы, педагогические техникумы с сельскохозяйственным уклоном и пр. В Соединенных Штатах сельскохозяйственные вузы берут на себя роль организаторов сельскохозяйственной пропаганды в стране, проделывая в этом направлении колоссальную работу. Такая постановка дела очень целесообразна, и в данном случае нам надо бы взять пример с Америки. Ячейки комсомола в деревне были бы прекрасной базой для этой пропаганды. Праздник урожая является прекрасным случаем для того, чтобы наши сельскохозяйственные техникумы и вузы начали работу в этом направлении.

Выпустил ЦК РКСМ обращение и к учительству. Он зовет учителя и школу принять участие в празднике. Действительно, праздник является прекрасным случаем спайки между учителем и комсомолом, с одной стороны, между учителем и агрономом – с другой. Ничто так не сближает, как участие в общей работе, как объединение усилий.

Смычка между учителем и комсомолом необходима, комсомол в очень многом может помочь школе, внести много инициативы. Это особенно важно теперь, когда необходимо перевести школу на новый путь, поставить на новые рельсы. С другой стороны, учитель, если захочет, сможет сделать очень много для комсомола, он может помочь ему в деле искания знаний – эта помощь нужна молодежи. Кому же, как не учителю, прийти ему тут на помощь? Конечно, смычка между учителем и комсомолом возможна лишь при условии взаимного доверия. Праздник урожая является прекрасным случаем забросить семена этого доверия.

Не менее важна смычка между учителем и агрономом. Мы говорим о необходимости сельскохозяйственного уклона в деревенской школе. Чтобы его проводить, учителю надо самому что-либо смыслить в сельском хозяйстве: без этого он постоянно будет впадать в смешные ошибки, которые сейчас же будут подмечены учениками. Притом необходимо, чтобы учитель понимал больше в хозяйстве, чем средний крестьянин, тогда только крестьянин признает сельскохозяйственный уклон школы и станет относиться к учителю с уважением. И учителю надо учиться сельскому хозяйству. Агроном может оказать ему в этом отношении громадные услуги.

Для детей, для школьников участие в Празднике урожая будет иметь также немалое значение. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Поэтому учитель должен позаботиться о том, чтобы в этот день двери школы были широко открыты настежь, чтобы в школе читались в этот день лекции по сельскому хозяйству, показывались диапозитивы, происходили заседания. Ребята не должны изгоняться из школы; они – строители будущего – должны быть гостеприимными хозяевами школы, должны почувствовать, что и они вносят свою каплю меду в движение в пользу поднятия сельского хозяйства.

Праздник урожая может пробудить в детях тот интерес к сельскому хозяйству, к усовершенствованию его, который необходим для школы с сельскохозяйственным уклоном, необходим для успешных занятий в ней:

Праздник урожая должен положить начало сельскохозяйственным кружкам, где возможно – краткосрочным курсам по сельскому хозяйству, работе в этом направлении политпросветучреждений, школы, молодежи – всех культурных сил деревни.

Шефы деревень именно в этот день могут особенно много помочь своим подшефным деревням, раздобывая для них сельскохозяйственную литературу, лекторов по сельскому хозяйству, преподнося деревне какую-нибудь необходимую для сельского хозяйства машину и т. д.

Праздник урожая может превратиться в настоящий культурный праздник.

Честь и слава РКСМ за хорошую инициативу и за горячее стремление провести ее в жизнь.

1923 г.

 

ПОМЕНЬШЕ БАРАБАННОГО БОЯ

 

Пионерское движение имеет громадное значение. Оно захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек, развивает общественные инстинкты ребят, помогает выработке у них общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед ребятами великую цель – ту цель, которая выдвинута переживаемой эпохой, за которую борется рабочий класс всего мира. Цель эта – освобождение трудящихся, организация нового строя, где бы не было разделения на классы, не было бы никакого угнетения, эксплуатации и все люди жили бы полной, счастливой жизнью. Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно богатыми переживаниями. Пионерское движение могло бы при известных условиях воспитать действительно то молодое поколение, которое могло бы справиться с теми задачами, которые встанут перед ним.

Но для того, чтобы пионерское движение могло это сделать, необходимо, чтобы оно было правильно организовано. Что для этого необходимо?

Прежде всего необходимо, чтобы каждому пионеру была ясна цель. Надо, чтобы он горел ненавистью ко всякой эксплуатации, угнетению, ко всякой несправедливости, чтобы он замечал остатки старого в окружающей жизни, горел желанием их устранить. Только тогда, когда загорится в нем это желание, цель, стоящая перед пионерским движением, станет ему близка и понятна, станет его личной жизнью и тогда будет иметь решающее влияние на всю его жизнь.

Надо научить поэтому пионеров прежде всего видеть все пережитки угнетения, эксплуатации, темноты, невежества, мелкособственнической психологии.

Задача эта много проще там, где еще полностью царит капиталистический строй, как например в Германии; там к ней проще подойти. Поэтому, может быть, там на движении детских коммунистических групп и лежит более серьезный отпечаток, чем на нашем пионерском движении. Было бы, однако, смешно думать, что у нас уже изжита всякая эксплуатация и угнетение. Этот вопрос замалчивать нельзя. Еще ярче выступает у нас всяческая некультурность, дикость, темнота. Надо ребят научить их видеть и ненавидеть.

Учит ли «Барабан» видеть эксплуатацию, гнет, неустройство, некультурность нашей жизни?

«Барабан» говорит о катастрофе в Японии, о Германии, о Китае, о бушменах, но о неустройстве нашей жизни ничего не говорит, если не считать «Рассказа спичечной коробки», написанного в очень поучительном тоне. Ни одного рассказа из реальной жизни нет. Можно подумать, что кругом уже земной рай, так что и менять ничего не надо.

Тактика замалчивания темных сторон жизни неправильна. Пионеры в большинстве своем принадлежат, к слоям населения, знающим и нужду и горе, с ними надо говорить об окружающей жизни, научить смотреть правде в глаза.

Другое – даром ничего не дается. За поставленную цель надо уметь бороться. Важна борьба не только с оружием в руках, важны не только геройские подвиги, важна повседневная мужественная борьба со всякой эксплуатацией, темнотой, дикостью, неумелостью.

Только закалившись в этой борьбе, можно «быть готовым» на все.

Как вести эту повседневную борьбу, должна учить пионерская организация.

За что и как бороться в семье? За что бороться в школе? За что бороться с товарищами? Что отстаивать?

Что говорит об этом «Барабан»?

Ничего. Ни одного сообщения нет о том, как, например, пионер настоял, чтобы братишку отдали в школу, как звено боролось с мастером, любящим «поучить» ученика, как звено «вывело на чистую воду» хозяйку, эксплуатирующую деревенскую девочку-прислугу. Нет сообщений о том, какую борьбу пришлось вынести таким-то пионерам, как они не позволяли обижать товарищам младших и т. д. и т. п.

Похоже на то, если судить по «Барабану», что пионерское движение совсем еще не разработало вопроса о борьбе пионеров, не организует никак эту борьбу.

Затем пионерское движение много говорит о братской солидарности всех детей трудящихся.

Казалось бы, вопросы взаимопомощи должны занимать крупное место в пионерском движении. Как ребята помогают друг другу учиться, как помогают друг другу материально, помогают в работе – об этом ни слова нет в «Барабане».

И наконец пионеры-строители.

Что они строят? Что они устраивают? Есть ли в «Барабане» описание того, как ребята устроили для такой-то фабрики передвижку, сговорившись с библиотекой и взяв на себя доставку, выдачу книг и ответственность за них? Есть ли описание помощи звена детскому саду, фабрике, яслям? Есть ли описание работы «санитарного отряда» – вообще того, что ребята устраивают? Ничего этого нет.

А если в журнале не отражается реальная жизнь, не отражается борьба юных пионеров, не отражается их взаимопомощь, их творческая, строительная работа, то журнал не выполняет своего назначения, не направляет пионерского движения на правильный путь.

Нужно поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы.

1924 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!