САМООБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ ( ДОКЛАД НА ПОЛИТПРОСВЕТСЕКЦИИ V ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА РКСМ)



 

Товарищи, мне предложили сделать доклад по вопросу о самообразовании. Продумывая, как сделать этот доклад, я остановилась на том, что необходимо озаглавить мой доклад не «Вопрос о самообразовании», а «Об организации самообразования». Сейчас, в настоящую минуту, чрезвычайно большая тяга к знанию. Ни одно собрание крестьянское в деревне не проходит без того, чтобы не был выдвинут вопрос, какова должна быть школа, чтобы не слышались жалобы на нее, что в школах нет того, нет другого, третьего. Сейчас среди молодежи также замечается определенный перелом в сторону стремления к знанию. Молодежь раньше, в первый год революции, забросила все книжки и занималась только организационными делами, ходила по митингам. Дальше молодежь сразу взялась за книжки и начала учиться так, как раньше не училась. Поскольку постоянно приходится иметь дело Главполитпросвету с ЦК Союза молодежи, постольку приходится чувствовать, что эта потребность в знаниях растет с каждым днем. То же самое показал и ваш съезд.

Все доклады партийцев на разные голоса повторяют, что надо учиться, учиться и учиться. Главный вопрос состоит в том, как учиться. Это вопрос чрезвычайной важности, потому что могут быть благие пожелания, благие намерения, но вопрос в том, как их использовать. Сказать: открывайте побольше совпартшкол, побольше курсов, открывайте всякого рода другие школы, – конечно, не значит указать выход. Во-первых, надо отдать себе отчет, как должны быть поставлены занятия во всех этих школах и курсах, а во-вторых, для громадной-то массы совершенно недоступны и совпартшколы и разные курсы, и приходится какими-то другими путями добывать себе знания. Если бы мы пытались построить столько курсов, сколько необходимо, то пришлось бы всю страну покрыть такого рода курсами. Может быть, это и надо было бы сделать, но только теперешнее положение Советской России, которая четыре года вела борьбу на всех фронтах – а пятый ее держал за горло голод – и теперь чрезвычайно истощена, нам этого не позволяет.

При нынешнем положении нашего бюджета рассчитывать на то, что можно создать такое количество школ, какое надо, не приходится. Вопрос о самообразовании будет долгое время стоять на очереди и являться, по существу, для громадного большинства молодежи основным способом получения знаний, а необходимость этих знаний молодежь чрезвычайно остро чувствует, и ей надо их получить.

Одно из орудий для получении знаний, но орудие очень существенное, – это умение пользоваться книгой, и тут надо знать, как надо читать, как выбирать материал, который надо прочесть, как с ним справиться, как овладеть им. Все эти вопросы имеют чрезвычайно большое значение.

Мне приходится просматривать очень много американской литературы, и что бросается в глаза, так это то, что там чрезвычайно развита литература, которая говорит о том, как надо заниматься. Там в школе II ступени детей с 11–12 лет учат, как надо самостоятельно заниматься и работать с книгой. Существует целая богатая литература в этом отношении. У нас, к сожалению, этого нет. В наших школах учитель учит, ученики без него не умеют заниматься. Правда, делаются кое-какие интересные попытки для развития самодеятельности, но такого умения пользоваться книгой, которое дает американская школа, наши школы – ни фабзавучи, ни другие – не дают. Надо взять все существенное в этом отношении из американской литературы, переработать под своим углом зрения и использовать широчайшим образом. Сейчас трудно заниматься самообразованием, потому что у нас отсутствует организация, которая помогла бы этому образованию, во-первых, и, во-вторых, отсутствуют пособия и учебники. Во Франции, например, есть словарь энциклопедический, Ларусс, – небольшой и общедоступный, где вы найдете все даты исторических событий, всевозможные справки по всем отраслям знаний. У пас есть энциклопедический словарь, например Граната; томы его занимают целые полки, но он малодоступен, слишком громоздок, слишком учен. Необходим маленький, ручной словарь для работы. Нужен также список всяких книг. Необходим ряд пособий для того, чтобы облегчить занятия тому, кто хочет заниматься.

Кроме того, необходима организация самообразования, необходимо, чтобы государственные органы пришли на помощь тем, кто хочет заниматься самообразованием.

Остановлюсь прежде всего на таком вопросе: на выборе изучаемого материала. Конечно, нельзя все изучить, что есть. Библиотека наполнена книгами, в которых отражается человеческий опыт, накопленный за много веков. Специалисту надо изучить свою определенную область знаний очень детально. Но рядовому человеку надо взять из этого необъятного моря знаний те знания, которые нужны для жизни, которые помогают ему организовать собственную жизнь, собственный труд, организовать свои отношения с другими людьми. Поэтому надо знать, что выбрать из этих знаний, что нужно знать тому, кто берется за знания, для его целей. Конечно, цели эти могут быть весьма различны.' Мы говорим о самообразовании, цепь его – приобретение известного круга знаний, которые помогают ориентироваться в текущих событиях, ориентироваться в окружающем. И вот, останавливаясь на вопросе о знаниях, которые необходимо почерпнуть из книг, мы видим, что первый основной вопрос, который необходимо каждому занимающемуся самообразованием уяснить себе, – это понимание общественной жизни, понимание взаимоотношений разных элементов, из которых складывается общественная жизнь.

Откуда берется у людей та или иная идеология, определенные взгляды, убеждения, на какой почве они вырастают, откуда берутся? Что такое общественные классы? Или, например, каково взаимоотношение между политикой и экономикой?

Если этих вопросов не понять, если не понять хитрой механики капиталистического строя, то мы не уясним себе и того, как нам, коммунистам, надо строить коммунистическое общество. И этот вопрос, вопрос об элементах, из которых общественная жизнь складывается, и о взаимоотношениях этих элементов – один из самых основных вопросов, ответ на который следует искать и можно найти в книгах.

"Другой вопрос – это чрезвычайно важный вопрос о том, куда идет общественное развитие. Мы можем прекрасно понимать взаимоотношение разных элементов структуры современного общества, но мы можем совершенно не понимать другой вещи – как это общество развивается, а это чрезвычайно важно. Если мы можем понять и уловить законы, по которым это общество развивается, то мы тогда поймем другую вещь: мы поймем, что это общественное развитие неизбежно упирается в коммунистический строй. А иметь такое убеждение чрезвычайно важно, потому что, какие бы в борьбе за коммунизм ни приходилось неудачи терпеть, какие бы тяжелые времена ни были, сознание неизбежности коммунизма дает необыкновенную устойчивость. Если не осознано, не понято, куда идет общественное развитие, то бывает нередко так: хорошо идет дело. – люди примыкают к коммунизму, а затем настает трудное время, разгром организации, как это было в прежние времена, складываются чрезвычайно тяжелые условия, и если нет этого сознания, нет понимания законов развития общественных отношений, нет понимания того, куда идет общественное развитие, то у многих наступает упадочное настроение, желание уйти от партии, людям начинает казаться, что все то, за что они боролись, в сущности, бесполезно и не может привести ни к какому концу. Поэтому понимание сущности общественного развития является чрезвычайно важным.

Дальше еще вопрос, о котором мы уже упоминали ранее – это роль личности в истории, роль отдельного человека в общественной жизни. Мы знаем, что человек – продукт окружающих условий, мы знаем, что внешние условия влияют на него, на весь его характер, на образ его мыслей, – это мы можем узнать из книг; но встает вопрос: что он сам может сделать для того, чтобы переорганизовать жизнь? Это область чрезвычайно важных вопросов. Тут, конечно, марксисту надо осознать ясно, что всякая личность, взятая отдельно, вне того класса, в котором она существует, имеет чрезвычайно небольшое значение. Как бы гениален человек ни был, раз он является одиночкой, раз он не связан с определенным классом, он чрезвычайно мало значит. Но раз человек осознает себя как члена определенного класса и с этим классом идет нога в ногу, если он связывает себя с классом передовым, с тем классом, который имеет будущее, на котором лежит великая миссия освобождения человечества, то тогда он делается определенной силой, и сила его как личности возрастает.'

И вот эти все вопросы, вопросы, имеющие отношение к тому, что может отдельный человек сделать для изменения существующего строя, – эти вопросы в той или другой форме обыкновенно занимают и современную молодежь, как занимали эти вопросы молодежь прежних времен. И вот на них и должна дать ответ книга.

Я сейчас говорю это о вопросах, которые касаются общественной жизни.

'Но есть целый ряд других вопросов чрезвычайно важных. Это вопросы, касающиеся природы. Их точно так же необходимо изучить человеку. В былые времена, я помню, я занималась в вечерней воскресной школе в течение пяти лет, и мне очень много приходилось говорить с рабочими по поводу очень многих вопросов. Устраивали мы выдачи книг и по поводу книг разговаривали. И вот я помню такую сцену. Была там у нас библиотека. Как-то я прихожу и вижу: сидит там почтальон. Этот почтальон брал в библиотечке только новый и ветхий завет, а тут он сходил на экскурсию, и на экскурсии ему наглядно показали, как гусеница окрашивается под цвет листа. И вот сидит этот почтальон и начинает вслух разговаривать. «Вот, – говорит, – видел собственными глазами, как гусеница под цвет листка окрашивается. Значит, то, что говорят ученые, правильно, и поэтому правильно и то, что они говорят, что и бога нет».

Так вот естествознание сыграло здесь чрезвычайно большую революционизирующую роль. Естествознание имеет значение и для того, чтобы осветить человеку взаимоотношения с природой. "Изучение законов природы чрезвычайно важно для того, чтобы человек, занимающийся самообразованием, нашел ответы на ряд вопросов, которые его занимают: как Земля произошла, каково прошлое Земли, как возникла жизнь на Земле, как изменялись животные и растения, происхождение видов и происхождение человека. Все это, конечно, не в догматическом виде нужно воспринимать, не как простое утверждение. Опять-таки сошлюсь на свой опыт в школе. Как-то я с большим азартом рассказывала о вращении Земли. И вот один из учеников говорит: «Так-то оно так, а вот вы нам расскажите, как это узнали». Вот в этом-то вопросе, в том, как узнали, – тут-то и лежит вся суть. Мало того, чтобы рассказать, как это было, но нужно и знать, как это узнали.

Когда человеку разъясняют при помощи инструментов, при помощи целого ряда опытов, когда показывают, путем каких умозаключений приходят к познанию того, что было много лет тому назад, то все его мировоззрение получает совершенно другую окраску. Вот почему так важны эти вопросы.

Теперь вошло в моду говорить: сейчас книга нужна для работы. Конечно, книга нужна для работы, книга есть орудие труда. Можно по книге и чертеж составить и узнать математические истины, которые необходимы для работы; можно ознакомиться с массой законов природы, которые необходимо изучить, и вот в этом смысле, конечно, книга является орудием труда. Но те, которые говорят, что книга есть орудие труда, часто к этой мысли прибавляют: она никоим образом не должна служить для выработки мировоззрения. А из каких элементов слагается мировоззрение? Это значит – сознательное отношение к жизни и окружающей природе. И чем сознательнее, чем яснее будет понимание того, как человек относится к природе и к общественной жизни, тем больше власти будет у человека и над природой и над событиями. И поэтому совершенно неосновательны разговоры, что выработка созерцания есть нечто совершенно не соответствующее духу времени. Заботиться о том, чтобы выяснить все эти вопросы, чрезвычайно важно для всякого, потому что чрезвычайно важно знать, по каким законам развиваются и природа и общество. Марксисты (и коммунисты, конечно, как марксисты) всегда указывают на необходимость изучить эти законы. Экономический материализм – это есть определенное освещение нашего отношения к общественным событиям. Так что разговоры о том, что не надо вырабатывать мировоззрение, – это пустая фраза, которая стоит в резком противоречии с марксистским пониманием этого вопроса. Это – что касается выбора материала.

Затем надо подойти к вопросу о том, как изучать необходимый материал. Это, конечно, тоже чрезвычайно важный вопрос. С чего начать? Надо, конечно, выбрать тот предмет, начать с того, что возбуждает больше всего интерес. Брать надо посильную книгу. Если слабо грамотный берется за Маркса и старается его преодолеть, это будет невероятнейшей тратой сил и энергии, потому что, пока он техникой чтения не владеет, пока не знает начальных основ математики, он не справится с этой книгой. Так что надо выбирать посильную книгу, а из посильных книг выбирать то, что интересует, если этот интерес достаточно широк. Интересовать могут, например, шляпки. Конечно, такой вопрос нельзя положить в основу организации всех своих знаний. Но если этот интерес достаточно широк, если один интересуется, скажем, естествознанием, другой – организацией рабочей жизни, каждому надо взять и начать читать с того предмета, который больше всего интересует. Дело в том, что усвоить читаемое человек может только тогда, когда у него достаточно развит интерес к этому вопросу. Иначе ему нужно постоянно себя одергивать, постоянно возбуждать, принуждать к сосредоточиванию внимания. Все, кто учился в школе учебы, прекрасно знают, как трудно сидеть на уроке, как трудно сосредоточиться, когда дело касается неинтересного вопроса. И тот же самый ученик, который не мог совершенно слушать учителя в классе, который говорил о неинтересующем вопросе, тот же ученик может больше часа, не отрываясь, слушать какого-нибудь оратора, если этот оратор говорит о тех вопросах, которые его интересуют. Так что, если человек, занимающийся самообразованием, читает то, что для него является интересным, ему не нужно себя принуждать, одергивать, следить за собой, чтобы мысль не убегала в другую сторону. Он может сосредоточиться на этом вопросе, а затем уже около этого вопроса надо организовать все остальные знания. Прочтет, скажем, начинающий читатель определенную книгу, подумает над ней. Окажутся вопросы, которые его интересуют и которые он не совсем в этой книжке понял. Является, значит, потребность почитать еще по какому-нибудь вопросу. Он прочитывает об этом вопросе, а являются новые и новые, и таким образом у него получается круг знаний, который весь организуется около основного, наиболее интересующего его вопроса. Потому, например, когда будет читать молодежь деревенская и когда будет читать городская молодежь – у тех и Других разные интересы, внимание направлено на разные предметы, – и хотя при организации материала и та и другая молодежь, может быть, из книг узнает одно и то же, но разный будет подход к знанию. Между прочим, и в наших школах всякого рода, даже включая и совпартшколы, часто упускается из виду необходимость организовать материал вокруг того вопроса, который наиболее интересует слушателей, и поэтому получается так: приходит ли из деревни человек, приходит ли с завода – к нему одинаково подходят. Между тем подход должен быть совершенно разный, и от того, как подходить, зависит успех, зависит, насколько человек может сосредоточиться, может внимательно отнестись к вопросу. Без этого получается напрасная трата сил и энергии. На этой растрате сил и энергии нам несколько придется остановиться.

Деловые американцы ко всякому вопросу подходят с этой точки зрения: как сделать дело так, чтобы затратить как можно меньше энергии и как можно меньше времени? Между тем у нас как раз идет неимоверная растрата сил и энергии. И это вполне понятно. При старом режиме мы совсем не привыкли организовывать нашу жизнь. Мы совершенно зря затрачивали часто энергию, силу и время. Когда какой-нибудь неопытный рабочий начинает работать, он делает массу ненужных движений, растрачивает дорогую силу и энергию. Точно так же и в общественной жизни и общественной организации в первое время, когда нужно подойти к какому-нибудь новому вопросу, люди делают много чрезвычайно излишней и ненужной работы. В области самообразования то же самое. Мало того, чтобы взяться за самообразование и правильно подойти к этому, нужно еще учесть, как овладеть знаниями с наименьшей затратой сил и энергии. Если мы будем говорить применительно к рабочей молодежи, то рабочая молодежь в большинстве случаев не получила систематического образования, не получила образования в школе, которое дало бы ей необходимые основы. Обыкновенно она получает из разных источников случайный материал. И вот временем дорожить надо, потому что сейчас такая пора, когда знание необходимо; необходимо организовать общественную жизнь; необходимо учиться работать физически и умственно, и надо беречь время, беречь силы. Сейчас меня поразило, когда я перечитывала отчет Свердловского университета[14](да я часто говорила об этом свердловцам и в прошлом и в позапрошлом годах), до чего растрачиваются силы, и в результате – 50% туберкулезных, случаи сумасшествия и т. д. Отчего это происходит? Средств дается больше, чем куда бы то ни было, на совпартшколы. Так что с теми средствами, которые есть, можно было организовать жизнь по-человечески, а не кое-как; ведь ученических прав, самых элементарных, не соблюдают.

А потом занятия. Берутся за чрезвычайно трудные задачи, которые трудно разрешать молодежи, но об организации занятий, об организации труда совершенно нет разговоров, и поэтому нужные силы, нужная энергия пропадают и тратятся даром. И вот с точки зрения сохранения энергии чрезвычайно важно, как подойти к работе. Я говорю по поводу того, как важно начинать с интересующих предметов и около них организовать знания.

Важно также подходить определенным образом к книге. Мы берем книгу, перескакиваем с одной страницы на другую, поглядим немножко еще и считаем, что прочли книгу. От такого чтения не будет много толку, нужно научиться читать книги, научиться отдавать отчет в том, что прочли, чтобы картина, план были ясны Возьмем полемику. Иногда ее интересно читать, она оживляет, нов полемике можно наблюдать такую вещь, что человек спорит неизвестно против чего и приписывает своему противнику мысль, которой тот не говорил. Точно так же в спорах устных, в беседах часто ужасно много времени тратится на разговоры не по сути дела. Самое производительное чтение – это то, когда ясно отдаешь себе отчет в том, что хотел автор, когда не приписываешь ему чужих мыслей, а берешь вещи, как они есть. Это не значит, что нужно слово в слово запоминать, – нет, нужно выделить самую суть. Значит, первое – это усвоить мысль автора, а второе – отдать себе отчет, проследить ход мысли автора, развитие ее, продумать, так ли рассуждает автор, пробовать подойти к вопросу по-другому.

При изучении материала точно также важно делать определенные заметки. Конечно, нужно выписывать не все подряд. Неопытному человеку понравилась какая-нибудь страница, и он целиком ее переписывает; потом набирается целая тетрадь, разбухает, концов автор найти не может. Так что нужно знать, как выписывать. Нужно выписывать определенные цифры, даты, отдельные факты и расположить их таким образом при записи, чтобы сразу можно было найти, что записано, а не рыться потом в тетрадке, разбираться в которой труднее, чем в книге. Конечно, иногда бывает так, что надо изучить данные книги для определенной цели. Например, изучается книжка для полемики. Тогда нужна цитата, чтобы ее привести, и т. д. Но обычно надо записывать лишь самое необходимое, если не преследуют другой какой цели.

Затем, когда прочел книжку, надо привыкать давать себе отчет, что же книжка дала, в чем она была полезна, есть ли в ней что-нибудь такое, что расширило бы горизонты, или эта книжка дала чрезвычайно мало.

Вот относительно выбора книг – тут надо сказать, что для самообразования надо иметь всякие рекомендательные каталоги, не такие каталоги, которых у нас сейчас много, где перечисляются книги без всякой перспективы, без всякого указания на трудность той или иной книги. Даются только сведения о книге, а потом выбирай как знаешь, а где и что взять – начинающие не знают. Надо составить другого рода каталог, который указывает, что это за книжка, годится ли для начала, а потом по такому-то вопросу, на такой-то странице можно прочитать то-то и то-то. Если мы просмотрим иностранную литературу, мы увидим, как разработан этот вопрос, например, в американской школе. Там определенно указывается, что на такой-то странице надо прочитать в таком-то учебнике. Я не говорю о содержании преподавания – проходят в американской школе весьма буржуазные вещи, и часто вещи совершенно ненужные, как например когда какие походы были и т. д. Но техника чрезвычайно хорошо разработана, все обдумано и так организовано, чтобы не затрачивать излишней энергии. Вот и нам надо разработать такого же рода указатель, чтобы облегчить возможность самообразования.

Затем надо сказать, что хотя книги имеют громадное значение, но это не единственный источник, из которого черпается самообразование. Надо учиться не только из книг, но и у жизни. Например, неплохо завести такую манеру: разговаривать с человеком по его специальности. Вы говорите с психологом; конечно, самое интересное, если вы с этим психологом заведете разговор о психологии. Если вы говорите с каким-нибудь врачом, вы и от него можете выудить определенные знания, и он вам по своей отрасли сумеет рассказать чрезвычайно много ценного. Каждого рабочего, с которым вы встречаетесь, вы можете расспросить про его профессию, про условия его жизни, его работы. Если вы будете так подходить к каждому человеку, то вы таким образом расширите свое самообразование.

Есть еще масса других путей; так, например, экскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены, а не выражаются в простом времяпрепровождении и просто в увеселительной прогулке. Необходимо издать ряд путеводителей, которыми можно пользоваться при экскурсиях. Сейчас у нас в обработку дан ряд книг, которые указывают, на какой фабрике что надо смотреть: что надо смотреть на текстильной фабрике, что надо смотреть на металлообрабатывающем заводе, – одним словом, такого рода экскурсии прорабатываются, и через все это можно подойти к этому вопросу. Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из нее точно также черпать все, что возможно.

Теперь я остановлюсь на ряде указаний, которые могут показаться мелочью, но тем не менее имеют большое значение. Начну с вопроса, как надо правильно распределять свое время.

Надо заниматься с утра. Каждый знает это из опыта. Правда, есть неврастеники, которые с утра не могут ничего делать, но я думаю, что среди вас нет публики, которая была бы настолько изнервничавшейся, чтобы по утрам не могла заниматься. Для здорового человека утренние занятия – самые лучшие, потому что впечатления прошлого дня уже притупились, побледнели, и они не мешают работе.

Но, кроме утренних занятий, надо всегда уметь выиграть время, а мы его всегда безбожно теряем в пустых разговорах, в перебалтывании, не всегда вовремя за работу беремся, не намечаем плана работы, без плана живем. Непроизводительная трата времени – это отличительная российская черта. Европейцы привыкли с утра вставать и заниматься. Известный писатель Золя вставал в 6 часов утра и занимался. Даже поэты пишут стихи по утрам, что противоречит всем нашим представлениям о поэтах.

Всматриваясь в жизнь, как она организована, каждый увидит, что пропадает масса энергии, времени и сил. Если кто действительно хочет достигнуть многого в жизни, тот должен учиться правильно распределять свое время. Есть такая книжка Сергеенко: «Описание жизни Толстого». Там описано, как работал Толстой. Толстой строго распределял время: вставал в определенные часы, определенное число часов уделял на записывание, определенное число часов – на общение с людьми, на разговоры и на чтение. Если вы возьмете любого работника в какой угодно области, вы увидите, что многого достигнуть удается тому, кто умеет распределять время.

Затем еще такая азбучная истина: надо себя ставить в благоприятные условия для занятий. Кто этого не знает? И опять-таки, когда смотришь на американскую работу, то видишь, что там этот вопрос детально разбирается и обсуждается. Когда садишься заниматься, перед этим надо проветрить хорошенько комнату, чтобы не было накурено, не было надышано, потому что, когда чистый воздух, тогда правильно функционирует сердце, к мозгу правильно притекает кровь, и поэтому правильно идет и работа. Открыть форточку обыкновенно каждому из нас не очень трудно. Но кто из нас обращает внимание на эти мелочи!.. Затем большинство из вас живет в таких условиях, в которых постоянно мешает кто-нибудь, приходится жить по нескольку человек в комнате. В этом случае нужно приучить себя работать в библиотеке. Это опять-таки совершенно не в российских нравах. Это в американских нравах, в швейцарских нравах. А у нас кто книгами владел? Капиталист, помещик. Им на что библиотека? Купил книжку, у себя дома с комфортом прочел. Но сейчас, особенно когда книжки не раздаются направо и налево, когда их надо покупать и когда большинство рабочей молодежи не может покупать и получить их в собственность, надо научиться пользоваться библиотекой. Молодежи надо обратить внимание на правильную организацию этих библиотек. Но для каждого самое нормальное – часть занятий, по крайней мере, перенести в библиотеку. Затем еще такая вещь. При чтении книги необходимо, чтобы некоторые навыки стали автоматичны. Например, надо развить в себе привычку быстро про себя читать. Без этого и работа не в работу будет. Это кажется тоже истиной, не требующей доказательств, а между тем это плохо усваивается. И вот надо не только много и быстро читать, надо выработать привычку делать записи, по определенной системе работать.

Система имеет громаднейшее значение при работе. При определенной системе можно и наблюдать совершенно иначе. Если к книжке подходить с определенной системой, это совершенно иначе получится. Рассказывают, что Наполеон при осмотре полка замечал, если у кого из солдат оторвана пуговица. Перед этим офицеры потели в своих полках, смотрели – и ничего не видели, а Наполеон замечал потому, что у него была определенная система осмотра, и благодаря этой системе он замечал мелочи. В разных областях – разная система: у ботаника, например, своя система. Он смотрит на цветок и сразу видит, как части растения расположены, как устроен плод, как устроены тычинки. Художник – у него своя система, и потому он не "заметит тех тычинок, которые заметит ботаник, а заметит другое – красоту форм, сочетание красок, освещение и т. д. Так что чрезвычайно важно, чтобы человек выработал известную систему подхода. Надо, чтобы эта система подхода обратилась в механическую.

Затем относительно распределения работы. Тут, конечно, довольно трудный вопрос для занимающегося самообразованием, потому что для того, чтобы распределить работу, надо охватить ее целиком. И тут особые преимущества у школы над самообразованием, потому что в школе знающий человек – лектор, преподаватель – он охватывает предмет в целом и затем уже определяет, как надо разделить вопросы. Сейчас, например, в американских и английских школах проводится одна очень интересная система, которая у нас особенно могла бы иметь значение для школ фабзавуча, где ребята поступают с очень разнообразными знаниями. Это – система Дальтона. Она заключается в том, что лекционная система сводится на нет, а с каждым учеником начиная с 11-летнего возраста заключается контракт, что он должен пройти такие-то предметы. В классе учитель дает общие перспективы работы, затем он разбивает работу на части, указывает пособия, ученику выдается месячная карточка, указывающая, что в первую неделю надо сделать то-то, во вторую – то-то, в третью – то-то, а для выполнения этих нарядов ученик сам может располагать своим временем. Конечно, если применить эту систему, она даст громадные навыки в смысле распределения работы.

Опытные, толковые учителя не просто дают ученику книги в руки, а разделяют книгу на ряд частей, уроков; даются указания, что еще надо прочесть, и т. п.; занимающемуся самообразованием- чрезвычайно трудно охватить изучаемый предмет в целом: он ведь только приступает к изучению его – и поэтому необходим здесь ряд пособий, которые бы в этом отношении помогли и указывали, как надо распределять работу. Нужно вырабатывать в себе привычку подходить каждый раз к работе с определенным планом, подумать, как эту работу распределить, и эту привычку необходимо в себе вырабатывать.

Я остановлюсь на ряде пособий. Конечно, необходим политический словарь. Главполитпросвет выпустил такой словарь в исправленном виде, и это одно из самых необходимых пособии. Затем я говорила уже о маленьком энциклопедическом словаре. Затем необходим ряд списков с точным указанием, в каком порядке читать литературу и, главное, что какая книжка может дать, что можно из нее извлечь. Затем надо дать целый ряд распределений, планов работы, которые занимающемуся самообразованием можно было бы использовать. Необходимы всякого рода указатели, как подходить к работе. Я думаю, что сейчас работа по составлению пособий в главной своей части должна лечь на Главполитпросвет.

Сейчас вообще в нашей литературе такого рода пособий чрезвычайно мало. Они должны быть разработаны, и прямое дело заняться этим вопросом Главполитпросвету. Сделает ли он это или не сделает – это покажет будущее. Но, во всяком случае, в свою задачу он это ставит. Кроме выработки всякого рода таких пособий, необходимо также, чтобы все дело самообразования было организовано. И вот в этом отношении, я думаю, надо обратить внимание на то, чтобы в каждом губполитпросвете был выделен партийный человек, который давал бы обращающимся к нему с вопросом по самообразованию определенные указания и советы, и не только отдельным лицам, а кружкам, потому что кружки должны вести самообразовательную работу. Как провести эту работу – вопрос чрезвычайной важности. Все вопросы, касающиеся самообразования, должны также входить в работу губполитпросвета, уполитпросвета; там должны быть выделены или ячейки, или отдельные лица, которые бы специально этим вопросом занялись.

Вопрос о самообразовании – сейчас чрезвычайно важный вопрос; на него нужно обратить сугубое внимание. То, что я говорила, имело целью лишь обратить внимание на то, что это дело должно быть организовано как можно лучше.

 

ОТВЕТЫ НА ЗАПИСКИ

 

«Как работает над собой т. Ленин? » У Владимира Ильича масса тетрадок со всевозможными выписками. Работает он очень много. Сейчас присылают наши старые архивы: там видимо-невидимо всяких записок, конспектов, заметок Владимира Ильича. Про своего казненного брата, который был естественником, он рассказывает, что последнее лето тот вставал в три часа утра для того, чтобы использовать весь дневной свет, который был ему необходим для работы с микроскопом. Он не терял ни одного дня и использовал максимум света для своих исследований. То же упорство в работе было и в работе Владимира Ильича.

«Точное распределение времени может превратить человека в машину? » Не думаю. Смотря по тому, как распределять время. Ведь каждая работа требует определенного времени. Нужно уметь разумно его распределить. Человек всегда распределяет время: на умывание, на разговоры, на то, чтобы пойти на собрание и т. д. Но вопрос в том, чтобы распределять время разумно и целесообразно, а целесообразное распределение времени сохраняет силу и энергию и как раз делает меньше всего человека машиной. Выработка определенных навыков, обычаев делает их автоматическими, таким образом, освобождает ум человека для другой работы.

«Как поступать в таких случаях, если утром нужно работать, а вечером учиться? » Конечно, если такая необходимость есть, то тут ничего не поделаешь. Надо передохнуть после работы и после отдыха начать заниматься. Часто бывает так, что на службу надо идти к 11 часам, так что до 11 часов можно кусочек времени оторвать.

«Как сочетать работу и учение, это ставит в условия напряжения силы и энергию? » .Вообще напрягать силу и энергию необходимо, без этого ничего не добьешься, но нужно напрягать целесообразно. Во-первых, надо знать меру, не перебарщивать, не перенапрягать сил. Это нецелесообразно. В каждом отдельном случае надо взвесить и посмотреть, как лучше сделать. Рабочая молодежь находится в худших условиях для самообразования, чем интеллигентская молодежь, которая не вынуждена работать, у которой больше свободного времени. Тем строже надо ей распределить свое время, если она хочет чего-нибудь добиться.

«Не предпочтительнее ли вместо единоличного самообразования организовать кружки самообразования? » Да, конечно, кружок имеет большое преимущество в смысле интересов, разговоров, обсуждения вопросов; в этом отношении кружок дает толчок мысли, импульс, возбуждает интерес. Многие в одиночку совершенно не умеют заниматься, а занимаются в кружке, где сначала предварительно обсуждается вопрос, и в кружках они гораздо плодотворнее могут работать. В настоящее время есть уже много общественно сложившейся молодежи, которая гораздо лучше работает на народе, чем в одиночку. Но нужно смотреть, чтобы кружок действительно работал. В кружке еще то преимущество, что там возможно разделение труда. Я помню один кружок, где каждому давалась книжка, а потом в кружке каждый излагал содержание, причем из этого изложения получалась определенная картина; и вместо того, чтобы прочитать 10 книг, можно было, присутствуя на таком собрании, сохранить время. Но тогда необходимо, чтобы была правильно организована работа кружка, чтобы правильно было распределение труда, чтобы часть работы выполнялась самостоятельно, потому что некоторые вещи необходимо продумать в одиночку. Необходимо, чтобы план работы был выработан, чтобы не бросались с одного предмета на другой.

«Необходимо определить роль книги в деле образования как вспомогательного средства, чтобы наши комсомольцы не обращались в книжников». Я думаю, что особенно бояться этого не приходится. Дело в том, что свободного времени будет не так много. Молодость свое берет, и потребность отнестись активно к окружающему у громадного большинства есть. Это свойство молодости. Я думаю, что большинство из комсомольцев являются людьми чрезвычайно активными, которые в силу своего темперамента и возраста будут стремиться свои знания приложить к жизни. Эти знания они будут собирать для организации жизни и потом претворять их в жизнь. Я думаю, что особой опасности здесь нет. Как раз я говорила о том, что из области знаний надо выбирать тс знания, которые важны для жизни.

Теперь последняя записка: «Каковы должны быть организационные формы постановки самообразования? Каким образом достигнуть правильного выбора книг по указанным вопросам самообразования? » Я уже говорила о пособиях, которые могут помочь выбирать книгу, а затем руководствоваться надо определенным интересом. Вдумчивое отношение приводит к тому, что каждая книга будет выдвигать новые и новые вопросы.

Конечно, и в этом деле, как и во всяком другом, нужна широкая взаимопомощь. Каждый из комсомольцев должен сознавать, что, раз у него есть определенные знания, он должен этими знаниями делиться с товарищами и помогать более слабым. Это, по-моему, одно из условий успеха работы комсомольцев. Надо определенным группам соединиться, и более сильные товарищи должны помочь более слабым.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ. СЛОВО

 

Товарищи, я, конечно, сознаю, что очень многих вопросов не коснулась в брошюре[15], но писалась она наскоро.

В том, что товарищи говорили здесь, очень много верного, и можно связать это с теми основными положениями, о которых я говорила. Например, указывалось на важность коллективной работы. Я говорила, что надо, чтобы был определенный интерес, который дал бы импульс, толчок к тому, чтобы начать читать, и в определенной области, – и это совершенно согласуется с указаниями товарищей на необходимость сначала коллективно обсудить вопрос, разжечь к нему интерес. Это совершенно верно. А что коллективная работа имеет чрезвычайно важное значение, что ее можно систематически поставить, – это тоже совершенно правильно. Тут один товарищ рассказывал, как ведется работа в кружках. Он говорил о том, как руководитель должен ее вести, а я имела в виду кружки, которые работают без руководителя. Нужно сказать, что такие кружки не могут рассчитывать на то, чтобы в каждом из них был определенный руководитель; просто более знающий товарищ может помогать менее знающему, а не особо выделяемый руководитель.

1922 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!